Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 15






Методологическое «ядро» психологической науки: категории, принципы, проблемы

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также наука об этой системе.

Ярошевский предложил концепцию категориального анализа, обозначил категориальное ядро психологии.

Методологическое ядро инвариантно (независимо от времени исследования, от конкретного предмета исследования) - одинаково для всех видов исследования. Включает в себя 3 дефиниции: категории; принципы; проблемы.

Категория - предельно обобщенное понятие, отражающее наиболее существенные свойства предметов и явлений.

Петровский, Ярошевский выделяют:

1. Психологические категории (образ, действие, мотив, отношения, переживания) - конкретнонаучные;

2. Метапсихологические категории (личность, деятельность, общение) -общенаучные;

Специфика научных школ и направлений в психологии отражается в выделении различных системообразующих (центральных) категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики (например, для структурализма Вундта -категория сознания).

Принципы - основное положение, из которого исходит психологическая наука в своем развитии.

В психологической науке используются:

1. Общенаучные принципы;

2. Конкретнонаучные принципы.

Общенаучные: системности, развития, детерминизма. Данные принципы предписывают необходимость изучения научного объекта:

- в многообразии его связей на микро- и макроуровнях (например, Ломов -

изучение познавательных процессов);

- в процессе развития (развитие психики в филогенезе по Леонтьеву);

- во взаимосвязи с определившими его причинами и определяемыми им

следствиями (Рубинштейн - действие внешних причин через внутренние

условия).

Конкретнонаучные принципы (Асмолов):

1. Принцип объектной и предметной детерминации психического отражения действительности - развитие личности подчиняется предметной детерминации. Объекты окружающего мира воздействуют на человека не сами по себе, а через его деятельность.

2. Принцип реактивной и активной организации процессов психического отражения - развитие личности определяется активностью самой личности.

3. Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности - развитие личности обусловлено стремлением не только к равновесию, разрядке, но и напряжению, развитию.

4. Принцип интериоризации - экстериоризации - развитие личности рассматривается как сложное преобразование внешнего во внутреннее и внутреннего во внешнее (механизм усвоения общественно-исторических отношений). Социальные нормы, требования становятся ценностями самой личности и воплощаются в поведении.

5. Принцип опосредования - природные свойства человека не определяют развития его личности. Означиваясь в процессе взаимодействия с другими людьми, они используются личностью как средство достижения своих целей.

6. Принцип анализа по единицам - в изучении личности необходимо найти такую единицу ее анализа, которая, в отличие от элемента, включала бы в себя все свойства целого.

Проблема - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес.

Основные проблемы современной психологии: - предмета (редукционизм); метода; сознательного и бессознательного; психофизическая; взаимосвязь биологического и социального.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.