Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие отраслевой структуры 5 страница






Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пересекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.

Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функцию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.

Экспортные пошлины — это налоги, взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экспорт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересекают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.

По форме обложения различают пошлины: адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде определенной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалорной, и специфической пошлинами.

К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, ввозимых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта.

Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

При классификации нетарифных методов используют методику, разработанную Секретариатом ВТО, в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта; таможенные и административные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях

 

 

В настоящее время наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями можно выделить семь основных групп, относящихся к нетарифным методам:

- паратарифные методы;

- меры контроля цен;

- финансовые меры;

- методы количественного контроля;

- автоматическое лицензирование;

- монополистические меры;

- технические барьеры.

 

 

32. Попробуем проанализировать влияние таможенного тарифа на потребителя и производителя:

 

Рис. 1.1

 

На рис 1.1 по оси х обозначим объем потребления товара Q, на, по оси у – цену товара в денежных единицах на s – кривая внутреннего предложения, D в – кривая внутреннего спроса товара.

В отсутствие тарифа импорт товара осуществляется свободно по мировой цене, допустим, 200 денежных единиц. Конкуренция между иностранной и отечественной продукцией привела бы к тому, что цена отечественного товара также установилась бы на уровне 200 ден. ед.

Потребители покупали бы по этой цене у отечественных производителей, так единиц товара, импорт составил бы Мо единиц, а общий объем потребления товара

Делать = так + Мо единиц

Если вникнуть в смысл кривой спроса, то можно определить выигрыш покупателя от возможности купить товар по цене 200 ден. ед. и его потери, связанные с введением тарифа. Поясним это на примере.

При цене свободной торговли 200 ден. ед. в точке А найдется покупатель, согласный приобрести еще одну единицу товара именно за такую цену. В то же время в точке В кто-то согласится купить товар за 220 ден. ед., в этом случае объем потребления составит Д1 ед. товара. Если предположить, что по каким-то причинам купить товар по цене 220 ден. ед. невозможно, то, очевидно, нашелся бы покупатель, готовый заплатить за первую единицу товара очень высокую цену, например, 1000 ден. ед., что соответствует, скажем, точке С.

Таким образом, приобретение товара по цене мирового рынка (200 ден. ед.) экономит покупателю, готовому заплатить 220 ден. ед., ежегодно 20 ден. ед. Поднимаясь выше по кривой спроса от точки А к точке С, можно заметить, что и другие потребители выигрывают от возможности купить товар по более низкой цене, чем та, на которую они были готовы. Площадь треугольника АСЕ соответствует этому выигрышу от приобретения товара по данной цене.

Введение тарифа, например, в размере 20 ден. ед. сокращает выигрыш покупателя от приобретения товара. Часть покупателей вынуждена платить за товар на 20 ден. ед. больше, другая часть вынуждена отказаться от приобретения товара по такой, с их точки зрения, высокой цене. В результате совокупный спрос снижается с делать до Д1. Чистые потери потребителей от введения тарифа будут соответствовать площади четырехугольника МКВА.

Тариф приводит к увеличению не только цен импортных изделий, но и отечественных. После введения тарифа отдельные потребители могут, с целью экономии затрат по приобретению товара, перенести спрос с импортного товара на отечественный. Однако в этом случае рост спроса на внутреннем рынке, а следовательно, и предложения приводит и к росту издержек производства. В результате объем продаж отечественного товара достигает значения с, при котором цена товара равняется все тем же 220 ден. ед. Таким образом, потребитель переплачивает теперь и за отечественные, и за импортные товары.

Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортной продукцию, выигрывают от введения тарифа только в том случае, когда его следствием является действительное ограничение импорта. Чем дороже обходится потребителю импортный товар, тем с большей охотой он приобретает отечественный. В свою очередь, отечественные производители выигрывают как от роста продаж, так и от более высоких цен, установившихся вследствие введения тарифа.

 

Рис. 1.2

Тариф увеличивает цену отечественного товара с 200 до 220 ден. ед. Отечественные производители увеличивают объем выпуска и продаж товара до тех пор, пока им это выгодно, т.е. с точки так до Си. При выпуске товара в объеме большем, чем значение, соответствующее точке Si и предельные издержки производства превышают 220 ден. ед. Прибыль производителя в рассматриваемой ситуации равна разнице между совокупной выручкой и издержками производства (область а, рис. 1.2).

Выигрыш отечественных производителей от введения тарифа не перекрывает потерь потребителей. Причина очевидна: производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить одинаково высокую цену, как за отечественные, так и за импортные товары. Таким образом, если говорить только о производителях и потребителях товара, то введение тарифа в целом приводит к потерям.

Влияние тарифа на импортирующую страну не исчерпывается изменением уровня благосостояния потребителей и производителей. Если тариф частично ограничивает импорт, то он приносит доход государству, размер которого равен произведению ставки тарифа на объем облагаемого импорта (область с, рис. 1.2).

Разработку таможенных тарифов осуществляют официальные (как правило, государственные) учреждения при взаимодействии с национальными союзами предпринимателей, которые отражают интересы производителей, потребителей, участников внешнеэкономических связей, а также в соответствии с согласованными на межправительственном уровне принципами и нормами внешнеэкономического сотрудничества. Изменения в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государства, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров.

 

 

33. Одним из основных направлений хозяйственного взаимодействия во всемирном масштабе является экспорт и импорт капитала. Говоря о перемещении капитал через национальные границы подразумевают прежде всего движение денежных средств. Однако вслед за ними движутся новые машины, оборудование, технологии, передовой опыт в организации и управлении производством, другие элементы реального капитала.

В отличие от экспорта товаров, экспорт (вывоз) капитала представляет собой одностороннее перемещение за границу стоимости в товарной или денежной форме.

В зависимости от собственности на капитал различают вывоз частного и государственного капитала.

В зависимости от функционального назначения выделяют вывоз предпринимательского и ссудного капитала.

Вывоз предпринимательского капитала имеет целью извлечение предпринимательской прибыли и предполагает прямое или косвенное участие инвестора в хозяйственной деятельности. Предпринимательский капитал вывозится в виде прямых и портфельных зарубежных инвестиций. Прямые зарубежные инвестиции представляют собой капиталовложения в иностранные предприятия, обеспечивающие контроль над ними со стороны инвестора. Для этого инвестору, как правило, достаточно стать собственником 10% акционерного капитала компании. Большая часть прямых инвестиций осуществляется в рамках транснациональных корпораций и ведет к созданию за границей новых филиалов ТНК. Зарубежные портфельные инвестиции представляют собой вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных предприятий и другие ценные бумаги. При этом инвестора интересует, в первую очередь, получение дохода и диверсификация портфеля активов. Операции с ценными бумагами на фондовом рынке выступают разновидностью предпринимательства в сфере международных финансов. Вместе с тем, приобретая корпоративные ценные бумаги зарубежный инвестор получает возможность оказывать определенное влияние на принятие хозяйственных решений.

Вывоз ссудного капитала имеет целью получение дохода в виде процента. Его основными разновидностями являются традиционный международный кредит и размещение за рубежом долговых ценных бумаг. Международный кредит – это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредиторам одной страны заемщику из другой страны на условиях срочности, возвратности и уплаты процентов. По целевому назначению международные кредиты подразделяются на связанные и финансовые. Связанные – имеют строго целевой характер, закрепленный в кредитном соглашении. Среди них выделяют коммерческие кредиты, предоставляемые на закупку определенных товаров и оплату услуг; инвестиционные кредиты, предназначенные для строительства конкретных объектов. Финансовые кредиты не имеют определенного целевого назначения и могут использоваться по усмотрению заемщика на любые цели. По форме предоставления различают товарные и валютные кредиты. В товарной форме выступают преимущественно коммерческие кредиты, а в волютой – финансовые. По срокам международные кредиты подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В значительной части вывоз ссудного капитала опосредуется эмиссией долговых ценных бумаг. В этом случае в роли заемщика обычно выступают центральные и региональные органы государственной власти. Они могут осуществлять заимствования либо самостоятельно, размещая среди иностранцев облигации государственного займа и другие ценные бумаги, либо прибегать к помощи международных финансовых структур, производящих выпуск еврооблигаций.

 

34. Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от простого товарообмена при ограниченной номенклатуре товаров до всестороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

Иностранные инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся: вещи; иное имущество (в том числе имущественные права); результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); работы и услуги; нематериальные блага; информация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.