Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опера Мусорского «Хованщина» в театре






Грандиозные масштабы эпоса - именно в таком формате предпочитает в последние годы высказываться Александр Титель, поставивший " Войну и мир" Сергея Прокофьева, " Бориса Годунова" Мусоргского, наконец, громадное историческое полотно - " Хованщину". О сегодняшней актуальности этого творения Мусоргского, вбирающего в себя все трагические коллизии " русского" - разрыв власти и народа, религиозный раскол, политические интриги, фанатический идеализм, непрерывный поиск " пути", развилка евразийского - нет необходимости напоминать. Актуальность - на поверхности, и не случайно " Хованщина" в последний сезон " валом" идет по европейским сценам - в Вене, Штутгарте, Антверпене, Бирмингеме. Спектакль Тителя почти с надрывом возвращает и соотечественников к этим темам Мусоргского.

То, что театр с особым накалом подошел к своему " историческому" высказыванию, свидетельствует и подготовленный к премьере буклет с нарезкой из документов и реальных биографий прототипов " Хованщины", и приуроченная к выпуску спектакля экспозиция в Атриуме театра с выставленными археологическими находками из времен " хованщины" - фрагментами вооружения, обнаруженными под зданием театра. Очевидно, что атмосфера спектакля при таком антураже должна была стать еще более " аутентичной". Но зрителей встретили не терема и кремлевские башни на сцене, а простой амбарного вида дощатый короб, в котором на три с лишним часа развернулся мрачный эпос русской жизни. Александр Лазарев задал музыкальный тон, выбрав жесткую, полную металлических призвуков, обрывающихся, словно в пропасть звучностей, тяжелых набатов оркестровку Дмитрия Шостаковича, звучавшую в его интерпретации почти на непрекращающемся форте, с тяжелым свинцовым маркато, давящем даже протяжные лирические песни. В какие-то моменты оркестр угасал и тогда выходили " наружу" хоры: прозвучавший шедевром знаменитый " Батя, батя, выйди к нам! ", тихие раскольничьи молитвы. [13]

Рис.14 «Хованщина»

Жесткий оркестровый фон соответствовал мрачному исступленному действию на сцене. Огромные массовки - сотни людей, одетых унифицировано, в алое – стрельцовское (рис.14) или белое - " народное". У князей - простые кафтаны с мелкими пуговицами, без привычных мехов и драгоценного шитья. Эти массовки участвуют в трапезах за длинным дощатым столом, выходят толпой с иконами, братаются, сцепившись за плечи, вокруг бати Хованского. Но толпы на сцене не " жили", а скорее, иллюстрировали сюжет.

Рис.15 «Хованщина» в Мариинском театре

Главный же сюжет развернулся " наверху" - среди князей и бояр, которые плетут заговоры, диктуют доносы, бьются за власть. Сначала Шакловитый (Антон Зараев) яростно диктует Подъячему (Валерий Микицкий), пугая его пытками и дыбой, донесение царям Петру и Ивану на отца и сына Хованских, затем князь Голицын (Нажмиддин Мавлянов) плетет интригу против власти с Хованским (Дмитрий Ульянов) и Досифеем (Денис Макаров) - исступленно, на грани драки. Здесь же младший Хованский (Николай Ерохин) с точно таким же исступлением эротически преследует немку Эмму (Елена Гусева), а раскольница Марфа (Ксения Дудникова) - мстительно увлекает обезумевшего Андрея на самоубийство в скит. Герои Мусоргского существуют в спектакле так, будто от каждого их слова перевернется мир. Они кричат в ариях до хрипоты, стучат кулаками по столу. Марфа гадает страшно, вбивая кулаки в воду и будто выдавливая что-то живое из цинкового ведра. Стрельцы укладывают на алых кафтанах свои головы на казнь, а Хованский-старший задирает юбки персидкам. На сцене меланхолично звучит армянский дудук - вставленный в спектакль номер. Правда, чем он актуальнее привычного Персидского танца, не совсем понятно. Также, увы, как не понятно, о чем в итоге получился спектакль, завершившийся картиной стоячей раскольничьей толпы, погружающейся во мрак, о чем так исступленно, срывая голоса, взрываясь истериками, спорили три часа кряду герои, что именно они хотели донести из своего опыта, кроме картины мрачной Руси. В том числе, и потому, что слов в спектакле практически не разобрать. Титры бегущей строки - на английском, а знатоков либретто наизусть в зале найдется немного. Между тем, Мусоргский не случайно сам каждое слово прописал. Он создавал " Хованщину" как актуальную политическую драму, и, вероятно, надеялся, что опыт этой истории поможет что-то изменить в настоящем.


Заключение

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

Если мы обратим более пристальное внимание на музыку то увидим, что она зачастую начинает объединяться с другими видами творчества, имеющие способность более сильно конкретизировать содержание. Взять в пример синтетические жанры - песня и балет. Здесь музыкальные образы дополняются и конкретизируются другими образами – визуальными или слуховыми. Такое сочетание ведёт к большему и более точному пониманию смысла, заложенного автором. Идёт некоторое переведение на конкретные жизненные образы, ситуации, которые сами по себе воспринимаются людьми. Движение накладываемые на музыку в танце, несёт некий смысл, который, в сочетании с содержанием музыки, даёт более чёткое представление об области, в которой должны распространяться наши эмоции.

В развитии музыки можно выделить три этапа: первый – это фольклор, у второго нет одного точного названия, определяется она по-разному: «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная», на третьем этапе исключается устное общение и заменяется письменной формой. Появляется чёткое разделение на три составляющие: композитор, исполнитель и слушатель, что характерно и для современного восприятия. Пройдя через эти три этапа, музыка становиться более разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится.

Рассмотрев музыкальные жанры, мы можем заметить, как сильно изменилась музыка, какие претерпела изменения ее первоначальная часть. И можно с уверенностью сказать, что благодаря развитию человечества развитие её будет продолжаться вечно, пока существует человек, в голову которого приходят порой самые необычайные идеи.

Музыка отражала все состояния человека – от праздничного до самого утопического, и никогда не оставляла человека, будь то семейные обряды или межнациональные войны. Она помогала людям от начала и по сей день. Гармонично она вписалась и во всю систему искусств – стала прекрасным дополнением ко многим из них и сама нередко была ими приукрашена. Музыка, превосходно вписалась в культуру человека и укрепилась там навсегда, распространившись во все стороны его жизни.

 

 


Список использованной литературы:

1. Мамонтов, С.П. Основы культурологи [Текст] – М.: Олимп, 1999, 320с. Дата обращения: 02.12.2015.

2. Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века. – 2-е изд. / Б. Асафьев – Л.: Музыка, Ленинград. отд., 1979. – 341с.

Дата обращения: 01.12.2015.

3. Каган, М.С. Музыка в мире искусств [Текст] – Санкт-Петербург, 1996, 232с. Дата обращения: 03.12.2015.

4. Харлап, М.Г. Народно-русская музыкальна система и проблема происхождения музыки. Ранние формы искусства [Текст] – М., 1972. Дата обращения: 03.12.2015.

5. История русской музыки [Текст] – тт. 5–10. М., 1983–1997. Дата обращения: 01.12.2015.

6. Бюхер, К. Работа и ритм [Текст] – М., 1923. Дата обращения: 02.12.2015.

7. Рассолов, М.М. Право и история художественной культуры [Текст] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 431с. Дата обращения: 03.12.2015.

8. Неясова, И.Ю. Русская историческая опера XIX века [Текст] – М., 2000. Дата обращения: 02.12.2015.

9. Данилова, Г.И. Искусство [Текст] – М.: ДРОФА, 2013, 120с. Дата обращения: 03.12.2015.

10. Масол, Л.М., Аристова Л.С. Музыкальное искусство [Текст] – М., 2014. Дата обращения: 03.12.2015.

 


[1] Мамонтов, С.П. Основы культурологи. С.95

[2] Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века. С.108-110.

[3] Харлап, М.Г. Народно-русская музыкальна система и проблема происхождения музыки. Ранние формы искусства. С.150.

[4] Каган, М.С. Музыка в мире искусств. С.21-22.

[5] 12. История русской музыки. С.9.

 

[6] Бюхер, К. Работа и ритм. С.47.

 

[7] Рассолов, М.М. Право и история художественной культуры. С.222-223.

[8] Неясова, И.Ю. Русская историческая опера XIX века. С.85.

[9] Неясова, И.Ю. Русская историческая опера XIX века. С.63.

[10] Данилова, Г.И. Искусство. С.96.

[11] Данилова, Г.И. Искусство. С.100.

[12] Абдразаков, РИА Новости.

[13] Масол, Л.М., Аристова Л.С. Музыкальное искусство. С.135.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.