Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №51.






Смысл как единица личности.

Отечественные психологи в изучении личности исходят из целостного представления о ней, которая предполагает вычленение в ее структуре не элементов, а единиц. С точки зрения А.Г. Асмолова (1996), Б.С. Братуся (1988) и других, единицей анализа личности является смысл или смысловое образование. Смысл выступает как то, что непосредственно отражает и несет в себе собственные жизненные отношения человека, т.е. имеющим «значение-для-меня» (Леонтьев 1997). Как единица анализа личности смысл представляет собой единство эмоционального, когнитивного и регулятивного.

Смыслы образуют единую систему, смысловое поле и составляют особую психическую инстанцию - «тело личности», определяя высший, личностный слой психического отражения. Основными характеристиками смысловых образований являются: предметность, направленность на определенные предметы деятельности, некодифицируемость, «непереводимость» в систему значений, независимость от осознания, они могут функционировать как в осознанной, так и в неосознанной формах; производность от деятельности, т.е. они являются результатом деятельности и общения.

Для операционализации смысловых образований могут служить сформулированные Асмоловым 2 принципа диагностики и изучения смысловых образований:

1. Принцип деятельностного опосредования:

- для того, чтобы изучить и изменить смысловые образования, необходимо выйти непосредственно за их рамки и изучить и изменить деятельность, их породившую;

- нет необходимости изучать их самих по себе, они проявляются в значимой деятельности.

2. Принцип искусственного прерывания деятельности:

- смысловые образования проявляются в ситуации, когда испытуемый отходит от заданных линий поведения, когда обнаруживает преграды в деятельности;

- этому приему отвечают проективные техники.

К смысловым образованиям относят значимые переживания человека, смысловые установки, смыслообразующие мотивы и ценности. В значимых переживаниях отражаются устойчивые субъективные отношения человека к окружающей действительности. Под смысловыми установками понимается фиксированная форма отражения смыслового опыта человека. Смыслообразующие мотивы это побуждения, придающие личностный смысл деятельности. Ценности - осознанные, отрефлексированные смысловые образования

В смысловых образованиях отражается реальная жизнь человека Поскольку он в процессе жизнедеятельности вовлекается во множество отношений, которые неизбежно пересекаются, то в смыслах и находит отражение конфликтность его бытия. Поэтому смысловые образования личности могут иметь конфликтную природу.

Конфликтный смысл - это форма отражения в сознании человека его поступков. Поступок в отличие от действия связан с двумя противоположными побуждениями или мотивами. В нем открывается человеку смысл его поведения. Другими словами, поступок объективирует смысловые образования личности. Вместе с тем, в поступке не всегда адекватно отражаются смысловые образования. Открытие собственных смыслов не происходит само по себе, a iребусi сложной, напряженной работы, «решения задачи на смысл» (Леонтьев, 1997). Неспособность личности решить эту задачу приводит к тому, что они (смыслы) могут функционировать в скрытой, неосознанной форме и влиять на ее поведение

Исходным моментом развития смысловых образований является то реальное место, которое занимает личность в системе отношений с другими людьми - социальная позиция Она задает диапазон мотивов деятельности человека, которые, в свою очередь, реализуют определенные отношения. Последние отражаются в виде смысловых образований. В структуре личности смысловые образования вступают в связи с ее ценностями, нормативными представлениями, порождая конфликтные смыслы и образуя единое смысловое пространство. Наиболее устойчивые смысловые образования фиксируются в виде готовности к определенным способам поведения, т.е. в смысловых установках. По мнению А.Г. Асмолова, (1996) они представляют «эскиз будущего», воплощаясь в поступках личности. Поступок может либо подтвердить, либо изменить социальную позицию человека. Следовательно, развитие смысловых образований может идти, как по восходящей, так и по нисходящей линиям.

Таким образом, смысловые образования включены в две системы связей: реальную жизнедеятельность человека, отражением которой они являются, а также в структуру психики, воплощаясь в переживаниях, значениях и установках.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.