Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни творческого самовыражения учащихся






 

Уровни   Внешние признаки, включенность в различные виды деятельности   Внутренние «Я – процессы» личности
Репродуктивно– поисковый   Имеет хорошие успехи в учебе. Принимает активное участие во всех учебных и внеклассных делах в основном как участник. При необходимости может выполнять творческие задания, подготовиться и выступить перед классом.     Стремится к самопознанию. Проявляет интерес к своему Я, своим возможностям, результатам своей деятельности.
Креативный   Творчески участвует во внеклассной, внеучебной и учебной работе. Принимает участие в олимпиадах, конференциях, соревнованиях со значительными успехами. Выступает с докладами перед большой аудиторией. В ситуации выбора предпочтение отдает творческим заданиям Способен к формулировке творческих нестандартных вопросов.     Стремится к самоопределению, выбору деятельности, позиций, отношений в интересах своего развития. Стремится к совместному развитию с другими людьми, к развитию себя через развитие другого.  
Исследовательский   Имеет способность к генерированию идей и их реализации на уровне создания проектов. Приобщается к исследовательской работе. Выступает на научно-практических конференциях с собственными исследованиями. Выполненные им работы приобретают «авторское лицо». Создает и апробирует авторские проекты. Способен к формулировке исследовательских тем, проблем.     Стремится к самореализации, как реализации своего творческого личностного потенциала среди окружающих и на фоне культурно-исторического развития.  

Соотнося учебный процесс со всем вышесказанным, педагог, на наш взгляд, имеет возможность наблюдать за развитием ребенка, за его личностным ростом. Чем активнее ребенок вступает в акты творческого самовыражения, тем увереннее становится его собственное «Я», тем больше он проявляет себя как самоактуализирующаяся личность, тем настойчивее его «Я» трансцендирует к сообществу и миру.

Постановка творческих целей учеников и рефлексия их достижения связана с возможностями учеников в выполнении творческих работ и анализе их со стороны учителей и других учащихся. В связи с этим, считаем целесообразным, воспользоваться классификацией творческих работ, предложенной А.В. Хуторским, который делит ученические творческие работы на следующие виды:

- исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы);

- сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, рассказы);

- художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка);

- техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа);

- зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, соревнование);

- педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, придуманная игра, викторина);

- методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание, рефлексивный дневник).

Основанием данной классификации творческих работ является доминирующая ученическая продукция и соответствующий ей вид продуктивной деятельности, а, следовательно, и творческого самовыражения ученика.

Оценка творческих работ проводится по таким параметрам, как степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, логичность, оформление, умение заинтересовать присутствующих, трудоемкость, полезность работы, аргументированность ответов на вопросы. По каждому критерию экспертная группа выставляет ученику оценку по десятибалльной шкале. На школьных ученических конференциях в состав экспертной комиссии могут входить учителя, ученики, а также представители вышестоящих органов образования.

Высоким уровнем характеризуются творческие работы учеников, набравшие 8 -–10 баллов, а также занявшие 1-ое место на внутришкольных мероприятиях, призовые места на межшкольных конференциях, конкурсах; работы, опубликованные в местных и центральных газетах. Высокий уровень творческой работы ученика означает, что она сопоставима с общеизвестным культурным аналогом.

Творческую работу относят к среднему уровню, если ученик реализовал в ней свою идею или принцип, а также достаточно хорошо, по мнению специалиста или экспертной группы справился с поставленной целью. Такие работы оцениваются от 4 до 7 баллов.

Работа низкого уровня представляет собой завершенную работу ученика, которая выполнена им по образцу или аналогии, либо с незначительной модернизацией уже известной работы. Степень новизны такой работы незначительна для ее автора. К творческим работам низкого уровня относятся рефераты, в которых не выражена собственная точка зрения автора. Работы такого уровня получают оценку в 1 –3 балла. Термин «низкий уровень» употребляется условно, поскольку даже низкий уровень творческой работы говорит о том, что ученик выполнил и представил свою работу на защиту, следовательно, осознанно стремится к собственному самовыражению на творческом уровне.

Рефлексивно-оценочный компонент в системе продуктивного обучения включает в себя оценку образовательной продукции учеников и способов ее презентации. Таким образом, рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом образования самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления. А узнать это можно, только вступая в акты творческого самовыражения, постоянно предъявляя окружающим себя, свои мысли, идеи, чувства.

Оценка результатов образовательной деятельности учеников и учителей, следовательно, не сводится только к определению достижения результатов, требуемых образовательными стандартами и нормативами. В личностно-ориентированном обучении нужно стремиться к тому, чтобы проверялась не степень достижения внешних заданных результатов, а скорее творческое отклонение от них.

Понятно, что довольно трудно отследить и строго контролировать личностные приращения учеников. Здесь требуется четко продуманная система.

В последнее время многие психологи и педагоги отстаивают необходимость введения индивидуальной карты развития как важного школьного документа [Хуторской, Якиманская …]. Главная проблема – какой она должна быть по своему содержанию, кто ее должен составлять, как ею пользоваться, в каких конкретных целях.

Наукой в практических целях разработана схема обследования детей для определения их психологической готовности к школе. Эта схема широко используется при наборе детей в первый класс. «Однако при проведении такой работы нет четкой ориентации на составление индивидуальной карты психического развития ученика в системе непрерывного образования (при переходе от начального к среднему образованию, а затем к дифференцированному в старшей школе с учетом профиля обучения)» [Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. Библиотека журнала «Директор школы». М.: Сентябрь, 2000. – 176с.].

Как указывают психологи, выбор показателей для оценки развивающейся личности ученика в условиях обучения – задача достаточно сложная и теоретически, и практически. «Эти показатели надо искать не в направлении традиционного «разведения» знаний и интеллекта, обучения и развития, а через выделение таких единиц анализа, в которых «обученность» и «развитость» выступают в интегрированном виде, специфичном для познавательной деятельности как основной в школьном возрасте. Такой единицей анализа является способ учебной работы. В нем в интегрированном виде представлены: 1) реальные соотношения обученности и развитости ученика; 2) его избирательность к предметному содержанию (областям предметного знания); 3) индивидуальное предпочтение к проработке учебного материала в зависимости от его типа, вида и формы. Именно способы учебной работы должны фиксироваться в индивидуальной карте развития ученика, быть объектом выявления, контроля и оценки со стороны учителя-предметника» [Якиманская, с.138].

Индивидуальная карта развития ученика должна содержать так же информацию об особенностях его творческого самовыражения, предпочитаемых способах предъявления себя. Данные сведения свидетельствуют не только о способах учебной работы, но и личностных притязаниях ученика, его возможностях в коммуникативном плане, а так же творческих способностях и степени выраженности последних.

Это особенно проявляется в старших классах, где уже сложились и устойчиво функционируют способы учебной работы, а так же у учащихся имеется определенный опыт собственного творческого самовыражения. Если способы учебной работы адекватны требованиям учебного предмета, то обучение успешно. На этом фоне возрастает интерес к овладению данным предметом, избирательность к усвоению его содержания, возникает потребность находить пути для самовыражения с помощью предметного материала.

«Устойчивые способы переработки материала и учебные интересы тесно взаимосвязаны, поэтому эти показатели должны включаться в индивидуальную карту развития ученика» [Якиманская, с.139].

Накопление этих сведений в виде банка данных требует от учителя-предметника постоянного внимания не только к результатам учения (что обычно фиксируется школьной отметкой, итоговой успеваемостью), но и к процессу работы каждого ученика; его индивидуальной избирательности к содержанию, виду и форме учебного материала, устойчивости ее проявления; предпочтениям к занятиям отдельными предметами.

Работа по составлению индивидуальной карты развития продолжается на протяжении всего обучения ребенка в школе. При зачислении в профильный класс учитывается характеристика предыдущих лет обучения, представленная в обобщенном виде к концу 9-го класса. На основе данных индивидуальной карты развития составляется подробная характеристика, фиксирующая своим содержанием:

- степень успешности продвижения в усвоении учебного материала, соответствующего избранному профилю;

- устойчивые предпочтения ученика к работе с материалом разного вида и формы;

- использование способов учебной работы, адекватных требованиям предмета, методологии научного познания;

- основная познавательная информация, предпочитаемая учеником;

- учебные и внеучебные интересы;

- мотивы ученика, определившие выбор им профиля обучения;

- виды и формы творческого самовыражения ученика при изучении школьных предметов.

В связи с переносом акцентов в обучении на личность каждого ученика возникает необходимость изменения подходов ко всей школьной документации, к анализу урока, к анализу работы учителя и, в целом, к анализу школьной образовательной среды. В данном случае мы согласны с мнением некоторых авторов, считающих, что наилучшие условия для развития и саморазвития свободной и активной личности могут быть созданы на основе творческой образовательной среды [ Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды ].

Именно творческая среда формирует у детей «личностные структуры подсознания» (Кульневич), выступающие механизмом и источником творческого самовыражения. В этом случае быть личностью в акте творческого самовыражения – значит оперировать не столько заученными знаниями, сколько поиском источников их смысла, соотнесением сущности знаний с актуальными в данной ситуации решениями («здесь и сейчас»).

Отслеживать «состояние» творческой образовательной среды – довольно сложная задача. Можно подойти к ее решению через заполнение специальных форм творческого самовыражения на уровне учеников, учителей и школы.

На уровне учеников саморефлексия творческих актов возможна с помощью дневника творческого самовыражения (ДТС), форма которого представлена в таблице ….

Учителя, в целях оказания помощи ученикам, также должны отслеживать творческие усилия учеников, чтобы давать грамотные педагогические рекомендации своим воспитанникам в выборе дальнейших путей развития. Это можно осуществлять с помощью карт творческого самовыражения учащихся (КТС), составляемых каждым учителем по классам. Форма данной карты представлена в таблице ….

Наконец, чтобы иметь целостную картину об уровне творческих достижениях учеников по предметам, необходимо составлять сводные документы на уровне школы. Это могут быть журналы творческого самовыражения учащихся, составляемые по каждому классу. Данная работа выполняется классными руководителями под руководством заместителя директора по научно-методической работе. Примерная форма данного журнала представлена в таблице ….При этом на каждого ученика выделяется отдельная страница.

Таблица …






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.