Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Теоретическое обоснование






Целью нашей педагогической деятельности является развитие методологической культуры учащихся, что предполагает формирование у учеников потребности в философском и предметно-методологическом осмыслении и физики, и собственной практической деятельности.

Под «методологической культурой» подразумевается, по определению Е.В. Бережной, особый склад мышления, основанный на знании методологических норм и умений их применять в процессе разрешения проблемных ситуаций. Высший уровень методологической культуры характеризуется способностью объяснять, глубоко понимать и применять не только диалектику науки, но и диалектику действительности. Главными признаками методологической культуры являются:

а) навыки проектирования деятельности;

б) умение осознавать, формулировать и творчески решать задачи;

в) способность к осуществлению рефлексии.

Изучение литературы показывает, что в последнее время вопросам методологической культуры стали уделять значительно больше внимания. Философский уровень методологии рассматривают А. Касьян, Л. Микешина, А. Тихонов. Общенаучный уровень методологической культуры представлен в работах А.В. Хуторского, И.Ф. Исаева, А.М. Мищенко. Для определения условий формирования методологических и прикладных знаний учащихся средствами физики нами изучались психолого-педагогические предпосылки развития интеллектуальных способностей в работах М.А. Холодной и Г.Н. Степановой.

Наиболее эффективно воздействовать на развитие интеллектуальных способностей учащихся можно в возрасте ранней юности – 15-16 лет; этот этап совпадает со старшим школьным возрастом и ему отводиться особая роль в психологии развития и формирования личности и интеллекта. Важная особенность этого возраста, - как отмечают И.С. Кон и Д.И. Фельдштейн, - формирование активного, самостоятельного, творческого мышлении, т.к. «от 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексия собственного жизненного пути, стремления к самореализации». В исследованиях Ю.Б. Альтшулера, Н.П. Семыкина, В.Г. Разумовского, Б.М. Штейна наиболее интересным для нас явилось выделение и определение конкретно-научного и технологического уровней методологии.

Как указывает Дж. Брунер, обучение может стать ведущим фактором интеллектуального развития, если оно представит ученику возможность самому форсировать свое развитие. Поэтому очень важным для нас явилось изучение форм и методов в организации эвристического обучения и трехуровневый подход к изучению образовательного объекта, предлагаемые А.В. Хуторским. Этот автор указывает, что развитие методологической культуры неразрывно связано с формированием интеллектуальной деятельности, т.к. ее видами являются абстрагирующие, обобщающие и аналитико-синтезирующие способности. Но эти способности достигаются путем овладения учащимися функциями научно-теоретического знания – описательной, объяснительной, прогностической, а затем реализуются в коммуникативной деятельности. Таким образом, школьники выстраивают личный мир знаний, что способствует творческой реализации в целом, а задачей учителя является формирование понимания относительности точек зрения на любой изучаемый объект и относительность знания вообще.

Знакомясь с трудами VII международной конференции (октябрь 2003 г.) в разделе «Физика в системе современного образования» значимой для нас представляется методическая система становления методологической культуры с характерными ключевыми понятиями и основными элементами.

В плане практической реализации указанной цели интересным для нас явилось изучение и обобщение опыта педагогов-новаторов школ №181, №344 г. С.-Петербурга, которые представили методические разработки уроков обществознания, где с философской точки зрения рассматриваются законы диалектики и такие надпредметные понятия как наука, пространство, время, материя, вещество.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.