Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции






Анализ динамики и выполнения плана по реализации про­дукции и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации.

Если выручка определяется по отгрузке товарной продук­ции, то баланс товарной продукции имеет вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк, отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк (3.3)

где: ГПн, ГПк – соответственно готовая продукция на начало и конец года;

ТП – стоимость товарной продукции;

РП – стоимость реализо­ванной продукции.

Учет выручки по оплате имеет вид:

ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК, (3.4)

отсюда:

РП = ГПН + ТП + ОТН – ОТК –ГПК, (3.5)

где: ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

На изменение объема реализации оказывают влияние:

– изменение объема товарной продукции;

– изменение остатков готовой продукции на складе;

– изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.

Анализ факторов, влияющих на объем реализации, осу­ществляется следующим образом. Необходимо определить объем реализованной продукции по плану и по факту. Сравнить фактический объем реализации с плановым. Определить абсолютное отклонение по всем вышеперечисленным факторам. Определить процент выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объек­том анализа.

Для того чтобы определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%. Увеличение объема товарной продукции увеличивает объем реализованной, и наоборот.

Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.

В процессе анализа необходимо выявить причины образо­вания сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Объем реализации определяет в основном объем произ­водства, поэтому необходимо конкретное изучение факторов, определяющих объем выпуска, а следовательно, и объем реализации. Эти факторы можно объединить три группы.

Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективности их использования:

ВП = ОФ* Фо (3.6)

РП = ОФ * Фo x jрп(вп) (3.7)

где: ВП – стоимость валовой продукции;

РП – стоимость реализованной продукции;

ОФ – стоимость основных фондов;

Фо- фондоотдача;

jрп(вп))- доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода

Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ * Мо (3.8)

РП = МЗ * Мо * jрп(вп) (3.9)

где: МЗ- сумма потребленных материалов для производства продукции;

Мо – материалоотдача.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресур­сами эффективность их использования:

ВП = N * Вг (3.10)

ВП = N * Вг * jрп(вп) (3.11)

где: N – численность персо­нала;

Вг – выработка среднегодовая.

Расчет влияния факторов на объем выпуска и реализации можно осуществить, используя способ цепных подстановок.

Зная причины изменения фондоотдачи, материалоотдачи и среднегодовой выработки, можно определить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста (сниже­ния) за счет i-го фактора соответственно на фактическую сред­негодовую стоимость основных фондов, фактическую сумму потребленных материальных ресурсов и фактическую числен­ность персонала:

±РПоф..xi = ±Фoxi * ОФф * jрп(вп)ф, (3.12)

±РПмз..xi = ±Мoxi * МЗф x jрп(вп), (3.13)

±РПNxi = ±Вгxi * Nф * jрп(вп)ф, (3.14)

где: ±РПоф – изменение объема реализованной продукции за счет изменения использования основных фондов;

±Фо – изменение фондоотдачи;

ОФф – фактическая стоимость основных фондов;

±РПмз – изменение стоимости реали­зованной продукции за счет изменения материальных за­трат;

±Мо — изменение материалоотдачи;

МЗф – факти­ческая стоимость материальных затрат;

±PПN – измене­ние объема реализации за счет трудового фактора;

±Вг – изменение среднегодовой выработки;

Nф – фактическая численность.

Определение величины резервов за счет эффективного использования трудовых ресурсов:

Р↑ ВПрм = P↑ PM * Вгф, (3.15)

Р↑ Впфэ = Р↑ Фэ * Вчф, (3.16)

Р↑ ВПвч= Р↑ Вчф * Вфэ, (3.17)

где: Р↑ ВПрм, Р↑ Впфэ, Р↑ ВПвч – резерв роста валовой продукции за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и увеличения среднечасовой вы­работки;

P↑ PM – резерв увеличения за счет количества рабочих мест;

Р↑ Фэ – резерв увеличения за счет фонда рабочего времени, за счет сокращения потерь;

Р↑ Вчф – ре­зерв увеличения за счет среднечасовой выработки;

Вгф, Вчф – соответственно среднегодовая и среднечасовая фак­тическая выработка;

Вфэ – возможный фонд рабочего вре­мени с учетом выявленных резервов его роста.

Резерв увеличения производства продукции за счет эффективного использования основных фондов:

Р↑ ВПоф = P↑ Qоф * Вчф, (3.18)

Р↑ ВПт = Р↑ Т * Вчф, (3.19)

Р↑ ВПвч = Р↑ Вч * Тв, (3.20)

где: Р↑ ВПоф, Р↑ ВПт, Р↑ ВПвч – соответственно резерв увеличе­ния производства за счет увеличения количества оборудова­ния, времени его работы и выпуска продукции на один ма­шино-час;

P↑ Qоф – резерв увеличения за счет количества ос­новных фондов;

Р↑ Т – резерв увеличения за счет времени работы оборудования;

Р↑ Вч – резерв увеличения за счет сред­нечасовой выработки;

Вчф – среднечасовая фактическая вы­работка;

Тв – возможный фонд рабочего времени.

Резервы увеличения производства продукции за счет эф­фективного использования материальных запасов:

- за счет дополнительного поступления материала. До­полнительное количество j-ro материала разделить на норму расхода (Нр) данного ресурса (i) и умножить на плановую цену единицы продукции (результаты сум­мировать по всем видам продукции):

Р↑ ВП±мр = ∑ (Р↑ Мi/Hpji) * Ziпл (3.21)

где: Р↑ ВП±мр – резерв увеличения производства за счет до­полнительного поступления материалов;

Р↑ Мi – допол­нительное количество j-го материала;

Zпл – плановая цена;

- за счет сокращения нормы расхода j-го материала на единицу i-го материала планируемое сокращение нор­мы расхода j-гo ресурса на единицу i-гo вида продукции (Р↑ Нpji) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-гo вида продукции (VBПiпл), разделить на плановую норму расхода (Нpji) и умножить на плано­вую цену данного изделия (Ziпл):

Р↑ ВПнр↓ = ((∑ P↓ Нpji * Vвпiпл)/ Нpji) * Ziпл, (3.22)

где: Р↑ ВПнр↓ – резерв роста выпуска продукции за счет сни­жения нормы расхода;

- за счет сверхплановых отходов. Увеличение отходов материалов сверх плана (Р↓ Отх) разделить на норму их расхода на единицу i-гo вида продукции (Нpjiпл) и умно­жить на плановую цену единицы соответствующего вида продукции (Ziпл). Результаты просуммировать:

Р↑ ВПотx↓ = (∑ P↓ От*j/ Нpjiпл) * Ziпл, (3.23)

где: Р↑ ВПотx↓ – резерв увеличения выпуска продукции за счет снижения отходов.

Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере по другим группам ресурсов.


ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТРУДУ И ПЕРСОНАЛУ

В условиях рыночной экономики на одно из первых мест выдвигается задача выполнения производственной программы с наименьшими затратами живого и овеществленного труда. В связи с этим обязательным элементом системы планирования деятельности предприятия является планирование персонала.

Основными задачами планирования персонала предприятия являются:

Определение потребности в численности работников, в том числе по профессиям, специальностям и квалификации, достаточной для решения предстоящих задач

Определение средств на заработную плату и социальные нужды, достаточных для стимулирования труда работников

Планирование персонала предприятия включает обоснование следующих основных показателей труда и заработной платы:

­ численность работников

­ фонд заработной платы

­ производительность труда

­ средняя заработная плата

Основными официальными документами, регламентирующими плановые обоснования по персоналу, являются: Трудовой кодекс, штатное расписание работников, другие официальные инструкции и материалы, трудовые соглашения

Как уже отмечалось, программа может быть выполнена только при условии обеспечения ее всеми видами ресурсов, в том числе и трудовыми ресурсами.

В процессе разработки плана по труду решаются следующие задачи:

- обеспечение роста производительности труда

- превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы

- обеспечение потребности в персонале

- экономия труда и фонда заработной платы

- усиление материальной заинтересованности каждого работника в конечных результатах деятельности

Исходными данными для разработки плана по труду являются:

­ стратегический план предприятия

­ плановый объем продаж и производственная программа

­ прогноз потребности в кадрах

­ план технического развития и организации производства

­ нормы и нормативы по труду и заработной плате

Обоснование потребности в персонале тесно связано с ростом производительности труда. Поэтому планированию потребности в персонале должны предшествовать расчеты роста производительности труда.

Разработке плана по труду предшествует тщательный анализ трудовых показателей в ходе которого выявляются резервы и намечаются мероприятия по экономии затрат живого труда, лучшему использованию персонала, внедрению научно обоснованных норм и нормативов.

 

Таблица. Взаимосвязь объема производства, численности и выработки


 

Показатели численности выработки и объема производства взаимосвязаны. При планировании этих показателей могут возникнуть различные варианты таблицы. Задача заключается в выборе оптимального варианта.


ТЕМА 5. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность и задачи финансового планирования.

В наше время в России в условиях рыночной экономики и большом уровне неопределенности, нестабильности для любой предприятия финансовое планирование является одним из самых важных элементов ее деятельности. Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, а это невозможно без тщательного планирования всех финансовых потоков и процессов предприятия, внешних и внутренних связей.

В условиях рыночной экономики выживают только те фирмы, которые с помощью финансового планирования как бы видят на два шага вперед, прогнозируют финансовую ситуацию в зависимости от изменения различных внешних и внутренних факторов. Предприятия заинтересованы в том, чтобы иметь реальные представления о своих возможностях.

Финансовое планирование связано с одной стороны, с желанием предотвратить возможные ошибки в финансовой деятельности, а с другой с тем, чтобы использовать все возможности (в рамках закона) для получения прибыли. В этих целях желательно учитывать последствия инфляции, изменения ситуации на рынке, нарушение договорных обязательств партнерами и даже возможность изменения политической ситуации.

Финансовое планирование помогает своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самым защищая фирму от применения к ней штрафных санкций.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателей по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и увеличению эффективности ее деятельности на определенном отрезке времени.

Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных показателей, дает возможность определить насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций.

Основные задачи финансового планирования деятельности фирмы:

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия;

- определение путей вложения капитала, оценка эффективности его использования;

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- выявления внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств.

 

Методы, используемые в практике финансового планирования

Методы планирования - это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся:

- экономического анализа;

- нормативный;

- балансовых расчетов;

- денежных потоков;

- метод многовариантности;

- экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Этот метод применяется при изучении динамики различных показателей за определенный период времени (несколько месяцев, лет).

Содержание нормативного метода финансового планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.

Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и т.д.

Нормы и нормативы бывают разные: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.

Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории России. К ним относятся:

- ставки федеральных налогов;

- нормы амортизации по отдельным группам основных средств;

-минимальная месячная оплата труда;

- тарифные ставки на государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование;

- нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ и т.д.

Региональные и местные нормативы действуют в отдельных субъектах Российской Федерации и утверждаются и представительными, и исполнительными органами власти. К ним относятся, как правило, ставки региональных налогов и сборов.

Отраслевые нормативы применяются в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества, предприятия с иностранными инвестициями).

Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют их для контроля за эффективностью использования ресурсов и урегулирования внутрихозяйственных процессов. К этим нормативам относятся:

- нормативы плановой потребности в оборотных активах;

- нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе;

- нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды и ряд других.

Нормативный метод финансового планирования является одним из наиболее используемых. Поэтому актуальной проблемой каждого предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организация контроля за их соблюдением всеми подразделениями предприятия.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Балансовый метод применяется при прогнозе поступлений и выплат из денежных фондов, квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и т.д.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлений финансовых планов и помогает при прогнозировании сроков и размеров поступления необходимых финансовых ресурсов. Этот метод основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и подстраивании к этому всех расходов и издержек. Метод денежных потоков дает более полную информацию, чем метод балансовых расчетов.

Метод многовариантности состоит в разработке нескольких взаимозаменяющих вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный. При этом критерии выбора могут быть разными.

Например, в первом варианте можно заложить увеличение объема продаж за счет изменения ситуации на рынке, а во втором уменьшение продаж из-за увеличения стоимости транспортировки товара.

Содержание экономико-математического моделирования в финансовом планировании заключается в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Эта взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью графиков, таблиц, уравнений и неравенств. В модель включают только основоопределяющие факторы.

При использовании экономико-математического моделирования следует иметь в виду, что небольшой период исследования (месяц, квартал) не позволит выявить общие закономерности. Также нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономические закономерности нестабильны и могут изменяться в течение длительного времени. На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего планирования - квартальные данные за 1-2 года.

Цель каждой фирмы подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.

Процесс и этапы финансового планирования

Процесс финансового планирования включает несколько этапов, таких как:

- анализ финансовой ситуации;

- разработка общей финансовой стратегии фирмы;

- составление текущих финансовых планов;

- корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

- осуществление оперативного финансового планирования;

- выполнение финансового плана;

- анализ и контроль выполнения плана.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период времени. Это делается на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении средств. Эти документы содержат данные для анализа и расчета финансового состояния предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Подводится общий итог, который дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап - это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективному финансовому планированию: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Эти документы включаются в структуру научно-обоснованного бизнес плана предприятия.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми на предприятии.

Пятый этап - это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов фирмы.

Шестой этап предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причини следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

Виды финансового планирования

Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое).

Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности.

Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь основа для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

 

Виды финансового планирования Перспективное (стратегическое) финансовое планирование Текущее финансовое планирование Оперативное финансовое планирование  
Формы разрабатываемых финансовых планов Прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса План доходов и расходов по операционной деятельности; план доходов и расходов по инвестиционной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; балансовый план Платежный календарь, кассовый план  
Период планирования 1 -3 года 1 год Декада, квартал, месяц  
         

 

Перспективное финансовое планирование

В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы, хотя она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия состоит из следующих этапов:

- определение периода реализации стратегии;

- анализ факторов влияния внешней среды фирмы;

- формирование стратегических целей финансовой деятельности;

- разработка финансовой политики фирмы;

- разработка системы мероприятий по обеспечению финансовой стратегии фирмы;

- оценка разработанной финансовой стратегии.

При разработке финансовой стратегии фирмы очень важно четко и изначально честно и правильно определить период реализации стратегии. В наше время достаточно сильно среди маленьких фирм и предприятий распространена практика «фирм однодневок», когда с целью получения льгот, ухода от налогов или возможной ответственности предприятие существует от силы два - три года, а затем зачастую появляется в том же составе, но под другим названием.

Большое внимание в процессе формирования финансовой стратегии должно отводиться анализу факторов внешней среды, изучению экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, ведь зачастую различные ошибки и правонарушения совершаются не по злому умыслу, а из-за элементарного незнания правил, актов, законов. Также важно особое внимание уделять изучению факторов риска, отслеживать тенденции, происходящие на интересующем предприятие сегменте рынка, фиксировать и учитывать колебания курса валюты и направление экономического курса страны.

Следующий этап составления финансовой стратегии предприятия это формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главной целью должно стать максимальное увеличение рыночной стоимости предприятия. Все цели должны быть сформулированы наиболее четко и кратко. Цели должны быть отражены в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие как:

- среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов;

- коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы;

- соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и т.д.

На основе финансовой стратегии фирмы формируется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности фирмы: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

Далее происходит разработка системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, определяются права, обязанности и меры ответственности руководителей отделов и подразделений фирмы за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.

Заключительный этап разработки финансовой стратегии фирмы это оценка эффективности данной стратегии. Эта оценка должна проводится по нескольким параметрам:

1. Оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, выявляются возможные несостыковки или противоречия. Уточняется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

2. Оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

3. Оценивается гибкость финансовой стратегии, то насколько быстро и правильно сможет отреагировать фирма на возможные резкие изменения во внешней среде.

4. Оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.

5. Оценивается результативность финансовой стратегии, то насколько она повлияет на положение фирмы на рынке, повысит ее репутацию, увеличит прибыли и т.д.

Существует достаточно простая схема подготовки информации для построения финансового плана.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы.

Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на перспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.

В отличие от планирования перед прогнозированием не стоит задача реализации прогнозов на практике, так как прогноз это всего лишь возможность предугадать вариант развития ситуации. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров. Их использование при наметившихся и заранее спрогнозированных тенденциях изменений на рынке помогает определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

- прогноза отчета о прибылях и убытках;

- прогноза движения денежных средств;

- прогноза бухгалтерского баланса.

Основной целью создания этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж. Это необходимо для правильной организации производственного процесса, распределения денежных средств, контроля над запасами. Прогноз объема продаж дает представление о том, какую долю рынка предприятия предполагает занять. Прогнозы составляются на основе данных о продажах за предыдущие периоды и маркетинговых исследований, в том числе опросов потенциальных потребителей, изучении тенденций и новых веяний на рынке.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в натуральных единицах.

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, он показывает динамику финансовых операций предприятия.

Прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового положения предприятия.

Прогноз движения денежных средств отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза повышает эффективность управления денежными потоками.

С помощью прогноза движения денежных средств можно более точно оценить, сколько потребуется денежных средств в определенные периоды, синхронизировать поступление и расходование денежных средств.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Последовательно определяются источники долгосрочного финансирования, формируется структура капитала и затрат, выбирается способ наращивания долгосрочного капитала.

Текущее финансовое планирование.

Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.

Текущее финансовое планирование состоит в разработке трех основных документов:

- плана движения денежных средств;

- плана отчета о прибылях и убытках;

- плана бухгалтерского баланса.

Основная цель этих документов - оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается на период в один год.

Годовой финансовый план разбивается поквартально или помесячно, в зависимости от потребности в финансовых средствах. Более конкретных план позволяет более точно скоординировать движение денежных средств, сопоставить доходы и расходы, ликвидировать кассовые разрывы.

На этапе создания годового финансового плана устанавливается соответствие возможностей предприятия по выпуску продукции, оказанию услуг со спросом и предложением на рынке.

Текущие финансовые планы предприятия разрабатываются на основе данных о:

- финансовой стратегии фирмы;

- результатах финансового анализа за прошедший период;

- планируемых объемах производства и реализации продукции;

- других экономических показателях операционной деятельности фирмы.

Также на разрабатываемые планы влияет действующее законодательство, система налогообложения и иные внешние факторы.

Для составления финансовых документов важно определить объем будущих продаж, обычно этот план составляется еще на этапе перспективного финансового планирования.

На основе этих данных рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определяются и другие составные затраты на производство. И уже на основе этих данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках. С помощью этого отчета прогнозируется величина прибыли, которая должна быть получена в расчетном периоде.

В настоящее время на средних и крупных предприятиях широко распространен способ планирования затрат по центрам ответственности, когда руководитель каждого отдела несет ответственность за издержки своего отдела.

Далее разрабатывается план движения денежных средств. Этот план учитывает все поступления и платежи, затраты и расходы, показывает чистый денежный поток, то есть избыток или дефицит денежных средств на определенный момент времени. Фактически он показывает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение типов деятельности позволяет повысить эффективность управления денежными потоками.

План движения денежный средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. Эти части в свою очередь разбиты на расходы (доходы) по типам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов на конец планируемого периода. Он показывает состояние имущества и финансов предприятия в результате планируемой деятельности.

Цель разработки балансового плана формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде.

По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности предприятия.

Финансовый контроль осуществляется путем сопоставления реальных показателей с плановыми.

Оперативное финансовое планирование.

Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

1. организация расчета временного совпадения денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

2. формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

3. ежедневный учет всех изменений в информационной базе;

4. анализ неплатежей (по суммам и источникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению;

5. расчет потребности в краткосрочном кредите в случае временного несовпадения денежных поступлений и обязательств, а также оперативное приобретение заемных средств;

6. расчет временно свободных средств предприятия, он производится по сумам и срокам;

7. анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного вложения временно свободных средств.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При его осуществлении необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств.

Главной особенностью правильно составленного платежа является его сбалансированность. Такой календарь помогает выявить финансовые ошибки, недостаток средств, понять причину такого положения, наметить и выполнить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе следующих документов:

- плана реализации продукции;

- сметы затрат на производство;

- плана капитальных вложений;

- выписок по счетам предприятия и приложений к ним;

- договоров;

- внутренних приказов;

- графика выплаты заработной платы;

- счетов-фактуры;

- а также установленных сроков платежей для финансовых обязательств.

На многих фирмах наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, а также платежные календари по отдельным видам движения денежных средств.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Банку, обсуживающему предприятие также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Кассовый план разрабатывается на квартал.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре их формирования.

Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕС-планирования






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.