Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений.






В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.

В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: 1)владела недвижимостью, 2)получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства, упразднились все формы союза церкви и государства.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой.

Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.

 

№45 юридические факты: понятие, виды

Обстоят-ва, предусм. в з-не и иных ист-ках права в кач-ве основанияправовых отн-й, наз. юр. фактами. Или иначе юр. факты – факты реальной действит-ти, с кот. з-датель связывает возн-е, изм-е или прекр-е правоотн-й. Они бывают простые и сложные. Виды ю. ф.: 1. события (не завис. от воли или сознания уч-ков, например, землетрясение) 2. д-я (правомерн. или неправомерные).

Юр. акты – д-е, кот. изначально преследует цель породить правовые отн-я (заявление в ЗАГС). Юр. поступок – не преследует подобной цели. Сущ. предпол-мые ю. ф. – презумпции: 1. опровержимые (невиновности) 2. неопровержимые (знания з-на).

 

№46 политическая система России

 

№47 применение права по аналогии

Пробелы в праве и способы их восполнения. Аналогия права …… закона пробел - отсутствие конкретной нормы, необх-й для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Они появ-ся вследствии новых общ-х отношений, из-за упущенний при разработке закона. Аналогия закона – это применение к не урег-ному в конкр-ной норме отнош-нию нормы закона, регламент-щей сходные отношения. Аналогия права – это применение к не урегулированному в конкр-ной норме спорному отнош-нию при отс-вии нормы, регулир-щей сходные отнш-ния общих начал и смысла зак-ва.

63. Пробелы в праве и способы их восполнения.

Пробел в позитивном праве – когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел в норм.-прав. рег-и – отсутствие норм з-на и норм подз-нных актов. Пробел в з-нод-ве – отсутствие з-на вообще. Пробел в з-не – неполное урег-е вопроса в дан. з-не. Итак, пробелом в позитивном праве явл. полное или частич. отсутствие прав. норм, необх. кот. обусл. разв-ем соц. жизни и потр-тями практич. решения дел, осн. принципами, пол-кой, смыслом и содерж-ем д-щего з-нод-ва, отвечающего прав. треб-ям, а также иными проявл-ями права, вытек. из природы вещей и отн-й.

При анализе вопроса о восполн-и пробелов в Европе осн. внимание уделяют не суду, а органам, облад. правом издания норм. прав. актов. Кажд. орган вправе устранять пробелы, возн. по причине появл-я новых обществ. отн-й, треб. прав. рег-я и относ-ся к сфере д-ти дан. органа.

 

 

№48 формы гос режима

Гос. режим (способы осущ-я власти).

Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. III. – совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом. Осн. критерием класс-ции явл. демократизм форм и методов осущ-я гос. власти: а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр.

 

№49 обычай, как источник права

Правовые обычаи — это устойчивые, сложив­шиеся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которое санкционированы государством и соблюдение кото­рых гарантируется государственным принуждени­ем. Государство санкционирует только те обычаи, ко­торые отвечают его интересам. Обычное право играло огромную роль на ранних этапах правового разви­тия, регулируя прежде всего семейно-брачные, позе­мельные, имущественные отношения.

 

№50 формы правления

Форма правления: понятие и виды.

Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. Форма правления предст. собой стр-ру высших органов гос. власти, порядок их обр-я и разделение м. ними. I - 1) монархические (единоличные, наследств.): а)абс. (монарх не подотчетен никому) б)огранич. (парламентарн., конституцион.) – власть монарха огранич. констит-ей, утв. парламентом. Монарх не м. менять конст-ю. в)дуалистич. (это огранич. монархия, где гос. власть раздел. м. прав-вом, формируемым монархом и парламентом). г)теократич. (монарх возгл. не только светское, но и религ. управление страной). 2) республиканские (коллегиальные, выборные): а)парламентские (есть премьер), верховная роль в орг-и гос. жизни Î парламенту. Прав-во – из партий, имеющих > -во в парламенте. б)президентские (президент явл. также главой правит-ва, но есть и парламент – Эстония, FIN).

Формы правления современного гос-ва, их характерные черты и разновидности. форма правления – раскрывает способ организ-ии верховной гос-ной власти, порядок, образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Сущ-ет две осн-е формы монархия и республика. При монархии высшая гос-я власть принадл-жит единоличному главе гос-ва – монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответст-ти перед населением. Бывает неограниченная (монарх един-й орган гос-ва Саудовская Аравия), ограниченная (власть рассредоточена, либо ограничена конст-ей, парламентом, прав-вом, судом незав-м). При республики высшая гос-я власть принадл-т выборным органам, избер-м на опред-й срок и несущими ответ-сть перед избер-м. В парл-ной республике парламент наделён не только зак-ными полномочиями, прав-во несёт перед ним ответ-ность. П. яв-ся главой гос-ва, но не прав-ва. В презед-й республики презедент форм-ет прав-во и возг-ет его. Сущ-ют полупрез-кие республики (Фр, Финляндия, Португалия.)

 

 

№51 Понятие источников права и их характеристика

Источники прав:

a) обычай – многократно повторяющееся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.

b) Суд или админ прецедент. Он может базироваться на обычае или деловом обыкновении или целесообразности.

c) Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется гос-ом. У нас наибольшей юр силой обладает международный договор.

d) НПА (самый распространенный) – юр нормы установленные гос-м и зафиксированные в письменной форме.

Все эти источники различаются по юр силе, которая определяется каким органом издана. Высший юридической силой – конституция. Впервые на территории России ее нормы – нормы прямого действия. На втором месте по юридической силе – конституционный закон. На третьем – текущее законодательство.

Судебный (админ) прецедент — это придание нормативной силы решению органа гос-ва по конкретному делу, которое прини­мается за правило при разрешении других анало­гичных дел.

Судебная практика - де­ятельность суд органов, в результате кото­рой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются право положения. Суд прак­тика как система результатов, итогов суд деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов.

Нормативные договоры — это соглашение двух или более субъектов права, которому гос-во придает общеобязательный характер. В норматив­ных договорах выражается согласованная воля не­скольких гос-в (международные договоры) или нескольких организаций внутри гос-ва (вну­тригосударственные договоры).

Важнейшим источником права в большинстве стран мира является НПА. НПА — это изданный или санкционированный компе­тентными гос органами правовой акт, обладающий гос-властным характером и имеющий офиц-документальную форму, со­держащий обязательные правила поведения и га­рантированный принудительной силой гос-ва. НПА является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый гос органом или должност­ным лицом и направленный на установление, изме­нение или отмену правовой нормы или ее реализа­цию.

Признаки НПА:

1) содержит общеобязательные правила по­ведения (нормы права), действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные соц. ситуации;

2) носит властный, обязательный характер и обес­печивается мерами гос принуждения;

3) содержит определенные предписания, условия их реализации и защиты;

4) издается только компетентными органами.

5) принимается с соблюдением определен­ных требований, в установленном зако­ном порядке;

6) имеет офиц-документальную форму, названием, опре­деленной структурой, содер­жания и т.д.

7) обладает определенной юр силой, под которой понимается степень подчиненности данного НПА актам вышестоящих ор­ганов.

В зависимости от юр силы НПА делятся на законы и подзаконны:

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юр силой НПА, выражающий гос во­лю по ключевым вопросам общественной жизни.

Признаками закона являются:

1. Закон может быть принят лишь органом зако­нодат власти или всеми гр на референдуме.

2. Закон обладает высшей юр силой. Все остальные правовые акты должны исходить из, законов и никогда им не противоречить.

3. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется конститу­цией гос-ва.

4. Законы регулируют наиболее важные общест­венные отношения

Особым видом НПА явля­ются подзаконные акты — правотворческие акты компетентных органов власти, основанные на законе и не противоречат ему. Они об­ладают меньшей юр силой, чем законы, и призваны конкретизировать поло­жения законов применительно к раз­личным ситуациям.

Действие нормативно-правовых актов прекраща­ется:

а) в результате прямой отмены;

б) в результате косвенной отмены;

в) в результате самоотме­ны.

 

 

№52 форма территориально-политического устройства

52.Формы гос. устройства (ФГУ). ФГУ определяется внутр. строением органов гос. власти и управления, принципами и взаимодействием друг с другом этих органов и объемами их полномочий. Унитарное - осн. масса населения - одна нация, строгая соподч-ть уровней власти друг другу. Един. система права, фед. законов и иных норм. актов. Федеративное - сложное многонац. гос-во, состоящее из союза когда-то суверенных государств, ныне находящихся в федерации и обладающих некоторыми суверен. правами (но не суверенитетом). Здесь сложн. судебн., фин. система, т.к. субъекты федерации на своей территории избирают главу субъекта, законодат., и исполнит. органы (напр., свои суды). Конфедерация - сложн. устройство, временный союз суверен. гос-в, созданный для решения каких-либо временнных локальных задач (военн., эконом., таможен. союзы).

 

№53 закон и судебный процесс






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.