Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальные приемы разрешения противоречий






Изучение способов интенсификации творческого процесса и закономерностей развития искусственных систем, описанные выше, а также изучение закономерностей в социально-экономической области, позволяет выявить некоторые приемы разрешения противоречий, которые имеют универсальный характер, то есть могут быть приложены к сфере управления (менеджмента) для разрешения противоречий и нахождения выхода из «безвыходных» положений. К таким приемам и принципам относятся: приемы идеальной модели, промежуточного поля, инверсии, расширения пространства проблемы, изменения внутренней структуры, переноса,, самоорганизации, динамизации, принцип объединяющей цели, принцип гармонии.. Рассмотрим их более подробно.

Идеальная модель. Выше было отмечено, что искусственная система стремится к идеалу, а идеалом является модель, когда системы нет, а функции выполняются. Помимо приведенных выше примеров, можно назвать самозатачивающийся плуг, систему идеального высевания трав для получения качественного молока (при этом и у коровы есть определенная свобода выбора), и другие.

Представление о круглой Земле (а не плоской!) сейчас нам кажется естественным и привычным. Но, чтобы перейти от плоской Земли к круглой, надо было совершить скачок в мышлении, преодолеть фундаментальное представление, возникающее в раннем жизненном опыте: представление о верхе и низе.. Этот творческий взлет воображения тем более удивителен, что прямые доказательства шарообразности Земли появились позже. А чтобы вообразить Землю движущейся, недостаточно было просто сказать, что движение относительно. Нужно было представить себе идеализированное движение, лежащее за пределами обыденного опыта, - то есть гладкое движение с постоянной скоростью, без рывков и толчков. После этого стало возможным осознать, что впечатление, что мы покоимся, а Солнце и звезды вращаются вокруг нас, не является истинным. Таким образом, за возгласом Галилея: “А все-таки она вертится! ” - стоит не только смелость человека, но и гениальное прозрение ученого. Понятие идеализированного движения или идеальной модели процесса играет важную роль в творческом процессе, и мы ниже покажем его приложения к управлению социально-экономическими процессами.

Расширение пространства проблемы. Ярким примером творчества в науке является открытие периодического закона Д.И. Менделеевым в 1867 году. При этом сам “прорыв” мысли ученого состоял в изменении взгляда на элементы: с химической стороны (химические качественные свойства)- на физическую сторону (атомный вес, количественные свойства) Такой подход позволил объединить несхожие (качественно, химически) группы в систему и представить в единстве обе исходные противоположности - сходство и несходство (с химической точки зрения) элементов. Так, путем выхода в расширенное пространство (химия + физика ), было разрешено противоречие в “поведении” элементов.

Когда известному изобретателю М. Шарапову поручили найти средство для предотвращения износа трубы от кислотосодержащих отходов, он посмотрел на проблему шире и изучил все коммуникации предприятия. В результате обнаружил рядом другую трубу, по которой сбрасывались щелочные отходы. Проблема была решена без специальных систем очищения; он соединил перекрестно две транспортные системы, обеспечивая их самоочищение: по каждой трубе одну неделю шла щелочь, другую - кислота. Изобретатель решил проблему, “поднявшись” над отдельной трубой и выйдя в надсистему или в расширенное пространство [11] .В изобретательстве используется пространство, включающее 9 окон: подсистема, система, надсистема, - каждая рассматриваемая в прошлом, настоящем и будущем.. Добавим, что стремление выйти в пространство решений более высокой размерности имеет и космический смысл: исследования последних лет допускают, что наше 4-х мерное пространство-время реализуется как мембрана в некомпактном пространстве-времени более высокой размерности..

Перенос. Изучение “поведения” растений другим нашим ученым Н.И. Вавиловым позволило выявить периодичность в их свойствах: был открыт закон гомологических рядов наследственной изменчивости: “ целые семейства растений в общем характеризуются определенным циклом изменчивости, проходящем через все роды и виды, составляющие семейство”. Так однажды выявленная закономерность в одной области (химии) переносится на другую область (биологию). Ниже этот прием переноса будет использован для разрешения более близких нам проблем менеджмента

Маневр во времени. История (или легенда) Фаросского маяка хорошо известна. Когда труд архитектора Состратоса был закончен, самолюбивый царь Египта Птолемей Второй приказал высечь на фронтоне царское имя (иначе - смерть). Строитель выполнил приказ и сохранил свою жизнь, но через 50 лет под действием ветров знаки царя стерлись (выветрились)- и проступило на века высеченное в камне имя Состратоса из Книда, сына Дексифона. В данном примере противоречие между желаниями царя и строителя было разрешено за счет временного разделения несовместимых факторов – этот подход является одним из эффективных приемов творчества[11]. Его можно также назвать маневром во времени. Фактор времени широко используется в технических системах для повышения их эффективности. Например, гироскопические системы на ракетах, самолетах и других транспортных средствах являются «носителями» измерительной системы координат, и к ним предъявляются высокие требования по точности. Гироскопы имеют свойство «уходить», то есть менять свое направление со временем, однако изучение «поведения» включенной системы в течение определенного времени позволяет снять так называемую систематическую ошибку-ошибку, обусловленную влиянием внутренних постоянных факторов (трение, эксцентриситет, и другие).Такой подход может быть использован в менеджменте; более того, чувство фактора времени как «решателя противоречивых задач» можно отнести к высшим способностям руководителя (Вспомним: «Сегодня рано, а завтра поздно…»).

Самоорганизация, или самообучение. Когда система самостоятельно обретает свою пространственную структуру, она становится самоорганизующейся. Способность постоянно корректировать структуру и алгоритмы функционирования на основе пробных действий или опыта делает систему самообучающейся или обучающейся (если используется внешний образец). В технике используются самоорганизующиеся системы, которые на основе анализа входной и выходной информации сами строят динамическую модель объекта. Для запуска процесса самоорганизации должны быть выполнены определенные условия. Самоорганизация присуща биологическим и социальным системам - и задача руководителя или менеджера вывести предприятие на такой уровень, создать такие условия, при которых процессы самоорганизации и коллективного творчества пойдут в нужном направлении. В работе автора[18] эти вопросы рассмотрены подробно. Частым случаем самоорганизации является динамизация - когда система автоматически переходит от одной уже заложенной структуры к другой. Примером является изменяющаяся стреловидность крыла самолета, или изменяющееся положение органов управления катамарана: при опрокидывании такой катамаран сохраняет свои свойства плавучего объекта [15].

Инверсия, или взаимная адаптация. Изобретение конвейера, при котором, в отличие от традиционной сборочной технологии, изделие движется к рабочему - это реализация приема инверсии. Другими примерами такого приема являются: новый аэропорт (когда самолет приближается к пассажиру, а не наоборот, как раньше); сетевой маркетинг (не покупатель идет в магазин, а продавец или целый магазин бегут за покупателем, “пристают” к нему). Пользуясь этим приемом, можно придумать много изобретений: например, температуру, освещение и состав воздуха в помещении подстраивать под конкретного человека; или подбирать состав участников какой-либо встречи с учетом психологических данных, добиваясь максимальной “творческой производительности”; читатель может дополнить этот список. Ниже мы дадим свое приложение этого приема к нашим проблемам.

Промежуточное поле. Вспомним один из советов Н. Макиавелли правителю[19]: государь должен быть угоден народу и не ожесточать знать. Дляразрешенияочевидного противоречияМакиавелли рекомендует создать специальный орган, который, не вмешивая правителя, обуздывает сильных, то есть знать, и поощряет слабых, то есть народ. В этом случае у государя появляется возможность именно данному органу поручать неприятные деяния, а приятные (и для народа и для знати) естественно делать самому. Творческий подход Макиавелли заключался в переходе от связки “государь- народ, знать” к более сложному соединению: “государь- буфер (парламент или другое учреждение)- народ, знать”. Оказывается, такой прием (введение буферной инстанции или промежуточного поля) имеет более широкий смысл и уже используется в других областях, в частности в изобретательстве. Для сглаживания противоречий (физических, химических, электромагнитных) между веществами вводится промежуточное поле, которое усиливает полезное взаимодействие и ослабляет вредное, ликвидирует или сглаживает “конфликт”.

Заметим, что выбор поля сражения (здесь слово «поле» употребляется в обычном смысле) всегда имел решающее значение для победы. Великий греческий полководец Фемистокл нанес сокрушительное поражение персидскому царю Ксерксу (480 г. до н.э.), флот которого в несколько раз превосходил флотилию греков: сражение проходило в узкой бухте острова Саламин, где персидские галеры мешали друг другу, а грекам помогали их «стены» и острые подводные скалы. Если попытаться распространить прием промежуточного поля на указанный случай конфликта, то можно говорить о целенаправленном ослаблении одной стороны в интересах другой.

Изменение внутренней структуры. Создание промежуточного поля фактически меняет структуру, системы, которую надо освободить от противоречий, однако можно идти и по другому пути, который рассмотрен выше в примере с крановшицей.

Известно, что в технике невозможно добиться безотказной работы всех элементов. Совершенствование технологии, эффективный контроль повышают надежность элементов, но требуют повышенных затрат; так возникает противоречие «надежность-стоимость». Решение этой проблемы уже найдено, и оно состоит в создании надежной системы из ненадежных элементов: за счет перестройки структуры (технологии), и придания системе свойства самовосстановления и «самолечения» по надежности.

Более того, имеются разработки по созданию технических систем на «принципах каннибализма»: когда энергия потерявшего надежность звена используется в интересах системы.

Принцип объединяющей задачи и с амоочищающегося движения. Из сложных проблем управления организацией и людьми заключается в согласовании потребностей и интересов каждого человека с задачами организации в целом, а также в сплочении коллектива, в устранении разрушительных конфликтов. Развивается наука, занимающаяся проблемой конфликтов и катастроф, разрабатывается математическая тория игр, в том числе игр с противоречивыми (несовпадающими) интересами. Получили широкий резонанс научные исследования проблем конкуренции и рынка с позиций теории игр, удостоенные даже Нобелевской премии. Аналогичными задачами занимается теория коллективных решений. Основной вопрос, на который должна ответить теория состоит в следующем: существует ли в конкретном конфликте коллективное решение, которое является эффективным по Парето (то есть его нельзя улучшить одновременно для всех партнеров) и устойчивым (то есть ни у одного из партеров не появится стимула отступить от согласованных действий). Оказывается, как правило, устойчивые компромиссы неэффективны, а эффективные неустойчивы.[20]. Однако доказано, что существуют системы, для которых возможен устойчивый и эффективный компромисс: это когда у партнеров имеется одна общая цель (системы Гермейера). Принцип объединяющей задачи состоит в установлении общей цели и в организации движения к ней. При этом возможно такое движение, при котором происходит очищение системы от второстепенных связей и замедляющих ее движение локальных интересов. Поиск общей цели, особенно в сложных многоуровневых системах, требует объединения (связывания) методов и идей из области естественных и гуманитарных наук.

Принцип гармонии. Одно из величайших открытий 20 века - это открытие Ф. Криком и Д. Уилсоном структуры ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), являющейся носителем генетической информации. В истории этого открытия, рассказанной Ф. Криком, интересен следующий абзац: “Розалинд Фрэнклин была всего в двух шагах от решения проблемы (структуры ДНК). Ей нужно было только осознать, что две цепи ДНК ориентированы в противоположных направлениях и что основания в их правильной таутомерной форме спарены друг с другом... Стент утверждает, что научное открытие ближе к творческому акту в искусстве, чем принято обычно считать. Стиль также важен, как и содержание...И уж во всех приведенных рассуждениях упущена, как мне кажется, внутренняя красота самой спирали. Эта молекула, как и ученые, имеет свой стиль”[21].

Чувство красоты, гармонии, о котором написал автор “Двойной спирали”, помогает творцу быстрее придти к цели. Мы не знаем точно, как формируется понятие красоты. Рассуждая, например, о понятии “равенства”, Платон писал: “…ну, стало быть, мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как увидим равные предметы…”[1, с.402] “…Значит, чтобы познавать, нужно как бы заранее знать то, что ты хочешь или должен знать”, - предполагает наш оригинальный философ Мераб Мамардашвили[22, с.45].

Не углубляясь здесь в философские вопросы, можно принять, что понятия равенства, красоты и в целом внутренней модели мира каким-то образом формируются и, может быть, частично еще до рождения (в структуре ДНК?), если верить Платону: “Так что мы должны были знать все это (равное само по себе, прекрасное само по себе, и другое - авт.), еще не родившись”[1, с.405 ]Можно также предположить, что толчком творческой мысли является чувство дисгармонии, возникающее от несовпадения мира - образа внешнего и мира-образа внутреннего, а результатом творческой работы является их “примирение”, пусть даже временное и частичное, и достижение красоты, которая (если она станет внутренней потребностью большинства людей) действительно может спасти мир. Целенаправленное гармоническое образование не только поможет постижению внутренней красоты изучаемых явлений или структур, но и застрахует исследователя от “ложных позывов” к творчеству, обусловленных чрезвычайно грубой или искаженной внутренней моделью.

6.Творческие подходы и приемы в практической деятельности и менеджменте






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.