Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика продуктивного обучения или как проанализировать эффективность полученных результатов?






Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления. Продуктивное обучение предлагает учителю решать проблему постановки целей обучения, разработки плана, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки, предполагающих возможности творческого самовыражения учащихся. Рефлексивные умения педагога должны иметь место не только при осуществлении контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, но и на осуществление помощи учащимся в рефлексивных процессах их собственной деятельности.

Рефлексия в обучении – это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Рефлексия помогает сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии учителя и ученики не просто обдумывают будущую деятельность, но выстраивают ее реалистичную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. В связи с этим, важным фактором, влияющим на эффективность рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.

При ориентации образовательного процесса на творческое самовыражение субъектов образования контроль за деятельностью учащихся будет также иметь свои особенности. Организация контроля связана с вопросом об уровнях сформированности знаний и умений. В современной педагогической науке выделяют четыре уровня знаний и умений обучающихся: репродуктивный уровень, репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный и творческий [2, с. 120].

В процессе овладения обучающимися совокупностью знаний и умений предполагается, что знания и умения переходят от одного уровня к другому. Каждому уровню соответствуют актуальные только для него особенности творческого самовыражения субъекта образования.

С учетом данных уровней, меняется система контроля за усвоением знаний и умений, она тогда будет иметь следующие значимые особенности:

- контрольные задания на уроках предполагают усвоение знаний и умений не только репродуктивного, но и репродуктивно-творческого и творческо-репродуктивного уровня;

- важной формой контроля является выполнение учениками творческих и исследовательских работ, а также степень самостоятельности при их выполнении;

- актуально для учеников не только усвоение предметных знаний и умений, но и презентация знания и собственной позиции окружающим.

Интересной в этом направлении является идея К.А.Абульхановой–Славской о том, что «самовыражение имеет разные степени зрелости, разные этапы сформированности. Так, на более ранних этапах самовыражение проявляется в формах «демонстраций» (своего «я», «выступлений», «выпадов»). Зрелой формой самовыражения становится тот этап, на котором проявление себя превращается в действительную потребность адекватного и сущностного выражения своего «я». Человек начинает вырабатывать свою манеру поведения, ищет свой стиль речи и, главное, стремится выразить себя в жизни, в поступках. Поэтому образ, осознание своего «я» предшествует во времени своего возникновения самовыражению (то есть потребность в самовыражении является потребностью в выражении своего действительного, а не мнимого «я»). Пока образ «я» не сформирован, самовыражение находится на стадии чисто внешнего, показного выражения самого себя…Тот способ, которым человек реализует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизненных задач, и есть самовыражение» [3, с. 98-100]. Данные представления дают возможность отдельно выделить уровни вхождения учеников и учителей в культурные процессы через акты творческого самовыражения.

Первый уровень является начальным и проявляется в осознании субъектом своей уникальности, неповторимости, в стремлении дать выход личностному «я» на суд окружающих. Выражение личностного «я» происходит через призму своих желаний, установок, притязаний. На данном уровне самовыражение обусловлено только индивидуальным опытом каждого, не связано с особенностями самопроявления других. Стремление «выплеснуть себя», мотивация на творческое самовыражение – цель данного уровня.

На втором уровне происходит презентация своих установок, притязаний в классе или учебной группе, в профессиональном коллективе окружающим, с учетом различных аспектов, проявлений самовыражения других. Это может происходить в различных видах деятельности и учебной работы: при выполнении творческих заданий, при разрешении проблемных ситуаций, при подготовке выступления по теме, при сдаче зачетов учащимися. Целью данного уровня является развитие способности инициировать акты собственного самовыражения перед окружающими, а также не препятствовать свободной презентации себя другим членам группы.

На третьем уровне происходит выражение своего «я» среди норм культуры, осмысление себя как автономной свободной личности. Наличие данного уровня обусловлено соотнесением своего личностного опыта с опытом, накопленным в различных науках. К целям данного уровня можно отнести изменение некоторых составляющих системы действующих ценностей, ее обогащение и дополнение. Данная градация позволяет отслеживать движение ребенка и самого педагога к саморазвитию, а также обеспечить им помощь ему на этом пути.

Основываясь на приведенных классификациях, можно обозначить уровни творческого самовыражения учащихся и учителей следующим образом:

- репродуктивно-поисковый (первый), связанный с поиском личностью собственных путей самовыражения, самопознанием, индивидуальным осмыслением собственной уникальности и началом самореализации через репродуктивно-творческие виды деятельности;

- креативный (второй), характеризующийсяразвитием процессов творческого самовыраженияв группе через репродуктивно-творческие и творческо-репродуктивные виды деятельности;

- исследовательский (третий), предполагающий соотнесение своего личного опыта с опытом, накопленным человечеством, включение в исследовательскую деятельность, творческое самовыражение связано с предъявлением собственного взгляда на те или иные проблемы, вопросы.

Репродуктивный уровень творческого самовыражения не выделяется отдельно, так как он связан с невостребованностью личностью актов собственного самовыражения, с неспособностью выразить уникальность своего «я» даже перед самим собой. Поэтому данный уровень обозначим, как нулевой. Нумерация уровней приводится для удобства использования их характеристик в дальнейшем и не является способом ранжирования самих личностей, поскольку наличие даже незначительных творческих проявлений свидетельствует о стремлении личности к самоактуализации, поэтому должно быть замеченным и всячески поддерживаться. Характеристика процессов самовыражения учащихся на том или ином уровне представлена в таблице 3.

Таблица 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.