Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словообразование






 

Имена существи­тельные Суффиксы -ик-, -чик-: шарфик, костюмчик (на уровне понимания) Суффиксы -енок-, -онок-: повар — пова­ренок Уменьшительно-лас­кательный суффикс -чк-Сложные слова Сложные слова: зем­лекоп, лесоруб Пчеловод, трубочист, водолаз, хлебопек

 

 

Части речи Возраст
    2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Глаголы   Множественное чи­сло Звукоподражатель­ные глаголы: тикает (тик-так) Приставки: во-; вы-, при-, у-: улетел, выле­тел, прилетел, влетел Повелительное на­клонение: Ляг! Лежи! Беги! Поезжай! Совершенный и не­совершенный вид: едет — приехал, ле­тит — прилетел Возвратные и не­возвратные фор­мы: моет — моется, лечит — лечится Приставки пере-, при-, с- Причастия: летаю­щий, танцующий, пи­шущий Суффиксы: умыть — умываю Возвратные и невоз­вратные формы
Имена прилага­тельные Ум еньшительно- лас­кательные суффиксы (на уровне понимания) Суффикс -еньк-: красный — красненький Уменьшительно-лас­кательный суффикс Притяжательные: ня­нин, папин, мамин Качественные Образование от существительных: ко­жа — кожаный, стек­ло — стеклянный Сравнительная сте­пень: красивый — кра­сивее, новый — новее, мягкий — мягче, теп­лый — теплее Прилагательное + при­лагательное: желто-зе­леная Образование от сли­яния двух слов: одеяло из ваты — ватное
Наречия       Сравнительная сте­пень: весело — ве­селее, красиво — кра­сивее От имен прилага­тельных: красивый — красиво, веселый — весело

Словоизменение

 

Имена существи­тельные По числам и родам: воспитатель — воспита­тели, няня — няни По числам, родам, падежам По числам, родам: туфель, носков, сапог По падежам с чис­лительными: написал одну картинку С наречиями мно­го, мало: в оркестре много скрипок, мало контрабасов
Глаголы По числам: вытира­ет — вытирают, поет — поют По родам в прошед­шем времени: пел — пела, лечил — лечила, бинтовал — бинтовала По числам и родам: ехала, ехал, ехали По временам: играю, играл, буду играть; ри­сую, рисовал, буду ри­совать + по лицам, по видам, возвратная форма
Имена прилага­тельные По числам: крас­ный — красные По родам: красный, красная По родам и числам: белый халат, белая шапка Притяжательные: мамин, папин Р. п. со значением части: кусок пирога Повторение
Наречия Сравнительная сте­пень: быстро — быс­трее

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Года

(1 младшая группа)

Игра «Кто рядом со мной!»

Чему учится ребенок: внимательно рассматривать картинки; показывать на картинках сотрудников детского сада — воспитателя, помощника воспитателя (няню); называть их.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 1).

Ход игры: покажите ребенку картинку. Предложите ее рассмотреть. Задайте вопросы по ее содержанию.

Кто нарисован на картинке? (Дети, тетя.)

Как называется тетя, которая весь день играет, занимается, гуляет с детьми в детском саду? (Воспитатель.)

Прочтите рифмовку:

Очень рада детвора —

В детский сад идти пора!

Кто встречает утром

Маленьких ребят?

Кто рисует с ними, пляшет и поет,

Гладит по головке и гулять ведет?

Знаешь ты, и знаю я —

Это воспитательница добрая моя!

Задайте ребенку вопросы по содержанию рифмовки. Где работает воспитательница? (В детском саду.)

Что делает воспитательница? (Играет, рисует, гладит по головке, гуляет.) Предложите ребенку вспомнить и сказать, как зовут его воспитательницу. Попросите его рассказать, что делает воспитательница на работе. Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание рассказать вам о его жизни в дет­ском саду. Постарайтесь искренне сочувствовать его бедам и радоваться успехам.

Игра «Помоги мне»

Чему учится ребенок: понимать правила поведения детей в группе; использовать в речи отрицательную частицу «не».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Расскажите ему, что сегодня воспитательница была чем-то расстроена и просила детей не делать то, что они не должны делать. Предло­жите ребенку помочь своей воспитательнице исправить ошибку, добавив отрицательную частицу «не» там, где она должна стоять.

Прочтите рифмовку:

Когда спим, тогда играем. Если спим, то не играем. Когда ем, я говорю.

Если ем, не говорю.

 

Всех детей толкаю, Тогда, когда играю. Если я играю. Детей я не толкаю.

Игра «Прятки»

Чему учится ребенок: объединять усвоенные слова в двухсловное предложение; упот­реблять в речи имена детей и взрослых; понимать значение предлогов «за», «под»; понимать значение имен существительных, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оснащение; сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте в нижней части листа предметы мебели. Наклейте их на сюжетную картинку около детей таким образом, чтобы их можно было отогнуть.

Вспомните с ребенком о том, кто есть в его группе в детском саду. (Воспитательница, помощник воспитателя (няня), дети — мальчики и девочки.) Попросите малыша назвать имена детей группы: сначала — имена мальчиков, а потом имена девочек.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Попросите его придумать для каждого ребенка имя. Прочтите рифмовку:

В группе я не один, хоть и всеми любим! В нашей группе, в нашей группе, Много маленьких ребят. Много маленьких ребят, В прятки все играть хотят!

Предложите малышу поиграть с детьми в прятки. Попросите его закрыть глаза. В это время закройте детей на сюжетной картинке приклеенными картинками.

Предложите ребенку найти... Машу.

Попросите его рассказать о том, где она спряталась. (Под диваном.)

Игру начинайте с поисков одного или двух детей. Постепенно увеличьте число спрятанных детей до 5.

Игра «Что мне делать!»

Чему учится ребенок: употреблять в речи глаголы повелительного наклонения; фор­мировать двухсловную фразу.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 3).

Ход игры: покажите ребенку картинку. Расскажите ему о том, что на ней нарисовано. (Детский сад для кукол.) Одна кукла—воспитатель, а вторая — помощник воспитателя (няня). Но куклы не знают, что им нужно делать.

Предложите ребенку помочь кукле-няне и кукле-воспитателю. Вместе внимательно рассмотрите сюжетные картинки. Попросите ребенка сказать куклам, что они должны делать.

Лексический материал

Няня моет посуду и моет пол.— Мой посуду. Мой пол.

Воспитатель рисует и лепит вместе с детьми.— Рисуй. Лепи.

Усложнение: увеличьте количество игровых ситуаций.

 

Игра «Большие и маленькие дети»

Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные с именами существитель­ными единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 4).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть изображенных на картинке людей. Попро­сите его назвать их профессии. (Воспитатель, няня.) Расскажите о том, что дети собираются на прогулку. Прочтите рифмовку:

Каждый рад, очень рад. На прогулку в день ненастный Отправляются детишки — И девчонки, и мальчишки!

Скажите, что няня будет одевать маленьких детей, а воспитатель — больших. Предложи­те ребенку найти на картинке и показать всех маленьких детей. Попросите дать каждому маленькому ребенку имя и назвать его ласково (Ванечка, Танечка).

Предложите ребенку составить фразу по образцу: «Вот маленькая Танечка. Вот ма­ленький Ванечка...»

Попросите ребенка взять карандаш синего цвета. Предложите ему провести дорожку от няни к каждому маленькому ребенку. Попросите рассказать, кого будет одевать няня. Затем предложите взять карандаш желтого цвета и провести дорожку от воспитательницы к каждому большому ребенку. Попросите назвать их и составить фразу по образцу: «Вот большая Даша. Вот большой Петя». Спросите малыша: «Кто идет на прогулку?» (Дети идут на прогулку.)

Игра «Накрываем на стол»

Чему учится ребенок: понимать значение слов, образованных при помощи суффиксов -чк-; -ечк-; -ик-„

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 5).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите его рас­сказать, кто на ней изображен. (Няня.) Что делает няня? (Накрывает на стол.) Спросите ребенка: «Что няня нальет в глубокую тарелку?» (Суп.) «А что в кружку?» (Компот.)

Предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете няней в настоящем детском саду, в ребенок — в кукольном детском саду. Прочтите рифмовку:

На стол я буду накрывать, Посуду нужно собирать.

Скажите, что большая посуда будет вашей, а ребенку предложите играть с маленькой посудой. Скажите: «Я поставлю на стол большую тарелку. А ты?» — «Я поставлю на столик маленькую тарелочку».

Лексический материал:

Чашка — чашечка, ложка—ложечка, блюдце—блюдечко.

Игра «Складываем игрушки»

Чему учится ребенок: различать предлоги, выражающие пространственные взаимоот­ношения двух предметов, — «на», «в».

 

Оснащение: настоящие игрушки.

Ход игры: подготовьте заранее игровую ситуацию — разбросайте по комнате игрушки: машинку, книжку, картинку, мяч, куклу. Предложите ребенку дать оценку увиденному. Поиграйте в детский сад. Скажите, что вы будете воспитательницей, а он — ребенком.

Прочтите рифмовку:

. Ваша воспитательница

Строгая всегда. Если вы играете, То вместе убираете Книжки и картинки, Игрушки и машинки!

Дайте ребенку поручение: «Возьми машинку. Поставь ее на полку. Возьми мяч. Положи его в корзину. Возьми куклу. Посади ее на стул. Возьми картинку. Положи ее в стол». Усложнение: увеличьте количество игрушек

 

Игра «Можно, надо (нужно), нельзя»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в дательном падеже без предлога со словами «можно», «нельзя»; понимать слова «хорошо—плохо»; употреб­лять союз «потому что».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: создайте игровую ситуацию. Попросите ребенка взять на себя роль воспита­тельницы. Один мальчик собрался на прогулку, но он обул только один сапог. Предложите ребенку ответить на вопросы.

Можно этому мальчику идти гулять? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому, что он надел только один сапог.)

Скажите: «Другой мальчик разбросал по комнате игрушки».

Можно ли этого мальчика угостить конфетой? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому, что он разбросал игрушки.)

Предложите ребенку-воспитателю попросить детей исправить допущенные ими ошибки: «Надень, пожалуйста, второй сапог. Собери, пожалуйста, игрушки и сложи их на место».

Усложнение: продолжите игру, используя другой лексический материал.

Можно детям драться? (Нельзя.) Почему? (Потому, что это плохо.)

Можно ли есть на прогулке снег? (Нет.) Почему? (Потому, что может заболеть горло.)

Игра «Я — мы»

Чему учите я ребенок: согласовывать местоимения «я», «мы» с глаголами единственного и множественного числа.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: игру лучше проводить с несколькими детьми. Предложите взрослому, игра­ющему с ребенком, стать воспитателем. Попросите его провести физкультурное занятие. Объясните правила игры: «Воспитатель будет выполнять движения и рассказывать о том, что он делает. Дети будут повторять это движение и говорить, что они делают».

Прочтите рифмовку:

Что мы делали — покажем.

И покажем, и расскажем!

 

 

Покажите первое движение, предложите его повторить. Попросите рассказать, что он делает. Например: «Я иду, а мы...идем». Лексический материал Я прыгаю, а мы... прыгаем. Я кувыркаюсь, а мы... кувыркаемся. Усложнение: подберите другие движения.

Игра «Салфетки»

Чему учится ребенок: различать и называть предметы по форме (круглая, квадратная); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 6); вырезанные из цветной бумаги салфетки.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делает мальчик?» (Помогает няне, собирает салфетки.) Прочтите рифмовку:

Я дежурная сегодня — няне помогаю. Круглые, квадратные салфетки собираю.

Предложите ребенку помочь няне собрать салфетки и разложить их в миски такой же формы, как салфетка (квадратные, круглые). Попросите назвать форму и цвет каждой салфетки.

Усложнение: предложите ребенку разложить салфетки в соответствии с их формой, величиной, цветом по вашей просьбе: все большие, все синие, большие красные, маленькие зеленые, отдельно круглые и квадратные и т. д.

 

 
 

 

 


Года

(2 младшая группа)

Игра «Музыкальное занятие»

Чему учится ребенок: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать имя существительное с прилагательным в роде.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 7), карандаш.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы по ее содержанию.

Кто изображен на картинке? (Музыкальный руководитель, дети.)

Что делает музыкальный руководитель? (Играет на пианино, поет.)

Как одеты дети? (В костюмы Петрушек.)

Какого цвета костюм у каждого Петрушки?

Предложите ребенку назвать каждый предмет костюма, назвать его цвет. Например: красный колпак, красные штаны, красная кофта.

Что будут делать Петрушки? (Играть на дудочках.)

Предложите ребенку найти в нижней части листа дудочку такого же цвета, как костюм Петрушки. Попросите провести дорожку от дудочки к Петрушке; еще раз назвать цвет костюма и дудочки у каждого Петрушки.

 

Игра «Помоги медицинской сестре»

Чему учится ребенок: употреблять в речи предлоги «на» и «в».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 8).

Ход игры: предложите ребенку вспомнить, кто в детском саду делает прививки, измеряет вес и рост детей, мажет зеленкой разбитые коленки. (Медицинская сестра.)

Расскажите, что медицинская сестра очень строгая. Она любит, чтобы в ее кабинете всегда был порядок и чистота. Предложите ребенку рассмотреть предметные картинки, назвать изображенные предметы. (Бинт, шприц, иглы, таблетки, зеленка, вата.)

Попросите ребенка выполнить поручения медицинской сестры — разложить все по местам: «Положи шприцы в ящичек. Положи иглы в ящичек к шприцам. Положи бинт на верхнюю полку. Положи таблетки на среднюю полку. Поставь пузырек с зеленкой и вату на нижнюю полку. Расскажи, что и куда ты положил и поставил»

 

Игра «Помогаем няне»

Чему учится ребенок: различать величину предметов; правильно называть их величину (длинный — короткий); согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 9).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы по ее содержанию.

Что изображено на картинке? (Ванная комната в детском саду.)

Что висит в шкафчиках? (Полотенца.)

Кто их повесил? (Няня.)

 

 

Предложите ребенку рассмотреть и назвать величину полотенец, висящих на верхнем крючке. (Длинные.) На нижнем крючке? (Короткие.)

Расскажите, что длинными полотенцами дети вытирают... (лицо и руки). Спросите у ре­бенка, что вытирают короткими полотенцами? (Ноги.)

Предложите ребенку помочь няне и развесить оставшиеся полотенца. Попросите его назвать величину полотенец, изображенных в нижней части листа. Предложите ребенку ответить, на какой крючок их следует повесить.

Игра «Кто нарисовал!»

Чему учится ребенок: различать мужской и женский род у глаголов прошедшего вре­мени.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 10).

Ход игры: объясните ребенку, что в группе могут быть дети с одинаковыми именами (мальчик Саша и девочка Саша; мальчик Женя и девочка Женя; мальчик Валя и девочка Валя). Расскажите, что воспитатель проводила занятие по рисованию. Дети нарисовали очень красивые рисунки. Воспитатель решила рисунки подписать.

Она взяла рисунок, нарисованный девочкой Валей, и спросила: «Кто нарисовал этот ри­сунок?» Предложите ребенку продолжить фразу после многоточия: «Валя ответила: „Я... нарисовала этот рисунок"».

Воспитательница взяла рисунок у мальчика Вали и спросила: «А кто нарисовал этот ри­сунок?» Мальчик Валя ответил: «Я ... нарисовал этот рисунок».

Игру с остальными именами проведите по аналогии. Голосом выделяйте окончания гла­голов мужского и женского рода.

Игра «Танцуем парами»

Чему учится ребенок: соотносить числительные «один», «два» с соответствующим ко­личеством предметов; использовать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: вспомните с ребенком и предложите ему рассказать о том, что делают дети на музыкальном занятии. (Танцуют и поют.) Предложите рассказать о том, кто с кем любит танцевать (в его группе). (Например: Ваня с Таней.) Попросите ребенка подумать и сказать, сколько детей в одной танцующей паре? (Двое.) Сколько в одной паре мальчиков? (Один мальчик.) А сколько в одной паре девочек? (Одна девочка.) Сколько музыкальных руководителей на музыкальном занятии?

Прочтите рифмовку:

Чок, чок, каблучок! Мы танцуем гопачок!

Усложнение: проведите игру с предметными картинками. Предложите ребенку со­ставить лары танцующих детей. Предложите рассказать о том, сколько в паре мальчиков, девочек, детей.

Игра «Подумай и назови»

Чему учится ребенок: подбирать имена существительные к глаголам.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: покажите ребенку картинку. Помогите ее рассмотреть. Скажите:

 

Мамы разные нужны. Мамы всякие важны...

Предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть действие, а ребенка попросите подбирать к этому действию человека, его выполняющего, и называть его про­фессию.

Моет посуду... (няня). Делает укол... (врач). Учит рисовать... (воспитатель).

Предложите ребенку назвать необходимые для каждой профессии предметы — губка, шприц, кисточка. Задайте вопросы.

Чем няня моет посуду? (Губкой.)

Чем врач делает укол? (Шприцем.)

Чем рисует воспитатель? (Кисточкой.)

Предложите ребенку выполнить имитацию названных действий.

Игра «Веселое занятие»

Чему учится ребенок: образовывать множественное число глаголов настоящего вре­мени.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 11).

Ход игры: предложите ребенку вспомнить и рассказать, что он делал на музыкальном занятии. (Пел, танцевал, играл.) Задайте вопросы.

Кто тебя учил петь и танцевать? (Музыкальный руководитель.)

Как зовут музыкального руководителя?

Предложите рассмотреть картинки и сказать, что делал на занятии мальчик Ваня и что делали остальные дети.

Лексический материал

Ваня пел—дети пели.

Ваня танцевал—дети танцевали.

Ваня прыгал—дети прыгали.

Ваня приседал—дети приседали.

Ваня кружился—дети кружились.

Игра «Чья шапка!»

Чему учится ребенок: определять род имен существительных, употреблять в речи при­тяжательные местоимения.

Оснащение: подберите картинки, изображающие перечисленные в игре предметы одежды (можно использовать детскую или кукольную одежду).

Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ про рассеянного мальчика Ванечку: «Жил да был в детском саду мальчик. И звали его Ванечка. Собираются дети на прогулку, а он всю одежду разбросает и не найти ее никак. Дети пошли гулять, а он сидит и горюет. Тут на помощь спешит воспитатель — скорая помощь».

Предложите ребенку назвать имя любимого воспитателя. Прочтите рифмовку:

На прогулку собираемся, Очень быстро одеваемся. И всегда поможет нам Наша воспитательница, Деткам помогательница!

Предложите ребенку поиграть в воспитательницу и Ванечку-растеряшу.

 

Возьмите на себя роль Ванечки, а ребенку предложите роль воспитательницы. Покажите разбросанные Ванечкой предметы одежды и спросите ребенка, чья это одежда. Например: «Чей шарф? —Мой шарф».

Лексический материал

Чья шапка? —Моя шапка.

Чья куртка? —Моя куртка.

Чьи ботинки? — Мои ботинки.

Предложите ребенку-Ванечке собрать все предметы одежды и разместить их в шкафу. юсите его рассказать, куда он положил каждый предмет одежды.

Игра «Играем с песком»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные единственного числа в именительном и винительном падежах.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: вспомните вместе с ребенком о том, какая песочница есть во дворе. Пред­ложите вспомнить и назвать ее цвет, величину, форму. Предложите ребенку рассказать, что делают дети с песком (лепят, возят, пересыпают). Попросите вспомнить и рассказать о том, кто научил детей лепить из песка и пластилина. (Воспитатель.)

Попросите ребенка подробно рассказать, как нужно лепить из песка. Спросите, мож­но ли лепить из сухого песка. Какой песок нужен для того, чтобы лепить? (Влажный.) По­просите вспомнить и рассказать, что можно лепить из песка. (Куличики, пирожки, замки, крепости...)

Игра «Вредная девочка»

Чему учится ребенок: подбирать антонимы и называть их.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).

Ход игры: вспомните вместе с ребенком, что в детском саду все дети разные. Одни очень послушные и добрые. А другие очень вредные. Расскажите ребенку, что в одном детском саду была одна девочка... вредная, плаксивая, капризная. Что бы ни сказала вос­питательница, она сразу повторяла наоборот.

Предложите ребенку от имени вредной девочки закончить начатое вами предложе­ние:

«Вкусное печенье, нет, не вкусное печенье.

Сладкая конфета, нет... горькая конфета.

Веселый мальчик, нет... грустный мальчик.

Длинный шарф, нет...короткий шарф».

Усложнение: увеличьте количество лексического материала.

 

 

 
 

 

 


Лет

(средняя группа)

Игра «Шофер идет в гараж»

Чему учится ребенок: формировать единственное и множественное число имен суще­ствительных (мужского, женского, среднего рода).

Оснащение: игрушечные машины или предметные картинки с их изображением.

Ход игры: поставьте в ряд игрушки (или разложите предметные картинки): легковая машина, грузовая машина, автобус, троллейбус, трактор. Предложите ребенку ответить на ваши вопросы.

Как называется человек, который водит автобус, троллейбус, легковой автомобиль? (Водитель или шофер.)

Как называется место, где стоят машины? (Гараж.)

Назови автомобили, стоящие около гаража. (Автобус, легковая машина, грузовая ма­шина.)

Создайте игровую ситуацию—расставьте игрушки или разложите картинки в соответствии с описанием игры. Попросите ребенка: «Рассмотри автомобили, стоящие в гараже справа. Скажи, как можно назвать их одним словом. (Автобусы.) Назови автомобили, стоящие слева. (Грузовые автомобили.)»

Предложите поиграть в игру «Один — много». Попросите ребенка образовывать мно­жественное число по образцу.

Если одно, то колесо, а если много, то...(колеса).

Если один, то троллейбус, а если много, то... (троллейбусы).

Если один, то трактор, если много, то... (тракторы).

Если один, то шофер, а если много, то... (шоферы).

Игра «Найди, угадай, назови»

Чему учится ребенок: дифференцировать имена существительные мужского и жен­ского рода с окончаниями -а, -я.

Оснащение: парные картинки (см. вклейку, рис. 13).

Ход игры: предложите ребенку найти картинку, на которой изображен мужчина-врач. Попросите подобрать к ней парную картинку — на которой изображена женщина-врач. Спросите у ребенка: «Кто изображен на второй картинке?» (Женщина-врач.) «Подумай и скажи, как можно назвать женщину-врача одним словом» (Она.) «Кто изображен на пер­вой картинке? (Мужчина-врач). «Как можно назвать врача-мужчину одним словом? (Он.)» С предложенным лексическим материалом проведите игру по аналогии.

Лексический материал

Мужчина-повар. Женщина-повар.

Мужчина-водитель. Женщина-водитель.

Игра «В кабине, в кузове»

Чему учится ребенок: формировать окончания имен существительных в винительном падеже.

 

Рис. 1. К игре «Кто рядом со мной?»

 

 
 

 

 


Рис. 2. К игре «Прятки»

 
 

 

 


Рис. 3. К игре «Что мне делать?»

 

 


Рис. 4. К игре «Большие и маленькие дети»

 

 


Рис. 5. К игре «Накрываем на стол»

 

 


Рис. 6. К игре «Салфетки»

 
 

 

 


Рис. 7. К игре «Музыкальное занятие»

 

 


Рис. 8. К игре «Помоги медицинской сестре»

 

 


Рис. 9. К игре «Помогаем няне»

 

 


Рис. 10. К игре «Кто нарисовал?»

 

 


Рис. 11. К игре «Веселое занятие»

 

 


Рис. 12. К игре «Вредная девочка»

 

 


Рис. 13. К игре «Найди, угадай, назови»

 

 


Рис. 14. К игре «В кабине, в кузове».

 

 


Рис. 15. К игре «Кто, что, для кого?».

 

 


Рис. 16. К игре «Грустный, веселый, сердитый».

 

 


Рис. 17. К игре «Продавец обувного магазина».

 

 


Рис. 18. К игре «Что кому?».

 

 


Рис. 19. К игре «Без чего?».

 

 


Рис. 20. К игре «Все профессии нужны, все профессии важны».

 

 


Рис. 21. К игре «Послушай, найди, покажи».

 

 


Рис. 22. К игре «Многозначность слов».

 

 


Рис. 23. К игре «Мы такие разные».

 
 

 

 


Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 14).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите назвать недостаю­щие детали грузовой машины. Задайте вопросы: «Чего нет у грузовой машины?» (Дверцы, борта.) «Как открывается дверь кабины? Кто сидит в кабине?» (Водитель сидит в кабине.) «Как называется человек, который едет с водителем в машине?» (Пассажир.) «Где сидит пассажир?» (Пассажир сидит в кабине около водителя.) Вырежьте в нижней части листа дверцу от кабины грузовой машины и боковой борт. Приклейте их к нарисованной грузовой машине таким образом, чтобы можно было их отогнуть.

Если у ребенка есть набор «Лего», предложите ему сконструировать грузовой авто­мобиль. Попросите посадить в кабину пассажира и водителя. Спросите, кто и где сидит в кабине автомобиля? Игру с кузовом проведите по аналогии. (В кузове лежит песок, кирпичи.) Вы можете вместе с ребенком нарисовать любой груз для изображенного на рисунке грузовика.

Игра «Кто, что, для кого?»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 15).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть изображенных людей. Попросите его определить и назвать их профессии. Затем спросите, что изображено на предметных картинках в нижней части листа. Наклейте стикеры с липким слоем над изображенными людьми разных профессий. Показывайте поочередно на пианино, кастрюлю и шапочку врача и спрашивайте: «Кому этот предмет нужен для работы?»

Задайте вопросы.

Чем повар режет овощи? (Ножом.)

Чем врач делает уколы? (Шприцем.)

На чем играет музыкант? (На музыкальных инструментах.)

Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару.) Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу.) «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю.) «Кто работает с детьми?» (Вос­питатель.)

Игра «Грустный, веселый, сердитый»

Чему учится ребенок: понимать и различать категории рода имен прилагательных, обозначающих эмоциональные состояния людей; согласовывать имена прилагательные в роде и числе.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 16).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее: вырежьте в нижней части листа вуаль, маску, шарф. Приклейте их справа от каждого героя. Покажите ребенку картинки. Предложите внимательно их рассмотреть.

Попросите назвать профессии изображенных на картинке людей. Поиграйте в игру «Я начну, а ты продолжи».

Попросите ребенка рассмотреть выражение лица каждого гостя и назвать его эмо­циональное состояние. Начните фразу и предложите ребенку ее продолжить, вспомнив выражение лица человека данной профессии.

Музыкальный руководитель ... веселый. Попросите проверить правильность ответа, под­нять приклеенную на шляпке вуаль. Врач... сердитый. Попросите проверить правильность

 

 

ответа, приподняв приклеенную маску. Воспитатель... огорченный. Предложите так же проверить правильность своего ответа, приподняв шарф, закрывающий лицо на прогулке. Предложите ребенку рассмотреть в нижней части листа схематично изображенные лица. Попросите его выбрать то эмоциональное состояние, в котором находится ребенок в данный момент, и рассказать вам об этом. Например: «Я сегодня грустный». Расскажите о том, в каком эмоциональном состоянии находитесь сегодня вы: «Я сегодня веселая».

Игра «Повар готовит обед»

Чему учится ребенок: пополняет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия профессий; согласовывать имена числительные «два», «пять» с именами существительными.

Оснащение: натуральные овощи.

Ход игры: предложите ребенку вспомнить, как называется профессия человека, кото­рый готовит вкусные обеды. (Повар.) Расскажите, что повар решил приготовить овощной салат. Для этого он взял... Разложите овощи на столе. Предложите ребенку рассмотреть выложенные перед ним овощи. Попросите его сосчитать их. Затем попросите рассказать, сколько картошек, морковок, огурцов, помидоров и луковиц взял повар для приготовления овощного салата. Накройте овощи красивой салфеткой.

Две картошки, пять морковок, два огурца, пять помидоров, две луковицы, много зеле­ного горошка.

Попросите ребенка нарисовать рецепт салата. (Последовательность, в которой повар будет складывать в салатницу нарезанные на мелкие кусочки овощи.) Поднимите салфет­ку и еще раз попросите ребенка перечислить количество овощей, которые он положил в овощной салат.

Игра «Хвастуны»

Чему учится ребенок: образовывать сравнительную степень имен прилагательных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Жили-были два маль­чика. Жили они оба на одной улице, в одном доме. Ходили они в один детский сад. Но один мальчик был старше второго на один год, поэтому ходили они в разные группы. Да и воспитатели у них тоже были разные, а любили они их одинаково—очень сильно. Сидят мальчики на скамейке и спорят».

Предложите ребенку закончить начатую вами фразу: «„Моя воспитательница краси­вая".— „А моя еще... красивее".— „Моя воспитательница добрая".— „А моя еще... доб­рее".— „Моя воспитательница милая".— „А моя еще... милей".— „Моя высокая".— „А моя еще... выше".

Долго спорили ребята, а к общему мнению так и не пришли. А мне кажется, что все, кто работает с детьми, добрые, красивые и милые!»

Игра «Закончи предложение»

Чему учится ребенок: согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать начатую вами фразу и продол­жить ее.

 

 

Он лечил. Она...лечила. Они...лечили.

Он варил. Она... варила. Они... варили.

Он воспитывал. Она...воспитывала. Они...воспитывали.

Он тормозил. Она... тормозила. Они... тормозили.

Он выгрузил. Она... выгрузила. Они... выгрузили.

Он пел. Она...пела. Они...пели.

Усложнение: используйте в игре глаголы, характерные для разных профессий.

Игра «Продавец обувного магазина»

Чему учится ребенок: формировать категории множественного числа родительного

падежа.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 17).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы.

В каком магазине работает продавец? (В обувном.)

Почему ты так решил? (Потому, что на полках стоит много обуви.)

Попросите ребенка: «Рассмотри картинку и скажи, что держит в руке продавец». (Один

сапог.)

«Найди сапоги на второй полке. Скажи, что стоит на второй полке?» (Две пары сапог.) «Найди и покажи на второй полке высокие сапоги. Скажи, сколько пар высоких сапог

стоит на второй полке?» (Одна пара.)

«Сколько пар женских сапог стоит на второй полке?» (Две пары.) Спросите ребенка, сколько туфель стоит на верхней полке. (Много туфель.) «Сколько пар из них женских? (Семь пар.) А сколько мужских?» (Ни одной.) «Как называется человек, продающий обувь?» (Продавец обувного отдела.) «Как называется человек, покупающий обувь в обувном магазине?» (Покупатель.)

 

 
 

 

 


Игра «Что кому!»

Чему учится ребенок: понимать и использовать в речи обобщающее слово «профес­сия»; расширяет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия транспортных профессий (водитель, летчик, машинист) и творческих (композитор, писатель, художник).

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 18).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть на картинке разные виды транспорта (грузовую машину, легковую машину, самолет, поезд). Предложите ребенку рассмот­реть изображенных людей. Попросите его рассказать, как называется профессия каждого человека. Попросите ребенка соединить цветным карандашом человека определенной профессии с тем видом транспорта, на котором он работает.

Летчик летает на самолете.

Машинист водит паровоз.

Водитель водит легковую, грузовую машину.

Предложите ребенку послушать рифмовку:

Летчик рукой прижимает штурвал, Водитель справляется ловко с рулем, А машинист как ведет паровоз? Он рычаги нажимает, В дальний путь паровоз отправляет!

Игра «Без чего!»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы родительного падежа имен сущест­вительных.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 19); цветные карандаши или фло­мастеры.

Ход игры: расскажите ребенку, что прежде чем отправиться в дальний путь, необходимо проверить техническое состояние транспорта. Предложите ребенку посмотреть вниматель­но и сказать, что неисправно у паровоза, легковой машины, самолета, вертолета.

Чего нет у паровоза? (Трубы.)

Чего нет у легковой машины? (Дверцы.)

Чего нет у самолета? (Крыла.)

Чего нет у вертолета? (Лопастей.)

Чего нет у парохода? (Кормы.)

Предложите ребенку найти в нижней части листа недостающие детали. Попросите соединить их цветными карандашами с теми видами транспорта, которые их «потеряли». Назовите профессии людей, которые чинят транспорт.

Паровоз чинит... (ремонтник).

Корабль чинит... (судоремонтник).

Легковую машину чинит... (автослесарь).

Самолет и вертолет чинит... (механик).

 

 

Игра «Все профессии нужны, все профессии важны»

Чему учится ребенок: закреплять в речи форму дательного падежа имен существитель­ных, обозначающих предметы, характерные для определенных профессий.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 20); цветные карандаши или фло­мастеры.

Ход игры: предложите ребенку рассказать, людей каких профессий он видит справа (продавец, крановщик), слева (каменщик, плотник, кассир). Попросите ребенка назвать предметы, находящиеся в нижней части листа. Попросите его определить и сказать, кому какой предмет необходим для работы. Например: Каменщику нужен мастерок.

Плотнику нужен... (рубанок).

Крановщику нужен... (подъемный кран).

Продавцу нужны... (весы).

Кассиру нужна... (касса).

Предложите ребенку закончить начатую вами фразу. Попросите его соединить предмет с человеком, которому этот предмет необходим для работы.

Игра «Чем лечат!»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть в «доктора». Прочтите стихотворение:

Под землей копая ход, Как-то лапу ранил крот. Дятла просит: «Помоги! Вдруг останусь без ноги?» — Лапу вылечить несложно, Вот совет мой от души: К свежей ране осторожно Подорожник приложи.

Задайте ребенку вопросы по тексту.

Чем лечил дятел кроту лапу? (Подорожником.)

Предложите ребенку взять на себя роль врача, а на себя возьмите роль больного. Врач принимает больных с разными болезнями и советует, как лечиться. Например:

Больной: У меня болит палец. Я его порезал.

Врач: Промойте рану... перекисью водорода. Смажьте... зеленкой (йодом). Перевя­жите... бинтом.

Больной: У меня болит горло.

Врач; Завяжите горло теплым... шарфом. Полощите... лечебным раствором.

Усложнение: придумайте другие игровые ситуации.

Игра «Отгадай загадку»

Чему учится ребенок: развивает смекалку, абстрактное мышление; закреплять в речи форму имен существительных в предложном падеже.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать текст загадки. Попросите его рассказать, о чем она. Предложите назвать отгадку и рассказать, как он догадался.

 

 

Кто в дни болезней всех полезней, И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

Ходит он по этажам, Вести в дом приносит нам, Телеграммы, письма, бланки, Сумка у него на лямке... Угадай, кто же он? Ну, конечно...

(Почтальон.)

Очень сложная работа — Всех доставить на работу. Чтоб никто не опоздал, Чтобы день прекрасным стал.

(Шофер.)

Кто в самолете всех главней, Кто мчится выше туч, И пассажиров вмиг доставит Туда, где их сегодня ждут?

(Летчик)

Кто в магазине день-деньской Продает продукты — овощи и фрукты?

(Продавец) Усложнение: подберите другие загадки о профессиях

 

Игра «Что мы умеем!»

Чему учится ребенок: образовывать новые слова из словосочетаний.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: повторите с ребенком названия профессий. Начните фразу, предложите ребенку продолжить начатую вами фразу.

Летает на самолете... (летчик).

Водит паровоз... (машинист).

Водит машину... (водитель, шофер).

Предложите ребенку вспомнить и назвать характерные для каждой профессии действия. Начните фразу. Предложите ребенку ее закончить. Если ребенок затрудняется, задайте вопрос (что делает?).

Водитель нажимает на тормоз—он... (что делает?) тормозит.

Водитель крутит руль —он... (что делает?) рулит.

Летчик отправляется в путешествие—он... (что делает?) путешествует.

Игра «Идем в магазин»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку:

Очень рад продавец! Много днем работы!

 

Он игрушки продает, Веселится весь народ! Грузовик заводной, Пес пушистый, смешной! Неваляшки — пестрые рубашки! Счастлив малый народ! Каждый что-то унесет!

Предложите ребенку вспомнить, как называются магазины, в которые он ходит с роди­телями покупать игрушки. Вспомните вместе с ним, что магазины бывают разные. Предло­жите поиграть — назвать их. Начните фразу, предложите ребенку ее закончить: «Магазин, в котором продаются овощи, —... овощной магазин».

Лексический материал

Магазин, в котором продают молочные продукты, — ... молочный магазин.

Магазин, в котором продают книги, —... книжный магазин.

Магазин, в котором продают игрушки, —... игрушечный магазин.

Игра «Вязальщица»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: вспомните вместе с ребенком, как называется человек, который вяжет разные предметы одежды (вязальщица). Объясните, что вы будете называть материал, из которого вы будете вязать, в ребенок расскажет, что из него он будет вязать. Например: «Свитер из шерсти (какой?) — шерстяной свитер».

Лексический материал

Носки их пуха (какие?) — пуховые носки.

Кофта из льна (какая?) — льняная кофта.

Шарф из шелка (какой?) — шелковый шарф.

Игра «Послушай, найди, покажи»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью приставок.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 21).

Ход игры: покажите ребенку картинки. Попросите его показывать вам ту картинку, ко­торая соответствует произнесенному вами предложению. Например: «Покупатель входит в магазин. Покупатель выходит из магазина».

Лексический материал

Продавец подходит к витрине. Продавец отходит от витрины.

Продавец складывает игрушки (в коробку). Продавец выкладывает игрушки (на при­лавок).

Кассир отдает чек. Кассир передает чек.

 

Игра «Много»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 22).

Ход игры: рассмотрите картинки вместе с ребенком. Попросите его называть профессии изображенных людей и показывать их на картинках. Например: «Вот врачи, а это—врач». Если ребенок затрудняется, покажите и назовите профессию в единственном числе, а ре­бенок образует множественное.

Лексический материал

Врач—врачи, пожарный — пожарные, капитан — капитаны, почтальон—почтальоны, маляр — маляры, балерина—балерины, художник — художники, шофер — шоферы, летчик—летчики, строитель—строители.

Игра «Кондитер»

Чему учится ребенок: закреплять в речи формы имен существительных в винительном падеже.

Оснащение: натуральные или вылепленные из пластилина или изображенные на пред­метных картинках торт, пирожное, хлеб, печенье, пряники, вафли.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение Э. Мошковской «Кондитер»:

Поглядите,

Вот — кондитер

Испечет он,

Что хотите!

Он, наверно, чей-то папа,

Он, наверно, чей-то дядя,

Он, наверно, чей-то брат...

Этот брат,

Наверно, рад!!!

Попросите ребенка: «Посмотри внимательно на картинки. Скажи, что испек кондитер». (Торт, пирожное, печенье, пряники, вафли, хлеб.) «Зачеркни тот продукт, который испек хлебопек».

Игра «Загадки»

Чему учится ребенок: развивает смекалку, абстрактное мышление; закреплять в речи форму имен существительных в предложном падеже.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать текст загадки. Попросите его подумать и назвать отгадку. Попросите его объяснить, почему он так решил.

 

 

Вот на краешке с опаской Он железо красит краской. У него в руках ведро, Сам расписан он пестро.

(Маляр)

...Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой пять на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он, Ленинградский...

(Почтальон)

Кто плывет на пароходе?

Кто на мостике стоит

И в бинокль в даль глядит?

(Капитан)

В синем небе он летит И на землю не глядит. Нас доставит быстро он Отдыхать в любой район.

(Летчик)

Игра «Самое-самое»

Чему учится ребенок: образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить начатую вами фразу. Например: «Кондитер испек не просто вкусный торт, а (какой?)... вкуснейший торт».

Лексический материал

Почтальон принес не просто красивый журнал, а (какой?) ... красивейший журнал.

Врач лечил не просто хитрого мальчика, а (какого?)... хитрейшего мальчика.

Летчик летел не просто на быстром самолете, а (на каком?)... на быстрейшем само­лете.

Усложнение: придумайте свой лексический материал.

\ л Игра «Кто больше скажет о профессии» Ч

Чему учится ребенок: соотносить действия людей с их профессией; образовывать со­ответствующие глаголы.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: повторите вместе с ребенком значение слова «профессия». Расскажите ему, что каждый взрослый выполняет на своей работе определенные действия, характерные для его профессии. Объясните ребенку правила игры: «Я буду рассказывать о действиях человека, а ты назови его профессию». Например: «Как называется человек, который учит детей?» (Учитель.)

«Как называется человек, который ухаживает за полем?» (Землепашец.)

«Как называется человек, который выращивает хлеб?» (Хлебороб.)

 

 

«Как называется человек, который выращивает лес?» (Лесник.) «Как называется человек, который печет кондитерские изделия?» (Кондитер.) «Как называется человек, который строит дома?» (Строитель.) Усложнение: придумайте свой лексический материал.

Игра «Подбери слово»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные из двух слов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку составить сложные слова из двух предложенных слов.

Лексический материал

Пашет землю — землепашец.

Выращивает лес—лесовод.

Выращивает сад—садовод.

Копает землю — землекоп.

Рубит лес—лесоруб.

Прочтите стихотворение:

Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.

Задайте вопросы.

Как называют человека, который выращивает хлеб? (Хлебороб.) Как называют человека, который печет хлеб? (Хлебопек.) Усложнение: придумайте свой лексический материал.

Игра «Я — летчик»

Чему учится ребенок: образовывать новые слова при помощи приставок.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку:

Я летчик, лечу высоко

Взлетаю в синие дали,

Пролетаю над городом сонным,

Подлетаю к взлетной полосе,

И меня увидят все!

Из дома я улетаю,

И опять домой прилетаю!

Голосом подчеркивайте выделенные слова. Попросите его объяснить значение выде­ленных в тексте слов.

Игра «Многозначность слов»

Чему учится ребенок: понимать многозначность слов.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 23).

Ход игры: расскажите ребенку о том, что многие слова могут употребляться в разных ситуациях и обозначать разные предметы. Прочтите рифмовки. Предложите ребенку найти на картинке и показать соответствующий предмет.

 

 

Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке. А называются... иголки.

Груз поднимают краны на стройке, Кран для воды починил нам сосед. Так починил, что воды дома нет.

Улетает время безвозвратно, Улетают дни, недели, годы, Улетает птица в небо высоко, Улетает камень в пропасть глубоко.

Игра «Мы такие разные»

Чему учится ребенок: подбирать антонимы.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: покажите ребенку картинки с изображенными на них мальчиками. Объясните, что один из этих мальчиков — строитель, а второй—разрушитель. Спросите ребенка, кем он хочет быть в игре. На себя возьмите оставшуюся роль. Укажите на любую картинку. Назовите изображенное на ней действие. Предложите ребенку найти картинку с противо­положным действием и назвать его.

Лексический материал

Созидатель—разрушитель.

Добрый—злой.

Храбрый—трусливый.

Большой—маленький.

Строить—ломать.

Смеяться — плакать.

Стоять — бежать.

Старый—новый.

Горячо—холодно,

Усложнение: придумайте свой лексический материал.

Игра «Как сказать иначе!»

Чему учится ребенок: употреблять в речи причастия.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: попросите ребенка составить по предложенному вами образцу словосочета­ние. Если ребенок затрудняется выполнить задание, можно задавать ему вопросы какой? какай? какое? Например: «Летчик летит в самолете.— Какой летчик? — Летчик, летящий в самолете».

Лексический материал

Капитан плывет на пароходе.—Какой капитан? —Капитан, плывущий на пароходе.

Лесоруб рубит лес.— Какой лесоруб? — Лесоруб, рубящий лес.

Усложнение: увеличьте количество лексического материала.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................................. 3

2—3 года (1 младшая группа)

Игра «Кто рядом со мной?»................................................................................................. 7

Игра «Помоги мне».................................................................................................................... 7

Игра «Прятки»....................................................................................................................... 8

Игра «Что мне делать?»............................................................................................................. 8

Игра «Большие и маленькие дети»..........................................................,........................... 9

Игра «Накрываем на стол»...................................................................................:.............. 9

Игра «Складываем игрушки».................................................................................................... 9

Игра «Можно, надо (нужно), нельзя».................................................................................. 10

Игра «Я — мы»......................................................................................................................... 10

Игра «Салфетки»....................................................................................................................... 11

3—4 года (2 младшая группа)

Игра «Музыкальное занятие».................................................................................................. 12

Игра «Помоги медицинской сестре»....................................................................................... 12

Игра «Помогаем няне».............................................................................................................. 12

Игра «Кто нарисовал?».............................................................................................................. 13

Игра «Танцуем парами»............................................................................................................ 13

Игра «Подумай и назови»..................................................................................................... 13

Игра «Веселое занятие»........................................................................................................... 14

Игра «Чья шапка?»........................................................................................................................ 14

Игра «Играем с песком»........................................................................................................... 15

Игра «Вредная девочка»........................................................................................................... 15

4—5 лет (средняя группа)

Игра «Шофер идет в гараж»................................................................................................. 16

Игра «Найди, угадай, назови».............................................................................................. 16

Игра «В кабине, в кузове»........................................................................................................ 16

Игра «Кто, что, для кого?»....................................................................................................... 17

Игра «Грустный, веселый, сердитый»..................................................................................... 17

Игра «Повар готовит обед»...................................................................................................... 18

Игра «Хвастуны»...................................................................................................................... 18

 

Игра «Закончи предложение».................................................................................................... 18

Игра «Продавец обувного магазина»........................................................................................ 19

 

5—6 пет (старшая группа)

Игра «Что кому?».................................................................................................................... 20

Игра «Без чего?»...................................................................................................................... 20

Игра «Все профессии нужны, все профессии важны»............................................................... 21

Игра «Чем лечат?»................................................................................................................... 21

Игра «Отгадай загадку»........................................................................................................... 21

Игра «Что мы умеем?»............................................................................................................. 22

Игра «Идем в магазин»............................................................................................................. 22\

Игра «Вязальщица».................................................................................................................. 23

Игра «Послушай, найди, покажи»............................................................................................. 23

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «Много»............................................................................................................................ 24

Игра «Кондитер»........................................................... 24

Игра «Загадки»................................................ 24

Игра «Самое-самое»........................................... 25

Игра «Кто больше скажет о профессии»..................................................................................... 25

Игра «Подбери слово»............................................................................................................. 26

Игра «Я — летчик»................................................................................................................... 26

Игра «Многозначность слов»..................................................................................................... 26

Игра «Мы такие разные»........................................................................................................... 27

Игра «Как сказать иначе?»…………………………………………………………………… 27

 

 

Методическое пособие

БОРИСЕНКО Марина Геннадиевна ЛУКИНА Наталья Андреевна






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.