Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные формы продуктивного обучения






 
 

 


 

Коллективные Групповые Индивидуальные Коллективно-

- групповые

 
 


-урок - факультативы -тьюторство - заседания НОУ

 

-лекция - кружки - менторство - творческие

- семинар - групповые - индивидуал. недели

консультации консультации - олимпиады

- конференции

 

 

Несмотря на многообразие применяемых в средней школе форм организации обучения, урок остается основной формой. И это не случайно. Педагогический опыт нововведений показывает, что ни одна из предлагаемых форм организации занятий не может полноценно заменить традиционный урок. Видимо, дело в том, что урок, как отмечает В.А. Андреев, «по своим целям и дидактической структуре – очень подвижная и достаточно гибкая форма организации занятий. Урок, при необходимости, может вобрать в себя элементы многих других форм и даже мягко трансформироваться в них» [Андреев. Педагогика, 2000. – С.305]. На сегодняшний день, возможности традиционного урока пока еще далеко на исчерпаны, особенно в плане творческого самовыражения учащихся. Однако, как отмечает данный автор, опираясь на многочисленные исследования (Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, В.А. Онищук, Г.Д. Кирилловой, М.И. Махмутова и других), наиболее эффективен не урок, а сочетание разнообразных организационных форм обучения, гибкое комбинирование уроков, лекций, семинарских, практических занятий, самостоятельной (классной и домашней) работы учащихся. Поэтому опора только на традиционные уроки очень сильно «обедняет» учеников и лишает учителя возможности профессионально-творческого самовыражения.

В связи с этим в последние годы в школах и в педагогической литературе появились понятия «инновационный урок», «творческий урок», «личностно-ориентированный урок». Имеющиеся отличия данных уроков от традиционных, на наш взгляд, как нельзя лучше позволяют реализовывать идею творческого самовыражения через такую обычную форму организации обучения, как урок. Поэтому остановимся более подробно на их характеристике.

Инновационный урок, по определению В.А. Андреева, - это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий [Андреев, 2000. – с.311].

Близко по значению определение творческого урока А.В. Хуторского, который считает, что творческий урок – это «магический кристалл», грани которого отражают все составляющие примененной системы обучения. «Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов» [Хуторской, с. 366]. Создание творческого урока, с точки зрения Хуторского – это «творчество в квадрате», поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Тогда главными вопросами, которые должен задать себе учитель на этапе разработки урока являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?

С точки зрения И.С. Якиманской, которая вводит понятие личностно-ориентированный урок, урок – это та учебная ситуация, та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся [Якиманская, Якунина, с. 70]. Сущность личностно-ориентированного урока – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное – признание самобытности и уникальности каждого ученика.

Для создания на уроке условий творческого самовыражения учащихся необходимо, прежде всего, опираться на их субъектный опыт, признавая уникальность каждого ребенка, учитывать его индивидуальные стремления к самовыражению; продумывая урок, необходимо прогнозировать возможные образовательные продукты учащихся, а также способы презентации этих продуктов; все это приводит к необходимости творчества учителя при подготовке урока, так как, создавая возможности для творческого самовыражения учеников, учитель привносит в урок свои оригинальные черты, что выводит его на ситуации собственного самовыражения.

В ходе уроков, групповых и индивидуальных занятий происходит первоначальное знакомство учащихся с методами творческого мышления, отрабатываются навыки самовыражения в привычной обстановке.

Таким образом, при подготовке урока, способствующего творческому самовыражению учащихся, учитель должен ответить себе на следующие вопросы:

1. Как я смогу использовать субъектный опыт учащихся при раскрытии данной темы?

2. Какие образовательные продукты будут созданы учениками на уроке и в самостоятельной работе в направлении изучаемой темы?

3. Какими приемами и средствами я могу обеспечить процессы раскрытия индивидуальности ученика через создание образовательных продуктов?

4. Какие методы и формы можно применить для создания ситуаций творческого самовыражения учащихся?

5. Каким образом данный урок может способствовать моей собственной самореализации, как я могу использовать полученный опыт в дальнейшем профессиональном росте?

Поскольку урок является наиболее гибкой формой обучения, в нем выделяют внутреннюю форму организации, где в качестве основания для классификации берется структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения. В связи, с чем многие авторы выделяют различные типы уроков. Для удобства классификации, воспользуемся подходом А.В. Хуторского, который систематизировал эвристические уроки на четыре группы: когнитивного, креативного, оргдеятельностного и коммуникативного типа.

Среди уроков, способных создавать ситуации творческого самовыражения, мы выделяем три группы, считая, что уроки коммуникативного типа по целям можно распределить в одну из трех:

1. Уроки когнитивного типа:

- урок-наблюдение;

- урок-эксперимент, урок-исследование;

- лабораторно-практический урок, урок-практикум;

- урок постановки и решения проблем;

- урок конструирования понятий, правил, гипотез, закономерностей;

- урок работы с первоисточниками;

- интегрированный урок;

2. Уроки креативного типа:

- урок составления и решения задач;

- урок диалог (дискуссия, диспут, беседа);

- урок-сочинение;

- урок-путешествие;

- урок «изменения» истории;

- урок-наоборот (ученик в роли учителя);

- урок защиты творческих работ;

- урок-рецензирование;

- урок-аукцион;

- урок-выставка;

- урок-соревнование;

- урок-КВН;

- урок – «суд над явлением»;

- урок-олимпиада;

- урок-конференция.

3. Уроки оргдеятельностного типа:

- урок целеполагания;

- урок нормотворчества;

- уроки с групповой работой;

- урок-проект;

- урок-консультация;

- урок взаимоконтроля;

- урок-зачет;

- урок-рефлексия.

В старших классах широко используются такие типы уроков, как уроки- лекции и уроки-семинары, которые, кроме того, что решают задачи творческого самовыражения, также дают возможность экономии времени в рамках изучаемой темы, так как позволяют группировать материал и изучать его крупными блоками. В связи с тем, что данные типы уроков являются наиболее применяемыми, имеет смысл выделить их в отдельные формы организации обучения, что довольно часто встречается у многих авторов.

Школьная лекция – такая форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекции обеспечивают условия для создания учениками или учителем новых образовательных продуктов, что решается с помощью выбора смысла, целей и структуры лекции.

Семинары – это форма занятия, которая обеспечивает создание учащимися личных образовательных продуктов и их самовыражения в ходе коллективно-групповой коммуникации. Семинары отличаются повышением активности и самостоятельности школьников, проявлением их оргдеятельностных личностных качеств. От большинства других форм обучения семинар отличается тем, что на этапе его подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения.

Педагогическая эффективность применения семинарских занятий в старших классах средней школы доказана и получила обоснование в трудах отечественных дидактов Б.П. Есипова, В.П. Стрезикозина, А.В. Усовой, В.В. Завьялова и других. В.П. Стрезикозин отмечал: «Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают старшеклассников свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления» [Стрезикозин, с. 91].

Семинары можно считать необходимым условием в подготовке учащихся к участию в более сложных формах творческого самовыражения, таких как конференции, олимпиады, где происходит защита собственных исследовательских проектов, а также требуется неординарный подход к решению задач.

В процессе эвристических уроков, лекций, семинарских занятий происходит выявление учащихся, стремящихся и способных к освоению предмета на более высоком уровне, а также испытывающих затруднения, с целью дальнейшего вовлечения их в групповые и индивидуальные формы работы.

Среди групповых внеурочных форм занятий большое значение имеют факультативные занятия, кружки подготовки к олимпиадам и групповые консультации.

Групповые, а также индивидуальные консультации рассчитаны на учащихся, осваивающих базовый или компенсирующий уровень обучения. Дополнительные занятия и консультации, предусмотренные учебным планом, проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

Эффективной формой дифференцированного обучения считаются факультативы, основная задача которых – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, предоставление им возможностей для творческого самовыражения в среде единомышленников. Факультатив является связующим звеном между уроками и внеклассными коллективно-групповыми системами занятий, ступенью перехода от усвоения предмета к изучению соответствующей науки.

Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается постоянным в течение года (или более лет). Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется активностью и интенсивностью, что требует учета при планировании и составлении программы.

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы и актов творческого самовыражения учащихся.

Занятия в предметных кружках, так же как и факультативные, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожелания детей, обстоятельств и других факторов. Состав кружков формируется на добровольной основе из учащихся разноуровневых классов одной или нескольких параллелей. Руководство кружками осуществляют учителя-предметники.

Предметные кружки в свете решения задач творческого самовыражения используются для более глубокой подготовки учеников к олимпиадам по предметам. Содержание занятий включает углубленное изучение наиболее интересных и трудных вопросов курса, выходящих за рамки программы, решение олимпиадных задач, знакомство с методами научного исследования, поиска и решения проблем.

На основе факультативной и кружковой работы создается Научное Общество Учащихся, которое выводит учеников еще на более высокий уровень творческого самовыражения.

Помощь учащимся как в ликвидации пробелов в знаниях, поиске причин отставания в учебе, так и в исследовательских проектах, решении задач, связанных с творческим самовыражением в процессе обучения, а также после окончания школы, оказывается учителями в ходе индивидуальных форм работы. К ним относятся индивидуальные консультации с психологом, логопедом, с учителями-предметниками, о чем уже говорилось выше. Организация индивидуальной помощи ученикам на более высоком уровне в форме тьюторства и менторства происходит также под руководством Научного Общества Учащихся.

Научное Общество Учащихся (НОУ) добровольное объединение школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания в определенной отрасли науки, искусства, техники; развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством учителей и других специалистов.

Создание Научного Общества Учащихся способствует решению следующих задач:

- раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

- обучение приемам и методам доступных ученикам научных исследований, умению работать с необходимым для экспериментов оборудованием, с научной литературой;

- проведение исследований, имеющих практическое значение;

- пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства;

- формирование единого школьного научного сообщества со своими традициями.

Примерную структуру НОУ могут составлять отделения: естественно-математическое и гуманитарное. В естественно-математическое входят секции: математическая, физическая, химическая, биологическая, географическая. В гуманитарное отделение входят секции: филологическая, историческая, искусствоведческая. Основой НОУ являются первичные объединения учащихся: кружки по интересам, факультативы.

Руководит обществом Совет НОУ, состоящий из президента, вице-президента, помощников президента по общественным, естественным, математическим, филологическим наукам, ответственного секретаря, редакционной коллегии, выбираемым из членов НОУ.

Из консультантов и руководителей по различным областям знаний создается совет кураторов, который координирует работу НОУ через руководство исследовательскими, творческими работами. Содержание и формы работы НОУ реализуются через:

- выполнение творческих исследовательских работ учащихся;

- подготовку докладов на научно-практические ученические конференции разных уровней;

- подготовку учеников к участию в олимпиадах, конкурсах по предметам различных уровней;

- подготовку и проведение школьных и межшкольных ученических конференций; конференций, совместных с учителями;

- организацию и проведение школьных олимпиад по предметам;

- подготовку и проведение творческих недель в конце четвертей;

- организацию коллективных или групповых заседаний членов НОУ.

Заседания членов НОУ проводятся в коллективной или групповой форме, по секциям или, в зависимости от цели сбора, по другим принципам, не реже одного раза в месяц. Общий сбор происходит в начале и в конце года и проводится с целью выбора Совета НОУ, планирования работы, подведения итогов за год, а также по мере необходимости.

В зависимости от цели и видов деятельности, заседания членов НОУ можно подразделить на три вида:

1. Оргдеятельностные, связанные с планированием и организацией работы НОУ, подготовкой и проведением школьных мероприятий.

2. Когнитивные, на которых осуществляется знакомство учащихся с новой информацией, относящейся к интересующей их науке, способами деятельности, методами научного исследования, собственными возможностями в познании окружающего мира и самого себя.

3. Креативные, где происходит генерация идей, разработка индивидуальных и групповых тем, проблем, защита собственных находок.

Наряду с постоянно действующими формами организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, большое значение в системе условий творческого самовыражения имеют и эпизодические мероприятия, но ставшие уже систематическими вследствие постоянства их проведения, а именно: олимпиады, конференции, творческие недели.

Олимпиады школьного уровня проводятся по всем основным предметам и предшествуют районным и окружным олимпиадам. Они стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формируют дух здоровой состязательности.

Наилучшие возможности для творческого самовыражения учащихся, наряду с олимпиадами, предоставляют ученические конференции.

Уровни проведения конференций также могут быть различными: от уроков-конференций, проводимых отдельными учителями в рамках своих предметов; школьных конференций, проводимых Научным Обществом Учащихся по секциям; до межшкольных конференций, организуемых на базе экспериментальной школы. Возраст участников конференций не ограничен, все зависит от степени заинтересованности и уровня подготовки ученика. Школьные конференции приближают обучение к научным формам деятельности. На стадии подготовки ученики самостоятельно или с учителем выбирают тему доклада (исследования), прорабатывают литературу, проводят небольшой эксперимент и готовятся к выступлению с полученными результатами.

Комплексной формой организации возможностей для творческого самовыражения в стенах школы, являются творческие недели, проводимые Научным Обществом Учащихся, как для его членов, так и для всех интересующихся детей.

Творческие недели проводятся в конце каждой четверти и включают в себя занятия учащихся из разных классов по разным предметам, освоивших программу и освобожденных от зачетов. Творческая неделя позволяет решать актуальную задачу эвристического обучения – увеличения продолжительности и качества творческой работы ученика над темой или проблемой. Включение учащихся в творческие недели происходит через прослушивание лекций, организацию практических работ по интересующим проблемам и общим вопросам творческой деятельности, индивидуальную работу с менторами и тьюторами, работу в библиотеке, выполнение и защиту творческих работ по выбранным темам, а также конференции и олимпиады. Система индивидуально-творческих работ обеспечивает более полное самовыражение учащихся, ориентирует учителей на творческое осмысление своего предмета, разработку личностно-ориентированных программ занятий, учитывающих индивидуальные особенности детей. Системы занятий в рамках творческих недель позволяют ученикам и учителям комплексно осваивать эвристические формы обучения, не отвлекаясь на традиционные.

Необходимо отметить, что формы организации обучения, организуемые через Научное Общество Учащихся, являются наиболее продуктивными, участие в них становится результатом большой предшествующей работы учеников и учителей в направлении к собственным способам самовыражения. В связи с чем, они доступны лишь ученикам, стремящимся к освоению предмета на расширенном уровне. В то время, как остальные формы могут быть доступны и при обучении на базовом и даже компенсирующем уровне. Все зависит от творческого подхода учителя к их применению. Однако искусственных препятствий для участия детей в том или ином мероприятии никто не создает, напротив, приветствуется любая попытка ребенка выйти на более высокий уровень самовыражения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.