Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 20.






Роль наследственности и среды в психическом развитии.

Человеческая индивидуальность может быть рассмотрена как воедино связанная совместимость внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Один и тот же генотип в разных средах дает разные фенотипы. Генотип - сумма всех генов организма, наследственная конституция, совокупность всех наследственных задатков данной клетки организма. Фенотип – любые проявления живущего организма, т.е. его морфологические, физиологические, психологические и поведенческие особенности. Фенотип никогда не наследуется, формируется в течение жизни.Генотип определяет ряд признаков организма, не зависящих от среды: пол, группу крови, цвет глаз и т.д. Эти и некоторые другие признаки наследственны (они не всегда проявляются у родителей, но всегда обусловлены генотипом). Связь здесь прямая: ген – признак.

Успехи генетики привели к тому, что многие ученые стали приписывать наследственности определяющую роль в психическом развитии личности. Это положение иллюстрировалось данными о музыкальной талантливости семей Баха, Моцарта или о потомственном преступности в некоторых семьях.

Другая группа ученых считала, что психические функции человека целиком зависят от среды. Как это часто бывает, и те, и другие были и правы, и неправы. Действительно, в формировании организма участвуют и среда, и наследственность, важны оба фактора. Однако вопрос заключается не в том, что является определяющим в развитии -наследственность или среда; принципиально важно выяснение, как взаимодействуют эти два фактора. Уровень умственного развития особые способности, личные качества — все это результат взаимодействия генетических факторов и среды. Можно сказать, что верхний предел одаренности при надлежащем влиянии среды обусловлен наследственностью. В то же время средний уровень развития может быть следствием взаимодействия очень хорошего генотипа с посредствен­ным воспитанием и обучением, и наоборот.

Наибольший интерес всегда вызывал вопрос влияния среды и на­следственности на развитие способностей. Однозначного ответа о со­отношении наследственности и способностей пока нет. Однако точно известно, что, во-первых, полноценная нормальная (без патологии) генетическая программа человека позволяет всесторонне развивать самые разнообразные его способности, а во-вторых, для формирова­ния всесторонне развитой личности необходимо создание адекватных социальных условий. Когда говорят об одаренности, то подразумева­ют оптимальное развитие способностей, необходимых для качествен­ного выполнения какой-либо сложной деятельности.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод — биологиче­ские особенности индивида служат предпосылками развития личности, а различного рода биологические нарушения сдерживают или деформиру­ют это развитие.

Влияние среды проявляется еще до рождения ребенка. В период внутриутробного развития жизнь зародыша подвергается систематическому воздействию среды, в которой он развивается, и пре­жде всего материнского организма. Образ жизни матери, характер ее питания, режим труда и отдыха, болезни, нервные потрясения — все это вызывает те или иные изменения в функциональном, а порой и анатомическом строении организма зародыша.

Сложность взаимодействия наследственных факторов и среды мож­но проиллюстрировать последними данными о развитии речи у детей. Хорошо известно, что у так называемых детей-маугли речь не развива­ется. Казалось бы, в этом случае налицо влияние социальных факторов. Однако последние исследования В.И. Бельтюкова показали сущест­вование филогенетической программы овладения детьми произно­шением звуков речи. Сама программа понимается при этом не как не­кие абстрактные «предпосылки», а как проявления, совершающиеся по определенным правилам, которые передаются по наследству. В то же время реализация этой наследственной программы определяется внешними стимулами. Именно поэтому важным оказывается вопрос о роли этого социального стимула, а не вопрос о том, существует или нет соответствующая филогенетическая наследственная программа формирования высших психических функций, в том числе речи.

Ребенок по своим психологическим характеристикам является не суммой двух организмов, отцовского и материнского, а новым цело­стным образованием. Каждая черта, свойство организма одного из родителей изменено действием другого свойства, черт, присущих ор­ганизму другого родителя. К тому же к моменту проявления этих черт или признаков они уже в значительной мере изменены воспитанием, которому подвергается ребенок в течение прожитых месяцев и лет. Кроме того, есть общая закономерность, признаваемая всеми учены­ми: чем выше ступень эволюционной лестницы, тем больше роль ин­дивидуального опыта. Однако последнее слово в области изучения

взаимовлияния наследственности и среды еще не сказано. Напри­мер, известно много случаев, когда в семье, где воспитанию детей во­обще не уделяется никакого внимания (например, родители пьют), тем не менее, вырастают хорошо воспитанные дети.

Несомненно, что среда имеет огромное значение для развития ре­бенка. Вне социальной среды из новорожденного не формируется личность.

Социальная среда, в которой живет ребенок, сложна и изменчива, она имеет несколько зон. Наиболее близкой и первой по значению является семейная среда. Более широкую среду составляют товари­щи, воспитатели, учителя. Еще шире среда соседей, взрослых знако­мых родителей и т.д. Самой широкой является вся общественная сре­да. Она влияет не только непосредственно, а главным образом через печать, радио, телевидение, установившиеся в обществе правила, за­коны, мораль, этику.

В социальную среду включаются также и орудия труда, предметы культуры. Эти элементы среды, хотя и не играют определяющей роли в развитии ребенка, являются необходимой составляющей частью его жизни.

Одной из теорий, объясняющих влияние среды на развитие психи­ки, является теория культурно-исторического развития психики, обо­снованная известным советским психологом Л.С. Выготским.

Особенность психики человека Л.С. Выготский видел в том, что она определяется культурными, социальными знаками, самым сущест­венным среди которых является язык, речь. Он подчеркивал, что под действием «речевых знаков» и социальных условий жизни психика «очеловечивается». В результате биологическая особь с ее инстинктами, влечениями, ощущениями превращается в разумное, волевое существо.

Развитие сознательной личности, ее духовного богатства Л.С. Вы­готский ставил в зависимость от характера пользования «речевыми знаками», который развивается по социальным законам в процессе общения, сотрудничества, совместной деятельности с другими людьми.

Существует несколько теорий генотип-средового взаимодействия, которым следуют 2 тенденции генотипа и среды:

1) средовые условия оказывают разные влияния на человека в зависимости от его генотипа;

2) между генетическими и средовыми факторами существует корреляция, т.е. они взаимозависимы.

1. взаимодействие генотипа и среды – как различная реактивность индивидов на средовую стимуляцию при одних средовых условиях (Гальтон, Рубинштейн, Ананьев, Леонтьев, Штерн);

2. средовые условия определяют проявления генотипических различий между людьми в их фенотипах. Преобладает социальная устойчивость. Одни и те же условия среды по-разному влияют на индивид (Гальтон);

3. организм и среда как корреляция. Генотип – средовая корреляция, представляет собой не линейный компонент. Она уместна в том случае, когда есть совпадения некоторых возможностей (Штерн, Раппопорт).

Выделяют 3 типа генотип-средовой корреляции:

1) пассивная – родители создают средовые условия корреляции с генотипами родителей. (бывает + и -)

2) реактивная (когда различные генотипы вызывают различные реакции, т.е. когда ситуация под генотип);

3) активная – связана с направленным отбором индивидом собственных средовых условий.

Роль каждого типа меняется с возрастом. Пассивная становится менее важной, активная становится определяющей.

Т.О., представления о проявлении генетических и средовых влияниях основываются на 3-х предположениях:

1) установление стабильности с возрастом;

2) увеличение разнообразия;

4) необходимость искать причины стабильности и разнообразия не только в генотипе, но и в среде.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.