Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и необходимостьоценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия на рынке телекоммуникаций






Глобализация международных отношений, формирование информационной инфраструктуры и общего информационного наследия человечества, международная информационная политика, направленная на политическую, экономическую и культурную интеграцию на основе использования новых перспективных технологий, создание эффективной системы обеспечения прав человека и социальных институтов, свободный доступ и обмен информацией - характерные признаки информационного общества, нового этапа существования цивилизации.

Необходимость перехода к информационному обществу обусловливается становлением и доминированием в мировой экономике новых технологических укладов, переходом информационных ресурсов в реальные ресурсы социально-экономического развития, удовлетворением потребностей общества в информационных продуктах и услугах, возрастанием роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, усовершенствованием образовательной, научно-технической и культурной сферы на основе международных информационных обменов, равноправное использование «глобального информационного блага». [2]

Сегодня в сфере информационных и коммуникационных технологий создается национальный продукт, соизмеримый по объему с отраслями традиционной экономики. Поэтому, в силу новых акцентов, информационно - коммуникационные технологии рассматриваются в качестве важнейшего рычага ускоренного экономического развития, интеграции государств в мировые рынки, глобальные экономические процессы, а также как инструмент политического влияния в регионе и мире.

Потребности в передаче больших объемов информации на значительные расстояния привели к активным исследованиям, как в области условий распространения электромагнитных волн, так и методов обработки сигналов, обеспечивающих высокую пропускную способность каналов связи при требуемой достоверности в принимаемой информации.

Термин «телекоммуникации» появился сравнительно недавно, он образован от двух латинских слов (от лат. «сошшишсайо» - делаю общим) - это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности.[3] Коммуникация является важнейшим проводником установок общества, формирующих индивидуальные и коллективные навыки.

Термин «коммуникация» имеет в настоящее время три значения. [4] Во-первых, коммуникация интерпретируется как средство связи любых объектов материального и духовного мира. Во-вторых, коммуникация рассматривается как общение, передача информации от человека к человеку. В-третьих, под коммуникацией понимается передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его компоненты.

Процесс коммуникации образуют постоянные элементы: отправитель (коммуникатор, передатчик сообщений); канал, средство передачи информации; собственно сообщение; получатель, которому предназначена информация и который ее интерпретирует. [5]

Цели коммуникации социальны и находятся под воздействием общества. Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его всё более зависимым от потока информации, передаваемой с помощью телекоммуникаций.

Таким образом, телекоммуникации - это общение, обмен информацией на расстоянии с помощью специальных технических средств (телефона, радио, телевидения).

Рынок телекоммуникационных услуг - это социальный институт, сложившийся в сфере экономический деятельности по передаче, обмену, хранению информации, основанной на системе правил и норм и социальном контроле за их исполнением, совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе экономической деятельности хозяйственных агентов, в целях регулирования конкуренции и уровня цен и выполнения социально значимых функций.

В. И. Токмин дает следующее определение рынка телекоммуникаций: «это экономическое взаимодействие производителя и клиента в целях минимизации затрат и получения оптимального уровня дохода от услуг».

Анализируя современный телекоммуникационный рынок нашей страны можно выделить несколько этапов его формирования (табл.1).

Таблица 1

Этапы формирования телекоммуникационного рынка в РФ[6]

Первый этап (1992-1994 гг.) Приватизация предприятий электросвязи осуществлялась, в основном, по варианту, который предусматривал безвозмездную передачу трудовому коллективу привилегированных акций в размере 25% от уставного капитала и закрепление в государственной собственности обыкновенных акций, составляющих 38% уставного капитала. В результате было создано 127 акционерных обществ электросвязи.
Второй этап (1995-2002 гг) Начался после частичной приватизации 1993-1994 гг для обеспечения интересов государства на рынке телекоммуникаций и привлечения дополнительных инвестиций в развитие сети электросвязи общего пользования (ОАО «Связьинвест»)
Третий этап (2002 г по н.в.) На рынке действуют наряду с традиционными операторами сетей общего пользования около 4500 новых операторов. В общем объеме рынка телекоммуникационных услуг доля новых операторов составляет 46%. В настоящее время в Российской Федерации создан открытый рынок телекоммуникационных услуг.

 

Рынок связи является одним из сегментов более широкого рынка телекоммуникаций. Рынок телекоммуникаций состоит из двух основных частей - рынка продаж телекоммуникационного оборудования и рынка услуг по обмену сигналами между абонентами, предоставляемых операторами связи, он также включает в себя рынки страхования и консалтинговых услуг в сфере телекоммуникаций (рис. 1).

       
   
Рынок телекоммуникаций
 
 

 


Рис.1. Классификация телекоммуникационного рынка и рынка связи[7]

Телекоммуникационные услуги представляют собой вид целесообразной деятельности, вследствие которой образуется определенный полезный эффект, обеспечивающий и удовлетворяющий каким-либо конкретным запросам, требованиям потребителя в сфере передачи, приема и преобразования разнообразной информации, передаваемой с помощью специального телекоммуникационного оборудования.

Сегодня качественно изменился сам подход к понятию телекоммуникационных услуг. [8] Если ранее к телекоммуникационным услугам относились только традиционные услуги по передаче голоса с использованием телефонного кабеля, а также услуги по передаче радио- и телевизионных трансляций, то сейчас к ним добавились принципиально новые по характеру и быстро развивающиеся услуги сотовой связи, различные виды услуг по передаче голоса и данных с использованием интернета и т.д.

К телекоммуникационным сетям в настоящее время можно отнести: телефонные сети; радиосеть; телевизионные сети; компьютерные сети Во всех этих сетях предоставляемым клиентам ресурсом является информация (табл.2).[9]

Таблица 2

Виды телекоммуникационных сетей

Вид телекоммуни-кационной сети Вид услуг Вид представления информации Пояснение
телефонные сети интерактивные услуги только голосовая информация оказывают интерактивные услуги (interactive services), так как два абонента, участвующие в разговоре (или несколько абонентов, если это конференция), попеременно проявляют активность.
радиосети широковещательные услуги только голосовая информация широковещательные услуги (broadcast services), при этом информация распространяется только в одну сторону - из сети к абонентам, по схеме «один ко многим» (point-to-multipoint).
телевизионные сети широковещательные услуги голос и изображение
компьютерные сети   алфавитно-цифровое  

 

Несмотря на то, что различия между компьютерными, телефонными, телевизионными и первичными сетями, безусловно, существенны, все эти сети на достаточно высоком уровне абстракции имеют сходные структуры.

Одно из важнейших условий успешного управления предприятием на рынке телекоммуникаций является анализ его финансового состояния, поскольку результаты деятельности в любой сфере предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов.

Изучение литературы по вопросу анализа финансового состояния показывает, что существует несколько определений данного явления.

Среди экономистов нет единой точки зрения по вопросу определения понятия «финансовое состояние». Существуют мнения, что финансовое состояние предприятия:

- многомерная экономическая величина, отражающая наличие и использование финансовых ресурсов предприятия; [10]

- совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов; [11]

- совокупность показателей, отражающих способность предприятия погасить свои долговые обязательства; [12]

- важнейшая характеристика надежности, конкурентоспособности, устойчивости предприятия на рынке... характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования.[13]

Обобщая различные трактовки, можно сформулировать следующее определение: финансовое состояние – это экономическая категория, характеризующая размещение, собственность и использование финансовых ресурсов, а также их достаточность в каждый момент времени.

Так, очень часто отождествляются понятия «финансовый анализ» и «анализ финансового состояния». В.В. Ковалев, И.Т. Балабанов и др. используют эти термины как синонимы.

Отдельные авторы (А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев, В.И. Стражев, Н.А. Русак, М.М. Глазов, Г.В. Савицкая и др.) не только разъединяют эти понятия, но и предлагают осуществлять анализ финансового состояния как составную часть финансового анализа или анализа хозяйственной деятельности. Так, содержание финансового анализа определяется, по мнению некоторых из этих экономистов, своевременным и качественным обоснованием трех основных направлений финансовых решений: решения по вложению капиталов (ресурсов); операции, проводимые с помощью этих ресурсов; определения финансовой структуры бизнеса.

С точки зрения западных финансистов, например, Л.А. Бернстайна[14], финансовый анализ – это процесс, который имеет своей целью оценку текущего и прошлого финансового положения и результатов деятельности предприятия, при этом первоочередной целью является определение оценок и предсказаний относительно будущих условий и деятельности предприятия.

Таким образом, финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений.

Предметом финансового анализа[15] выступает финансовое состояние предприятия, которое позволяет оценить ее текущее финансовое состояние и изменения, происходящие в финансовых результатах деятельности организации.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего может интересовать как текущее финансовое состояние организации, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу.

Основными задачами финансового анализа является: [16]определение финансового состояния предприятия на текущий момент; выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период; определение факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия; выявление резервов, для улучшения своего финансового состояния; выработка рекомендаций, по совершенствованию финансового состояния предприятия.

Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками самого предприятия. Возможности внутреннего анализа шире, так как информационная база такого анализа больше, потому что включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия, даже недоступную внешним наблюдателям-аналитикам, проводящим внешний анализ, который менее детализирован, но зато более формализован. В процессе финансового анализа применяются различные приемы, методы и модели. В таблице 3 представлено сравнение двух подходов к финансовому анализу.

При формировании информационных данных к финансовому анализу необходимо проверить, насколько она соответствует предъявляемым требованиям, а именно насколько уместна, полна, доступна, нагляда и достоверна информация.

Таблица 3

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего подходов финансового анализа

Показатель Внешний анализ Внутренний анализ
Цель Оценка финансового состояния (проблема выбора) Улучшение финансового состояния
Исходные данные Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность Любая информация, необходимая для решения поставленной задачи
Методика Стандартная Любая, соответствующая решению поставленной задачи
Акцент Сравнение с другими предприятиями Выявление причинно-следственных связей
Объект исследования Предприятие в целом Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

 

В ходе проведения аналитической работы формируется два основных этапа, а именно: [17]

– предварительная оценка финансового состояния, в который входят такие составляющие как, составление сравнительных таблиц за два последних года с выявлением абсолютных и относительных отклонений по основным показателям отчетности;

– детализированный анализ финансового состояния, который включает в себя пробную характеристику имущественного и финансового положения хозяйственного субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможности развития в перспективе.

Приведенная в таблице 3 классификация внешнего и внутреннего анализа на основе доступа к информации, может иметь место, однако эти виды анализа различаются еще и своим предметом. Внутренний анализ направлен на оценку и прогнозирование экономических процессов, происходящих на предприятии.

Для внутреннего анализа предприятие рассматривается как целый уровень, структуру которого надо оценить, в то время как внешний анализ должен характеризовать предприятие с точки зрения на него как лишь на один из объектов более высокого, макроэкономического уровня (изучение конкурентной и маркетинговой среды, финансового состояния конктрагентов, состояние финансовых рынков и другую макроэкономическую информацию.[18]

Традиционный финансовый анализ состоит из нескольких этапов который изображены на рисунке 2.[19]

Информационной базой финансового анализа являются документы бухгалтерской (состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним) и статистической отчетности (сводки, где отражены расчеты начисленных, уплаченных и причитающихся к уплате сумм налогов и взносов в фискальную систему государства), отчетности по обязательным платежам, данные организационно-производственного нормирования данные из планов, программ, проектов, разработанных на предприятии и для предприятия.

Ежеквартальная и годовая бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н[20], Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 №43н[21], и № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». [22]

 
 

 


Рис.2. Этапы финансового анализа предприятия

Итак, современное состояние высокоразвитых стран характеризуется переходом к обществу, в котором информация становится одним из важнейших ресурсов. Развитие высоких технологий, в том числе информационных, определяет место и влияние государства в международном разделении труда и формировании рыночной среды.

Имеющиеся элементы рыночных отношений в сфере телекоммуникаций пока еще-не создают условий для развития предприятий отрасли связи, ведь они в значительной мере зависят от государстиенной политики. Как следствие, сдерживается инвестирование в развитие сетей и повышение качества услуг связи. Рычаги и стимулы являются эффективными лишь тогда, когда они опираются на стоимостные расчеты и создают надлежащие условия для удовлетворения экономических интересов всех участников рынка телекоммуникаций

Наряду с анализом финансового состояния по каждому направлению его структуры целесообразно проводить системный анализ показателей финансового состояния предприятия. Он обеспечит взаимоувязку различных аналитических коэффициентов. Для этого необходимо сформировать и использовать системную нормативную модель финансового состояния предприятия. Реализация такой модели позволит решить большинство проблем, возникающих при анализе финансового состояния предприятий в современных российских условиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.