Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование и анализ особенностей взаимодействия учителя ОБЖ с семьями учащихся в учебно-воспитательном процессе






 

Первый этап исследования предполагал собеседование с учителем ОБЖ (в СОШ №9 г. Нефтеюганска учитель ОБЖ один). Собеседование по вопросам показало следующие результаты:

1. Необходимо ли сотрудничество учителя ОБЖ и родителей? Ответ: да, необходимо.

2. Если вы положительно ответили на предыдущий вопрос, поясните, почему. Ответ: потому что воспитание учащихся старших классов осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений. Мы не можем воспитывать его изолированно друг от друга, тем более если речь идет о военно-патриотическом воспитании, которое начало возрождаться в последние несколько лет.

3. В чем школа может помочь родителям, а родители – школе? Ответ: школа может помочь родителям освоить научные основы воспитания, а лучше родителей никто не знает своего сына или дочь; поэтому они обязаны помогать педагогам подобрать индивидуальный подход к личности ребенка.

4. Что мешает учителю и родителям успешно сотрудничать? Ответ: со стороны учителя – большая загруженность обилием бумажной работы (очень много времени отнимает заполнение форм отчетности). Со стороны родителей – равнодушие, лень, желание переложить ответственность за воспитание полностью на плечи учителя.

5. Считаете ли вы взаимодействие в воспитательном процессе учителей и родителей плодотворным? Ответ: если речь идет обо мне, то да. В противном случае я должен бы признаться в некомпетентности.

6. Помогли ли формы совместной деятельности с родителями помогли сблизить вас с детьми? Ответ: да, было несколько очень закомплексованных детей, неконтактных. Помогли родители.

7. Предлагают ли родители учащихся новые формы взаимодействия в учебно-воспитательном процессе? Ответ: такие случаи очень редки. Могут предложить скромную финансовую помощь, приобрести призы детям для каких-то конкурсов, но инициативы в организации мероприятий почти не проявляют.

8. Формы деятельности, отмеченные учителем ОБЖ СОШ №9 г. Нефтеюганска и их содержание:

Интеллектуальное развитие учащихся. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся: турнир знатоков ОБЖ.

Физическое развитие учащихся. Предложение различного рода программ по сохранению и укреплению физического здоровья: спортивные соревнования и военно-патриотические игры (совместно с учителями физической культуры).

Гражданское и патриотическое воспитание. Приобщение учащихся к традициям и истории Отечества, региона: Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда, проведение выставок к памятным датам, конкурс военно-патриотической песни, а также другие праздничных мероприятия (концерты), посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы, военно-патриотические игры и т.д.

Культурно-нравственное развитие. Реализация личностного потенциала через детскую организацию «Рассвет» и кружковую работу. Повышение общего уровня культуры учащихся через совместную деятельность с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования детей. Работа агитбригады «Дорожный патруль».

Социальная адаптация учащихся. Предотвращение и предупреждение социальных проблем в общественной среде, помощь в их разрешении при взаимодействии с социально-педагогической и психолого-педагогической службой Управления образования Нефтеюганского района. Пропаганда социальной толерантности.

Участие в управлении школой. Участие в педагогическом совете. Включение родителей в воспитательную работу школы через совместную деятельность с ученическим советом, родительским комитетом школы и другими органами государственно-общественного управления.

Профессиональная адаптация учащихся. Проведение просветительской профессионально - ориентационной работы среди учащихся и родителей по ознакомлению с возможностями профессионального самоопределения на основе совместной деятельности с Центром занятости населения г. Нефтеюганска, с классными руководителями, сотрудничества со средними специальными и высшими учебными заведениями, организация предпрофильной и профильной подготовки.

Таким образом, собеседование с учителем ОБЖ можно считать состоявшимся. Были получены максимально искренние ответы на все поставленные вопросы, были предъявлены отчеты по различным мероприятиям прошлого учебного года, благодарственные письма от: родительского комитета школы, от Управления образования Нефтеюганского района. Учитель ОБЖ понимает и представляет себе необходимость и перспективы взаимодействия с родителями в учебно-воспитательном процессе. Чтобы составить полное впечатление, посещались уроки ОБЖ в восьмых – девятых классов (всего 10 часов), и ряд мероприятий, организованных учителем ОБЖ:

· классные часы (посвященные войне в Афганистане, Дню защитника Отечества, Дню Победы);

· военно-патриотическая игра;

· встреча с ветеранами войны в Афганистане;

· турнир знатоков ОБЖ;

· открытый урок ОБЖ (игра на тему «Безопасность в экстремальных ситуациях»).

Все мероприятия (кроме классных часов) были проведены по субботам, когда многие родители не работают. Кроме того, классные руководители по просьбе учителя регулярно приглашают родителей на какие-либо мероприятия. Посещаемость родителями мероприятий отображена на рисунке 1.

Рис. 1. Посещение родителями учащихся восьмых – девятых классов мероприятий, проводимых учителем ОБЖ в МОУ СОШ №9, Нефтеюганск (по данным отчета по воспитательной работе 2008 – 2009 уч.года)

 

Второй этап исследования предполагал беседу с родителями учащихся. При посещении родительских собраний согласились ответить на вопросы 20 человек, остальные (к сожалению, большинство) сослались на занятость и отказались от беседы. Третий этап – анкетирование школьников. Далее приведены результаты второго и третьего этапов в сравнении.

На первый вопрос: «Нужен ли предмет ОБЖ в школе?» ответы распределились так: подавляющее большинство респондентов ответили положительно (рис.2).

 

 


Рис.2. Ответы опрошенных учеников и их родителей на вопрос о необходимости предмета ОБЖ в школе

Сотрудничество учителя ОБЖ и родителей считают необходимым 65 % родителей и школьников (88 человек, из них 73 школьника и 15 родителей), остальные ответили отрицательно (рисунок 3).

 

 

Рис.3. Ответы опрошенных учеников и их родителей на вопрос о необходимости сотрудничества учителя ОБЖ и родителей

 

Ответ на третий вопрос требовался развернутый. После просмотра всех анкет школьников и беседы с родителями мы выделили несколько типовых ответов-обоснований (см. таблицу 1).

Таблица 1

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.