Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 19






Психологии восприятия: основные подходы.

Переход от сенсорных образов к перцептивным - это переход от анализа раздражителей к анализу и син­тезу отраженных в ощущениях чувственных свойств объектов. Восприятие - это психический познаватель­ный процесс отражения предметов в целом, в совокупно­сти их свойств при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом.

Восприятие является сложным процессом, предпо­лагающим выделение из множества признаков основ­ных, ведущих, с одновременным отвлечением от несу­щественных и сопоставлением воспринятого комплек­са признаков с прежними знаниями о предмете (Б. Г. Ананьев, 1996). Этот процесс включает выдвиже­ние гипотез, принятие решений. Если гипотеза о пред­мете совпадает с поступающей информацией, происхо­дит его узнавание. Если - нет, поиск продолжается до тех пор, пока человек не придет к верному решению. При восприятии знакомых предметов процесс узнавания осуществляется симультанно (мгновенно), при воспри­ятии незнакомых предметов - сукцессивно (развернуто).

Восприятие - это активный процесс, благодаря которому человек не просто отражает предметы и пассивно регистрирует их характеристики. Анализируя и синтезируя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познает их свойства, относит к определенным категориям.

Впервые восприятие стало изучаться в XIX в. С этого времени четко прослеживаются два основных под­хода - структурный и функциональный, каждый из ко­торых объединяет группу проблем и психологические школы, их решающие.

Структурный подход рассматривал строение и со­ставные части восприятия как отдельного феномена психической реальности. В рамках этого подхода изуча­лись структура и свойства психического образа, соотно­шение образа и объекта, структура отражающей систе­мы. Он воплотился в механистическом и организмическом направлениях. Механистическое направление представлено ассоционизмом, психологией сознания и бихевиоризмом. Организмическое направление было реализовано в гештальтпсихологии.

Яркими представителями механистического на­правления в структурализме являются Э. Титченер и В. Вундт. Они считали, что воспринимаемые человеком предметы при аналитической интроспекции оказывают­ся структурами элементарных ощущений. Ощущения - элементы, «кирпичики восприятия». Чтобы понять ме­ханизмы восприятия, нужно выделить и изучить эти элементы. Воспринимаемые объекты и явления - это комбинации элементарных ощущений.

В бихевиоризме психические процессы как прояв­ление скрытого от внешнего наблюдателя, а потому и ненаучного подхода к изучению психики, слабо изуча­лись. В рамках необихевиоризма они рассматривались как промежуточные переменные. Ярким представите­лем этого подхода является Э. Брунсвик. В качестве элементов восприятия он рассматривал сенсомоторные отношения, или акты поведения, пары «стимул - реак­ция». Э. Брунсвик предполагал, что, если известно большинство таких отношений в перцептивном поведе­нии, то можно предсказать итоговое ориентировочное поведение индивида. Совокупность актов поведения приводит к формированию «перцептивной карты» - це­лостного психического образа, фиксирующего алгоритм действий индивида с объектами физической реальности.

Организмический подход представлен гештальт-психологами М. Вертгеймером, В. Келером, К. Коффкой и др. С их точки зрения, воспринимаемое нельзя свести к чувственной основе. Содержанием восприятия является целостный образ, имеющий определенные формы - гештальты. Разложение восприятия на элементарные составляющие без утраты его смысла невозможно. Если известная мелодия прозвучит в новой аранжировке, то она все равно останется узнаваемой, поскольку воспри­нимаются не отдельные ноты, а связь между ними. Вос­приятие - не простая алгебраическая сумма ощущений, а более структурированная и содержательная сущность. Рассматривается не суммация, а процесс динамической перцептивной организации элементов, находящихся в поле восприятия, и целостный образ как его конечный продукт.

Основными понятиями гештальтпсихологии яв­ляются фигура и фон, форма, структура, конфигурация.

Фигура - это часть перцептивного поля, высту­пающая из фона, имеющая определенную форму, струк­турированная.

Фон - часть перцептивного поля, служащая зад­ним планом для фигуры, неструктурированная.

Форма - образование, придающее определенные очертания фигуре, контуру.

Структура - образование, имеющее определенное строение.

Конфигурация - структура, включающая элемен­ты, каждый из которых может восприниматься как фи­гура или фон.

Гештальтистами были сформулированы законы организации восприятия. Основными их них являются следующие: закон фигуры и фона, прегнантности, транспозиции.

Закон фигуры и фона трактуется следующим обра­зом: благодаря фону фигура кажется более значитель­ной и лучше запоминается.

Согласно закону прегнантности («хорошей фор­мы»), чем форма проще и стабильнее, тем меньше информации требуется для ее распознавания. Совершенство формы зависит от условий.

Закон транспозиции, или узнавания структуры, состоит в том, что целое остается неизменным, хотя его элементы могут меняться.

Кроме того, гештальтисты ввели гипотетическую конструкцию «зрительное поле». В. Келер считал, что перцептивные процессы ведут себя подобно токам в электролитах. Зрительное поле формируется благодаря распределению токов в коре головного мозга. Сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга. Это связывающие силы, которые имеют векторную природу.

Существуют определенные законы зрительного поля:

■ чем больше качественное сходство между про­цессами в зрительном поле, тем сильнее связы­вающие силы между ними;

■ чем больше сходство процессов по интенсивно­сти, тем больше связывающие их силы;

■ чем меньше расстояние между сходными про­цессами, тем больше связывающие их силы;

■ чем меньше временной интервал между сход­ными процессами, тем сильнее связывающие их силы.

В рамках функционального подхода рассматривались такие проблемы, как активный характер воспри­ятия, генетическое становление данного процесса, процессуальная сторона формирования образа, психофизиологическая основа восприятия. Родоначальником данного подхода является У. Джемс, который считал сознание динамической, изменяющейся сущностью, имеющей не застывшую, статичную структуру, а представляющую собой поток, перманентно изменяющуюся субстанцию. «Поток сознания» имеет два фазовых состояния, различающихся по скорости изменения впе­чатлений - медленные и быстрые. Фокус (ясные впечатления сознания) и периферия (нечеткие размытые впечатления) сменяют друг друга, исходя из значимости объектов внешнего мира для актуального состояния ин­дивида. Меняется не объект восприятия, а наше впечат­ление о нем.

Функциональный подход реализовался также в концепциях Г. Гельмгольца, Дж. Гибсона и когнитивной психологии. По мнению Г. Гельмгольца, человек не про­сто пассивно поддается потоку впечатлений, а активно наблюдает, т. е. настраивает свои органы чувств для раз­личения воздействий с максимальной точностью. Восприятие рассматривается как результат встречи идущего из внешнего мира и того, что уже есть у инди­вида. Его гипотеза состоит в том, что каждому рецептору соответствует одно ощущение. Основываясь на взаимо­действии таких факторов, как прошлый опыт и непо­средственные чувственные данные, Гельмгольц выделя­ет три вида образов: первичный образ (образуется фи­зиологическими механизмами), образ в представлении (знание человека об окружающем мире, формирующееся на базе реминисценций) и перцептивный образ (синтез первичного образа и образа в представлении).

В когнитивной психологии восприятие преимуще­ственно изучалось Дж. Брунером и У. Найссером. Дж. Брунер трактовал восприятие как процесс катего­ризации. Категория - это набор правил, по которым можно объединять явления действительности. Катего­ризация основана на использовании отличительных признаков объектов. Восприятие обусловлено «готовно­стью категорий», т. е. наличием обобщенных схем, кото­рые способствуют правильному отнесению объектов к определенным категориям. Готовность минимизирует ошибки в восприятии (Дж. Брунер, 1977).

В теории У. Найссера восприятие рассматривается как непрерывный цикличный процесс, который опреде­ляется когнитивной схемой. Схема - это часть перцеп­тивного цикла, которая модифицируется опытом человека и специфична в отношении воспринимаемых объ­ектов. Когнитивные схемы рассматриваются У. Найссе­ром как предвосхищающие, поскольку обеспечивают готовность к восприятию. Таким образом, в когнитивной психологии восприятие рассматривается как процесс непрерывного обследования и сбора информации.

В рамках функционального подхода к изучению восприятия особое место занимает экологическая оптика Дж. Гибсона. Она предполагает обусловленность зри­тельного восприятия той средой обитания, в которой су­ществует индивид. Стимул трактуется как код, структурная характеристика с зашифрованной информацией об окружающей среде. Она не существует физически, а является характеристикой светового потока. По Гибсону, субъект сначала видит опорную поверхность и пространство, затем - все более и более мелкие компоненты среды, [. Человек воспринимает структуру окружающего ми­ра благодаря тому, что воспринимает свет, который, отражаясь, сам приобретает эту структуру. Структуриро­ванный свет может быть представлен в виде совокупности встроенных друг в друга телесных углов, образован­ных лучами отраженного от окружающей среды света. Основания этих углов образованы гранями компонентов окружающей среды, а вершины сходятся в точке наблю­дения.

Инвариантная структура светового потока - это ее константа, содержащая информацию об объективных событиях, которая используется в процессе восприятия для возникновения чувственных образов. Процесс вос­приятия, по Гибсону, представляет собой извлечение информации из инвариантов светового потока.

Целостное представление о восприятии разработа­но в рамках деятельностного подхода. Предметом изу­чения выступает перцептивная деятельность, реализуе­мая психофизиологическим ансамблем скоординиро­ванных функциональных систем. Соотношение объекта и образа зависит от трех групп факторов, учет которых необходим в процессе экспериментального изучения восприятия: физических свойств объектов, психологиче­ских особенностей субъекта и объективных условий вос­приятия.

Плодотворной для понимания процесса и меха­низмов формирования психического образа является ги­потеза А. Н. Леонтьева об уподоблении состояний отра­жающей системы человека свойствам воспринимаемого объекта. Это составляет сущность семантической пара­дигмы психологии восприятия, согласно которой свя­зующей силой и организующей основой образа является значение как совокупность объективного знания, набора фактических характеристик объектов реальности. Зна­чение подвергается индивидуальной коррекции, осно­ванной на потребностно-мотивационной и эмоциональ­ной сферах личности, преобразуясь в личностный смысл (А. Н. Леонтьев, 1977). Последний определяет сугубо ин­дивидуальную, персонифицированную модель действи­тельности, воспринимаемой человеком.

Многообразие подходов к изучению восприятия от­разилось в четырех основных парадигмах.

Физическая парадигма, или парадигма тождества непосредственной данности, отражает отношения равен­ства между дистальным и проксимальным стимулами. Образ восприятия является точной копией физических объектов (Э. Титченер, И. Мюллер).

Психофизическая парадигма представлена клас­сической психофизикой (Г. Т. Фехнер, С. Стивене). Объ­ектом изучения выступает психофизическая связь меж­ду чувственной тканью и проксимальным стимулом в процессе восприятия, что нашло отражение в психофи­зических законах.

Экологическая парадигма связана с экологиче­ской оптикой Дж. Гибсона, в которой объектом иссле­дования выступает связь между дистальными и проксимальными стимулами. Дистальный стимул позволяет отражать мир как существующий независимо от субъекта (видимый мир), проксимальный стимул дает так называемое «картинное» видение мира (видимое поле).

Семантическая парадигма основывается на кон­цепции деятельности. Возникновение перцептивного образа опосредовано активностью человека. Поэтому связь между предметным содержанием и чувственной тканью динамична. Двуплановость перцептивного образа характеризуется двумя видами стимулов: дисталь­ным и проксимальным.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.