Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Войны царя Саула и его отвержение Богом (XIII – XV).






Большая часть царствования Саула при­шлась на войны. Главными врагами были филистимляне, и в главах XIII и XIV расска­зывается об успехах Саула в борьбе про­тив них. В главе XV отмечены подробности победы над более мелким врагом, амаликитянами. Другие военные кампании упо­мянуты в XIV, 47, но подробного описания их не дано. Из этих глав мы узнаем об очень успешном начале царствования Саула, о том, что он «освободил» Израиль от его вра­гов (XIV, 48).

И все же они заканчиваются мрачной и грозной нотой: Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем (XV, 35). В гла­вах XIII – XV мы читаем не только о противо­стоянии врагу, но и о личном конфликте между Саулом и другими израильтянами. В главе XIV Саул готов был убить собствен­ного сына, затем рассорился со своим вой­ском. Более серьезная ситуация возника­ет в главах XIII и XV, когда Саул допустил прегрешение против Самуила, который говорил от имени Бога. В результате становится ясно, что хотя Саул и выигрывал битвы с врагами, но не был подходящим человеком на роль правителя.

Конечно, среди причин падения авторитета Саула можно выделить и естественные. Библейский рассказ изображает царя, поступавшего так, как любой правитель: он организовал армию и хо­тел установить в стране что-то вроде централизованной власти, но именно поэтому лишился популярности, первоначально приведшей его к власти. Преобразование свободной конфедерации племен в еди­ное государство – отнюдь не легкая задача, а Саул не обладал необхо­димыми для этого навыками дипломата. Хотя Саул и не соблазнился теми проявлениями роскоши, на которые претендо­вали другие цари его времени, хотя его штаб-квартира в Гиве отнюдь не напоминала дворец, он все же отдалился от своего народа. Профессиональная армия хранила верность не союзу племен, а своему главнокомандующему – Саулу. Поскольку у Саула не было личных средств для содержания армии, эти расходы ложились на самих изра­ильтян. В Ветхом Завете не содержится сведений о налоге, введенном Саулом, но историки предполагают, что какую-то дань он вынужден был потребовать с народа. Вероятно, именно из-за финансовых затруднений Саул пренебрег ука­занием Самуила относительно того, как следовало поступить с имуще­ством разбитых им амаликитян (см. 1 Цар. XV, 1-35).

В то же время в Библии представлена духовная причина отвержения Саула. Главы XIII – XV ясно пока­зывают, что с Божьей точки зрения Саул не был верен своему призванию, ибо Сам Бог избрал его на царство. Основная при­чина заключается в отказе Саула подчиниться повелениям Бога, переданным че­рез пророка Самуила. Бог не бу­дет благословлять царя Израиля, который ставит себя выше пророков, поставлен­ных Богом.

XIII, 1-7. Подготовка к битве с филистимлянами. Саул выбрал себе людей, чтобы организовать постоянную армию, готовую к военным действиям. У израильтян не было хоро­шего вооружения (см.: ст. 22), поэтому нет ничего удивительного в том, что армия ста­ла разбегаться. Из 2 тысяч человек с Сау­лом остались всего 600 (15). Но у Саула было одно преимущество: ему нужно бы­ло выполнить повеление Господа и его послушание могло полностью изменить безнадежную ситуацию. Согласно этому повелению, он должен был пойти в Галгал и ждать там Самуила (X, 8). Поэтому Саул отправился в Галгал (4) и находился еще там в полной готовности к действию (7).

XIII, 8-14. Самуил упрекает Саула, так как в по­следнюю минуту Саул нарушил предпи­сания Самуила. С одной стороны, действия Саула можно объяснить тем, что военная обстановка была слишком кри­тической (воины разбегались), а Самуил запаздывал. Однако ясно, что Самуил за­держался лишь ненамного, придя чуть поз­же того времени, на которое рассчитывал Саул. Важно отметить, что Самуил упрекал Саула не столько за то, что тот взял на себя священничес­кие обязанности, сколько за то, что он не подчинился воле Божией. Самуил обещал принести жертвы, что было необхо­димо перед предстоящей битвой, а также дать Саулу определенные повеления отно­сительно ведения боя. Но Саул решил, что он сам может справиться с обеими задача­ми. Его преступление может показаться нам незначительным, но суть его заключалась в испытании: подчинится ли новый царь пророку или станет превозноситься над ним? Пророк говорил и действовал от име­ни Бога, и Саул одним необдуманным сво­им действием доказал, что не считает себя связанным Божьими повелениями и пред­писаниями. Это непослушание стоило дому Саула потери царства (14). Теперь Бог пе­редает его право престолонаследия друго­му человеку, мужу по сердцу Своему, т. е. «такому человеку, которого Он выберет Сам». Здесь имеется в виду Давид, который появится в нашей истории в 16 главе. Нельзя сказать, что Давид был без­грешнее Саула, но он всегда повиновался повелениям пророков, сказанным от лица Господа.

XIV. Битва с филистимлянами и подвиг Ионафана. Никто не надеялся на победу Израиля, учитывая все те трудности, о которых уже было сказано в предыдущей главе. Однако ситуация из­менилась коренным образом. Две причи­ны послужили этому: во-первых, смелость и дерзновение Ионафана, а во-вторых, воля Божья даровать Израилю победу. Как заметил сам Ионафан, для Господа нетруд­но спасти Израиль. В стихах 15-19 описывается ужас, охвативший филистимлян. Эта паника в стане врага последовала за внезапным по­явлением Ионафана. В лагере же Саула все пребывали в недоумении. Наконец Саул решил обратиться к Богу (18), но, по­скольку обстановка менялась очень быст­ро, он тут же изменил свое решение. Та­ким образом библейский автор подчерки­вает тот факт, что победа была одержана Самим Богом (15, 23). Саул принял учас­тие в преследовании бегущих филистим­лян, хотя мало понимал, что происходит вокруг него.

XV, 1-35. Война с амаликитянами и окончательное отвержение Са­ула. В этой главе автор стремится подтвер­дить непослушание Саула гласу Бога и засвидетельствовать отвержение его Бо­гом. Саул через Самуила получил совер­шенно ясные предписания. Он выполнил их лишь отчасти и не видел большого пре­ступления в непослушании. Из стиха 24 видно, что Саул прекрасно осознавал, что делал (объясняются мотивы его поступка). Но он дважды солгал (13, 20), притво­рившись, что точно выполнил получен­ные указания. Наконец, он был вынужден признаться в содеянном и покаяться в том, что согрешил, ибо преступил повеление Гос­пода. В итоге последовало окончательное отверже­ние Саула Богом и бесповоротный разрыв его с Самуилом.

Пророк от имени Господа повелел по­разить Амалика и истребить все, что у него (3), то есть предать заклятию. Такая религи­озная клятва о полном уничтожении ис­пользовалась не часто даже во время войны, для ее применения всегда имелись особые причины. Нечестивые люди должны были быть уничтожены как угро­за вместе со всем своим имуществом и как «заклятие» отданы Богу; в определенном смысле убий­ство людей и животных считалось посвящением их Богу. Причиной нару­шения такого «заклятия» всегда была жад­ность и корысть, а не доброта (9, 19).

Здесь очень важно по­нять, что у Саула не было никакого состра­дания к поверженному врагу. Захваченный в качестве добычи скот явно возбудил ко­рысть воинов и, вероятно, самого Саула. Не совсем ясно, почему Саул пощадил Агага; возможно, он видел в этом определенную политическую или финан­совую выгоду и надеялся пойти на какую-то сделку с другими амаликитянами. Таким образом, дело в том (так видит это библейский автор), что царь израильский не повиновался Божьей воле и Его прика­зу, отданному через пророка. Послуша­ние – главная добродетель (22), Саул же проявил непокорность (23).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.