Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль педагогических технологий в процессе преподавания дисциплины «Правоведение».

Инновации в правовом образовании.

Современная система подготовки требует обновления содержания и повышения качества их образования с учетом требований времени на базе новых педагогических и информационных технологий, практической направленности правового обучения и воспитания. Для выполнения данных требований в настоящее время на образовательные учреждения возлагаются определенные обязательства в плане совершенствования организационного и методического обеспечения процесса общеправовой подготовки обучающихся, внедрения инновационных образовательных технологий, новых концепций и методик обучения и воспитания, новых технологий социализации, способствующих повышению качества правового образования будущих педагогов, изменению отношения субъектов учебного процесса и развитию их способностей, усвоению обучающимися социально-культурного опыта.

Понятие «инновация» (от лат. innovation) имеет латинские корни и переводится как обновление, изменение, нововведение, новшество, а также как процесс введения этого новшества в практику. В психолого-педагогической литературе понятие «инновация» определяется исследователями как нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение их эффективности, а также создание, распространение и использование педагогических новшеств (например, технологий), цель которых определяется возникновением качественно новых социальных потребностей и интересов людей, а также необходимостью их удовлетворения более совершенными средствами.

Многими педагогами, психологами и методистами обосновывается необходимость понимания «педагогической инновации» как процесса внедрения и развития научно обоснованного нововведения в образовательную систему учебного заведения с целью ее совершенствования в контексте создания эффективных условий для личностного роста субъектов педагогического процесса. Внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс приводит к изменению психологического климата в учебном заведении на основе идей сотрудничества, появлению оригинальных педагогических систем, связанных с развивающим, активным обучением. Распространение и развитие данных инноваций является условием превращения педагогической деятельности из «регламентированно-шаблонной» в творческую.

Как известно, у инновации 2 стороны: предметная и процессуальная (пути и способы создания, распространения, освоения, изменения нового), определяющая функционирование инновационной технологической деятельности. Процессуальная сторона инновации подразумевает, что в основе любой педагогической технологии (как социальной технологии) лежит коллективное технологическое взаимодействие в форме трудовой деятельности, которая независимо от формы осуществления определяется целью, характером операций, предметом, средствами и результатом.

Сущность педагогической технологии как формы осуществления педагогического процесса заключается в организации передачи новым поколениям накопленного социального опыта и культурных ценностей. Данный процесс осуществляется посредством введения педагогических инноваций в образовательный процесс, в результате которого происходят определенные изменения личностных качеств его участников, определяемые заранее установленными дидактическими целями.

В международных изданиях, посвященных проблемам внедрения педагогической технологии, можно обнаружить ее понимание как исследования с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации учебно-воспитательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, конструирования и применения приемов и средств, а также посредством оценки применяемых методов.

В целом, технология, применяемая в педагогике, рассматривается исследователями с трех взаимодополняющих друг друга точек зрения:

- как синоним понятий «методика» и «форма организации обучения», т.е. как современная педагогическая деятельность по организации учебного процесса; разработка и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники;

- как наука о способах воздействия педагога на учащегося в процессе обучения с применением необходимой для конкретной педагогической системы комплекса форм, методов и средств;

- как совокупность стратегий и моделей, теорий их применения, совокупность и последовательность средств, методов и процессов (организационно-методического инструментария педагогического процесса), используемых для достижения педагогических целей и позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Современные инновационные технологии направлены на максимальное приближение к практике процесса передачи знаний и ориентацию учебного процесса на позитивные изменения стиля мышления преподавателя и обучаемого. Инновационная педагогическая технология – это система разработки и практического применения в соответствии с проектируемыми образовательными целями научно-обоснованных нововведений (содержания, форм, методов и средств обучения, воспитания и развития), гарантирующих эффективное их достижение. При этом результат воспроизведения и тиражирования инновационной педагогической технологии должен быть аналогичным относительно результата, полученного путем первичного апробирования предложенной для внедрения в образовательный процесс технологии.

На сегодняшний день существуют и другие понятия, характеризующие процесс конструирования учебного процесса и касающиеся какой-то одной из его составляющих, такие как: методика преподавания, методы обучения и др.

«Технология обучения» рассматривается как способ реализации содержания обучения, предусмотренный учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей и результата. При этом в качестве «форм» обучения или видов учебных занятий выступают устойчивые способы организации учебной деятельности участников педагогического процесса, направленные на овладение обучающимися системой знаний, умений и навыков, на воспитание и развитие их личностных качеств в процессе обучения. Под «методами» обучения понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным достижением образовательного, воспитательного и развивающего эффекта, а под «средствами» – специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.

Из приведенных выше определений, можно выделить наиболее существенные признаки (диагностическое целеобразование, результативность, проектированность, целостность, управляемость) и основные характеристики технологии обучения, используемой в педагогической деятельности:

- она является частью целостной педагогической системы, предусматривающей диагностичность (критерии и инструментарий измерения результатов деятельности субъектов образовательного процесса) и возможность коррекции процесса обучения;

- представляет собой особую совокупность методов, форм и средств обучения, обеспечивающих устойчивость процесса гарантированного достижения ожидаемых результатов и поставленной дидактической цели обучения, в соответствии с которой она реализуется;

- предполагает оптимизацию учебного процесса, обеспечение планируемых результатов обучения при минимуме затрачиваемых на это ресурсов (трудовых, временных и т.д.);

- в ее основу положена конкретная деятельность субъектов образовательных отношений с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса и личности обучаемого.

Необходимость проектирования инновационных педагогических технологий возникает в результате появления новых потребностей практики, обусловленных научными открытиями и результатами научных исследований. Разработка технологии начинается с возникновения практической проблемы (противоречия), которую необходимо разрешить, и включает в себя такие основные элементы: осознание дидактических целей, содержания, применения комплекса средств и методов активизации познавательной деятельности построение из них определенных операций, в которых удается проектировать взаимодействия педагога и обучаемого. Кроме того, необходимы - знание исходного уровня объектов и субъектов обучения, методика оценки качества, умение моделировать образовательный процесс и системное использование мотивационных факторов.

Разработка современных технологий осуществляется в соответствии со следующими принципами: принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему; принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей; принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на механизмы самоорганизации и саморегуляции соответствующих педагогических систем; принцип адаптации процесса обучения к личности студента и его познавательным способностям и другие принципы.

Педагогическая технология как целостная система, охватывающая все стороны разработки системы обучения в высшей школе, должна иметь диагностические цели и способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в педагогическую практику, обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе, создавать возможность для индивидуализации и персонализации обучения студентов, учитывающего их познавательные способности, мотивацию и личностные предпочтения, выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы знаний, «обеспечивать достижение конечного результата с точностью не менее 70 % (от требуемого уровня)», а также отвечать другим принципиальным требованиям.

Предмет педагогической технологии в образовательном учреждении - конструирование систем образования, общекультурной и профессиональной подготовки личности. Организация учебно-воспитательном процесса общеправовой подготовки с использованием инновационных образовательных технологий позволяет проектировать цели, содержание и средства общеправового обучения, достигать требуемого качества правового образования, создавать условия для оптимизации учебной деятельности студентов, для их творческой самореализации, а также повышать эффективность данной подготовки в учебном заведении.

К особенностям применения инновационных образовательных технологии в процессе общеправовой подготовки следует отнести:

Во-первых, обучающийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности, благодаря тому, что ставиться в условия, побуждающие его к самостоятельному поиску способов решения поставленных учебных социально-правовых задач (ситуаций), получению правовых знаний и умений (проблемно-исследовательской деятельности).

Во-вторых, в процессе преподавания дисциплины «Правоведение» наиболее целесообразным является реализация таких инновационных технологий, которые основаны на формировании механизмов мышления, творческих и рефлексивных способностей обучающихся. Мыслительные и рефлексивные механизмы позволяют ему далее самореализовываться, заниматься правовым самообразованием, делают его более способным к профессиональной и личной жизнедеятельности, обеспечивают эффективность его правовой социализации в обществе.

В-третьих, инновационные технологии строятся таким образом, чтобы в ходе их реализации учебная ситуация, посредством которой происходит правовое обучение и воспитание обучающегося, становилась для студента личностно значимой, дополняющей его социально-правовой опыт. Они создаются условия для самостоятельного овладения правовыми знаниями, формирования правовых умений и навыков.

Сегодня появились новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. При этом в системе инновационных подходов педагогами используются в рамках основных (базовых) технологий обучения (например, коммуникативной, игровой) активные и интерактивные формы и методы обучения: тренинг «мозговой штурм» групповые дискуссии и диспуты, имитационно-ролевые и деловые игры (прием на работу, подача искового заявления и др.), эвристическая беседа, мини социологический опрос и т.д., активные проблемно - деятельностные формы и методы (рассмотрение форм гражданских сделок в различных ситуациях, объяснение значения, анализ нравственных и политико-правовых явлений и ситуаций, работа с юридическими документами, моделирование ситуаций из конкретной практики, исследовательско-поисковые задания и решение практических задач по правовой тематике; ролевой тренинг и другие.

В качестве традиционных методов обучения педагогами в образовательном процессе чаще всего используется информационно-рецептивный метод – передача информации, организация действий обучающегося в процессе изучения материала, метод проблемного изложения – постановка проблемы, раскрытие ее содержания, поиски путей решения, эвристический – постановка проблемы, составление заданий, поэтапное их решение (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Таким образом, проанализировав цели и задачи активных и интерактивных методов и форм обучения, можно сделать вывод, что их внедрение в учебно-воспитательный процесс позволяют повысить качество правового образования, перейти от информационно-репродуктивного уровня правового обучения к активному и творческому личностно-ориентированному общеправовому обучению, способствуя, тем самым, повышению эффективности общеправовой подготовки личности.

Центральная задача, которую необходимо решить в рамках изменения самой концепции правового образования будущих педагогов, заключается в поиске таких образовательных технологий, которые позволили бы ему занять позицию самостоятельного и ответственного субъекта обучения и воспитания, развивать самостоятельность его правового мышления, творческие и рефлексивные способности, а также помогли бы затронуть эмоциональные структуры личности студента педвуза посредством активного соучастия и сопереживания в учебных ситуациях, проектируемых в процессе общеправовой подготовки. Каждая из технологических стратегий, которые в педагогической практике используются достаточно давно, может в большей степени увеличивать эффективность формирования и развития небольшого количества компетенций, выражающихся в четко диагностируемых критериях. К таким технологиям относятся: технология проблемного обучения, которая формирует конкретные компетенции решения проблемных задач в различных предметных областях; технология модульного обучения, представляющая собой совокупность содержания, форм, методов и средств воспитывающего обучения, заданного в режиме развития, которая обеспечивает оптимизацию социального роста субъектов образовательного процесса и другие.

Поэтому, в целях повышения эффективности общеправовой подготовки важно, прежде всего, определиться с приоритетами в области образовательных технологий и технологий обучения с учетом поставленных целей и задач правового образования, интересов личности студента, необходимости развития его креативного потенциала, а также трудностей, преодолению которых способствуют технологии (сжатые сроки общеправовой подготовки, снижающие ее эффективность и качество правового образования, а также другие трудности).

С развитием прогрессивных идей и выдвижением на первый план принципов личностно-ориентированного обучения в системе высшего педагогического образования активизируются попытки педагогов высшей школы найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильное достижение большинством обучающихся поставленных образовательных целей, необходимых результатов образования, разрабатываются инновационные личностно ориентированные технологии.

Особенностью личностно ориентированных технологий является их направленность на самораскрытие личности обучаемого, постановка его в центр образовательной системы, обеспечение развития его личностного потенциала с опорой на индивидуальные способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, создание определенных условий для творческого саморазвития личности. Теория личностно ориентированного подхода разработана рядом ученых, характеризующих обучение через категории субъекта, свободы, саморазвития, целостности, диалога, игры как форм самопроявления личности.

Под личностно ориентированными образовательными технологиями современными педагогами, психологами и методологами понимается функционирование личностных, инструментальных и методических форм, методов и средств, направленных на достижение педагогической цели, на создание условий для активизации обучаемых, на предоставление студентам возможности избирать технологические способы, соответствующие их субъективному опыту, достижению личностных потребностей и дающих возможность контролировать и оценивать собственные достижения, на реализацию учебного процесса и профессиональной подготовки студентов высшей школы при максимально комфортных для них условиях.

Условием реализации данной технологии выступает создание в образовательном учредждении, в частности в рамках преподавания отдельных дисциплин, культурно-развивающей среды (культурного социума), в которой личность получает возможность реализоваться как субъект культуры.

Важнейшей процессуальной характеристикой личностно-ориентированного образования является учебная ситуация, конструирование которой предполагает использование 3-х базовых технологий:

- представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач (технология задачного подхода);

- усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъективно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога);

- имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания (технология имитационных игр).

Данные технологии образуют «базовый технологический комплекс личностно-ориентированного обучения (задача – диалог - игра)».

Внедрение личностно-ориентированных педагогических технологий в процесс общеправовой подготовки должно способствовать раскрытию субъективного опыта личности, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, овладению умениями самообразования. Данным требованиям отвечают образовательные технологии практической направленности, представляющие собой опыт реализации базовых технологий в процессе общеправовой подготовки студентов педвуза, рассмотрение и использование которых в учебно-воспитательном процессе приведет к повышению его эффективности и повышению качества правового образования в целом.

Исследование показало, что среди разнообразных технологических направлений в образовании наиболее адекватными цели повышения качества правового образования, являются инновационные «метакогнитивные» технологии, формирующие культуру и самостоятельность мышления, направленные на развитие интеллектуальных умений и усиливающие рефлексивные механизмы образовательной деятельности. Эти технологии объединены в поисковые модели обучения и являются рефлексивными, так как основаны на продуктивной деятельности обучаемых в ходе решения проблем и на личностных механизмах мышления (осознание, самокритика, самооценка, самоанализ личности и ее деятельности).

Наиболее популярными и эффективными в настоящее время являются следующие «метакогнитивные» технологии: технология «проблемно-рефлексивного подхода» (проектный метод) и «технология развития критического мышления». Их цели соответствуют целям образования на современном этапе, а их внедрение обеспечивает формирование интеллектуальных качеств личности, предоставляет субъектам образовательного процесса способы работы с информацией и методы организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного пространства. Данные технологии являются личностно-ориентированными, так как они в полной мере стимулируют личностную, учебную и будущую практическую деятельность учеников через переосмысление и изменение субъективного правового опыта личности на основе ее рефлексивной деятельности в процессе общеправовой подготовки.

Таким образом, использование образовательных технологий, основанных на культурологическом, личностно-ориентированном подходе и принципах диалогизации, проблематизации, персонализации и индивидуализации, способствует развитию личностной (в том числе правовой) компетентности, социально-правовому развитию и правовой социализации обучающихся в обществе, оптимизации учебно-воспитательного процесса, реализации концепции личностно-ориентированного образования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обновленый порядок проведения индексации и алгоритм работы бухгалтерской службы в декабре 2015 года | Игровая технология.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.