Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАНДУКЬЯ-УПАНИШАДА






ом бхадрам карнебхих шринуяма девах

бхадрам пашьемакшабхирьяджатрах |

стхирайрангайстуштувамса станубхир вьягиема девахитам ядайюх ||

свасти на индро вриддхашравах

свасти нах пушах вишваведах |

свасти шстаркшьо ариштанемих свасти но брихаспатирдадхату ||

ом ишнтих шантих шантих

Ом. О бога, да услышим мы ушами благоприятное! О Тот, кому

поклоняются, да увидим мы благоприятное! Да насладимся мы жизнью,

которой наделили нас боги, вознося молитвы, с крепкими членами тела.

Да пошлет нам процветание Индра - могучий, издревле славный. Пусть

тот, кто питает всё, владеющий всем богатством, даст нам то, что для нас

благо. Да будет благосклонен к нам быстродвижущийся Господь. Да

защитит защитник великих также и нас. Ом. Мир, мир, мир.

1. харих ом | омитйотад акшарам идам сарва тасьопавъякхь-

янам бхутам бхвад бхавишьяд ити сарвам омкара эва |

яччаньят трикалатитам тад апьомкара эва ||

ом - Ом; ити - так; этат - это; акшара - слово; идам - это; сарва - всё;

тасья - его; упавьякхьянам - разъяснение; бхутам - былое; бхават -

настоящее; бхавишьят -то, что будет; ити - так; сарвам - всё; омкара -

Ом; эва - конечно; ят - которое; ча - и; аньят - от иного; трикалатитам -

превзошедшее тройственное время; тот -то; апи -также; омкара - Ом;

эва - конечно.

1. Ом! Это слово-все это. Вот его разъяснение: Несомненно, Ом - всё,

что было, есть и будет. То, что за пределами тройного восприятия

времени, - конечно, Ом.

В этой Упанишаде Варуна (бог водной стихии), принявший облик

лягушки (мандуки), прославляет Ом. Таким образом, поведал эту

Упанишаду Варуна, а изучать ее способен тот, кто стремится к

освобождению.

Ом (Пранава, Омкара) является единственным символом Брахмана,

Абсолюта. " Это - Ом"; " Ом - основа"; Юм есть Брахман"; " Ом -акшара

(нетленный)"; " Ом есть Атман"; " Ом есть чайтанья (сознание)"; " Слово

Ом - это всё"; " Следует с чистым сердцем сосредоточить ум на Атмане

посредством слога Ом, который является Атманом" - все эти цитаты из

Упани-шад свидетельствуют, что Ом, Брахман, Атман -одно и то же.

Знаменитая мантра гуру Нанака начинается с Cam Нам Эк Омкар

(Истинное имя - один Ом). Ом является всем. Это ясно указывает на то,

что Брахман (высшее " Я"), символом которого является Ом, -это все: то,

что было, то, что есть, и то, что будет.

У каждого объекта есть название, имя. Имя и названный им объект

тождественны. Все объекты неотличны от своих названий. Существует

неразрывная связь между шабдой (звуком) и артхой (объектом).

Название неразрывно связано с формой. Название является звуковым

символом. Мысли нельзя отделить от форм и символов. Когда Брахма

пожелал " Да стану я многим! ", сотворение мира началось с вибрации.

Этой изначальной вибрацией, ее звуковым символом является слог Ом.

Ом - наиболее универсальный, всеохватывающий звук. Все имена

неотличимы от Ом, поскольку Ом является основой, матрицей всех

звуков, слов и имен. Поэтому правильнее было бы сказать, что Ом

вмещает всех их. Ом является истинным символом Брахмана и только

посредством мантры Ом можно достичь Его. Как неразделимы огонь и его

жар, цветок и его аромат, так неразделимы Ом и Брахман.

Слог Ом предназначен для осознания Брахмана. Ом является

единственным средством для осознания Бессмертного " Я". Если вы

знаете Ом, вы знаете и Брахман. Поэтому весьма необходимо обладать

полным пониманием мантры Ом. В связи с этим велика ценность ясного и

подробного объяснения ее значения, которое содержится в этой

Упанишаде. Эта выдающаяся Упани-шада, описывающая способ

достижения Брахмана с помощью священного слова Ом, является

__________кратким изложением всех ста восьми Упанишад. Дополнительные

разъяснения можно найти в " Кариках" Шри Гаудападачарьи (древнего

комментатора " Санкхья-карики" Ишваракришны).

Как название объекта несет знание о нем, так с помощью Ом можно

познать Брахман, Высшее " Я".

Произносящий слова " манговое дерево" знает о его листьях, цветах,

плодах, об их полезности и т. д. Как все знание о манго содержится в

слове " манго", так с помощью слога Ом можно узнать все о Брахмане.

Священным слогом Ом обозначается всепронизывающий бессмертный

неделимый самосветящийся неизменный Брахман.

Акшара: Это слово переводится как " непреходящее", " бессмертное", а

также " буква". В Гите (10.33) Кришна говорит: Акшаранам акаросми (" Из

букв Я - буква " а"). Этим словом также обозначается однослоговая

экакшара - Ом (10.25). Слово акшара указывает на слог Ом, а не на

бессмертного Брахмана.

Тасыг. Под " ним" подразумевается Ом.

Упавакьянам: Подробное объяснение.

Все, относящееся к тройному времени (прошедшему, настоящему и

будущему), - это Ом, Брахман. И все, что вне воздействия времени

(авьякта, непроявленное), тоже не отделено от звука Ом. Так как слогом

Ом обозначен стоящий над временем (трикалатита) Брахман, то и Ом

также неподвластен времени. Дословно ом означает то, чем все

пронизано (отам). Брахман пронизан слогом Ом, как ткань - нитью. Ом

пребывает во всем.

Как в случае ошибочного принятия веревки за змею реальностью

является веревка, так реальный Ом является основой всего иллюзорного

в речи. Всё - это лишь игра слов. Мысли, представления передаются

только через слова. Опыт выражается только словами. Вся ткань мира

держится благодаря нити слова. Без слова, имени не может

существовать мир. Поэтому можно сказать, что " все есть слово".

Имена не могут существовать отдельно от слова Ом, которое является

Брахманом. Брахман един с Ом. Атман един с Ом.

Этот древный текст объясняет смысл слова (акшара) Ом, которое

обладает природой как высшего безатрибутного Брахмана, так и

низшего Брахмана, наделенного атрибутами.

сарвам хьетад брахмаям атма брахма со'ям атма чатуш-пат||

сарвам - всё; хи - несомненно; этат - это; брахма - Брахман; аям - этот;

атма -Атман (Высшее " Я"); брахма - Брахман; сах - он; аям - этот; атма -

Атман; чатушпат - четы-рехчастный (четвероногий, четырехаспектный).

2. Ибо все это -Брахман. Этот Атман -Брахман. У этого Брахмана есть

четыре части.

Санскритское слово пада буквально означает " нога", " стопа". В первом

стихе сказано, что Ом - это всё, а здесь говорится: " Все это - Брахман".

Таким образом Ом - это Брахман. Под " всем" подразумевается и

проявленный, и непроявленный мир. Всё, из чего состоит Ом, - это

Брахман. В предыдущем стихе было сказано, что весь мир объектов

является формой слога Ом, Брахмана. Теперь утверждается, что

Брахманом является не только видимый, проявленный мир, но и самое

сокровенное " Я", Атман.

" Этот Атман - Брахман". Брахман нельзя показать, но некоторые

эмпирические факты указывают на его существование. Например -

существование у каждого человека " я". Каждый осознаёт существование

своего " я", никто не думает: " Меня нет". А " Я " всего, что существует, -

Брахман. И о том Брахмане, на существование которого косвенно

указывают эмпирические факты, о котором можно прочесть в

Упанишадах, здесь сказано: Аям атма брахма (душа, " я" - это Брахман).

То есть его можно непосредственно осознать.

Итак, здесь говорится о прямом осознании Брахмана. Автор касается

указательным пальцем груди и говорит: " Этот Атман - Брахман". Обычно

считается, что душа пребывает в области сердца. Слово " этот" указывает

на что-то, находящееся вблизи. Тот действительно видит, кто путем

самоосознания (атма-сакшаткара) обрел непосредственное интуитивное

восприятие Брахмана. И он может убежденно сказать: " Эгот Атман -

Брахман".

В Упанишадах есть четыре (по одной на каждую Веду) маха-вакьи

(" великих утверждения"), и четвертая -из относящейся к Атхарваведе

Мандукья-упанишады: Аям атма брахма. Это анубхава-бодха-вакья -

великое изречение о внутреннем интуитивном опыте апароша-анубхути

(непосредственного восприятия в медитации сущности " я"). Эта

махавакья провозглашает единство индивидуальной души и Верховной

Души (Брахмана). Три другие махавакьи таковы:

1. Праджням брахма - " Сознание - это Брахман". Эта сварупа-бодха-

вакья (великое изречение, объясняющее природу Брахмана) содержится

в Айтрея-упанишаде Ригведы.

2. Ахам брахма'сми - " Я есмь Брахман". Эта анусандана-вакья взята из

Брихадараньяка-упанишады __________Яджурведы.

3. Тат швам аси - " Ты есть То". Это -упадеша-вакьянз

Чхандогья-упанишады Самаведы. Учитель говорит ученику: " Дитя, ты

есмь То, Ты есмь Брахман. Осознай это и будь свободен".

Чатушпад: " четвероногий", " четырехчастный". Пада переводится как

" стопа" или " инструмент". Вишва (джаграт-автас-тха, бодрствование),

Тайджаса (свапна-авастха, сон со сновидениями), Праджня

(сушупти.авастха, глубокий сон) и Турия (сверхсознание, тождественное

Брахману, Атману) являются четырьмя ногами, или состояниями Атмана.

Как 25 копеек содержатся в полтиннике, а тот-в рубле, так Тайджаса

включает в себя Вишву, Праджня - Тайджасу, и в конце концов Турия

поглощает Праджню. Четвертое состояние достигается посредством

последовательного поглощения низших состояний высшими. Пада - это

" инструмент", который помогает дойти до турий.

Вишва является индивидуальной душой, осознающей в состоянии

бодрствования грубые объекты, рефлексирующим сознанием (чайтанья,

чидабхаса). Тайджаса -это рефлексирующая чайтанья (душа),

воспринимающая в сновидениях тонкие объекты. Праджня - душа,

испытывающая блаженство состояния глубокого сна. Вишва, тайджаса и

праджня - одно. Опыт Праджни в глубоком сне выражает бодрствующая

Вишва.

Это Вишва говорит: " Я замечательно спал прошлой ночью. Я ничего не

помню".

джагаритастхано бахишпраджнях саптанга жонавимша-тимукхах

стхулабхуг вайшванарах пратхамах падах ||

джагаритастханах - область бодрствования; бахих прадж-нях - тот, чье

сознание направлено на внешнее; саптангах - семичастный;

эконавимшатимукхах -тот, у кого ртов -двадцать без одного; стхулабхук

- наслаждающийся грубыми объектами; вайшванарах - Вайшванара;

пратхамах-первый; падах - стопа, часть.

3. Первая часть - Вайшванара, чьей областью является бодрствование,

кто познает внешние объекты, у кого семь частей тела и девятнадцать

ртов, кто наслаждается грубыми объектами.

Теперь текст начинает объяснять, что за части составляют Ом. Под

влиянием авидьи (невежества) Вишва, душа в бодрствующем состоянии,

наслаждается грубыми объектами внешнего, видимого мира.

Семь частей тела таковы:

1. Небеса -голова Вайшванары (Вишвы).

2. Солнце и луна - Его глаза.

3. Воздух - Его дыхание.

4. Огонь (ахавания __________- один из трех огней в жертвоприношении агнихотра)

- Его рот.

5. Пространство между небом и землей - Его туловище.

6. Вода - Его почки или мочевой пузырь.

7. Земля - Его стопы.

Девятнадцать ртов:

1. Пять джняна-индрий (воспринимающих чувств): уши, кожа, глаза,

язык и нос.

2. Пять карма-индрий (органов действия): рот (как орган речи), руки,

ноги, органы выделения и размножения.

3. Пять пран: прана, алана, самана, вьяна и удана.

4. Антахкарана, состоящая из манаса (ума), буддхи (разума), чипы

(подсознательного ума, познавательной способности) и ахамкары (эго).

Эти девятнадцать называются ртами, так как ими дживатма (душа)

" вкушает" грубые объекты Вселенной. Они -пути, которыми приходит

знание и опыт. Текст описывает здесь Вайш-ванару или Вишву, а не

Вирату.

Вирата - это вселенский, мак-рокосмический аспект Ишвары, тогда как

Вишва -индивидуальный аспект, микрокосм. Сумма всех Вишв составит

Вирату. Весь мир является телом Вират-пуруши (Вселенского Человека).

Тело человека - Вселенная в миниатюре. Астральное тело (линга деха,

сукшма деха) дживы является частью астрального тела Хираньягарбхи. А

полная сумма всех каузальных тел является Ишварой.

Вайшванара: Пара означает " вести"; он ведет всех Вишв к наслаждению

грубыми внешними объектами. Или же пара может быть собирательным

названием всех существ объективного плана. Джаграт - это состояние, в

котором индивидуальная душа наслаждается грубыми объектами чувств

посредством девятнадцати органов. Джаграт авастха (бодрствование)

является последней стадией в эволюции Вселенной, но первой - в

порядке инволюции. Далее следуют сон со сновидениями и глубокий

сон. Такова последовательность опыта, обратная процессу созидания

Вселенной. Только в бодрствовании нам известно о сне.

Вначале познается природа грубых объектов. Затем постепенно можно

перейти к тонкой и каузальной природе вещей. Для этого нужно

отточить ум медитацией и самодисциплиной.

На физическом плане Вайшванара един с Виратом, на астральном -

Тайджаса сХираньягарбхой, на каузальном Ишвара един с Праджней.

Когда иллюзия двойственности рассеется, вы увидите единство Атмана и

Брахмана. Сарвам кхалвидам брах-ма - все является Брахманом. Нет

различий. Тогда вы полностью поймете смысл высказываний Упанишад

" Атман - один во всем", " Все едино" и " " Я" поддерживает все". Это

единство описано также и в Мадху-брахмане Брихадараньяка-упа-

нишады. Теджомайя Пуруша (сияющее существо) в Земле и Амритамайя

Пуруша в вашем теле - одно и то же.

По приказу Ишвары Вират въезжает в микрокосм тела на колеснице

разума и достигает состояния Вишвы. Его называют также

Виджнянатмой, Чидабхасой, Вьявахарика Дживой.

свапнастхано'нтах праджнях саптанга эконавимшатимук-хах

правивиктабхук тайджасо двитиях падах

свапнастханах - область сна со сновидениями; антах праджнях - тот, чье

сознание направлено во внутрь; саптангах - семичастный;

эконавимшатимукхах-тот, у кого 19 ртов; правивиктабхук -

наслаждающийся тонкими объектами; тайджа-сах - Тайджаса; двитиях -

второй; падах - часть.

4. Вторая часть - Тайджаса, чьей областью является сон со

сновидениями, чье сознание направлено на внутренние объекты, у кого

семь частей тела и девятнадцать ртов, кто наслаждается тонкими

объектами.

Из полученных в состоянии бодрствования впечатлений ум во сне

создает разные виды объектов. Под влиянием авидьи (невежества),

камы (желания) и кармы (деятельности) ум проецирует на сон всю

сознательную жизнь. Во сне ум без помощи внешних орудий создает

странные, состоящие из причудливо переплетенных частей образы. Вам

может присниться, что ваш еще живой отец умер или что вы летаете во

сне. Во сне вы можете увидеть льва с головой слона, корову с головой

собаки. Желания, не удовлетворенные днем, удовлетворяются во сне.

Сон - загадочный феномен. Он более интересен, чем бодрствование.

Сон со сновидениями является тем состоянием, в котором Атман

(Тайджаса) воспринимает умом, связанным с васанами бодрствования,

звуки и другие объекты, которые (в данный момент) отсутствуют на

физическом плане. В состоянии свапна авастха чувства отдыхают, а

проявляется тот, кто познает, а также то, что познано, и васаны-

отпечатки вещей, которыми человек наслаждался в бодрствовании. В

этом состоянии Виш-ва, чья бодрственная деятельность приостановлена,

достигает состояния Тайджасы (" теджасического", связанного с огнен-

ностью), который движется внутри нади (" тонких" каналов тела),

освещая своим светом разнообразие тонкого мира сновидений, и

наслаждается в соответствии с желаниями.

Сутратма, или Хираньягарбха, по приказу Ишвары въезжает в микрокосм

тонкого тела на колеснице ума и достигает состояния Тайджасы. Его

называют также Пратибхасикой и Свапна-калпитой.

Во сне создается собственный мир. Ум в этом состоянии действует без

ограничений. Чувства вбираются в ум и отдыхают. Как человек, закрыв

окна и двери, отдыхает от внешнего мира и что-то делает в комнате, так

ум уходит от внешнего мира и действует в мире сновидений, полном

васан и самскар, наслаждаясь объектами, созданными из желаний. Из

себя самого на основании впечатлений, полученных в состоянии

бодрствования, ум производит все виды тонких объектов и наслаждается

ими. В этом состоянии имеет место весьма тонкий опыт Тайджасы -

только в форме васан, тогда как опыт Вишвы в бодрствовании грубый.

В Брихадараньяка-упанишаде (4.3.9) читаем: " Он спит, полный

впечатлений, вызванных разнообразным опытом бодрствования и

опытом сновидений. Он берет с собой впечатления от мира, полученные

в бодрствовании, разрушает и созидает их опять и видит сны благодаря

своему свету". Атхарваведа говорит:

" Все они находятся в уме. Они познаются Тайджасой". Познающий

состояние сновидений называется Тайджасой (Лучезарным), поскольку

состоит из света.

Все впечатления, полученные в состоянии бодрствования, запечатлены в

уме, как картина на холсте. Хотя картина расположена в плоскости

холста, кажется, что в ней есть глубина. Подобно этому тот, кто видит

сны, исходящие только из ума, ощущает и внешнее, и внутреннее. Во

сне мир сновидений кажется единственно реальным.

Правивикта: пра - " отличающийся", вивикта - от объектов

бодрствующего состояния. Объекты, воспринимаемые в бодрствовании,

являются внешней реальностью, общей для всех существ, тогда как

воспринимаемое во сне реально только для того, кому он снится.

Антахпраджня: внутреннее сознание; опыт, получаемый только в мире

снов; тонкое, то есть проявляющее себя в сновидениях, на основе

впечатлений, полученных в бодрствовании. Состояние сознания, в

котором воспринимаются эти тонкие объекты, называется

антахпраджней - внутренней перцепцией. Независимо от чувств во сне

воспринимаются хранящиеся в уме впечатления от бодрствования. Ум

направлен внутрь в большей степени, чем чувства, отсюда термин -

" внутреннее сознание".

Микрокосмический аспект Атмана в тонком (ментальном) состоянии

называется Тайджасой, а его макрокосмический аспект -

Хираньягарбхой. Как Вират един с Вишвой в бодрствовании, так

Тайджаса един с Хираньягарбхой в состоянии сна со сновидениями.

ятра супто на камчана каман камаяте на камчана свапнам пашьяти тат

сушуптам |

сушуптастхана экибхутах праджнянагхана эва'нандамайо хьянандабхук

четомукхах праджняс тритиях падах ||

ятра - где; суптах - спящий; на - не; камчана - любое; каман - желание:

камаяте - желается; на - не; камчана - любое; свапнам-сон со

сновидениями; пашьяти - видит; тат - то; сушуптам - глубокий сон;

сушуптастханах - область глубокого сна; экибхутах- ставший одним;

праджнянагханах - облако сознания; эва - только; анандамайях -

исполненный блаженства; хи - несомненно; анандабхук-вкушающий

блаженство; четомукхах - тот, чье лицо - сознание; праджнях -

Праджня, тритиях-третий; падах - часть.

5. То состояние является глубоким сном, в котором спящий не имеет

никакого желания, не видит никакого сна. Третьей частью является

Праджня, чья область - глубокий сон, в ком весь опыт становится

единым, кто является лишь облаком сознания, полный блаженства,

вкушающий блаженство, ведущий к знанию (двух других состояний).

Дживатма пребывает в глубоком сне, когда из-за остановки функций

всех девятнадцати органов не ощущает звуков и других объектов чувств.

Функции ума в этом состоянии не проявляются. Эго также отсутствует.

Но остается вуаль неведения - авидья.

По приказу Ишвары тот, кто ассоциирован с авьяктой, на колеснице

майи входит в микрокосм тела карана. Его называют Праджней,

Авиччхинной, Парамартхикой и Сушупти Абхима-ни. Как утомленная

перелетом птица летит к месту своего отдыха, так джива, утомленная

деятельностью в бодрствовании и в сновидениях, входит в аджняну и

наслаждается блаженством.

Экибхутах: " ставший одним". Как в темноте все вещи сливаются в

сплошную тьму, так Вишва и Тайджаса, знание бодрствования и

сновидения, входят в состояние единства глубокого сна. Опыт двух

предыдущих состояний как бы растворяется, расплавляется в нем. Этот

опыт не уничтожается, но остается в потенциальном состоянии, подобно

семенам дерева; он становится бесформенной массой сознания -

праджнянагханой.

Праджня - " всезнающий", тот, кто знает и прошлое, и будущее; согласно

Шри Шанкаре - сарвавишая-джнятритвам асья ева ити праджня (" тот,

кто знает все объекты").

В глубоком сне ум уходит в свою причину-мула аджняну, авидью. Между

индивидуальными душами и Брахманом находится вуаль неведения.

Поэтому джива не может узнать Брахмана. Блаженство глубокого сна

является авидья аврита сук-хой - блаженством, окутанным неведением.

Вспомнить можно только то, что пережил. В бодрствующем состоянии

есть память о блаженстве глубокого сна. Проснувшись, вы говорите: " Я

замечательно поспал, я ничего не помню". Хотя вы и отдыхали в

Брахмане, из-за скрывающего его покрова вы не получили о нем

никакого знания. Память о блаженстве глубокого сна говорит о том, что

существует сакши (свидетель) трех состояний (бодрствования, сна со

сновидениями и глубокого сна). Этот сакши - Брахман, Высшее " Я".

Анандамайя: " полный блаженства". Это блаженство не абсолютно. Это

не Бесконечное Блаженство Атмана. Это не то позитивное высшее

блаженство Брахмана, что ощущается в нир-викальпа самадхи. Просто

ум свободен от санкальпа-викалыты (принятия-отвержения), от мыслей

и сомнений. Это негативное состояние счастья, свобода от несчастий.

Четомукха: Глубокий сон открывает дверь к опыту состояний

бодрствования и сновидения. Он предшествует им.

В глубоком сне не обретается брахмаджняна (знание " Я"), Человек

просыпается таким же невежественным, он видит мир раздробленным, и

на него воздействуют внешние объекты, тогда как вышедший из самадхи

обладает полным знанием " Я" и всюду видит единство. На него не

воздействуют мирские объекты. В этом различие между глубоким сном и

самадхи.

эша сарвешвара эша сарваджня эшо'нтарьямйеша йоних сар-васья

прабхавапьяяу хи бхутанам

эшах-тот; сарвешварах - владыка всего; эшах -тот; сарвад-жнях -

всезнающий; эшах - тот; антарьями - причина; эшах -тот; йоних -

источник; сарвасья - всего; прабхавапь-яйо - возникновение и

исчезновение; хи - несомненно; бхутанам - существ

6. Это Господь всего, это всезнающий, это внутренний Правитель, это

причина всего, и это начало и конец всех существ.

Сарвешвара: " Господь всего", всей физической и сверх-физи-ческой

Вселенной. Все ментальные и физические миры исходят из Ишвары. Так

как Он всемогущ и управляет всем, Его называют Господом всего.

Ишвара не является чем-то отдельным от мира. Шри Шанкара опроверг

теорию найяиков, которые признают сверхкосмического создателя.

Праджня рассматривается как равный Ишваре. Как весь мир исходит из

Ишвары, так бодрствование и сновидения исходят из глубокого сна.

Поэтому в предыдущем стихе сказано, что состояние глубокого сна ведет

к бодрствованию и сновидениям.

Праджня знает все, так как Он пребывает во всех существах. и всех

состояниях. Поэтому его называют Всезнающим. Он - антарьями

(внутренний правитель) всех существ. Он является источником всего. Из

него изошло все разнообразие мира. Поэтому он и источник, и место

растворения всех существ. Все существа в конце концов исчезают в Нем.

В отличие от гончара, делающего горшки из глины с помощью

инструментов, Ишваре ничего такого не надо. Он всемогущ. Он пожелал

- и все возникло. Как внутренний правитель он пребывает во всех

существах и контролирует все. Он - субстанциональная, а также

инструментальная причина. Как лотос раскрывается и закрывается, как

черепаха простирает конечности и втягивает их в панцирь, так Он

проявляет мир и вбирает его в себя.

нантах праджням на бахишпраджням нобхаятах праджням на

праджнянагханам ча праджням напраджням |

адриштам авьявахарьям аграхьям алакшанам ачинтьям авьяпадешьям

экатма пратьяясарам прапаньчопашамам шантаж шивам адвайтам

чатуртха маньянте са атма са виджнеях ||

на - не; антах праджням - внутреннее сознание; на - не; бахих

праджням - внешнее сознание; на - не; убхаятах праджням - тот, у кого

сознание обоих типов; на - не; праджнянагханам - облако сознания; ча -

и; праджням - обычное сознание; на - не; апраджням -

бессознательность; адриштам - невидящий:

авьявахарьям - не имеющий связей (ни с чем); аграхьям -

непостижимый; алакшанам - неопределимый; ачинтьям - немыслимый;

авьяпадешьям - неописуемый; экатмапратьяясарам - единая сущность

сознания души; прапаньчопашамам - без следов обусловленного мира

(дословно - прекративший мирскую суету); шантам - умиротворенный;

шивам - всеблагой; адвайтам - недвойственный; чатуртха - четвертый;

маньянте - считается; сах - он; атма - Атман; сах - он; виджнеях-то, что

следует осознать.

7. Мудрые считают, что четвертая (турия) - та, что не сознаёт ни

внутреннего (субъективного) мира, ни внешнего, ни обоих, не является

ни облаком сознания, ни обычным сознанием, ни бессознательностью.

Она невидима, ни с чем не связана, непостижима, неопределяема,

немыслима, неописуема; является сущностью сознания " Я", не имеет

даже следов обусловленного мира, умиротворенная, всеблаженная,

недвойственная. Это - Атман (" Я"), это надлежит осознать.

Четвертую часть, турию, нельзя описать словами. Это трансцендентное

состояние, которое следует стремиться обрести посредством медитации.

Поэтому оно описано в негативных терминах. Атман непостижим, так как

недоступен чувствам. Он неопределим, так как у него нет ни качеств, ни

формы, ни цвета, ни звука, ни вкуса, ни запаха. Конечно, у читателя

могут возникнуть сомнения в реальности существования такого Атмана.

Поэтому __________говорится, что Атман - это сущность сознания " Я", Абсолютного

Бытия, Души всего, олицетворения покоя и блаженства, одного без

второго, неделимого, Акханды-акшары.

Антах-праджня: знание впечатлений сновидения.

Бахих-праджня: осознавание внешних объектов.

Оно - алакшана, и поэтому - немыслимо.

Четвертное состояние, турия, отличается от бодрствующего сознания,

дремлющего сознания, от состояния, промежуточного между сном и

бодрствованием, и от глубокого сна. Это чистое Сознание. Турия

отличается от Ишвары. У Турий (Брахмана) нет связей с миром, тогда

как Ишвара правит миром. Брахман - нирупадхика (свободный от упадхи

- майи), тогда как Ишвара - саупадхика (связан с майей). Брахман -

сверхкосмическое сознание, а Ишвара - космическое.

Строго говоря, турия не является состоянием. Турия, Брахман -

воплощение покоя и блаженства. Это сущность всех других состояний:

бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Это Абсолютное

Бытие-знание-блаженство.

со'яматма'дхьякшарам омкаро'дхиматрам пада матра мат-раш ча пада

акараукаро макара ити ||

сах-он; айям - этот; атма-Атман; адхьякшарам-относящийся к акшаре

(мантре Ом); омкара - Ом; адхиматрам - относящийся к частям; падах -

четверти; матра - часть; мат-рах -части; ча -и; гада-четверти; акара -

буква я; укара - буква у, макара - буква м; ити - так.

8. Даже по звукам (слова Ом) - это Атман; это Омтра с ее настями.

Четверти являются частями, а части -четвертями. Части Ом - это: а, уйм.

В предыдущих стихах Атман описывался с точки зрения состояний

бодрствования, сна со сновидениями, глубокого сна, турий. Теперь

Атман рассматривается в связи со звуком Ом. Это поможет медитировать

на данную мантру. Анализируются составляющие Ом звуки а, у, м,

которые отождествляются с тремя состояниями сознания.

джагаритастхано вайшванаро'карах пратхама матра'птер адимттвад

ва'пноти ха ваи сарван каман адиш ча бхавати я эвам веда ||

джагаритастханах - область бодрствования; вайшванарах - Вайшванара;

акарах - буква я; пратхама - первая; матра - часть; аптех -

всеобъемлющий; адимттват -из-за первичности; ва - или; апноти -

достигает; ха ваи - конечно; сарван - всё; каман - желаемое; адих -

первый; ча - и; бхавати - становится; ях - кто; эвам-так; веда - знает.

9. Первой частью, звуком а является Вайшванара, чья область -

бодрствование, поскольку он всеобъемлющий и первый. Поистине, тот,

кто знает это, обретает все желаемое и становится первым.

Как словом Ом обозначен Атман, так матры звука Ом представляют

разные проявления Атмана. Буква я указывает на Вайш-ванару (первое

состояние сознания). Медитируя на Вайшвана-ру, держите перед собой

букву я. Как в алфавите буква я стоит впереди всех букв, так

Вайшванара предшествует всем вещам во Вселенной. Как в слове Аум

первая буква - я, так Вайшванара - первое состояние Атмана.

В шрути сказано: " Буква я - это вся речь". А пронизывает все звуки. В

Бхагавад-гите (10.33) читаем: Акшаранам акаросми (" Из букв Я - буква

" а"). В шрути говорится, что " лучезарные небеса являются головой

Вайшванары". Поэтому Вайшванара пронизывает всю Вселенную.

Как я -первая буква в алфавите и слоге Аум, так бодрствование - первое

из трех состояний сознания. Знание об остальных состояниях можно

извлечь из состояния бодрствования. Из восприятия трех состояний

сознания состоит все восприни-емое во Вселенной. Поэтому

бодрствование пронизывает всю Вселенную. Западные ученые и

философы имеют дело только с состоянием бодрствования, поэтому их

данные и выводы неверны.

Далее описывается полезность этого знания. Знающий это удовлетворяет

все свои желания. Он становится первым среди великих. Он встает

впереди всего.

свапнастханастайджаса укаро двития матроткаршад уб-хайятвад

воткаршати хи вай джнянасамтатим саманаш ча бхавати насьябрахмавит

куло бхавати я эвам веда ||

свапнастханах - область сна со сновидениями; тайджасах - Тайджаса;

укарах - буква|, двития - вторая; матра - часть; уткаршад-от

возвышения; убхайятват-от промежуточности; ва - или; уткаршати -

превосходит; хи вай - конечно; джнянасамтатим - поток сознания

(дословно - " длящееся знание"); саманах - равный; ча - и; бхавати -

становится; на - не; асья - этого; абрахмавит -тот, кто не знает

Брахмана; куле-в семье; бхавати - рождается; ях-кто; эвам-так; веда -

знает.

10. По причине своего превосходства, и срединного положения

Тайджаса, чья область - сон со сновидениями, представлен буквой у,

второй буквой мантры Ом. Тот, кто знает это, становится __________велик в знании

и равен всему. В его семье не родится никто, кто не знает Брахмана.

Буква у выше буквы я. Тайджаса также выше Вишвы, так как

наслаждается объектами тонкого мира. Его наслаждение весьма

утонченно. Как у находится посредине, так и Тайджаса расположен

между Вишвой и Праджней. Тот, кто знает это, обретает высшее знание.

Он может сравниться со всем. К друзьям и врагам он относится

одинаково. И в его семье не будет никого, кто не знает Брахмана.

сушуптастханах праджнъо макарас трития матра митер апитер ва миноти

ха ва идам сарвам апитиш ча бхавати я эвам веда ||

сушуптастханах - область глубокого сна (без сновидений); праджнях -

Праджня; макарах - буква м; трития - третья; матра - часть; митех - из-

за измерения; апитех - из-за поглощения; ва - или; миноти - измеряет;

ха ва - конечно; идам -это; сарвам - всё; апитих -тот, кто впитывает (все

в себя); ча - и; бхавати - становится; ях - кто; эвам - так; веда - знает.

11. Будучи мерой и тем, в чем все становится единым, Праджня, чья

область - глубокий сон, является буквой м, третьей частью слога Ом.

Тот, кто знает это, может измерить все и вместить в себя все.

Как __________куча риса измеряется прасгхой (мерой емкости), так во время

пралайи (инволюции) и утпатти (эволюции) Вишва и Тайджаса

измеряются Праджней. Во время сна Вишва и Тайд- жаса погружаются в

Праджню, а затем выходят из него, то есть как бы измеряются им.

Во время повторения Ом а и у погружаются в м, а затем возникают

вновь. Так и состояния бодрствования и сновидения погружаются в

глубокий сон (Праджню), а затем выходят из него. Праджня подобен

большому сосуду, в который помещаются две меньшие емкости - Вишва

и Тайджаса. В Праджне все вещи сливаются в одно. Поэтому Праджня

ассоциируется с буквой м.

Тот, кто знает это, способен измерить все. Он может познать истинную

природу мира, проникнуть в суть всех вещей. Он может вместить в себя

все, то есть - быть причиной всего. Он осознаёт свою тождественность со

вселенной, Ишварой.

аматраш чатуртхо'вьявахарьях прапаньчопашамам ши-во'двайта эвам

омкара атмайва самвииштьятмана'тманам я эвам веда я эвам веда

аматрах - не имеющий частей; чатуртхах - четвертый; авь-явахарьях -ни

с чем не связанный; прапаньчопашамах -тот, кто вне феноменального

мира; шивах - всеблагой; адвайтах - недвойственный; эвам - так;

омкарах - Ом; атма - Атма; эва - только; самвишати - входит; атмана -

собой; атма-нам - сам; ях - кто; эвам - так; веда - знает; ях - кто; эвам -

так; веда - знает.

12. То, что не имеет частей, -четвертое, запредельное, свободное от

феноменального мира, всеблаженное и недвойственное. Поистине, это -

Омкара. Тот, кто знает это, сливается своим " я" с Высшим " Я".

То, у чего нет частей, называется аматрой (неизмеряемым). Аматра

Омкара -это четвертая часть, чистый Атман. Тот, кто осознал Атман,

посредством " я" входит в Высшее " Я". Он обретает бессмертие и не

рождается вновь. Он становится трансцендентным, как недоступный

чувствам и интеллекту Атман. Вишва поглощается Тайджасой, Тайджаса

- Праджней, и Праджня растворяется в Турия-Атмане - Брахмане.

Достичь Самореализации, или полного осознания Брахмана, поможет

медитация на Ом. Как веревка, ошибочно принятая за змею, становится

веревкой после того, как иллюзия рассеяна, так являющийся звуком Ом

Брахман постигается, когда благодаря самоосознанию исчезает иллюзия

двойственности, авидья.

Так заканчивается Мандукья-упанишада






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.