Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конфликт и причина его возникновения






Конфликт - это противостояние или столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения - коммуникации[1].

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. При правильном отношении, конфликты могут научить нас оптимальному взаимодействию с миром, лучше узнать себя и людей, выявить разнообразие точек зрения[2].

Конфликт - это состязание между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты ее взгляды и цели.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя противоречивые мнения каждой из сторон по какому-либо поводу, либо несовпадение интересов и спорные цели и средства их достижения в данной ситуации. Конфликт ассоциируется с агрессией и негативным смыслом, с враждебностью и спорами. Конфликтов следует избегать, но если их возникновение неизбежно, немедленно разрешать.

Конфликт становится реальным в том случае, когда переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Особенности поведения личности, характерные для конфликта:

- стремление быть в центре внимания, доминировать;

- подозрительность, отсутствие критического восприятия окружающей действительности;

- постоянная нужда в подтверждении собственной значимости;

- импульсивность характера;

- высокий уровень агрессии;

- повышенная раздраженность;

- бесцеремонность;

- стремление сказать " последнее слово";

- необоснованная критика;

- бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;

- стремление обидеть противника, задев за живое.

Конфликтная ситуация - это ситуация, которая содержит в себе предпосылки для конфликта, провоцируя враждебные действия и конфликт.

В конфликтной ситуации каждая из сторон стремится занять такую позицию, которая прямопротивоположна по отношению к интересам другой стороны.

В современной психологии конфликт рассматривается как в отрицательном свете, так и положительном. Конфликты способствуют развитию организации, группы и отдельной личности, выявляя положительные моменты противоборствующих сторон.

У. Линкольн считает, что положительный эффект конфликта проявляется в ускорении процесса самосознания, в расстановке приоритетов, способствует объединению единомышленников, разрядке, приводит к установлению контактов с другими людьми, группами.

Отрицательный эффект конфликта приводит к потере поддержки, к подрыванию доверия конфликтующих сторон, к смене приоритетов настолько, что ставит под угрозу другие интересы, представляет собой угрозу заявленным интересам сторон.

Даже если отношения с другими людьми доброжелательны, конфликты могут быть неизбежны. И вследствие развития организации, группы и отдельной личности важно обладать умением вовремя предупреждать конфликт и затем разрешать его.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противоборстве субъектов взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать их невозможно. По словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться.

Психологи отмечают, что конфликт ведет к развитию общества и его стагнации, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, успешно разрешенный небольшой конфликт может предотвратить более серьезный конфликт. В тех организациях, группах, где часто происходят небольшие конфликты, очень редко доходит до серьезных столкновений.

Смысл заключается в предотвращении конфликтного поведения, которое несет в себе насильственный способ разрешения противоположных целей, интересов

Причина возникновения конфликта.

Конфликты в нашей повседневной жизни явление обычное и частое. Причиной конфликта чаще всего становятся слова, которые мы слышим, слова, полные негатива или попросту для нас не приятные, задевающие нас. " Слово ранит сильнее кинжала". Причем совсем не обязательно эти слова могут быть адресованы нам, сказанное мы можем услышать в нашем присутствии совершенно другому человеку или группе людей. Даже если эти слова сказаны не нам, мы можем почувствовать прилив раздраженности, и если не выплеснуть этот прилив на окружающих, утонем сами. И вот поэтому появляется такая реакция, чтобы сказать в ответ что-нибудь более сильное и обидное, чем услышанное слово. И вот тут-то начинается столкновение личностей, бросающих друг в друга различные не хорошие слова, обидные, полные агрессии.

Когда человеку уже нечего больше добавить, чтобы максимально " ударить" своего противника, в ход пускается физическая агрессия, рукоприкладство. Человек может бросить что попадется ему под руку, ударить, толкнуть, заорать. Всё может произойти на рефлекторном уровне, иногда не представляя, а что же мы творим. Агрессия затмевает наш разум, происходят вспышки ярости.

Конфликтность характеризуется направленностью реакций в «острой» ситуации. Для человека может быть характерно действовать по принципу: «Виноваты все, кроме меня» - это типичный агрессор. Некоторые склонны в большинстве случаев взваливать всю вину на себя - получается типичная «жертва». Третьи считают, что такова жизнь», примиряясь с ситуацией и не обвиняя никого. Такие люди сами довольно бесконфликтны, но иногда конфликтные ситуации порождает сама их пассивность. Многое в нашем поведении определяется и временными ситуативными факторами.

Эмоциональная стратегия, направляемая сиюминутными побуждениями, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения лишь углубляет разногласия. Конфликт становится самоцелью.

Всю жизнь участники конфликта могут переживать и ощущать последствия унижений. Эти переживания отравляют наше существование, появляются тревога, беспокойство, чувство неполноценности, ощущение того, что мы не сможем достигнуть поставленных нами целей.

Очень часто человек, склонный к агрессии, склонен оправдать себя тем, что приписывает окружающим его людям, причем зависящим от него, свои агрессивные устремления. Он считает, что другие люди только и ждут подходящего момента, чтобы устроить ему темную, относятся исключительно с враждебностью. Человек от этого становится только еще более агрессивным и подозрительным. Отсюда все чаще вокруг него возникают конфликты и споры, и ему все сложнее справиться с таким развитием событий, так как он продолжает сваливать вину на других людей.

Человек склонен в конфликте совершенно искренне считать себя правым и высокоморальным, тем, кто поступает по чести. Если подобное поведение становится привычным, то постепенно человек оказывается не способен объективно, критично оценивать его. Он учится на собственных ошибках лишь тому, что «с волками жить — по-волчьи выть», и использует соответствующие формы общения с другими.

Конфликт, прежде всего, поддерживает то, что его участники стремятся всегда быть правыми, более сильными своего противника, стремятся поставить его " на место", сказать " последнее слово", пытаются самоутвердиться посредством унижения более слабого.

Ключом в конфликтном поведении является то, что человек испытывает потребность в самоутверждении, в уверенности того, что его уважают и любят. Неуверенные в себе больше других нуждаются в подкреплении своей значимости.

Этим личностям трудно уступать в конфликтной ситуации, признать свою неправоту, так как это может выбить их из колеи. Они пойдут на что угодно, лишь бы оставаться всегда на высоте, даже за счет других.

Каждый человек интуитивно понимает, что умение признать свою неправоту, признак сильной воли, а доказывание обратного - признак слабой воли и неуверенности. Однако, не стоит удивляться тому, что человек активно упорствует, если его задели за живое, за его чувства, ударили по его самолюбию.

Любое разрешение конфликта или его предупреждение направлены на сохранение системы межличностного взаимодействия. Однако ядром конфликта могут оказаться причины, которые ведут к разрушению системы межличностного взаимодействия.

Определение характера конфликта зависит от его способности сохранения и развития супружеских отношений. Поэтому конфликты рассматриваются как конструктивные и деструктивные.

Конструктивные конфликты считаются необходимыми для развития межличностных отношений у супругов.

Деструктивные конфликты характеризуются сохранением напряженности между супругами после ссоры на длительное время.

К конструктивным функциям относятся:

- познавательная функция

Возникновение конфликта является проявлением зародившихся противоречий и признаком неблагополучных отношений;

- функция развития

Конфликт как важная часть источника развития его участников и улучшения процесса межличностного взаимодействия;

- инструментальная функция

Конфликт как инструмент разрешения межличностных противоречий;

- перестроечная функция

Конфликт помогает развивать взаимопонимание между конфликтующими сторонами.

К деструктивным функциям конфликта относятся:

- разрушение существующей совместной деятельности;

- ухудшение или развал отношений;

- негативное самочувствие участников;

- низкая эффективность дальнейшего взаимодействия.

Деструктивная часть конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать.

Различают конфликты открытые и скрытые.

Открытые конфликты проявляются в форме ссоры, скандала, драки. Скрытые конфликты не имеют внешнего проявления.

Скрытые конфликты характеризуются:

- внутренним недовольством;

- демонстративным молчанием;

- взглядом, говорящим о несогласии, подчеркнутой холодностью в отношениях.

При этом их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем влияние открытых конфликтов.

Показатели открытого конфликта:

- проявление через открытый разговор в подчеркнуто корректной форме;

- взаимные словесные оскорбления;

- демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды);

- оскорбление физическими действиями.

Конфликты также могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми.

Трудноразрешимые конфликты, независимо от выявления причины, нелегко устранить. В связи с этим, отношения между субъектами все еще остаются напряженными. И тем не менее, причину необходимо устранить как можно скорее.

При изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Ситуация конфликта состоит из трех периодов:

1. предконфликт

Возникает объективная проблемная ситуация, ее осознание и попытка решить данную проблему неконфликтными способами, возникает предконфликтная ситуация;

2. конфликт

Инцидент, противостояние сторон, завершение конфликта;

3. послеконфликтная ситуация

Частичное балансирование доброжелательных отношений, затем полная нормализация доброжелательных отношений.

Для возникновения конфликта необходимо наличие противоречий. Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если ситуация спора представляет собой угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у каждого из участников противоположных мнений и стремлений по овладению одним объектом.

Степень конфликтности и склонность к агрессии у каждого человека различна. Самые разнообразные свойства личности человека могут быть провокаторами конфликтности. От этого зависит возникновение и развитие объективных и субъективных причин возникновения конфликта.

Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития конфликта.

Становится очевидно, что если мы не будем выяснять причины конфликта, то и не будем в состоянии успешно разрешить и даже предупредить его.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. В любой предконфликтной ситуации у человека есть выбор конфликтного или не конфликтного пути ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.

К субъектам межличностного конфликта относят участников, отстаивающих свои собственные цели и интересы, стремящихся к достижению этой цели. Такие участники всегда выступают только от своего лица.

Примером объективных причин для возникновения конфликта является образ жизни, социальное положение индивида, сложенный стереотип поведения и внешние обстоятельства. То есть всё то, что приводит к созданию предконфликтной обстановки.

Объектом межличностного конфликта считают цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, каждый из супругов претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.

Предметом конфликта в приведенной ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы супругов. В данном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые личности предъявляют друг другу.

Цель состоит не в устранении и предотвращении конфликта, а в попытке сделать его продуктивным.

Превращая конфликт из деструктивного в продуктивный, супруги не просто улаживают разногласия и причины, повлекшие его, но и выводят свои отношения на новый уровень: повышается доверие между супругами, они становятся ближе духовно и лучше понимают друг друга. Одним словом, супруги приобретают бесценный опыт, который оказывается чрезвычайно важным в их дальнейшей семейной жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.