Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бой с Голиафом и возвышение Давида (XVII – XVIII).






При толковании этих двух глав необходимо учитывать, что текст перевода LXX намного короче, чем масоретский. В греческой версии отсутствуют 39 стихов: XVII, 12-31, 41, 48b, 50, 55-58; XVIII, 1-6, 10-11, 12b, 17-19, 21b, 29b-30. Библеисты считают, что краткая версия LXX выступает как самостоятельная художественная единица и отражает определенный древний источник, тогда как те добавления, которые присутствуют в МТ, взяты из другого источника, причем редактор МТ, соединивший эти два предания, не учел того обстоятельства, что наложение этих двух источников друг на друга создает противоречия. Особенно бросается в глаза XVII, 55-58, где Саул спрашивает о том, кто такой Давид, хотя в конце предыдущей главы говорилось, что Давид прежде был представлен царю и даже стал одним из его оруженосцев (XVI, 21). Также Давид дважды становится военачальником в армии Саула (XVIII, 5, 13), в двух случаях Саул предлагает ему жениться на одной из дочерей.[14]

Итак, филистимляне, узнав о душевной болезни Саула, вновь начали военные действия против евреев. В этот раз битва произошла на западе территории, населенной коленом Иуды. Войска расположились на возвышенностях, так что преимущество в случае нападения одной из сторон имела бы обороняющаяся сторона. Поэтому обе армии долго находились в напряженном выжидательном положении, не решаясь начать битву. В это время филистимлянам пришла мысль решить исход противостояния одним поединком двух богатырей-единоборцев, тем более что в победе своего великана Голиафа[15] они не сомневались. Голиаф должен был доказать превосходство филистимских богов. Следует отметить, что Саул также был высокого роста и обладал физической мощью, однако он испугался Голиафа вместе с остальными израильтянами. Конечно, Саул не был обязан непременно сам принять участие в единоборстве, он мог выставить кого-либо из своих воинов. Однако так как этого не случилось и прошло очень много времени, то Саулу следовало самому принять вызов. Он этого не сделал и потому Израилю нужен был новый вождь.

Таким образом, в повествовании вновь появляется Давид. Он принимает брошенный Голиафом вызов, причем главную роль в принятии вызова сыграло не стремление Давида к богатству и славе, а желание снять поношение с Израиля и прославить Своего Бога (26 ст.). Тем самым Давид в этой битве стал истинным вождем Израиля. Саул, когда узнал о решении Давида, облачил его в свои доспехи. Несомненно, что царские доспехи имели особый вид, и если бы Давид вышел, облачившись в доспехи царя, то народ мог принять его за Саула, а вероятность такой ошибки казалась Саулу реальной. Однако Давида эти доспехи не подошли (по причине разницы физических данных Давида и Саула), и в этом также следует видеть промысл Божий. Давиду предстояло победить чудесным образом, так как ему помогал Господь. Давид называет Господа «Богом воинств израильских» и уповает не на собственные возможности, а на силу и помощь Яхве.

Он берет с собой пращу, которая была оружием пастухов, и несколько камней. В Суд. XX, 16 говорится, что необычайной меткостью в метании из пращи славились вениамитяне. Следовательно, в Израиле это искусство было развито. Действительно, праща[16] была грозным оружием, и у опытных метателей камни летели с огромной скоростью (≈ 45 м/с) на расстояние около 180 м, а сами метательные камни были размером с кулак. Очевидно, что Давид своим броском попал в один из уязвимых участков головы Голиафа, вследствие чего противник потерял сознание. Это позволило Давиду подбежать, вынуть из ножен меч Голиафа и поразить пребывающего без сознания врага.

Подвиг Давида стал началом грандиозной победы израильтян, вследствие которой филистимляне были изгнаны с территории Израиля.

XVIII. Возвышение Давида. 1. В качестве награды Саул поставляет Давида начальником над одним из отрядов и, согласно своему обещанию, выдает за него свою дочь. При этом выкуп за невесту требуется весьма оригинальный: Саул хочет, чтобы Давид принес ему 100 краеобрезаний филистимлян. Как говорит священный автор, выдвигая это требование, Саул надеялся, что Давид погибнет, добывая такой «выкуп». Но почему требуются именно краеобрезания? Дело в том, что на древнем Ближнем Востоке подсчет убитых нередко производили по каким-нибудь частям тела, например, отсеченным кистям рук (Суд. VIII, 6) или отрубленным головам (4 Цар. X, 6-8). Саул же потребовал принести именно краеобрезания, чтобы убедиться в том, что убиты были именно филистимляне. 2. Ионафан, сын Саула, дарит Давиду «верхнюю одежду», т. е. свое царское платье. Видимо, Ионафан как наследник носил особую одежду, и дарение этого платья Давиду означало готовность Ионафана уступить Давиду свои права на престол Израиля.

3. Женщины Израиля воспевают особую песнь, в которой говорится, что Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч. Буквально в этой песне не было унижения Саула, но ее основная мысль такова: вместе Саул и Давид составляют грозную силу, вместе они победили большое количество врагов. Однако Саулу стало ясно, что популярность Давида делала его возможным соперником Саула, если бы сам Давид этого захотел. Потому Саул стал искать возможности избавиться от опасного соперника и претендента на престол. Открыто это невозможно было сделать и потому царь сначала ищет другие пути; в частности, он хочет погубить Давида руками филистимлян. Таким образом, возгласы женщин в честь победы Давида открывают первый большой период в его жизни: период испытаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.