Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 5.






Развитие психики в онтогенезе. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

Л. С. Выготский впервые (1927г.) выдвинул предположение о том, что исторический подход должен стать ведущим принципом построения психологии человека, т.о. его можно считать отцом культурно-исторической концепции. Выготский показал, что у человека возникает особый вид психических функций, названных им «высшими психическими функциями, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им. Иными словами, высшие психические функции имеют социальную природу.

Первая часть может быть озаглавлена: «Человек и природа». Первое положение опирается на мысль, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее. Человек оказался способен к овладению природой. Второе. Человеку удалось сделать это, благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства.

Вторая часть может быть озаглавлена: «Человек и его собственная психика». Первое. Благодаря способности к овладению природой, человек научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции. Психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет низшими, или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных. У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

Каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой? По мнению Л. С. Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т. е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением — параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

Второе положение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода — психологических. Психологические орудия - это знаки. Человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство-знак; с помощью этого знака он овладевает поведением — запоминает, делает выбор и т. п.

Третью часть концепции Л. С. Выготского можно озаглавить -«Генетические аспекты». Откуда берутся средства-знаки?

Рассмотрим сначала культурно-историческое развитие человека, а потом онтогенез, развитие ребенка. Эти два процесса имеют принципиальное сходство.

Как вам уже известно, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другому и направляющие его действия: «сделай то», «возьми это», «пойди туда» и т. п. Затем человек стал обращать слова-приказы на самого себя. Из внешнекомандной функции слова родилась его внутреннеорганизующая функция. Человек говорит себе «встань» — и встает; он говорит себе «я должен это сделать» — и делает.

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения о самим собой, т. е. в интрапсихологические.

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.).

Идея интериоризации — второе рассмотренное нами фундаментальное положение теории Л. С. Выготского. Первое — опосредствованная структура высших психических функций и второе — интериоризация отношений управления и средств-знаков.

В онтогенезе наблюдается тот же процесс. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает действовать словом на взрослого. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Итак, высшие психические функции основаны на использовании внутренних, преимущественно вербальных, средств, которые первоначально отрабатываются в общении.

Резюмируем основные положения теории развития высших психических функций Л. С. Выготского. Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для это он также использует орудия, но орудия особые психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

Первоначально — в фило- и онтогенезе — психологические орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т. е. становятся умственными средствами. Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованны.

Выготский: «...всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».

Итак, не развертывание естественно заложенного, а присвоение искусственного, культурно созданного опыта, — вот генеральный путь онтогенеза человека. Этот путь и определяет социальную природу его психики.

Культурно-историческая концепция Выготского в последствии развивалась его учениками - А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.