Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местоположение ПАО «Ростелеком» на рынке телекоммуникационных услуг в России






 

В процессе экономического развития активное использование телекоммуникационных технологий сопровождает переход к так называемому информационному обществу, когда информация становится важнейшим экономическим ресурсом. Активное развитие рынка телекоммуникаций сегодня является необходимым условием экономического прогресса. [68]

Основная задача российского телекоммуникационного рынка состоит в том, чтобы приспособиться к относительно скромному общему росту и стагнации в голосовой телефонии, на которые все еще приходится наиболее значительная доля выручки от продаж операторов. Провайдеры телекоммуникационных услуг должны корректировать свои стратегии рынка и поиск новых драйверов выручки от продаж (рис.14).

Рис.14. Стоимость (€ млрд.) рынка телекоммуникаций в России, 2005-2015 гг (е - оценка, f - прогноз)

Общая стоимость российского рынка телекоммуникационных услуг для конечного пользователя увеличилась на 3, 7% в годовом исчислении до примерно 1, 304 млрд (€ 30.8 млрд.) рублей в 2013 году. Подгруппы фиксированной и мобильной голосовой связи уже достигли зрелости, и услуги передачи данных придавали рынку общий рост. В 2012 и 2013 годах суммы, потраченные пользователями на фиксированную связь, падали.

Крупные российские операторы жалуются на то, что телекоммуникации являются одними из немногих услуг в стране, которые не показывают какого-либо роста цен, несмотря на уровень инфляции. Кроме этого, с 2011 по 2013 годы рынок телекоммуникаций в стране увеличился лишь минимально, даже не оправдав годовой инфляции. Следует также отметить, что темпы роста в 2012 и 2013 году, если рассчитывать их в евро, были отрицательными, и эта тенденция будет сохраняться в 2014-2015 годах.

Рис.15. Темпы роста (в %) рынка телекоммуникаций в России, измеренные в рублях и евро на 2005-2015 годы[69]

Во многом телекоммуникационный рынок России отличается от рынков Западной, а иногда и Центральной и Восточной Европы. Основное различие заключается в сильном государственном протекционизме, который непосредственно влияет на практическую работу на рынке, и в ограничении иностранных инвестиций в отрасли, которая считается российским правительством стратегической. [70]

В 2014 году правительство выделило 163 млрд. руб. (€ 3, 4 млрд) на развитие волоконно-оптических сетей в сельской местности и отдаленных районах. Этот огромный бюджет было выделен ПАО «Ростелеком» без проведения торгов или конкурса. Сети в сельской местности и небольших городах также не будут использоваться совместно с другими операторами, и ПАО «Ростелеком» останется единственным поставщиком широкополосного доступа.

Другие специфические характеристики российского телекоммуникационного рынка заключаются в значительных региональных различиях в развитии услуг и разрыв между городскими и сельскими районами страны. Тем не менее, эти различия неизбежны, учитывая российские расстояния, разницу в плотности населения и значительные разрывы в экономическом и социальном развитии между регионами.

Технологии мобильной связи 3G в России постоянно развивается. В 2007 году три крупнейших оператора мобильной связи получили лицензии на предоставление услуг 3G в стране, и к концу 2013 года 3G-сетями уже были покрыты основные российские города, в которых живет 76% населения страны. Было также отмечено видимое улучшение качества 3G интернета.

Ожидается, что стоимость российского телекоммуникационного рынка в 2014-2015 годах в рублях несколько возрастет. Тем не менее, в пересчете на евро рынок быдет падать, особенно в 2014 году, в связи с резким ослаблением российского рубля. Это говорит о том, что макроэкономическая и политическая ситуации в России влияют на внутреннюю телекоммуникационную индустрию.

Нынешняя политическая ситуация не позволяет надежно спрогнозировать экономическое развитие на 2014 и 2015 годы. Возможность политического регулирования и способность российского правительства справиться с кризисом остаются критическими и еще неизвестными факторами. Ожидается, что реальный рост российской экономики в этом году будет близок к нулю, и, возможно, немного нормализуется в следующем году, однако сценарий снижения тоже вероятен.

По данным Минкомсвязи, в 2014 году российский рынок услуг связи вырос, по сравнению с 2013 годом, на 2, 8% - до 1, 654 трлн. рублей (против 1, 609 трлн. рублей в 2013-м). При этом рынок связи Москвы увеличился год-к-году на 4, 6% - до 531, 9 млрд. рублей. Рынок Санкт-Петербурга вырос на 2, 3% - до 125, 2 млрд. рублей.

В разрезе федеральных округов наиболее высокие темпы развития показал Южный федеральный округ, где выручка от услуг связи выросла год-к-году почти на 8% - со 113, 1 млрд. рублей в 2013 году до 122, 1 млрд. рублей в 2014 году.

Наименьший рост продемонстрировал Дальневосточный федеральный округ, где объем рынка связи уменьшился год-к-году примерно на 0, 4% - с 79, 1 млрд рублей в 2013 году до 78, 8 млрд. рублей в 2014 году.

Таблица 15

Объем рынка услуг связи в 2013-2014 гг, млрд. рублей[71]

Регион 2013 год 2014 год Изменение 2014 года к 2013 году
Москва 508, 45 531, 9 104, 60%
Санкт-Петербург 122, 37 125, 2 102, 30%
Центральный федеральный округ 673, 3 698, 4 103, 70%
Южный федеральный округ 113, 1 122, 1 108, 00%
Северо-Западный федеральный округ 179, 7 182, 5 101, 60%
Уральский федеральный округ 123, 3   101, 40%
Северо-кавсказский федеральный округ 51, 2 51, 1 99, 80%
Приволжский федеральный округ 234, 7   101, 80%
Сибирский федеральный округ 154, 47 156, 5 101, 30%
Дальневосточный федеральный округ 79, 1 78, 8 99, 60%
Российская Федерация 1608, 8 1653, 98 102, 80%

 

В структуре услуг связи по итогам 2014 года преобладала подвижная связь, на долю которой пришлось 38, 7% от общего объема телеком-сервисов (44, 7% - в 2013-м). При этом, по предварительным данным Минкомсвязи, в 2014 году объем российского рынка подвижной связи сократился, по сравнению с 2013 годом, на 10, 8% и составил 640, 6 млрд. рублей (против 718, 6 млрд рублей в 2013 году).

Рынок услуг подвижной связи в Москве в 2014 году уменьшился, по сравнению с 2013 годом, на 10, 3% - до 172, 7 млрд. рублей.

Объем рынка документальной электросвязи (ДЭС) РФ в 2014 году, по предварительным данным, увеличился на 48% и составил 317, 1 млрд. рублей. При этом рынок ДЭС Москвы вырос на 19, 9% - до 82, 7 млрд. рублей; рынок ДЭС Санкт-Петербурга - на 34, 9%; до17, 1 млрд рублей.

В 2014 году, по предварительной информации, общее число абонентов подвижной связи в Российской Федерации составило 274, 7 млн. единиц (контрактов).[72] По сравнению с 2013 годом, количество пользователей подвижной связи снизилось примерно на 1%. В Санкт-Петербурге, по данным на конец 2014 года, было зарегистрировано 17, 8 млн абонентов подвижной связи, в Москве - 49, 1 млн.

Таблица 16

Количество абонентов подвижной связи в 2013-2014 гг, млн контрактов

Регион 2013 год 2014 год Изменение 2014 года к 2013 году
Москва   49, 1 96, 20%
Санкт-Петербург 17, 3 17, 8 103, 10%
Центральный федеральный округ 85, 6 84, 1 98, 20%
Южный федеральный округ   26, 9 103, 30%
Северо-Западный федеральный округ 30, 6 30, 6 100%
Уральский федеральный округ 24, 3 23, 5 96, 70%
Северо-кавсказский федеральный округ 13, 4 12, 8 96, 00%
Приволжский федеральный округ   53, 6 99, 40%
Сибирский федеральный округ 32, 3   99, 00%
Дальневосточный федеральный округ 11, 5 11, 2 97, 60%
Российская Федерация 277, 7 274, 8 98, 90%

 

Число активных абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в Интернет на конец 2014 года, по предварительным данным Минкомсвязи, составило 24, 87 млн. Прирост год-к-году составил 4, 7%.

В Москве количество абонентов ШПД за 2014 год увеличилось, по сравнению с 2013 годом, на 5, 6% и составило 4, 01 млн. В Санкт-Петербурге число пользователей фиксированного ШПД выросло год-к-году на 9, 5% - до 1, 51 млн.

Число активных абонентов мобильного Интернет-доступа в РФ, по версии Минкомсвязи, в 2014 году выросло на 3, 8% и составило 105, 8 млн. Из них почти 92, 8 млн являются абонентами высокоскоростного мобильного доступа в Интернет (которым доступны услуги передачи данных на скоростях выше 256 Кбит/с).

Согласно аналитической фирмы Analysys Mason, самую значительную долю объема рынка телекоммуникаций в ближайшие 5 лет принесут сервисы передачи данных и развитие фиксированной и мобильной широкополосной связи. По оценкам аналитиков, к 2017 г. объем этого рынка может достичь 1, 7 трлн долл. Стимулом развития рынка становятся увеличивающееся проникновение смартфонов и широкополосных сервисов, а также высокий спрос на передачу данных.

Analysys Mason полагает, что в ближайшие пять лет рынок не сможет генерировать растущие денежные потоки за счет традиционных технологий. Для сохранения роста необходимо использовать новые технологии и бизнес-модели. Этот рынок растет во многих регионах мира, особенно его сегмент мобильной связи, но самые радужные перспективы и наиболее существенные возможности роста, по мнению аналитиков, у таких развивающихся стран, как Китай, Индия и Бразилия. [73]

В 2014 году объем мирового рынка телеком-сервисов за счет розничных продаж достиг 1, 54 трлн. долл. Примерно две трети этого объема пришлось на развитые страны мира - Северную Америку (СА), Западную Европу (ЗЕ), Центральную и Восточную Европу (ЦВЕ) и развитые страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТ). Треть объема внесли развивающиеся рынки: развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (РАТ), Латинская Америка (ЛА), Ближний Восток и Северная Африка (БВСА) и остальные страны Африки (А).

Аналитики прогнозируют, что за период 2015-2017 гг. рынок в целом будет расти со среднегодовыми темпами 1, 7%, а сегмент мобильной связи с темпами 3, 2%, тогда как сегмент фиксированной связи покажет отрицательный темп - 0, 6%.

Рис.16. Объем мирового рынка телеком-сервисов за счет розничных продаж

И хотя главный вклад в этот рост внесут сервисы передачи мобильных данных и использование фиксированной и мобильной широкополосной связи, в Analysys Mason считают, что на развивающихся рынках значительную долю объема внесут мобильные речевые сервисы за счет наращивания абонентской базы, так как во многих этих странах мобильная связь развита еще очень слабо.

На развивающихся рынках в течение 2015-2017 гг. рынок будет расти со среднегодовыми темпми примерно 5, 3%. А в Западной Европе будет наблюдаться снижение темпов на 1, 3%. Наиболее стабильны будут, по мнению аналитиков, рынки Центральной и Восточной Европы (снижение темпа около - 0, 2%), развитые страны Азиатско-Тихоокеанского региона (снижение - 0, 3%) и в Северной Америке (темп роста 0, 2%). [74]

По оценкам аналитиков, в 2017 г. около двух третей в суммарный рост объема мирового рынка принесут развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, примерно 20% - Латинская Америка. А 60% придется на Китай (40%), Индию (12%) и Бразилию (8%).

При этом составляющие этого роста сильно отличаются в зависимости от географического региона. На развитых рынках денежные потоки меняются от пользовательских привычек и их эволюции, а наибольший рост обеспечивают мобильные сервисы передачи данных. По оценкам Analysys Mason, в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона наибольший вклад (84%) в объем этого рынка в 2017 г. внесут смартфоны, в Северной Америке и Западной Европе на их долю придется 75% суммарного дохода этих рынков.

На развивающихся рынках доходы операторам обеспечит повышение проникновения мобильной связи и рост ВВП. Последний фактор, очевидно, увеличит затраты потребителей на сервисы связи во всех развивающихся регионах. Более совершенные средства мобильного доступа будут также стимулировать использование сервисов передачи данных, хотя доминирующими на этих рынках останутся сервисы телефонии.

Доля последних в 2017 г. составит 45% от общего объема мобильных потребительских услуг, предоставляемых в развивающихся странах (инфраструктура фиксированной связи в этих регионах будет оставаться неразвитой). В 2017 г. развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, обогнав Западную Европу, займут второе место в мировом рейтинге после Северной Америки.

Итак, эффективность формирования современных телекоммуникационных рынков для всех стран зависит от сбалансированности процессов приватизации, либерализации и применяемых методов государственного регулирования. Нарушение баланса приводит к структурным диспропорциям и замедлению темпа создания инфраструктуры, ограничению в развитии рынков услуг.

Возникновение и постоянное освоение конкурентами новых технологий связи и предоставления Интернет-доступа, их инициативная рекламная политика, наличие инвестиционного потенциала, а также возрастающий спрос на новые, более совершенные услуги и технологии со стороны потребителей услуг создают объективную необходимость Филиал ПАО «Ростелеком» в г. Мурманске активно включаться в борьбу за потенциальных клиентов и ресурсы. Резюме анализа внешних стратегических факторов предприятия представлено в таблице 17.

Таблица 17

Анализа внешних стратегических факторов (EFAS)

Внешние стратегические факторы Вес фактора Оценка фактора Взвешенная оценка
Возможности
1. Рост уровня жизни населения, повышение платежеспособности потребителей 0, 20   0, 80
2. Появление новых технологий предоставления услуг доступа в Интернет (расширение возможностей выбора технологий Интернет-провайдерами)   0, 10     0, 40
3. Развитие у населения потребности доступа в Интернет 0, 05   0, 10
4. Развитие коммуникационной инфраструктуры городов 0, 05   0, 05
5. Инвестиционный потенциал отрасли 0, 15   0, 60
6. Появление квалифицированного персонала 0, 05   0, 15
Угрозы
1. Конкуренция на внутреннем рынке 0, 10   0, 4
2. Низкий уровень развития коммуникационной инфраструктуры провинции 0, 03   0, 03
3. Предполагаемое насыщение существующего сегмента рынка (крупных городов) 0, 10   0, 30
4. Компьютерная преступность 0, 07   0, 07
5. Новые технологии конкурентов 0, 05   0, 10
6. Возникновение новых потребностей клиентов в более совершенных услугах, технологиях 0, 05   0, 10
Суммарная оценка 1, 0   3, 1

 

Суммарная взвешенная оценка равна 3, 1, следовательно, реакция предприятия на факторы внешней среды находится на среднем уровне, что связано с недостаточным вниманием к такой важной составляющей внешней среды, как изучение спроса, динамики потребностей реальных и потенциальных потребителей услуг компании, удовлетворенности деятельностью предприятия, качеством, стоимостью, ассортиментом услуг и сервисом, а также состояния и развития конкурентной среды.

В настоящее время основными игроками российского телекоммуникационного рынка являются операторы «большой четверки»: ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом» и ПАО «МегаФон» – компании, предоставляющие полный спектр основных услуг связи и формирующие более 80% доходов всего российского телекоммуникационного рынка. Несмотря на имеющиеся возможности для развития альтернативных игроков, 4 ключевых участника рынка претендуют на основную долю в приросте доходов отрасли как за счет географической экспансии и роста в регионах, так и за счет сделок M& A. [75]

Рынок услуг доступа в Интернет в Мурманске представлен 5 относительно крупными компаниями - ПАО «Поларком», ПАО «СЗКТИ», ПАО «Телетория», ЗАО «Юнисофт», ОАО «Ростелеком». Но несмотря на такое относительное обилие фирм Интернет-провайдеров спрос на услуги Интернет не уменьшается, что создает объективные предпосылки для развития отрасли.

Таким образом, в качестве основных конкурентов ПАО «Ростелеком» филиал г. Мурманск можно выделить ПАО «СЗКТИ» (Конкурент № 1) и ООО «Поларком», (Конкурент № 2).

Определим относительные конкурентные преимущества ОАО «Ростелеком» филиал г. Мурманск (табл.18).

Таблица 18

Оценка некоторых показателей деятельности ПАО «Ростелеком» филиал г. Мурманск для построения конкурентного профиля предприятия относительно конкурентов

Характеристики ПАО «Ростелеком» Конкурент №1 Конкурент №2
  Вес Показате-ля, % Баллы Взвешенная оценка Баллы Взвешен-ная оценка Баллы Взвешенная оценка
1. Цена услуги     22, 5 (+ 1, 25) (+7, 5)   21, 25    
2.Качество услуги     29, 4 (+ 4, 9) (+3, 15)   24, 5   26, 25
3. Маркетинг     6, 75 (- 3) (- 4, 5)   9, 75   11, 25
4. Менеджмент     10, 5 (+ 0, 5) (0)       10, 5
5.Качество сервиса     9, 5 (+ 1, 3) (+ 2)   8, 2   7, 5
Итого     78, 65   72, 70   70, 50
Рейтинг     I   II   III

Для улучшения своей конкурентной позиции относительно «СЗКТИ» (Конкурент № 1) и ПАО «Поларком» (Конкурент № 2) ПАО «Ростелеком» филиал г. Мурманск в первую очередь следует обратить внимание на проблему маркетинга (целесообразна организация в рамках предприятия системы мониторинга общественного мнения или использование независимой консультационной поддержки в интересах получения информации, необходимой для прогнозирования спроса, планирования развития, сбыта; активизация рекламной деятельности и связей с общественностью, что также повлияет на увеличение объема реализации услуг); затем необходимо улучшить менеджмент на предприятии (возможно, за счет организации системы повышения квалификации персонала и формирования корпоративной культуры).

Следующими по важности относительно Конкурента №1, согласно профилю КП, являются проблемы дальнейшего снижения стоимости услуг для потребителей, совершенствования качества сервисного обслуживания и услуг Интернет-доступа. Напротив, перед Конкурентом №2 предприятие имеет значительные конкурентные преимущества в области ценовой политики.

В настоящее время многие предприятия развиваются под воздействием острого недостатка финансовых ресурсов, низкого жизненного уровня и покупательского спроса населения, возрастающей конкуренции со стороны других предприятий. Наряду с этими факторами отрицательно сказываются на развитии объемов деятельности слабое изучение конъюнктуры рынка, а также не полное использование внутренних резервов. [76]

Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов. Среди них можно выделить внешние факторы, оказывающие влияние независимо от интересов и деятельности ПАО «Ростелеком», и внутренние, на которые организация может и должно активно влиять.

Перечень и оценка сильных и слабых сторон ПАО «Ростелеком» филиал г. Мурманск представлены в таблице 19.

Таблица 19

Анализа внутренних стратегических факторов

Внутренние стратегические факторы Вес фактора Оценка фактора Взвешенная оценка
Сильные стороны
1. Высокое качество предоставляемых услуг 0, 20   1, 0
2. Наличие квалифицированного персонала 0, 10   0, 4
3. Разнообразие услуг (широкий ассортимент) 0, 05   0, 15
4. Разумная ценовая политика (предоставление выгодных тарифов клиентам) 0, 05   0, 2
5. Использование инновационных технологий 0, 15   0, 6
6. Стабильное положение на рынке 0, 10   0, 3
Слабые стороны
1. Пассивная рекламная деятельность 0, 15   0, 3
2. Отсутствие в структуре предприятия системы мониторинга общественного мнения (реальных и потенциальных потребителей)/ независимой консультационной поддержки     0, 15         0, 3
3. Низкий уровень организационной культуры 0, 05   0, 15
Суммарная оценка 1, 0   3, 4

 

Из анализа слабых и сильных сторон деятельности предприятия следует, что управление внутренними ресурсами и потенциалом с учетом недостатков находится также на среднем уровне, так как суммарная оценка составляет 3, 4 балла.

Недостаточное внимание менеджмента к рекламной стороне деятельности компании, отсутствие оперативной систематической информации о потребностях клиентов, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, и низкий уровень организационной культуры, не позволяющий в полной мере использовать творческий потенциал высококвалифицированного персонала в интересах достижения цели предприятия, значительно ослабляет конкурентные преимущества ПАО «Ростелеком» филиал г. Мурманск на рынке связи и услуг Интернет-провайдеров.

Результаты анализа внешних и внутренних факторов деятельности организации позволяют выделить несколько основных проблем, стоящих перед ПАО «Ростелеком» филиал г. Мурманск на современном этапе:

- совершенствование качества услуг исходя из результатов анализа требований потребителей, как основного конкурентного преимущества на рынке услуг Интернет-провайдеров;

- непрерывное освоение инновационных технологий, разработок в сфере Интернет;

- систематический сбор и анализ информации о динамике потребностей действительных и потенциальных клиентов предприятия;

- увеличение объемов реализации услуг;

- разработка и реализация новых видов услуг с целью обновления ассортимента и дальнейшей дифференциации услуг и, что соответствует, результатам анализа конкурентов, активизация рекламной деятельности.

Следовательно, стратегия ПАО «Ростелеком» филиал г. Мурманск должна быть нацелена на рост и перспективное решение существующих проблем путем совершенствования качества услуг, систем менеджмента и маркетинга, используя собственные сильные стороны и возможности внешней среды, а также, принимая во внимание факт наличия сильных конкурентов, предприятию необходимо придерживаться стратегии избирательной реакции на поведение конкурентов в области рекламы, ценообразования.

Целесообразно предложить компании придерживаться стратегии роста, осуществляющегося путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего, увеличения ассортимента услуг, развития конкурентных преимуществ в области качества и ценовой политики. Данная альтернатива характерна для динамично развивающихся отраслей с быстро изменяющимися технологиями.

 

2.3 Оценка финансово-экономического положения в ПАО «Ростелеком»

 

Организация и ведение бухгалтерского учета в ПАО «Ростелеком» осуществляется в соответствии с рабочим Планом счетов и инструкцией по его применению, утвержденной Приказом Минфина РФ №94н[77] Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности считается коммерческой тайной.

На основании бухгалтерского баланса (Приложение 2) проведем оценку имущественного положения ПАО «Ростелеком» за 2012-2014 гг (табл.21).

Таблица 21

Структура внеоборотных активов за 2012-2014 гг.

Внеоборотные активы 2014 год 2013 год 2012 год Темп прироста
2014 к 2013 г. 2013 к 2012 г.
Нематериальыне активы       0, 75 0, 91
Результаты исследований и разработок       1, 19 2, 39
Основные средства       0, 93 1, 02
Доходные вложения в материальные ценности       0, 68 1, 69
Финансовые вложения       3, 01 0, 32
Прочие внеоборотные активы       0, 84 1, 28
Итого       1, 12 0, 85

 

Анализируя структуру внеоборотных активов, отметим что в 2013 году общая сумма сократилась на 15%, а в 2014 году увеличилась на 12%. Эти изменения произошли за счет увеличения на 19% суммы направленной на результаты исследований и разработок. За анализируемый период показатель основных средств сократился, и в этой структуре наибольший удельный вес приходится на машины и оборудование и сооружения и передаточные устройства.

Существенно вырос показатель финансовых вложений, в то время как в 2013 году сокращение составило 68%. По состоянию на 31 декабря 2014 года на балансе ПАО «Ростелеком» учитываются депозитные вклады и долговые ценные бумаги на общую сумму 1524 (на 31.12.2013 года (16918376). Доход от указанных видов финансовых вложений, включая также проценты по остаткам на банковских счетах, составил в 2014 году 1370868 тыс.руб., вместо 2971384 тыс.рублей в 2013 году. ПАО «Ростелеком» планирует удерживать долговые финансовые вложения до погашения.

Сумма прочих внеоборотных активов сократилась на 12%, а в 2013 году наблюдался рост на 28%. По состоянию на 31 декабря 2014 года в состав расходов на программные продукты и базы данных входят затраты на приобретение и внедрение билинговых систем, предназначенных для ведения расчетов с абонентами, в сумме 2895074 тыс.руб. (на 31.12.2013 года - 5372750 тыс.руб.). На этот же период отражены стоимость прав и лицензий на использование олимпийской символики в сумме 268704 тыс.руб., вместо 1323113 тыс.руб.).

Таблица 22

Структура оборотных активов за 2012-2014 гг.

Оборотные активы 2014 год 2013 год 2012 год Темп прироста
2014 к 2013 г. 2013 к 2012 г.
Запасы       1, 19 1, 03
НДС       1, 44 0, 96
Дебиторская задолженность       1, 06 1, 31
Краткосрочные финансовые вложения       0, 04 6, 81
Денежные средства       3, 13 0, 64
Прочие оборотные активы       1, 07 0, 05
Итого       0, 66 1, 69

 

За 2014 год сумма оборотных активов существенно сократилась (на 34%) и на конец отчетного периода составила 74251261 тыс.руб. Данные изменения в первую очередь произошли за счет сокращения краткосрочных финансовых вложений (табл.22). Анализируя финансовые вложения наибольший удельный вес в общей сумме приходится на инвестиции в дочерние компании и в зависимые общества. При этом в 2013 году наблюдался резкий спад и рост прочих долгосрочных вложений. По всем остальным показателям наблюдается рост.

Среди структуры запасов (рис.17) больший удельный вес в 2014 году приходится на оконечное абонентское оборудование (более 26%), при этом в 2013 году данный вес составил 7%.

Рис.17. Структура запасов ПАО «Ростелеком» за 2013-2014 гг.

Анализ собственных средств ПАО «Ростелеком» свидетельствует о росте суммы собственных средств в 2014 году на 11%, что произошло за счет роста нераспределенной прибыли в 2014 году на 14%. При этом отметим, что по сравнению с 2013 годом данный показатель сократился на 12% (26%-14%) (табл.23). Сумма собственных акций с 2013 года сократилась на 23%.

Таблица 23

Структура капитала и резервов за 2012-2014 гг.

Капитал 2014 год 2013 год 2012 год Темп прироста
2014 к 2013 г. 2013 к 2012 г.
Уставный капитал       1, 00 0, 91
Собственные акции       0, 77 0, 00
Переоценка внеоборотных активов       0, 93 0, 94
Добавочный капитал       1, 00 0, 71
Резервный капитал       1, 00 1, 00
Нераспределенная прибыль       1, 14 1, 26
Итого       1, 11 0, 81

 

Долгосрочные обязательства за 2014 год существеннно снизились (на 22%) что оценивается как положительная тенденция (таб.24), при этом на 43% увеличились кредиторские обязательства (таб.25). Оценочные обязательства на протяжении всего анализируемого периода были равын 0, и лишь в 2014 году составили 532076 тыс.руб.

Таблица 24

Структура долгосрочных обязательств за 2012-2014 гг.

Долгосрочные обязательства 2014 год 2013 год 2012 год Темп прироста
2014 к 2013 г. 2013 к 2012 г.
Заемные средства       0, 75 1, 29
Отложенные налоговые обязательства       1, 05 1, 39
Оценочные обязательства       0, 00 0, 00
Прочие обязательства       0, 54 2, 97
Итого       0, 78 1, 31

 

Увеличилась сумма заемных средств с 24088873 тыс.руб. в 2013 году до 53667700 тыс.руб. При этом рост по сравнению с 2012 годом составил 16, 67%. Доходы будущих периодов снизились на 14%, при этом наблюдается рост оценочных краткосрочных обязательств на 13% вместо 14% роста в 2013 году.

Таблица 25

Структура краткосрочные обязательств за 2012-2014 гг.

Краткосрочные обязательства 2014 год 2013 год 2012 год Темп прироста
2014 к 2013 г. 2013 к 2012 г.
Заемные средства       2, 23 0, 52
Кредиторская задолженность       1, 10 0, 96
Доходы будущих периодов       0, 86 0, 96
Оценочные обязательства       1, 13 1, 14
Итого       1, 43 0, 79

 

Особое внимание следует уделить структуре кредиторской задолженности, которая в 2014 году увеличилась на 10%, что оценивается не совсем положительно для деятельности ПАО «Ростелеком» (табл.26). Более 62% в общей сумме кредиторской задолженности приходится на поставщиков и подрядчиков, авансы полученные и задолженность перед бюджетом.

Таблица 26

Структура кредиторской задолженности за 2012 -2014 гг.

Показатель 2014 год 2013 год 2012 год Удельный вес, %
2014 год 2013 год 2012 год
Кредиторская задолженность, в том числе       1, 00 1, 00 1, 00
поставщики и подрядчики       0, 62 0, 62 0, 73
авансы полученные       0, 13 0, 15 0, 12
задолженность перед персоналом организации       0, 00 0, 00 0, 01
задолженность перед государственными внебюджетными фондами       0, 02 0, 02 0, 02
задолженность перед бюджетом       0, 13 0, 10 0, 06
прочие       0, 10 0, 11 0, 04

 

Структура кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков (рис.18) позволяет сделать вывод о том, что существенно выросла задолженность за оборудование и капитальное строительство, расчеты по прочей операционной деятельности. При этом как положительная тенденция отмечается снижение задолженности по услугам связи и за програмное обеспечение.

Рис.18. Структура кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков за 2013-2014 гг.

В целом валюта баланса за 2014 год выросла на 3% и составила на конец отчетного периода 549457406 тыс.руб., вместо снижения на 5% в 2013 году, по сравнению с 2011 годом.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков (табл.27).

Таблица 27

Структура активов по степени ликвидности и пассивов по степени срочности

Активы 2012 год 2013 год 2014 год
Наиболее ликвидные (1250+1240)      
Быстрореализуемые (1230)      
Медленнореализуемые      
Труднореализуемые (1100)      
Итого      
Пассивы      
Наиболее срочные (1520)      
Краткосрочные (1510+1540+1550)      
Долгосрочные (1400)      
Постоянные (1300+1530-12605)      
Итого      

 

Наиболее платежеспособный период в деятельности ПАО «Ростелеком» был 2013 год, т.к. выполнялось раввенство А1 > П1, что это свидетельствует о платежеспособности организации на момент составления баланса; и А2 > П2, что быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособно. За все другие периоды показатели не соответствуют приемлемым.

Однако следует отметить, что проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным, более детальным считается анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов (табл.28).

Коэффициент абсолютной ликвидности, рассчитанный для ПАО «Ростелеком» за исследуемый период показывает плохую динамику роста показатель меньше нормативного значения 0, 2), что говорит о том, что предприятие с каждым годом не наращивает свои возможности по погашению своих задолженностей в краткосрочной перспективе. Следовательно, можно сделать вывод, что предприятие не в состоянии своими наиболее ликвидными активами покрыть задолженность в краткие сроки.

Таблица 28

Расчет коэффициентов ликвидности и платежеспособности

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год
Текущая ликвидность 0, 63 1, 35 0, 63
Быстрая ликвидность 0, 49 1, 29 0, 57
Абсолютная ликвидность 0, 15 0, 72 0, 15
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -3, 05 -1, 65 -2, 86
Доля оборотных средств в активах 0, 12 0, 21 0, 14
Коэффициент иммобилизованного функционирующего капитала -0, 40 2, 05 -0, 40
Общий показатель платежеспособности 0, 30 0, 65 0, 33

 

Взглянув на изменение коэффициента быстрой ликвидности, можно с уверенностью сказать, что предприятие в состоянии рассчитаться по большей части своих обязательств, однако, тенденция снижения этого коэффициента должна заставить руководство предприятия возможно задуматься о пересмотре своих планов на ближайшие несколько лет, поскольку в противном случае оно может потерять свою инвестиционную привлекательность на рынке телекоммуникаций.

Коэффициент текущей ликвидности – показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Коэффициенты текущей ликвидности в 2012 и 2014 году выходят за пределы интервала 1-2, это говорит о нерациональном использовании средств предприятия, но оно при этом является платежеспособным.

Доля оборотных средств в активах – характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Из расчетов видно, что, несмотря на то, что в 2013 году показатель вырос, в 2013 году наблюдается снижение к итоговому периоду, это говорит о том, что руководству ПАО «Ростелеком» стоит обратить внимание на показатели будущих периодов, поскольку снижение показателя в последний период могло произойти по непредвиденным причинам, и руководству предприятия удастся изменить его в лучшую сторону.

Анализируя показатели финансвой устойчивости ПАО «Ростелеком» на рынке связи, отметим, что коэффициент капитализации по сравнению с 2013 годом вырос на 0, 34 п.п., а в 2014 год снизился на 0, 16 п.п., что оценивается положительно, так как данный коэффициент показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 рубль вложенных в активы собственных средств (табл.29).

Таблица 29

Расчет показателей финансовой устойчивости

Показатели на конец периода 2012 год 2013 год 2014 год
Коэффициент капитализации 0, 91 1, 25 1, 09
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования -3, 06 -1, 65 -2, 86
Коэффициент финансовой независимости 0, 52 0, 44 0, 48
Коэффициент финансовой устойчивости 0, 81 0, 84 0, 78
Коэффициент финансирования 1, 09 0, 80 0, 91

 

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования – показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников.

Изначально показатель удовлетворял оптимальному показателю, но с каждым периодом этот показатель изменяется в меньшую сторону, что в последствии может негативно отразиться на деятельности ПАО «Ростелеком».

Рассчитаннный коэффициент финансовой независимости показал что в 2014 году удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования составил 48%, вместо 44% в 2013 году, что можно рассматривать как положительную тенденцию.

Коэффициент финансирования за 2014 год увеличился на 0, 11 п.п., а в 2013 году наблюдалось сокращение по сравнению с 2012 годом. Как видно, предприятие все больше полагается на заемные средства, даже пренебрегая желательными показателями.

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников. Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования (табл.30, 31).

Таблица 30

Источники формирования запасов

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год  
 
Общая величина запасов и затрат (ЗЗ)        
Наличие собственных оборотных средств (СОС) -202791870 -185446061 -212700805  
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат или функционирующий капитал (КФ) -40039583   -45056273  
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ВИ)        

 

Таблица 31

Показатели обеспеченности запасов источниками формирования

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (Фс) -206964193 -189738927 -217795394
Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (Фт) -44211906   -50150862
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования Запасов и затрат (Фо)      
Итоговые показатели (0; 0; 1) (0; 1; 1) (0; 0; 1)

 

За 2012 и 2014 год наблюдается неустойчивое финансовое состояние, связанное с нарушением кредитоспособности, но сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения собственных средств. При этом в 2013 году наблюдалась нормальная устойчивость, которая гарантирует платежеспособность ПАО «Ростелеком».

Проанализировав показатели предприятия можно сказать, что предприятие никак нельзя назвать финансово устойчивым, поскольку оно все чаще прибегает к заемным средствам и доля заемных средств постоянно увеличивается.

Из выводов можно сделать только один: за предприятием стоит наблюдать, потому как в последующие периоды предприятие все же может показать положительные тенденции, что благоприятно скажется для инвесторов.

Анализ деловой активности позволяет охарактеризовать результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности.

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий (табл.32).

Таблица 32

Показатели деловой активности ПАО «Ростелеком» за 2013-2014 гг.

Показатель 2013 год 2014 год Прирост, % Абсолютное отклонение
Оборачиваемость активов 0, 34 0, 54 1, 57 0, 19
Оборачиваемость оборотных активов 3, 18 3, 12 0, 98 -0, 07
Оборачиваемость собственного капитала 1, 07 1, 16 1, 09 0, 09
Оборачиваемость материальных запасов 67, 09 61, 92 0, 92 -5, 17
Период оборота материальных запасов, дни 5, 44 5, 90 1, 08 0, 45
Оборачиваемость дебиторской задолженности 6, 83 5, 97 0, 87 -0, 86
Период оборота дебиторской задолженности, дни 53, 45 61, 17 1, 14 7, 72
Оборачиваемость кредиторской задолженности 5, 63 5, 59 0, 99 -0, 04
Период оборота кредиторской задолженности, дни 64, 80 65, 28 1, 01 0, 48
Продолжительность операционного цикла, дни 58, 89 67, 06 1, 14 8, 17
Продолжительность финансового цикла, дни -5, 91 1, 78 -0, 30 7, 69
Фондоотдача основных средств 0, 85 0, 90 1, 05 0, 05

 

В течение анализируемого времени произошел рост периода оборота дебиторской и кредиторской задолженностей (соответственно с 53 и 64 дней в начале периода до 61 и 65 дней в конце года), что является негативной тенденцией, так как этот рост происходил на фоне сокращения объемов продаж. Причем количество дней оборота дебиторской задолженности примерно равно количеству дней оборота кредиторской задолженности.

Отрицательной тенденцией является увеличение операционного цикла до 67 дней с 58 дней в 2013 году.

Продолжительность финансового цикла характеризует организацию финансирования производственного процесса. В отчетном периоде продолжительность финансового цикла увеличилось до 1, 78. Данный рост в динамике свидетельствует о увеличении потребности предприятия в финансировании текущей производственной деятельности.

За анализируемый период выручка увеличилась на 2, 35%, при этом рост себестоимости работ и услуг составил 4, 67. Все эти изменения по влияли на снижение валовой прибыли на 9, 58% в 2014 году и на 8, 31% в 2013 году (табл.33).

Таблица 33

Основные финансовые результаты деятельности ПАО «Ростелеком» за 2012-2014 гг

  2014 год 2013 год 2012 год Темп прироста
2014 к 2013 г. 2013 к 2012 г.
Выручка       102, 35 100, 37
Себестоимость       104, 67 102, 26
Валовая прибыль       90, 42 91, 69
Прибыль от продаж       90, 42 91, 69
Доходы от участия в других организациях       435, 05 113, 82
Проценты к получению       49, 55 138, 22
Проценты к уплате       110, 74 110, 20
Прочие доходы       109, 10 138, 88
Прочие расходы       145, 75 98, 93
Прибыль до налогообложения       80, 55 108, 60
Налог на прибыль       115, 48 101, 50
Чистая прибыль       83, 53 108, 03

Рассматривая структуру доходов в разрезе деятельности, можно отметить, что большая часть приходится на доходы от услуг связи, а именно в 2014 году наблюдается рост на 12% доходов от услуг передачи данных и телематических служб; на 13% доходов от услуг присоединения и пропуска трафика (кроме Интернета); на 84% доходов от услуг радиосвязи, радиовещания, телевидения, спутниковой связи (табл.34).

Таблица 34

Структура выручки в разрезе видов деятельности

Показатель 2014 год 2013 год 2012 год Темп прироста
2014 к 2013 г. 2013 к 2012 г.
Услуги передачи данных и телематических служб       1, 12 0, 98
Услуги местной телефонной связи       0, 93 1, 04
Услуги присоединения и пропуска трафика       1, 13 1, 04
Радиосвязь, радиовещание, телевидение, спутниковая связь       1, 84 1, 16
Услуги внутризоновой телефонной связи       0, 86 1, 10
Услуги междугородней и международной телефонной связи       0, 83 1, 13
Аренда каналов       1, 10 1, 13
Всего доходов от услуг связи       1, 00 1, 02
Всего доходов от непрофильной деятельности       1, 22 0, 84

 

Следует отметить также снижение по таким видам деятельности как услуги междугородней и международной телефонной связи (на 17%), услуги внутризоновой телефонной связи (на 14%), услуги местной телефонной связи (на 7%).

В разрезе потребителей услуг (табл.35), наибольший удельный вес приходится на физические лица, более 50%, и по 20% на юридические лица и бюджетные организации.

 

Таблица 35

Потребители услуг ПАО «Ростелеком» за 2012-2014 гг.

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год
Физические лица 17 675 857, 00 13 085 184, 00 16 245 890, 00
Юридические лица 4 660 902, 00 6 382 157, 00 7 382 780, 00
Бюджетные организации 4 568 918, 00 3 367 804, 00 4 560 405, 00
Операторы 3 890 219, 00 2 933 609, 00 3 207 338, 00
Итого 30 795 896, 00 25 768 754, 00 31 396 413, 00

 

Рентабельность является показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от обоснованности и рациональности управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По уровню рентабельности можно оценить благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль для дальнейших инвестиций. Произведем расчет и оценку показателей рентабельности для ПАО «Ростелеком». Приведенные расчеты представлены в следующей аналитической таблице 36.

Таблица 36

Коэффициенты рентабельности ПАО «Ростелеком» за 2012-2014 гг.

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год Отклонение
2013 к 2012 г. 2014 к 2013 г.
Рентабельность продаж 0, 18 0, 16 0, 14 -0, 02 -0, 02
Общая рентабельность 0, 15 0, 16 0, 12 0, 01 -0, 03
Рентабельность основных средств 0, 10 0, 10 0, 09 0, 01 -0, 01
Рентабельность собственного капитала 0, 11 0, 15 0, 11 0, 04 -0, 04
Рентабельность активов 0, 06 0, 07 0, 05 0, 01 -0, 01

 

Рентабельность основной деятельности в отчетном периоде в целом снижалась. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами ПАО «Ростелеком».

Снижение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала обусловлено резким падением чистой прибыли в течение года притом, что размеры собственного капитала и совокупного капитала снижались незначительно.

Рентабельность продаж на конец отчетного периода сократилась и составила 0, 14 п.п. вместо 0, 16 п.п. Следует учитывать, что это обусловлено финансовыми результатами от прочих видов деятельности ПАО «Ростелеком», которые существенно влияли на величину чистой прибыли.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в отчетном периоде эффективность основной деятельности предприятия снижалась. Кроме того, заметное влияние на чистую прибыль предприятия оказывали финансовые результаты прочих видов деятельности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.