Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы практических занятий






Раздел 1. Введение

Тема 1. Введение в античную культуру, территориальные и хронологические границы древних культур.

Цель: ознакомление с наиболее характерными чертами античной культуры, уяснение ее места среди других культур.

Вопросы к теме:

1. Что такое античность?

2. Какие особенности античного менталитета вам известны?

3. Каково место античной культуры в мировой культуре?

 

Тема 2. Основные этапы развития истории и культуры Древней Греции, выдающиеся деятели, представляющие эту культуру.

Цель: изучение географического положения Греции, основных этапов ее истории, биографий великих греков.

Вопросы к теме:

1. Что представлял собой древнегреческий полис?

2. Из-за чего велись греко-персидские войны, пелопонесская война?

3. Что представляла собой эпоха эллинизма?

 

Тема 3. Греческая мифология и литература.

Цель: ознакомление с основными циклами древнегреческих мифов, культов; знакомство с творчеством древнегреческих поэтов, в том числе, комедиографов, трагиков, а также историков, ораторов, философов.

Вопросы к теме:

1. В чем отличие и сходство Гомера и Гесиода?

2. Каково происхождение древнегреческой комедии и трагедии?

3. Что представляет собой александрийская поэзия?

 

Тема 4. Основные этапы развития истории и культуры Древнего Рима, выдающиеся деятели, представляющие эту культуру.

Цель: изучение географического положения Рима, основных этапов его истории, ознакомление с древнеримской религией, римским правом, биографией великих римлян.

Вопросы к теме:

1. В чем заключались особенности древнеримской религии?

2. Что представлял собой принципат?

3. В чем язычники обвиняли христиан и почему?

 

Тема 5. Римская литература.

Цель: знакомство с творчеством римских комедиографов, философов, лирических и эпических поэтов, историков, ораторов, представителей африканской литературы II века.

Вопросы к теме:

1. В чем отличие между римской и древнегреческой комедии?

2. Что представляла собой римская философия?

3. В чем заключаются особенности африканской литературы второго века?

 

Тема 6. Античное искусство и наука; религия, образование и различные стороны повседневной жизни народов – носителей древних культур.

Цель: получение представления об античной архитектуре, музыке, скульптуре; астрономии, географии, истории, математике и механике, медицине; о религиозных воззрениях древних греков и римлян; об образовании, быте и нравах афинян в сравнении со спартанцами.

Вопросы к теме:

1. В чем заслуга древнегреческих ученых?

2. В чем заключаются особенности античной науки?

3. В чем заслуга древнегреческих скульпторов и архитекторов?

 

Тема 7. Происхождение индоиранских племен.

Цель: изучение географического положения Скифии, Ирана и Индии; получение представления о древнеиндийском эпосе и ведийском комплексе.

Вопросы к теме:

1. Что представляет собой ведийский комплекс?

2. Где находилась прародина индоиранских племен?

3. Кто донес до нас сведения о скифских преданиях?

 

Раздел 2.Древние языки

Тема 8. Древнееврейский язык.

Цель: получение представления об иврите и созданных на нем литературных памятниках.

Вопросы к теме:

1. Какие языки относятся к семитским?

2. Каковы древнееврейские основные литературные памятники?

3. Какие гебраизмы вам известны?

 

Тема 9. Индоевропейские языки: место древних языков в классификации языков мира, их роль в дальнейшем языковом развитии народов мира.

Цель: получение представления об основных группах индоевропейских языков, о законах их развития, о влиянии древнегреческого и латинского на современные языки.

Вопросы к теме:

1. Какие языки относятся к индоевропейским?

2. Когда произошло разделение индоевропейского единства?

3. В чем проявляется родство индоевропейских языков?

 

Тема 10. Старославянский язык.

Цель: получение представления о старославянском языке и истории его создания.

Вопросы к теме:

1. Когда и как был создан старославянский язык?

2. В чем отличие старославянского от церковнославянского?

3. Какие славянизмы вам известны?

 

Тема 11. Древнегреческий язык.

Цель: получение представления о древнегреческом языке, выучить греческий алфавит, научиться правильно читать греческие слова.

Вопросы к теме:

1. Что представляло собой линейное письмо Б?

2. Какие диалекты древнегреческого языка вам известны?

3. Какие грецизмы вам известны?

 

Раздел 3. Латинский язык

 

Тема 12. История языка. Фонетика.

Цель: получение представления о латинском языке; выучить алфавит, научиться читать латинские слова, объясняя постановку в них ударения.

Вопросы к теме:

1. Какие языки, кроме латинского, относятся к италийским?

2. Что представляют собой диграфы?

3. Какие слоги являются долгими?

 

Тема 13. Введение в глагольную систему.

Цель: изучение четырех спряжений латинского глагола, приобретение умения спрягать глаголы (в том числе, глагол esse) в императиве и индикативе.

Вопросы к теме:

1. Что представляют собой тематические гласные?

2. Какие наклонения латинского языка вам известны?

3. В чем отличие спряжение глагола esse от других глаголов?

 

Тема 14. Пять склонений.

Цель: изучение пяти склонений существительных; приобретение умения образовывать все падежные формы слов и узнавать падежные формы в тексте.

Вопросы к теме:

1. Как определить принадлежность существительного к тому или иному склонению?

2. Какие значения имеет аблатив?

3. Как определить род существительного?

 

Тема 15. Глагольная система; сведения о грамматической системе древних языков в сопоставлении с системами русского и изучаемых современных иностранных языков.

Цель: изучение системы инфекта и перфекта; приобретение умения образовывать формы всех лиц и чисел любого из шести времен и двух залогов; приобретения навыков перевода на русский язык латинских глаголов;

Вопросы к теме:

1. Что представляет собой супин?

2. Сколько существует глагольных основ в латинском языке?

3. С помощью каких суффиксов образуется будущее первое?

 

Тема 16. Местоимения.

Цель: изучение всех видов латинских местоимений.

Вопросы к теме:

1. В чем заключаются особенности склонения местоимений?

2. При склонении каких местоимений используются супплетивные формы?

3. В чем заключаются отличия вопросительных местоимений от относительных?

 

Тема 17. Степени сравнения.

Цель: изучение степеней сравнения прилагательных, их образования, склонения и употреблении я в языке; изучение наречий.

Вопросы к теме:

1. Какие способы образования превосходной степени прилагательных вам известны?

2. Какие падежи обычно используются при сравнительной и превосходной степени?

3. Сколько прилагательных образует супплетивные степени сравнения?

 

Тема 18. Неправильные глаголы.

Цель: знакомство с глаголами sum, eo, volo, fero и их производными.

Вопросы к теме:

1. В чем особенность спряжения глагола ео?

2. В чем особенность спряжения глагола nolo?

3. В чем особенность спряжения глагола fero?

 

Тема 19. Числительные.

Цель: изучение латинских числительных; сопоставление с числительными в других языках.

Вопросы к теме:

1. В чем особенности склонения количественных числительных?

2. Что представляют собой разделительные числительные?

3. В чем отличие употребления количественных в латинском языке от употребления их в русском?

 

Тема 20. Инфинитивные обороты.

Цель: изучение синтаксических оборотов аccusativus cum infinitivo и nominativus cum infinitivo.

Вопросы к теме:

1. В чем сходство и отличие алгоритмов перевода двух инфинитивных оборотов?

2. Каким конструкциям соответствуют латинские инфинитивные обороты в современных языках?

3. Какова структура латинских инфинитивных оборотов?

 

Тема 21. Самостоятельный аблатив.

Цель: изучение синтаксического оборота аblativus absolutus как «сложное обстоятельство», его структура, алгоритм перевода и сопоставление с похожими структурами в современных языках.

Вопросы к теме:

1. Какова структура оборота аblativus absolutus?

2. Каков алгоритм перевода оборота аblativus absolutus?

3. В чем сходство между алгоритмами перевода аccusativus cum infinitivo и аblativus absolutus?

 

 

Тема 22. Конъюнктив.

Цель: изучение латинского конъюнктива и его употребления в языке.

Вопросы к теме:

1. Что представляет собой конъюнктив?

2. Что представляет собой attractio modi?

3. В каких случаях в латинском языке употребляется конъюнктив?

 

Тема 23. Герундий и герундив.

Цель: изучение герундива и герундия и их употребления в языке.

Вопросы к теме:

1. Что представляют собой герундий и герундив?

2. В каких случаях в латинском языке употребляется герундив?

3. Как переводится герундивный оборот?

 

Тема 24. Описательное спряжение.

Цель: изучение активного и пассивного описательного спряжения.

Вопросы к теме:

1. Что представляет собой описательное спряжение?

2. Как переводится описательное спряжение на русский язык?

3. В каких случаях встречается сочетание причастия будущего времени и глагола esse?

 

Раздел 4. Лексика

Тема 25. Лексический минимум: роль древних языков в формировании лексического тезауруса современных языков – родственных древнему или имеющих с ним исторические и культурные связи.

Цель: изучение 250 наиболее используемых в литературных произведениях латинских слов.

Вопросы к теме:

1. Что представляет собой словарная статья по латинскому существительному?

2. Что представляет собой словарная статья по латинскому прилагательному?

3. Что представляет собой словарная статья по латинскому глаголу?

 

Тема 26. Латинские «крылатые слова» и авторы: элементарные навыки чтения, грамматического анализа и перевода древних текстов.

Цель: изучение 25-ти латинских «крылатых слов».

Вопросы к теме:

1. Какие синтаксические обороты встречаются в представленных изречениях?

2. К какому жанру могут относиться подобные фразы?

3. В какой ситуации можно использовать подобные фразы?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.