Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 18.






Клиническая психология в общей структуре психологического знания

В настоящее время клиническая психология приравнена к медицинской психологии. Медицинская психология поглощает термин клиническая психология. Оно более широкое. Клиническая и медицинская Ψ – это синонимы. Тождество понятий не всегда правомерно.

Клиническая Ψ – прикладная часть медицинской Ψ.

Медицинская психология изучает психику больных, рассматривает проблемы взаимоотношения больного и врача, личностные особенности пациентов с различными заболеваниями.

Основные направления в медицинской Ψ:

1) психодиагностика – использует блоки нейропсихологии.

2) Методы патопсихологического ряда.

Эти методы работают на экспертную часть. Экспертная часть имеет 3 большие направления:

1) военная – основывается на подходе специалистов на патопсихологическом подходе;

2) трудовая – большое направление, которое решает вопросы о трудоспособности пациента. В рамках трудовой экспертизы психолог обязан вынести свой вердикт. Ответственность клинического психолога вплоть до уголовной.

3) Судебная – имеет 2 направления:

- гражданское судопроизводство – психолог несет ответственность вплоть до уголовного.Работа в плане экспертизы несовершеннолетних, в разводе.

- судебное – уголовные дела. Неразрывная связь с юриспруденцией, психиатрией, криминологией. Это наиболее востребованное направление и наиболее жестко наказуемое (вплоть до лишение диплома).

Чрезвычайно близкие специалисты – это врачи-психиатры, врачи-нейрохирурги.

Есть понятие патопсихология и психопатология. Это 2 принципиально разные понятия. Патопсихология – патология больных. Психопатология – работа в области психиатрии.

Психолог не может быть психотерапевтом, но может работать в области психотерапии.

Цели и задачи медицинской психологии:

1) изучение психологических факторов, влияющих на развитие болезни, их профилактику и лечение, как в теории, так и в практике;

2) изучение влияния тех или иных состояний на психику;

3) изучение характера отношений больного с медицинским персоналом;

4) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;

5) изучение нарушений развития психики;

6) разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

7) создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Предмет клинической психологии:

- это область психологической науки, которая решает фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики; это область профессиональной деятельности психолога, которая направлена на охрану и укрепление здоровья людей. Предмет клинической психологии

- это закономерности проявления нарушений и восстановление психической деятельности при различных патологических процессах в теоретическом и практическом аспекте.

Объект - нарушение психической деятельности.

Структура клинической психологии:

1) патопсихология (связь с психиатрической клиникой);

2) нейропсихология (связь с нейрохирургической и неврологической клиникой) -синдромы психических расстройств при локальном поражении головного мозга;

3) психология психосоматических расстройств, которая изучает влияние психических факторов на реакции человека в ответ на внешнесредовые воздействия;

4) психология дизонтогенеза - синдромы нарушения психики при аномалиях развития.

В клиническую психологию входят психология, клиническая психология, анатомия, физиология, медицина.

Межпредметные связи кура клинической психологии в профессиональной подготовке психологов - общая психология, возрастная психология, основы психиатрии, анатомия, физиология ЦНС, философия и т. д.

Толчком для оформления клинической психологии в самостоятельную дисциплину явилась разработка экспериментальных методов. В нашей стране этим начал заниматься Бехтерев.

Основные направления работы клинико-психологических служб:

1) помощь населению;

2) работа с кризисными состояниями (пожар, стихия), постстрессовыми состояниями;

3) диагностика и коррекция психического развития детей и подростков;

4) диагностика и коррекция подростков и детей групп повышенного риска, психосоматических, нервнопсихических и пограничных расстройств.

Выделяется реабилитационный и психопрофилактический блоки. Эти блоки взаимосвязаны друг с другом. Реабилитация бывает медицинская, психологическая и социальная. Любая реабилитация направлена на ресоциализацию – восстановление возможностей человека. Этим занимается питерская школа психологии.

Основные направления психопрофилактики:

1) система общих мер по укреплению здоровья населения, роль психолога в разработке психологических основ пропаганды и вынесение здорового образа жизни, преодоление безответственности за свое здоровье, формирование культуры здоровья;

2) работа с группами повышенного риска заболеваемости, выявление и психологическая помощь людям группы заболеваемости нервно-психическими болезнями, психосоматическими, пограничными расстройствами, наркоманией, аномалиями развития;

3) помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидива болезни, консультативные, восстановительные и коррекционные формы психопрофилактики.

Медицинская и клиническая психологии должны опираться на ГОСТ (стандарт)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.