Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга Иова: история жизни праведника.






Книга Иова делиться на две части. Прозаическую и поэтическую. В прозаической части описывается благочестие и благополучие праведника-Иова. Далее описывается Божий совет, где сатана сомневается в искренности благочестия Иова. Бог даёт Иову возможность пройти испытание его веры. Вначале у Иова отнимается имение, умирают дети, и наконец сам Иов покрывается проказой. В этот момент к Иову приходят его друзья и начинается поэтическая часть книги. Начинается серия из тех циклов диалогов, где Иов спорит со своими друзьями о причине болезни. Иов настаивает на своей праведности, а его друзья думают, что причина трагедий Иова в его грехах. В конце этих споров появляется Бог и Он признает правоту Иова. Заканчивается книга описанием благополучия Иова. У него ещё больше состояния и столько же детей, как и до случившейся с ним трагедии.

7.1.КнигаИова, автор, время, место, осн.идея, условное деление. Автором, (митр. Филарет) считает, Иова. Указание на авторство видим в самой книге. Во время страданий Иов высказывал желание записать все то, что с ним произошло. Иов историческая личность он жил позднее Авраама и Исава, потому что два его друга - Елифаз и Вилдад происходили от Авраама. Сам же Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским Продолжительность его жизни 248 лет. Есть мнение, что книга Иова вошла в Библию во времена Давида или Соломона, который возможно и является богодухновенным редактором книги. Время написания книги Иова относится к патриархальному периоду. Это можно подтвердить теми фактами, которые изложены в книге. 1. По обычаю патриархального времени Иов, как глава семейства, изображается жрецом в своей семье, он приносит жертвы за детей (Иов, 1, 5).2. Иов изображается судьёй как над своими домочадцами, так и над всеми соплеменниками (Иов, 29, 7-17). место написания По свидетельству самой книги Иов жил в земле Уц (1, 1)есть указание, что страна Уц находилась на границе Идумеи и Аравии. Основная идея книги и цель её написания касается важной, широко затрагивающей жизнь человека проблемы: как согласовать страдания праведника с Божественной Правдой? С одной стороны, весьзакон есть свидетельство и явление Правды Божией, и исполнителю этого закона обещается благословение в жизни; с другой - в жизни человека бывает и такое, когда он, будучи праведным, неукоснительно соблюдал волю Божию со всем усердиеми верой, вместо благословения терпит бедствия. Иными словами, в книге исследуется вопрос об отношении земных благ к нравственному достоинству человека. показует проблему зла в мире и Божественный Промысел в жизни каждого человека, На примере страданий Иова книга раскрывает их причину, указывает цель и способ, которым страдалец переносит их. Условное деление на три части: в первой (1-3 главы) изложение проблемы, подлежащей решению; во второй (4-36 главы) – различные решения этой проблемы тремя друзьями Иова и им самим; в третьей (37-42 главы) содержится истинное решение этой проблемы: сначала в речах Елилуя – четвертого друга Иова, и в заключение - в речах Бога.

7.2. Речь бога к Иову Господь указывает намного численные явления и предметы физического и животного мира и на их внутреннюю целесообразность и господство в мире Промысла Божия. Из этой речи становиться ясным, что судьба человека в руках Промысла Божия, и отрицании его ведёт к пагубным последствиям в духовном совершен-ствовании. Последующая жизнь Иова стала наглядным примером, что верность человека богу и следование Его заповедям награждается и здесь, на земле. Через рассматривание творений Бог указывает на Свое промыслительно-спасающее отношение к миру, что уясняется из гармонии всех явлений мира, из рассмотрения взаимных отношений всех существ, а не отдельных явлений и не отдельных интересов каждого из существ в речах Бога ясно было открыто, что бедствия и страдания Иова не свидетельствуют о гневе Божием на него и что нравственная причина его страданий не в нем, не в грехе его. Эта нравственная исходная причина и конечная цель страданий Иова были вне Иова и были скрыты от него Богом, хотя Он прикровенно, под образами Левиафана и другими указывал на диавола, как на первую причину зла и бедствий в мире.

8.1. Исключительность богословия книги Иова в системе ветхозаветных воззрений на взаимосвязь праведности и божественного воздаяния. Три друга Иова утверждают, что бедствия и страдания суть всегда кара от Бога за преступления (4-я и другие главы) и средства вразумления грешников (5, 8 и 17 главы). Иов сознавая свою невинность и незаслуженность страданий, отрицает соответствие земных благ нравственному достоинству человека и поэтому ищет иных отношений Бога к грешному человечеству, кроме отношений Судии (7, 20-21; 9, 33), отношений милости и прощения грехов (14, 16-17); сознавая, однако, что каждый человек в той или иной мере достоин наказания (14, 405; 9, 30; 10, 17), но не видя средств к умилостивлению Бога, Иов усматривает необходимость посредника между грешным человеком и Судиею-Богом в Самом Боге (см. 9, 33; 16, 19 и 17, 3) и исповедует веру в Искупителя, Который некогда имеет явиться на земле для оправдания верующих и для конечного суда (19, 25-29). Елиуй, доказывающий несостоятельность, неразумность невольных заключений Иова о враждебности и несправедливости Бога и в этих именно суждениях о Боге видевший его вину пред Богом, выразил такой взгляд на страдания, что они имеют, кроме карательного значения за преступления, значение педагогически-исправительное и, следовательно, являются выражением не только гнева Божия, но и Его милости (33, 14-23). Через рассматривание творений Бог указывает на Свое промыслительно-спасающее отношение к миру, что уясняется из гармонии всех явлений мира, из рассмотрения взаимных отношений всех существ, а не отдельных явлений и не отдельных интересов каждого из существ (речь Бога, 38 и 39 главы); вместе с этим Бог показал, что ненормальные явления зла и страданий в мире, в борьбе с которыми оказываются бессильными все праведники на земле, всемогущим действием воли Божией прекращаются (2 речь Елифаза, 15-16 главы) и направляются к благим последствиям, так что страдания ведут к славе и счастью, как это открылось в конце истории Иова.

Содержание Бесед Иова и его друзей.

Друзья Иова пришли утешить его, имея самые добрые намерения. 1 беседа Но, услышав, как он в момент отчаяния проклял день своего рождения, возмутились и начали, вместо утешения, убеждать Иова, что несчастье на земле есть непременно наказание, а наказание бывает только за преступления. Иов тяжко наказан, значит он тяжко и согрешил - был их вывод. Они призывают Иова успокоиться, признать себя грешным в тайных или явных грехах. Во 2 разговоре (15, 17 и 20 главы) друзья Иова по прежнему считают, что за нечестие Бог наказывает человека, опять-таки ссылаясь на судьбу Иова. Теперь они решительно возводят на своего друга обвинения в небывалых преступлениях: с одной стороны - в отрицании страха Божия и в неверии (15, 4 и 18, 21), а с другой - в нравственных преступлениях против ближних: гордости, жестокости и т.д. (20глава). Обвиняемый страдалец энергично защищает чистоту своих религиозных убеждений и поведения. В 3 разговоре порядок речей тот же, но только с той особенностью, что один друг Иова, Софар, умалчивает, не произносит речи, а Елифаз и Вилдад повторяют свою теорию о земных страданиях людей-грешников по справедливому суду Божию. Они выдвигают новые аргументы - указывают на беспредельную высоту Вседержителя от людских интересов, по которой Ему нет нужды уклоняться от всей строгости правосудия (25 глава). в 4 беседа юноша Елиуй, который по скромности своей и по уважению к возрасту и мудрости старших собеседников, до сих пор только вслушивался в речи их и хранил молчание, Но теперь он не выдержал, побеждённый Божественным вдохновением Елиуй воспылал гневом и против Иова за то, что он считал себя правее Бога и против трёх друзей его за то, что они не нашли, что отвечать, а я между тем обвиняли Иова. По мнению Елиуя, все они обманывались, ибо не знали истиной причины страданий Иова, что Сам Бог допустил эти испытания и через них научает праведника всем добродетелям. Елиуй в своих речах (главы 32 - 37) является обличителем Иова, как и старшие три друга его. Только обличения молодого Елиуя отличаются от обличений трёх друзей. Елиуй разбирает догматические суждения Иова и указывает в них действительные погрешности, опасные стороны этих суждений, например, о попускаемых Богом якобы ненормальных явлениях в жизни людей, когда они счастливы, другие - нет.

9.1. Особенности богословия книги Иова в системе ветхозаветных воззрений на взаимосвязь праведности и божественного воздаяния. Три друга Иова утверждают, что бедствия и страдания суть всегда кара от Бога за преступления (4-я и другие главы) и средства вразумления грешников (5, 8 и 17 главы). Иов сознавая свою невинность и незаслуженность страданий, отрицает соответствие земных благ нравственному достоинству человека и поэтому ищет иных отношений Бога к грешному человечеству, кроме отношений Судии (7, 20-21; 9, 33), отношений милости и прощения грехов (14, 16-17); сознавая, однако, что каждый человек в той или иной мере достоин наказания (14, 405; 9, 30; 10, 17), но не видя средств к умилостивлению Бога, Иов усматривает необходимость посредника между грешным человеком и Судиею-Богом в Самом Боге (см. 9, 33; 16, 19 и 17, 3) и исповедует веру в Искупителя, Который некогда имеет явиться на земле для оправдания верующих и для конечного суда (19, 25-29). Елиуй, доказывающий несостоятельность, неразумность невольных заключений Иова о враждебности и несправедливости Бога и в этих именно суждениях о Боге видевший его вину пред Богом, выразил такой взгляд на страдания, что они имеют, кроме карательного значения за преступления, значение педагогически-исправительное и, следовательно, являются выражением не только гнева Божия, но и Его милости (33, 14-23). Через рассматривание творений Бог указывает на Свое промыслительно-спасающее отношение к миру, что уясняется из гармонии всех явлений мира, из рассмотрения взаимных отношений всех существ, а не отдельных явлений и не отдельных интересов каждого из существ (речь Бога, 38 и 39 главы); вместе с этим Бог показал, что ненормальные явления зла и страданий в мире, в борьбе с которыми оказываются бессильными все праведники на земле, всемогущим действием воли Божией прекращаются (2 речь Елифаза, 15-16 главы) и направляются к благим последствиям, так что страдания ведут к славе и счастью, как это открылось в конце истории Иова.

9.2. Мессианские прообразы Учительных книг Ветхого Завета. Иов исповедует веру в Искупителя, Который некогда имеет явиться на земле для оправдания верующих и для конечного суда (19, 25-29). Псалмы мессианского характера: 2, 8, 21, 39, 44, 108, 109. Книга притчей Соломона: В 8, 22–36 Божественная Премудрость излагает учение о Себе, как Существе личном, рожденном от Бога, Существовавшем ранее мира и участвовавшем его творении. Премудрость здесь разумеется, следователь-но, не как божественное свойство, а как личное существо, обладающее творческим могуществом: иначе – это Ипостасная Премудрость или Второе Лицо Святой Троицы – Сын Божий. Наконец, воззвание Премудрости к людям через посланных Ею рабов с приглашением идти на уготованную трапезу есть предызображение проповеди апостолов, которые, по заповеди Спасителя, прошли по всему миру с проповедью Евангелия. Дом на семи столпах, созданный Премудростью, - Церковь Христова с семью источниками благодати – святыми Таинствами, Церковь – утвержденная семью Вселенскими Соборами.

Книга Песнь песней: Церковь из язычников достигает совершенства. Она уже чиста и убелена благодатью Христовой. Опираясь на плечо Жениха-Христа, Церковь из язычников восходит на «горы ароматов» - в горние селения Отца Небесного. Книга премудрости Соломона: писатель, от лица Премудрого Соломона, согласно I – IX главам книги Притчей, излагает учение о премудрости Божией, как Ипостасной Божественной силе и о благотворных плодах ее действий среди людей и в мире вообще (VII – IX).

Книга Иисуса, сына Сирахова: Премудрость произошла из уст Всевышнего и искала обитания среди людей. Таким образом, приближение к Премудрости вызывает жажду ее усвоения и сопровождается для человека всякими благами. Премудрость произошла от Бога, произошла раньше происхождения мира, она вечна. Ветви Премудрости – слава и долгоденствие. Она источник величия человека на земле. Только она одна может просветить весь мир. Из 24 главы открывается, что Премудрость – Божественная личность.

10.1. Краткий очерк жизни царя Соломона. Его авторство ряда Учительных книг. Он был творцом 3000 притчей и 1005 песней (3 Цар. 4, 32)
Лучшим литературным (памятником) произведением считается его книга " Песнь Песней", которая в переводе означает " превосходнейшая песнь". О мудрости Соломона говорит книга Царств, где знания его касались и области. (Прем. 7, 17-28).
Жизнь Соломона разделяется на два периода. В начале царствования " возлюби
Соломон Господа, ходити в заповедях Давида отца своего" (3 Цар. 3, 3); Женолюбие Соломона оказало на него пагубное действие.

10.2. Книга премудрости Соломона. Авторство, время написания, основные идеи.(не каноническая) Наименование книги " Книга Премудрости Соломона" находится в списках 70 ти, а также в переводах: итальянском, сирийском, арабском, славянском, русском Такое надписание указывает, прежде всего, на содержание книги, главным предметом которой является учение о Премудрости Божией. Имя Соломона здесь находится потому, что писатель книги ведет свою речь (иногда) от лица - царя, пророка, философа и поэта Соломона, а так же потому, что предмет ее учения сходен с учением книги Притчей Соломона.Имя писателя книги неизвестно. Первоначальный язык этой книги, несомненно, чисто греческий.(отец Александр счетает автором Соломомона.)О личности писателя - общий вывод получается такой, что книга написана
египетским иудеем, живущим в эпоху Птоломеев, в третьем или втором веке до
Рождества Христова В новозаветных книгах видят следы знания ее у апостола Павла, а далее у святых Климента Римского, Иринея Лионского, Ипполита, Киприана и др. Единство и целостность книги ныне признается всеми.
книга разделяется на две части: в первой автор от собственного лица увещает всех людей быть добродетельными и мудрыми во второй - от лица Соломона прославляется мудрость Божественная и Ее действие в мире человеческой истории, особенно в жизни еврейского народа.Книга Премудрости Соломона никогда не существовала в еврейском каноне. В каноне Восточной Православной Церкви эта книга также не находилась, но входит в состав Православной Библии. Главным предметом содержания книги Премудрости Соломона служит учение об истинной богооткровенной религии, как проявлении Премудрости Божией, и об идолопоклонстве, как порождении заблуждающегося ума.Причина смерти нравственная,: " праведность бессмертна " Бог создал человека для нетленности", сотворив его " образом собственной сущности", по которой Бог вечен и всеблажен (II, 23 ср.Быт. I, 27). Но зависть ввела в мир смерть, и теперь внутренно, по существу, духовно и телесно вкушают ее те, которые принадлежат к уделу диавола (I, 24 ср. Ин. VIII, 44). В заключение, как основание истинности такого учения, писатель, от лица Премудрого Соломона, излагает учение о премудрости Божией, как Ипостасной Божественной силе и о благотворных плодах ее. В оправдание опыта писатель рассматривает историю патриархов Адама, Ноя, Авраама, Иакова, которые спаслись мудростью, и нечестивых египтян и хананеев, наказанных Богом за их нечестие. Чтобы выявить заслуженность этого наказания, писатель в следующих трех главах (XIII - XV) говорит об идолопоклонстве, - об его происхождении и значении, и затем снова возвращается к событиям времен исхода евреев из Египта и продолжает параллель между евреями и египтянами в их исторических взаимоотношениях.

Учение о Премудрости Божией (VII - VIII гл.). Раскрытие учения о Премудрости предшествует речь Соломона, устами которого писатель говорит о том, что он имел общее со всеми людьми телесное происхождение, чувствовал ту же самую беспомощность при рождении, что и все люди, и будет иметь один со всеми конец - смерть. Итак: 1 - 6 ст. Всякий человек по своей природе немощен; 7 ст. - он нуждается в помощи Премудрости; 8 - 10 ст. - Она для человека ценнее всех благ земных. Под Премудростью нужно понимать особую Божественную силу, воздействующую на человека, как сверхъестественное благодатное воздействие. Заслуживает внимания то, что во многих местах книги писатель представляет Премудрость как Божественную силу. Ст. 12 - Писатель устами Соломона учит о Премудрости, как Божественной силе, творящей мир и управляющей им.
Ст. 13 - 14 - Главное же сокровище Премудрости в том, что она приводит человека " в содружество с Богом", т.е. в тесное общение (с Ним). Ст. 15 - Руководитель к премудрости - Бог. Ст. 21 - Премудрость Божия действует во всем мире, все образует и приводит в порядок, Она - " художница всего". " Она есть дух разумный…" Духом Премудрость названа, как действубщая и открывающая сила Божия, существующая сама в себе и являющаяся средоточием различных свойств и действий, ей непосредственно принадлежащих. Таким образом, в существе Божественной Премудрости, как действующей в мире силы, нельзя мыслить ничего материального. Эта мысль дается в понятии " Дух".

Учение о происхождении идолопоклонства. В 13 и 14 главах писатель книги говорит о сущности и происхождении идолопоклонства. При этом он различает отдельные формы и виды идолопоклонства: 1) обоготворение явлений и сил природы (политеизм натуралистический); 2) обоготворение произведений рук человеческих (фетишизм); 3) обоготворение животных (зоолатрия); 4) предкопочитание. История происхождения идолопоклонства такова. Стремление к познанию Бога вложено в человека прирожденно. По естественному своему влечению люди пытаются чрез изучение сил природы познать Бога. Но, будучи обремененными греховными и суетными в деле богопознания, они не смогли из рассматривания видимых красот мира узнать их Творца и обоготворили стихии мира. Хотя эти люди достойны осуждения, так как, хорошо изучив природу, они не сумели узнать ее Творца, однако они заслуживают и снисхождения, так что пред судом Бога они не безответны. Но самому строгому осуждению подлежат те из язычников, которые обоготворяли бездушных истуканов - изделия рук человеческих. Такой вид
идолопоклонства, абсолютно бессмысленным считает писатель, нелепым и ничем не
оправдываемым заблуждением человека.

11.1.Книга Притчей: авторство и время появления книги. Притча – это короткое, сжатое, не требующее доказательства выражение, иногда противопоставление или сравнение. Библейские притчи – поучения, практические советы, преподанные в таком виде, чтобы их было легко усвоить и запомнить. Книга представляет собой сборник, в который вошли несколько сборников притчей. В Септуагинте книга озаглавлена словом «Паремии». По объяснению Свя. Василия Вел. словом «паремия» обозначается придорожная надпись, которая служит указателем пути. Слово это употреблено переводчиками потому что содержание книги служит руководством человеку на его жизненных путях. По древнееврейски книга П. назыв. по ее начал. словам: «Мишле Шеломох», т.е. «Изречения Соломона». Соломон с юных лет имел сильное стремление к знаниям и мудрости. Он был чрезвычайно одаренным человеком. Его познания и мудрость поражали мир. Со всех сторон земли приходили послушать его. В (3 Цар. 4, 32). говорится, что «Соломон изрек …» Вероятно, часть этих притчей вошла в сборник «Мишле Шеломох». не все они принадлежат авторству Соломона. Согласно иудейскому преданию, записанному в Талмуде, друзья царя Езекии издали П.Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней и книгу пророка Исайи. Вероятно, они не просто занимались переписыванием книг, но и редактировали их, собирали отдельные книги и изречения, составляя сборники. При внимательном рассмотрении текста книги П.С. можно сделать вывод, что она составлена из отдельных сборников. Как видно из заглавий этих сборников, в книгу вошли также изречения других авторов. Кроме того, внутри книги П. можно заметить различие языка и стиля. В книге П. можно насчитать семь частей. С характерные особенности. время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге Екклезиаста (ср. Еккл 12: 8-10), она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, к-рый распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Притч 25: 1). Приложение к книге, возм., содержит речи двух древних ближневост. царей см. Агура (Притч 30)и см. Лемуила (Притч 31); впрочем, согласно иуд. традиции, имена " Агур" и " Лемуил" были прозвищами самого царя Соломона;

11.2.Книга Премудрости Иисуса сына Сираха. Авторство, время написания, основные идеи. В лат. Вульгате эта книга называется «Экклесиастикус», то есть «Церковная книга». Это название впервые употребил свя.муч. Киприан Карфагенский. название, возможно, чтобы подчеркнуть использование для наставления оглашенных, несмотря на исключение ее из еврейского канона. книги отображает житейскую мудрость, приобретенную автором изучением библейской письменности, опытом собственной жизни и изучением судеб выдающихся людей. Имя автора этой книги известно. В конце 50 главы автор называет себя: (Сир. 50, 29). Более точным именование автора Иисусом, сыном Сира. Написана книга была на древ.евр. языке, а позже переведена на греч. внуком автора. Переводчик утверждает в предисловии, что его дед глубоко изучил Писание. Подтверждается при рассмотрении текста книги. Долгое время считалось, что оригинальный текст не сохранился. Но в 1886 году в генизе (древнехранилище) города Каира нашли часть текста на древ.евр. языке. В сер. XX века среди кумранских находок был найден свиток, содержащий большую часть древ.евр. текста. Книга не вошла в евр. канон. Возможно, фарисеи усмотрели в ней влияние саддукеев. Но она цитируется в Талмуде. Прав-я традиция считает книгу неканонической. она всегда пользовалась авторитетом в Церкви. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании свя.Афанасия Великого книга П. И. сына С. рекомендуется для поучительного чтения оглашенным. В Новом Завете нет цитат из книги И. сына С. Однако, у новозаветных писателей встречаются несомненные реминесценции из нее, особенно у Апостола Иакова. Книга используется многими святыми отцами и учителями Церкви. В прологе (гл. 1) говорится, что мудрость

12.1. Главные предметы учения книги Притчей и ее богослужебное употребление. Нравственное учение книги Притчей. В своих притчах Соломон призывает слушателей направить стопы на путь праведности и святости, который является единственно верным путем, ведущим к Богу. Человек, стремящийся к праведности и святости, еще здесь, на земле начинает получать воздаяние. (Притч. 4, 18). (Притч. 10, 9). Согласно учению книги П путь к мудрости начинается с труда и воздержания во всем. Хозяйственность восхваляется как добродетель, а лень порицается. (Притч. 20, 4). (Притч. 20, 13). В отношениях с ближними доброжелательность должна соединяться с осторожностью. Читатель призывается к справедливости и к милосердию. (Притч. 21, 26). В то же время в притчах содержатся высказывания и против чрезмерной, неразумной щедрости. Значительное место уделяется в книге вопросам семейной жизни и воспитания детей. Автор выступает против грехов, разрушающих семью, таких как пьянство и прелюбодеяние. (Притч. 23, 27 – 28). (Притч. 23, 31 – 34). Он рассматривает семью как залог благополучия на земле. Тех, кто не заботится о сохранении и упрочении семьи, автор усовещевает, указывая на страх перед Богом и человеческим осуждением. В книге Притчей уделяется внимание и учению о власти. Власть должна опираться на премудрость. (Притч. 8, 15 – 16), - говорится от имени Премудрости. Идеальная власть должна быть, по воззрениям автора, прежде всего справедливой. Носитель власти есть защитник обездоленных. Характерно, что одно из имен Божиих, встречающихся в книге, - «Защитник сирот

Учение о Боге и о Премудрости. Книга исповедует веру в единого Бога. В ней говорится о таких свойствах Божиих, как всемогущество, всеведение, ум и воля Божии. Очень развито в книге учение о Боге, как о Промыслителе. Бог следит за делами людей, проникает в тайные глубины сердца. Большое значение придается учению о Премудрости. Иудейские раввины традиционно отождествляют Премудрость книги Притчей с Торой. Христианские экзегеты обычно отождествляют Премудрость со второй Ипостасью Святой Троицы – Сыном Божиим. В качестве примера можно привести толкование святителя Иоанна Златоуста на слова: (Притч. 9, 1). «Премудрость, – Сын Божий, сделавшийся человеком, - толкует святитель. - Он приготовил Себе дом – плоть от Девы. Семь столпов – Дух Божий, Дух Премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божиего, как говорит Исайя». Или: дом – Церковь, столпы – апостолы». О том, что Премудрость – это Сын Божий, говорят святой Игнатий Богоносец в Послании к Смирнянам, Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин. (Позднейшими отцами семь столпов толкуются как указание на семь таинств Церкви или на семь Вселенских Соборов). Некоторые святые отцы считали Премудростью Третью Ипостась – Духа Святого. Такое мнение можно встретить у св. Феофила Антиохийского, Иринея Лионского, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. (Притч. 1, 1). На вопрос, почему страх Господень есть начало премудрости, отвечает святитель Иоанн Златоуст. Поучения книги. Из того, что сказано, о том, как стяжать Премудрость и к чему она человека ведет, следуют и все остальные наставления во всех человеческих отношениях. Там рассматриваются отношения между мужчинами и женщинами, и как должно судить в суде, как нужно кому-то за кого-то поручаться, давать взаймы и так далее. Просматривается самое главное — то, что ведет человека к Богу, помогает человеку исполнить установление Божие или, наоборот, отвращает. Праведная жизнь в умеренности, в воздержании, с молитвой ведет к этому; всякое распутство, кражи, ложь и так далее, отвращает от этой жизни. И именно в этом ключе как раз и оцениваются те или иные пути человеческой жизни. Если на первый взгляд книга Притчей — это собрание не связанных между собой поучений, то при более внимательном подходе можно заметить, что некоторые фразы повторяются, при этом изменяясь в одной из своих частей. И если подобрать похожие выражения, то можно получить замечательную «объемную» картину и убедиться, что все не так просто в этой замечательной книге. Для примера приведу две небольшие подборки.

Богослужебное употребление Книга Притчей как и Псалтирь довольно рано вошла в состав богослужения. По имени этой книги получили название паримий и все чтения из Ветхого Завета, употребляемого при богослужении. Имея в виду нравоучительное содержание книги, святые отцы установили брать из нее избранные чтения в святую Четыредесятницу, во врнмя покаяния и приготовления к достойной встрече Господа. Кроме того, на службах в честь святителей паримии составляются из отдельных мест различных глав книги Притчей. Они показывают как воплощены в святых добродетели, изображенные в книге Притчей. Самым же замечательным и известным паримийным чтением из книги Притчей должно считать паримию из 9 главы (1–2 стихи), которая читается во све богородичные праздники, где Богоматерь справедливо изображается домом Ипостасной Премудрости.

12.2.Псалтирь. Условное деление псалмов. Исторические (77, 194, 105), Мессианские псалмы (21, 109) и Алфавитные псалмы (24, 33, 110, 111, 118). Деление псалмов по темам. Псалмы можно условноразделить по следующим темам. 1.Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2.Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3.Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150.

4Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133 5.Исторические псалмы – 77, 194, 105 и т. д. 6.Мессианские псалмы – 21, 109 и т. д. 7. Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д.

Мессианские пророчества и прообразы Псалтири.

Многие псалмы, написанные за тысячи лет до Христа, предсказывают о Нем. Они не могут быть применены ни к кому другому в истории.

Псалмы, ясно говорящие о Мессии. Пс. 2: Божественность и всемирное царство Мессии. Пс. 8: Через Христа человек становится владыкой Вселенной. Пс. 15: Воскресение Мессии из мертвых.Пс. 21: Страдания Мессии. Пс. 44: Предсказание о Пресвятой Богородице и о вечном царстве Мессии. Пс. 71: Слава и вечное царство Мессии.Пс. 88: Божие обетование вечного царства Мессии. Пс. 109: Мессия – вечный царь и священник. Пс. 117: Мессия отвержен вождями своего народа. Пс. 131: Мессия – вечный наследник престола Давида.

Вот некоторые цитаты из псалмов, которые используются в Новом Завете как пророчества, относящиеся к Господу Иисусу Христу.

«Пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21, 17; Иоанн 20, 25).

«И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68, 22; Матф. 27, 34-48).

«Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22; Матф. 21, 42).

«Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15, 10; Деян. 2, 27).

Алфавитные псалмы (24, 33, 110, 111, 118). Формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии. Суть А. состоит в том, что начальные буквы строф или глав (построфный принцип) или отдельных стихов (постишный принцип) образуют алфавитный ряд (азбучный, или алфавитный, А.) либо слово или фразу (фразовый, или текстовой, А.); в последнем случае А. может составляться не из начальных букв, а из начальных слов или слогов, иногда возможен и смешанный (словесно-буквенный или буквенно-слоговой) принцип создания фразового А. Частными вариантами А. (как азбучного, так и фразового), получившими распространение в эпохи поздней античности, Возрождения и барокко, являются телестих и мезостих, образуемые соответственно конечными буквами и буквами внутри текста; в последнем случае образующие А. буквы выделяются знаками препинания либо размерами и цветом. Встречаются и А. с. обратным порядком чтения (слав. вспятословие). Первоначально А. использовался для предотвращения сокращений, интерполяций и изменений текста. Его возникновение К. Крумбахер связывал с егип. текстами сакрального содержания. Позднее текстовой А., содержащий имя автора, приобрел значение своеобразной тайнописи, скрывающей либо дополнительно удостоверяющей авторство произведения. С течением времени А. приобрел также значение показателя формального поэтического мастерства. Однако, как свидетельствует опыт исследования греч. и слав. гимнографии, А. в часто копируемых текстах далеко не всегда может осуществлять свои защитные функции, особенно если его присутствие в тексте не удостоверено дополнительно в надписании произведения. При переписке может изменяться порядок слов, возникают ошибочные написания, приводящие к частичному или полному разрушению А. Реже известны случаи невольного перенесения А. из одного сочинения в др. Это происходит вследствие излишне букв. использования одного поэтического (чаще всего гимнографического) сочинения при создании другого (напр., общего канона святителям Климента Охридского - в каноне св. кн. Феодору Смоленскому и Ярославскому, канона мч. Иоанну Новому Григория Цамблака - в каноне кн. мч. Георгию Всеволодовичу Владимирскому) или при «переадресовке» гимнографического текста (при замене в XIII в. имени св. Евфимия Великого в каноне Климента Охридского на имя прп. Иоакима Осоговского).

13.1. Книга Экклесиаста: авторство и название книги. Название книги. Екклесиаст - на греческом языке означает " созывающий собрание и говорящий народу", т.е. мы можем перевести его словом " проповедник" по-еврейски - " когелет".

Автор. Имя Соломона прямо не упоминается в этой книге. Но тот, кто принимает на себя символическое имя Екклесиаста, называет себя сыном Давида и объявляет, что он царь Иерусалимский - является всего верней Соломоном. Он мог многое себе позволять, чтобы получить счастье и душевный мир, но эти поиски не дали ему удовлетворения. Отсюда пессимистический тон книги. Большинство христиан и иудеев считают, что Соломон составил книгу Екклесиаста в своей старости, подобно тому, как он написал Песни Песней в своей юности, а Притчи - в зрелом возрасте.

В 17 веке исследователь Гроций усомнился в авторстве книги, чем породил целое течение протестантских ученых, отрицающих подлинность книги. Они ссылаются на некоторые особенности книги, указывающие, якобы, на то, что она появилась после плена Вавилонского: обилие арамеизмов, отсутствие упоминаний об идолопоклонстве (которое процветало в период царей), при акценте на фарисейском исполнении обрядов (4: 17; 5: 1), жалобы на суетность всего (непонятные в славную эпоху царя Соломона).

13.2.Псалтирь. Условное деление псалмов. Хвалебные (64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150) и Псалмы паломников (119 – 133). Хвалебные песни или гимны восхваляют Бога вообще за все Его благодеяния вообще, за Его благость, не применяясь к каким-то конкретным сиюминутным событиям. Это просто песни, которые воспевают совершенство и благодеяния Божии. Они точно так же устроены: 1)введение – призыв хвалить Господа, 2)основная часть – обоснование, 3)и некое завершающее славословие.

Самый простой пример для разбора такого псалма – это 116 псалом: «» (ст. 1) – призыв к славословию. «» (ст. 2). Другой пример– это 112 псалом, который желательно знать: «» (ст. 1-2). И дальше – «» (ст. 4) – вот основание для хвалы. «» (ст. 5-8). Обратите внимание, переход очень резкий, то есть, сначала, что «» (ст. 3), «» (ст. 5), – исповедуется Его величие, слава, как Творца, как Того, Кто превыше всего мира, и вдруг сразу резкий переход – «» (ст. 6-7).

Псалмы паломников. Паломничество. Во время трех ежегодных праздников - -> Пасхи -> Пятидесятницы -> и праздника Кущей, израил. мужчинам предписывалось совершать путешествие в святилище в Иерусалиме (Иерусалимский храм) (Втор 16: 16; ср. Лк 2: 41 и след.). Возм., псалмы 119-133, " песни восхождения", представляют собой песнопения паломников. -> Псалом -> Песнь восхождения. Это название встречается в Пс 119 - 133. Нек-рые исследователи считают, что данные песнопения исполнялись паломниками, когда они, поднимаясь к святому городу, видели перед собой храм. Другие толкователи переводят это название как " песни на ступенях" и подразумевают песнопения, исполнявшиеся по случаю праздника Кущей храмовыми певцами на лестнице храма, к-рая вела от двора для женщин к святилищу и насчитывала 15 ступеней. Согл. третьему объяснению, здесь имеется в виду стиль декламации или манера исполнения гимна. В этом случае евр. выражение шир хаммаалот может быть указанием к литургии, инструментовке или мелодике.

14.1.Главный предмет книги Экклесиаста и цель ее написания. Главным предметом содержания книги Екклезиаста служит раскрытие суетности, пустоты тщетности труда человека, его знания (если все это он направляет на собственные эгоистические цели: стяжание, богатства, роскоши), слава удовольствий, в ущерб духовности, веры в Бога и загробную жизнь. Здесь содержится учение о страхе Божием, о хранении Его заповедей, как условии возможного счастья среди суетного мира. Таким образом, эта книга представляет как бы трактат о земном счастье. В ней ясно выражена идея благоговения к Богу, как условие счастливой жизни.

Целью написания книги, по мнению христианских богословов, является возвышение мысли человека над чувственными благами, стремление к стяжанию духовных благ и устроению жизни, направленной к приобретению блаженной вечности, чуждой земных суетных благ. Автор доказывает, что счастье не заключается ни в мудрости, ни в веселье, ни в пышности и роскоши: " все суета и томление духа". Бог назначил время для всяко вещи, о Он хочет, чтобы усилия человека приводили его к разумным наслаждениям, во всем нужно избегать крайностей, но пользоваться благами жизни разумно. Истинная мудрость делает человека сильнее десяти властителей… Все сводится к тому, чтобы воздерживаться от излишеств в удовольствиях, но радостно и умеренно пользоваться благами жизни и бояться Бога, повинуясь Его закону, ибо вне этого - все суета сует и всякая суета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.