Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль органов ООН в предупреждении геноцида.






Однако Совет Безопасности не смог предотвратить геноцид в Руанде, Косово. Проблема рассмотрения или не рассмотрения какой-либо ситуации Советом Безопасности, проблема принятия им мер по предупреждению геноцида не решена. В связи с этим высказывались радикальные предложения о том, чтобы в случае бездействия Совета Безопасности наделить альтернативными полномочиями Генеральную Ассамблею. Совету Безопасности предлагалось принять Кодекс поведения (Code of conduct), в соответствии с которым постоянные члены Совета брали бы на себя обязательства воздерживаться от использования права вето в ситуациях геноцида и крупномасштабных нарушений прав человека. Предлагалось ввести систему показательного голосования (indicative voting)[28]. В настоящее время вопрос остаётся открытым.

Существенные меры по предупреждению геноцида были разработаны в 2004 г.: план действий из пяти пунктов по предупреждению геноцида, предложенный Генеральным Секретарём, учреждение мандата Специального советника по предупреждению геноцида.

План действий из пяти пунктов по предупреждению геноцида, представленный в докладе Генерального секретаря в 7 апреля 2004 заключается в следующем: а)предотвращение вооруженных конфликтов (доклад Генерального секретаря о прогрессе в области предотвращения вооруженных конфликтов); b) защита гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта (шестой доклад Генерального секретаря о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте); с) пресечение безнаказанности путем принятия судебных мер как в национальных, так и в международных судах (доклад Генерального секретаря «Объединение наших преимуществ: активизация усилий Организации Объединенных Наций по содействию верховенству права»); d) раннее и четкое предупреждение о ситуациях, которые потенциально могли бы перерастать в геноцид, и расширение возможностей Организации Объединенных Наций в области анализа и управления информацией; е) оперативные и решительные действия по последовательной схеме мер[29].

Среди способов предупреждения геноцида можно назвать: дипломатические инициативы (услуги посредника и добрые услуги, превентивная дипломатия), невоенные санкции (эмбарго на поставку вооружений, запрет иностранных инвестиций, другие экономические ограничения), угроза применения силы.

Кроме этого, в мае 2006 года был учреждён Консультативный комитет по предупреждению геноцида, который разрабатывает рекомендации и оказывает поддержку работе Специального Советника по предупреждению геноцида.

18 февраля 2009 г. Генеральный секретарь представил Генеральной Ассамблее доклад «Усилия системы Организации Объединенных Наций по предупреждению геноцида и деятельность Специального советника Генерального секретаря по предупреждению геноцида», в котором он отметил, что «обязанность по предупреждению геноцида главным образом несут государства- члены, а затем - система Организации Объединенных Наций в целом, включая все департаменты и специализированные учреждения, такие, как Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), Департамент по политическим вопросам, Департамент операций по поддержанию мира, Управление по правовым вопросам, Управление по координации гуманитарных вопросов, Департамент общественной информации, Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) и Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

Существенную роль в предупреждении геноцида играют также иные структурные подразделения ООН: Всемирная продовольственная программа, просветительская программа Уроки Руанды: Организация Объединённых Наций и предупреждение геноцида[30].

По нашему мнению важная роль в предупреждении геноцида принадлежит Совету по правам человека. К мерам СПЧ, применимых для предотвращения геноцида, можно отнести процедуру рассмотрения жалоб, механизм Специальных процедур[31], процедуру универсального периодического обзора. Важным моментом в деятельности Совета по правам человека по предотвращению геноцида стало принятие в 2008 г. Резолюции 7/25 «Предупреждение геноцида».

В соответствии с положениями Резолюции ГА 60/251, к полномочиям Совета по правам человека относится защита прав меньшинств. Д. Брэйгель считает, что после II мировой войны лозунгом стала не защита меньшинств, а защита от меньшинств. На наш взгляд, эффективная защита и разработка прав национальных, религиозных и иных меньшинств будет первым шагом на пути к предупреждению геноцида[32].

В тех случаях, когда геноцид имеет место, Международный Уголовный Суд, который является отдельным постоянно действующим органом, не зависимым от Организации Объединенных Наций, осуществляет свои полномочия по проведению расследований и судебному преследованию лиц, в том числе, виновных в геноциде.

Он был учрежден в соответствии с Римским статутом, подписанным 17 июля 1998 года на конференции в столице Италии. Российская Федерация подписала Римский статут, но не ратифицировала его. 1 июля 2002 г. Международный уголовный суд начал свою деятельность. К началу 2009 г. членами Статута являются 108 государств. Местопребывание суда – Гаага.

В предметную юрисдикцию Международного уголовного суда согласно Римскому статуту входят следующие международные преступления: преступление агрессии (п.2 ст.5), преступление геноцида (ст.6), преступления против человечности (ст.7), военные преступления (ст.8). Однако юрисдикция Суда ограничена преступлениями, совершенными после 1 июля 2002 года — даты вступления Римского статута в силу.

Необходимо отметить, что в Римском статуте Международного уголовного суда зафиксирован принцип дополнительного характера международного уголовного правосудия («принцип дополнительности» или «комплиментарности»). Этот принцип предполагает, что Суд осуществляет свою деятельность лишь в тех случаях, когда национальные органы уголовного правосудия не могут функционировать надлежащим образом или их деятельность оказывается неэффективной.

В настоящее время на суд расследует и рассматривает ситуации в Демократической республике Конго, Центрально - Африканской Республики, Уганды (в том числе, преступление геноцида), Судана (Дарфур, в том числе преступление геноцида).

Таким образом, необходимо предусмотреть эффективный процесс реализации норм резолюций и других нормативных актов, имеющих целью предотвращение геноцида.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.