Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деньги и время – две важнейшие категории капитализма – стали самыми лучшими надсмотрщиками, гораздо более эффективными, чем средневековые злодеи, вооруженные кнутами.






Эксплуатация стала более совершенна, более изощренна и гибка. На конвейере вас никто не бьет плетью и не жжет каленым железом, но зависимость человека от денег и времени не менее жестока, чем зависимость раба от рабовладельца.

Давайте попробуем создать идеальный образ рабочего. Это тот, кто никогда не опаздывает, не делает брак, не конфликтует на рабочем месте. Кто не создает проблем в профсоюзном движении и готов очень много работать за маленькие деньги. Это тот, кто очень бережно относится к машинам, станкам и конвейеру.

Говоря «конвейер», я имею в виду не конвейер как таковой, а его образ, систему поточного производства. Она везде: те же банки, парикмахерские, больницы, магазины, аэропорты. Везде царство обезличенных, отточенных до совершенства технологий, везде делается упор не на конкретного человека, а на поток однородных работников и столь же однородных покупателей.

Посмотрите, как рассуждают современные руководители. Сколько сегодня на рынке стоит бухгалтер? Тысячу долларов. Сколько на рынке стоит хороший бухгалтер? 5 000 долларов в месяц. Сколько стоит на рынке слесарь? Сколько стоит повар, преподаватель, артист?

Это напоминает рабовладельческий рынок древнего мира. Сколько стоит раб образованный? Сколько стоит раб необразованный?

Один в один. Ничего не изменилось, кроме замены плетей и каленого железа на деньги, время и социальный статус. Речь не идет о том, что современное информационное общество голодом и холодом мучает человека. Вспомним изобретательность Нобелей, разрабатывавших медные рудники на Кавказе. Край был очень богат овощами, дичью, и гордые кавказские мужчины не хотели работать на рудниках, им не было в том нужды. Что сделали изобретательные Нобели? Они открыли лавочки, которые начали торговать украшениями и товарами для женщин. Кавказским мужчинам потребовались деньги, и они отказались от своего привычного образа жизни, пошли в рудники. Я не сгущаю краски. Так оно было, так оно и есть. Можно сделать вид, что этого нет, но от этого наша жизнь не изменится.

Часто эксплуатация осуществляется даже не деньгами, а карьерой. Например, чтобы стать президентом, надо проделать множество шагов, каждый из которых чреват отказом от каких-то своих убеждений в угоду избирателям, спонсорам... Только послушный человек, воспитанный в ментальности шестеренки и винтика, может восприниматься послушным обществом как идеальный президент. Как свой.

Даже для того, чтобы стать обыкновенным руководителем какого-нибудь производства или учреждения, нужно пройти множество карьерных ступенек. Каждая ступенька является своего рода кнутом и пряником для современного человека.

Я не хочу критиковать современное общество. Не хочу критиковать наши способы промышленного производства пластмассы, металла, дерева и других продуктов. Как и вы, я с удовольствием пользуюсь всеми благами цивилизации. Мы живем так, как живем. Но для того, чтобы понять роль школы в воспитании наших детей, я специально рассказываю все это. Я просто хочу назвать вещи своими именами.

Надо ли удивляться, почему столь консервативно наше образование? Нашим детям запрещается смеяться, веселиться на уроках. Если наши дочка или сын начинают вертеться и уточнять какие-то вещи, сразу, как удар кнута, следует окрик учителя: «Тихо! Молчите! Не поворачивайтесь, не шевелитесь!». Звенит звонок, и наш ребенок, независимо от того, готов ли он сегодня, сейчас получать знания или нет, как послушная марионетка должен идти на занятия. Не шевелиться, не разговаривать, не прыгать, а играть роль взрослого человека.

Для наших детей, поверьте, это очень тяжело. Даже взрослому человеку тяжело воспринимать то огромное количество зачастую совершенно лишней информации, которую дают в школе и институте. Я это знаю по себе. Тебе дают знания, которые тебе вовсе не нужны в реальной жизни. Тебя пичкают информацией, которая забивает твой мозг, как ведро, как горшок, как урну с мусором. Как шутил мой учитель: «Ученик – это носитель неопределенной суммы знаний».

Большая часть этой информации не принесет нашим детям ровно никакой пользы. Подсознательно наши дети ее отторгают, потому что за окном школы течет абсолютно другая жизнь, не связанная с теми устаревшими представлениями, которые вбивают в их головы преподаватели. Конечно, у ребенка должны быть навыки письма, счета, чтения – без них просто не прожить. Но духовное развитие, физическое развитие ребенку еще нужнее. Если мы хотим воспитать гармонично, всесторонне развитых людей, необходимо давать им возможность проявить себя еще в школе, подстегивать их творческую фантазию, всемерно поощрять инициативу, свободу самовыражения.

Таких школ все еще катастрофически мало. В большинстве наших образовательных учреждений вся идеология сводится только к ментальному воспитанию. Воспитанию послушных детей по всем законам индустриального общества позапрошлого века. Оно оправдывает себя тем, что системе поточного производства не нужны новаторы, не нужны ниспровергатели стандартов.

Вдумайтесь, каждый день в мире делается больше открытий, чем за предыдущие пять лет. Человечество вошло в зону колоссального ускорения. Именно ускорения, а не скорости. Сегодня мир меняется намного быстрее, чем мы думаем. Каждую минуту создается больше пять книг. Мы закрываем глаза, спим. Но каждую минуту человечество пишет все новые и новые книги. Каждую минуту делается множество самых разных открытий.

Каждый день жизнь перед нами ставит все новые и новые задачи. Жизнь становится абсолютно другой, не похожей на жизнь, которой мы жили двадцать – тридцать лет назад.

 

Современный человек закрывает глаза на доли секунды и открывает их уже в другом мире. Доли секунды нужно человеческому веку, чтобы моргнуть один раз. И этого уже достаточно для того, чтобы мир вокруг нас изменился.

Сегодня никто из нас с вами не изучает азбуку Морзе и не пользуется телеграфом. Мы держим в руках мобильные телефоны и карманные компьютеры. На столах у нас – факсы, принтеры, сканеры. Мы слушаем MP-3 плееры. Мы живем в «умных» домах. Мы смотрим спутниковое телевидение. Мы пользуемся скоростными автомобилями, самолетами. Человечество уже готово летать к звездам.

Но идеология образования не изменилась ни на йоту.

Наше с вами будущее, будущее детей и внуков, остается индустриально рабовладельческим. Это страшно и крайне обидно. Ведь самое дорогое, что есть у нас на земле, – это наши дети. Почему же мы и государство вкладываем колоссальные усилия в развитие науки и техники, и не замечаем вопиющей отсталости в области образования?

Признать это нам не хватает элементарной смелости. Большинство людей на земле трусят, боятся смотреть правде в глаза. Это проще – отдать своего ребенка в школу, институт, и тем самым переложить ответственность на систему образования, которую создали двести – триста лет назад. Так проще. Потому что так делают все. При этом нас еще призывают гордиться, если твой ребенок в этой фабрике клонов, шестеренок и шурупчиков становится лучшей шестеренкой, самым совершенным шурупчиком. И мы гордимся. Мы говорим, что моему ребенку поставили «отлично». Он слушается учителей, он впитывает знания, которые ему никогда не пригодятся. И упускает те, которые ему понадобятся больше всего.

Я горжусь своим ребенком, меня хвалят учителя... Так удобней. Удобней делать как все. Удобно сеять, как сеют соседи, друзья по работе, как сеяли наши дедушки и бабушки, мамы и папы. Серость, невежество, неконкурентоспособность прививать своим детям очень легко, потому что так делает большинство. Можно ли привлечь таких родителей к ответственности, если так поступают миллиарды людей на земле? Как может человек переживать за ребенка, если его ребенок лучший ученик в школе, а затем будет лучшим студентом в институте! Его, возможно, приметит крупная компания, и...

Все! Мышеловка захлопнется! Отныне он с вашего благословения попадает в самый наилучший, самый чудесный аттракцион жизни – «крысиные гонки». Его доходы будут расти, но вместе с ними будут расти и расходы. Чтобы стать полноправным членом общества потребления, он должен будет приобретать все более и более дорогие вещи: сначала машину, затем квартиру, потом у него появятся дети, которых тоже нужно будет кормить, одевать и учить. Да и квартира нужна будет уже побольше. Он оформит кредит. Чтобы вернуть его вовремя, он должен будет просить о повышении или работать на двух работах. А тем временем подоспеют другие расходы – новая машина, одежда, путешествия.

Расходов все больше, а источник доходов всего один – это его образование. И, заметьте, этот источник быстро иссякает. Рядом уже подрастают молодые служащие с новым уровнем знаний, конкуренция все выше. После нескольких лет острой борьбы обычно сдается более старший. И вот уже пик жизни позади, а впереди только пенсия. Если ему повезет, он успеет отложить что-то на старость. Но, скорее всего, не успеет и будет вынужден полагаться на детей, которые к тому времени уже участвуют в следующем забеге.

«А как же жизнь, – могут спросить вас ваши дети. – Где обещанная вами обеспеченная жизнь, та самая, которой вы оправдывали необходимость много и хорошо учиться?»

Дети рождаются любознательными, живыми. Посмотрите, какие яркие красивые глаза у наших детей и внуков. Они творческие, замечательные, красивые. И посмотрите в зеркало на самого себя. Неважно, сколько вам лет – тридцать, сорок или пятьдесят. Я абсолютно уверен, что у большинства взрослых глаза потухли. Они перестали быть детьми. Их глаза перестали излучать энергию, инициативу.

Ваши глаза потухли, потому что эту божью искру вас заставили притушить еще в детстве, заставили встать на конвейер ординарности, типичности, научили не выделяться из общего ряда.

Я точно знаю, что большое количество предпринимателей, бизнесменов, банкиров, очень успешных людей, являются плохим продуктом, браком в индустриальном рабовладельческом образовании. На мой взгляд, они успешны именно потому, что школа их отвергла. Они преуспевают именно потому, что являются отбросами образовательного процесса.

Я сам являюсь таким же «бракованным» продуктом. Школа возненавидела меня, а я возненавидел школу.

Я был троечником и двоечником. Мне повезло, я остался самим собой. Но до этого мне пришлось выдержать жесточайший прессинг со стороны школы и отдельных учителей. Когда давление со стороны школы и родителей становилось особенно сильным, мне приходилось притворяться, что я тоже шестеренка, тоже винтик. Все свои нескончаемые вопросы об устройстве мира, о человеческих отношениях, о самых разнообразных вещах, которые волнуют ум любого мальчишки, мне приходилось задавать всем на свете, только не нашим учителям, которые в лучшем случае просто советовали почитать то-то и то-то, а чаще вставали в тупик, потому что и сами не знали ответов.

Я иногда завидовал нашим отличникам: их все ценили, уважали, их хвалили на родительских собраниях. Мои же родители с грустью выслушивали замечания и порицания за мои оценки и поведение. В то время я даже предположить не мог, что старания этой индустриальной системы образования сыграют с нашими отличниками очень плохую шутку. Она закрепостила их сознание, закрепостила их творчество и создала из них, может быть, самые совершенные, самые сверкающие, но все же шестеренки и винтики. Я же – бунтарь, сорванец и зачинщик всяческих шалостей, – был выброшен из элиты прилежных учеников, и именно это помогло мне мыслить самостоятельно. Не школьные педагоги, не книги, которые меня заставляли читать.

Я до сих пор с содроганием вспоминаю штудирование толстых томов Гоголя, Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, которые мне, четырнадцати-шестнадцатилетнему мальчишке, были просто непонятны. Сложные философские, социальные, политические, нравственные проблемы, поставленные в них, не были близки мне, ведь это были проблемы другой эпохи. Чтобы понять и полюбить эти, несомненно, выдающиеся произведения, нужно было просто дозреть до них. Нас же заставляли учить назубок и как попугаев повторять чью-то оценку непонятных нам произведений. И кто лучше притворялся, кто лучше зубрил, ничего не понимая, тот и получал награды. А кто был более искренним, открытым, кто не хотел играть в эту дурацкую игру, были двоечниками и изгоями.

Эта система делала все, чтобы развить в нас все мыслимые и немыслимые комплексы: неполноценности, ущербности, слабости, отверженности. Абсолютно все существующие в мире комплексы. Рабовладельческой системе образования равных в этом просто нет. Ведь для того, чтобы воспитать шестереночку или винтик, нужно к детской творческой душе, которая не знает границ, которая легко перед сном дотягивается до звезд, притянуть комплексы, нужно приковать ее, как Прометея, стальными цепями к земле, к грязи. Нужно замазать глаза, завести детскую душу в тенета заблуждений, дать как можно большее количество непонятной информации, которую невозможно понять и переварить. Отругать за то, что он не может понять того, что для него, естественно, непонятно. Похвалить и погладить по головке того, кто сделал вид, что понимает, и проявил самые лучшие черты участника «крысиных гонок».

Сегодня я понимаю, что те двойки и колы, которые я получал в школе, спасли меня. Что мои слезы превратились в богатство души, финансовое богатство, в мою возможность мыслить самостоятельно, возможность плыть своим курсом и не быть частью серой толпы.

Может быть, я пристрастен и вам повезло больше, чем мне. Возможно, у вас были лучшие учителя или школа была более, как сегодня говорят, продвинутой. Речь не идет о каких-либо конкретных школах, конкретных учителях. Я говорю о самой системе, чтобы у вас, дорогие родители, было больше понимания, на чьей стороне быть в конфликтных ситуациях – школы или своего ребенка. Когда все преподаватели показывали пальцем на Эдисона и говорили, что он – недоразвитый ребенок, его мать твердо отвечала: «Неправда, мой сын – самый талантливый!» История рассудила, кто из них был прав.

Чтобы преуспеть в жизни, нужно развивать в ребенке совсем не те черты характера, которые так ценятся в школе: послушание, усидчивость, неконфликтность и т. д. Исследуя биографии людей, которые смогли реализовать себя, стать творцами своего счастья, успеха, можно выделить несколько качеств, присущих им всем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.