Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки и развитие геноцида






Можно сказать, что если в середине ХХ века одной из основных причин бездействия международных организаций и государств была недостаточная информированность о происходящем[23], то сейчас, несмотря на разработанную систему мониторинга, создание информационных агентств, занимающихся только этой проблемой (например, Prevent international news monitor), определить, предваряют ли эти события геноцид, достаточно сложно.

Специальный советник ООН по предупреждению геноцида[24] (Должность Специального советника по предупреждению геноцида был учреждена Генеральным Секретарём в 2004 г.) в сотрудничестве с другими экспертами по геноциду составили перечень предупредительных признаков, свидетельствующих об опасности геноцида:

в стране существует тоталитарное или авторитарное правительство, в котором власть контролируется лишь одной группой;

страна либо находится в состоянии войны, либо в ней существует беззаконие, и в этих условиях могут начаться массовые убийства, которые могут быть не сразу замечены;

одна или несколько национальных, этнических, расовых или религиозных групп становятся объектами дискриминации или объявляются виновными в нищете или иных серьезных социальных проблемах, существующих в стране;

распространена идеология, согласно которой члены такой целевой группы объявляются «недочеловеками». Происходит их «дегуманизация» и оправдывается насилие против них. В средствах массовой информации и на митингах распространяется информация, пропагандирующая такие взгляды;

усиливается терпимость к нарушениям прав человека представителей целевой группы, или в прошлом уже отмечались случаи геноцида и дискриминации в отношении этих групп[25].

Правозащитной организацией «Хьюман райтс уотч» (главным советником которой является бывший специальный советник ООН по предупреждению геноцида Хуан Э. Мендес (Аргентина) были разработаны, на наш взгляд, заслуживающие внимания, 8 этапов развития геноцида: выделение определённой группы людей (сlassification), придание ей каких-либо отличительных знаков (наименование, предмет одежды (голубые платки для жителей восточной зоны Камбоджи) (symbolization), унижение человеческого достоинства группы (dehumanization), планирование геноцида (organization), уничтожение лиц, умеренных взглядов (polarization), первые действия (создание лагерей) (preparation), уничтожение (extermination), отрицание, замалчивание факта геноцида (denial)[26].

Опираясь на работу Хуана Мендеса, на опыт в области прав человека, полученный на местах сотрудниками Организации Объединенных Наций и исследования ученых, занимающихся вопросами геноцида, канцелярия Специального советника разработала методику анализа, которая помогала бы выявлять ситуации, способные привести к геноциду. Можно считать, что эта методика ставит для рассмотрения аналитиками восемь основных вопросов, организованных примерно в хронологическом порядке (в соответствии со степенью растущей угрозы геноцида)[27].

В первом вопросе речь идет о наличии какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы (групп) как таковой – предварительное условие возможности совершения геноцида, – а после этого спрашивается, является ли данная группа (или группы) уязвимой по отношению к геноциду, и если да, то почему.

Второй вопрос касается наличия прошлой или продолжающейся дискриминации и/или других нарушений прав человека в отношении данной группы. Правильное понимание прошлого и настоящего положения в области прав человека той или иной группы населения полезно для определения того риска, с которым сталкивается соответствующая группа, и ее нынешнего положения. Он также указывает на то, какие структурные реформы в области прав человека необходимы для уменьшения риска геноцида.

В третьем вопросе рассматриваются обстоятельства, негативно влияющие на национальные возможности по предотвращению геноцида. В процессе анализа необходимо рассмотреть, какие в этой стране существуют структуры и институциональные основы – в том числе внутригосударственное законодательство, независимая судебная власть и эффективные полицейские силы – для защиты населения от геноцида, и определить, в какой степени национальный потенциал обеспечивает защиту конкретных уязвимых групп.

Четвертый вопрос касается наличия вооруженных групп, набирающих своих бойцов из особо уязвимой группы населения. Такие вооруженные группы могут заявлять о том, что ведут вооруженную борьбу в интересах защиты соответствующей группы населения, действовать против других групп населения или вооруженных сил или добиваться от соответствующей местной общины предоставления пищи, укрытия и денег иногда силой. Подобная система нарушений на начальном этапе является предвестником геноцида, и обращение такой тенденции вспять имеет важное значение для целей его предупреждения.

Пятый вопрос касается наличия каких-либо ощутимых политических или экономических мотивов для того, чтобы политические лидеры в соответствующем государстве или регионе поощряли разногласия между национальными, этническими, расовыми или религиозными группами.

В шестом вопросе речь идет о том, могут ли нарушения прав человека являться возможными элементами уже совершающегося преступления геноцида, и он служит индикатором того, может ли существовать фактическая угроза геноцида.

В седьмом вопросе речь идет о выявлении моментов уязвимости в ближайшем или скором будущем - таких, как выборы и связанные с ними мероприятия, как, например, регистрация избирателей или проведение политических кампаний, подписание мирных соглашений, - которые могут вызвать ухудшение ситуации. Прогнозирование какого-либо серьезного изменения может позволить принять превентивные меры, такие как попытка заручиться публичными и безоговорочными обязательствами со стороны политических лидеров по недопущению геноцида или учреждение миссии по поддержанию мира до наступления момента уязвимости.

Наконец, в восьмом вопросе выясняется, есть ли основание полагать, что имеет место намерение «уничтожить, полностью или частично», - фактическое определение геноцида. Например, о намерении могут свидетельствовать заявления военизированных групп, ассоциированных с государством; к категории полезной ситуативной информации можно отнести факт неожиданного приобретения больших партий оружия в местах, где эти орудия в прошлом использовались для убийства людей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.