Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы интенсификации творческого процесса






Можно указать три направления поиска нестандартных решений:

1)использование методов активного генерирования вариантов решения, их перебора и сравнения;

2)обобщение нестандартных приемов, доказавших свою эффективность в узкой области, распространение их на более широкий класс задач; применение универсальных приемов разрешения противоречий

3)выявление закономерностей (законов) развития реальных систем определенного класса, и на их основе – предсказание дальнейшего хода эволюции систем, обоснование методов разрешения возникающих противоречий и построения более эффективных «идеальных» систем.

К методам активизации перебора вариантов относят: метод фокальных объектов, морфологический анализ, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синектику и другие сочетания указанных пяти «базовых методов.

Метод фокальных объектов. Разработчики метода -Ф. Кунце (Германия), Ч. Вайтинг(США). Сущность метода состоит в выделении прототипа и в перенесении случайно выбранных объектов (из словаря, каталога, книги, и т.д.) на прототип, подлежащий усовершенствованию. Пример: нужно усовершенствовать зубную щетку.

Выбираем наугад слова из страницы книги. У Г.И. Иванова [11] это оказались слова: «звонок», «конфета», «лампа». Составляем список признаков этих предметов:

Звонок - электрический, школьный, часовой, велосипедный…

Конфета-карамель, шоколадная, сладкая, душистая, витаминная…

Лампа - настольная, навесная, бактерицидная.. Здесь уже проявляется фантазия.

Теперь попытаемся хотя бы мысленно присоединить найденные признаки к изменяемому объекту - зубной щетке. Что получим при хорошей фантазии?

Щетку, которая сама утром звонит, призывая Вас воспользоваться ею, испускает душистые запахи. Ручку этой щетки можно немного откусить, так как она выполнена съедобной, в ней много витаминов и к тому же она бактерицидная: убивает все микробы во рту. Метод раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Разновидностью метода является метод гирлянд случайностей и ассоциаций, разрабатываемый в Латвийской школе изобретательства[12].

Методы мозгового штурма и синектики. Автор метода мозгового штурма – А. Осборн (США). Основная мысль: процесс генерирования идей отделен от процесса их оценки. Ставится проблема. Группа из 6-8 человек свободно высказывает предложения (идеи), которые фиксируются, а затем анализируются экспертами. За 30 минут высказывается не менее 50 идей, из которых 10-15% не лишены смысла. Важна атмосфера штурма. Имеет значение музыкальное сопровождение, дизайн класса и позиция руководителя. В философской основе - теория Фрейда (подсознательное). Мозговой штурм дает положительный результат в рекламном деле, в решении некоторых организационных задач.

В методе синектики (У. Гордон, США) используются постоянные группы (которые могут предварительно обучаться), а также приемы аналогий. Важно за новой (непривычной) ситуацией увидеть что-то знакомое, и, значит, применить известные приемы решения задачи. В синектике применяются следующие виды аналогий: прямая, личная эмпатия, символическая, фантастическая.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе, технике или любой другой сфере. Например, перевод принципов ведения войны на принципы ведения бизнеса - это прямая аналогия, и об этом написана целая книга Дж. Михаэльсона под названием «Искусство войны для менеджеров»[14]. Приведем два примера из этой книги. Сунь – Цзы (китайский философ и теоретик военного дела, Vвек до н. э.) в трактате «Искусство войны писал: «Знай врага своего и знай себя, и можешь принять участие в ста битвах, не боясь поражения». Отсюда принцип бизнеса: «Создайте систему разведки. Вы должны знать рынок как свои пять пальцев. Решения нужно принимать исходя из точных данных». Здесь аналогия очевидна. Однако применительно к Российскому рынку нужно добавление: надо знать не только рынок, но все вокруг него (мафия), и то, что над ним (коррумпированное чиновничество). Это сложнее, и здесь точные данные собрать трудно. Как же победить в условиях неполной определенности? Что нам рекомендует военный опыт? Сунь - цзы пишет: «Река меняет русло в зависимости от особенностей местности. Солдат действует в зависимости от обстановки и поведения врага». Заметим, что военный теоретик применил аналогию, взятую из природы. Что же можно взять для менеджмента?. Дж. Михаэльсон: «Будьте гибче. В то время как стратегия остается прежней, тактика меняется в зависимости от обстоятельств. В сети универсальных магазинов «Mervyn, s» есть специальный отдел, который занимается решением неожиданных проблем и удовлетворением неожиданных потребностей, реагирует на неожиданные колебания рынка и использует неожиданно появляющиеся возможности. Сотрудники этого отдела - профессионалы в разных сферах, начиная с торговли и заканчивая рекламой».

Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в 2-х словах, характеризующую суть задачи или объекта. Так, для слова «мрамор» было придумано словосочетание «радужное постоянство». Почему? Отшлифованный мрамор (не белый, конечно) многоцветен, он весь в ярких узорах, напоминающих радугу; но все эти узоры постоянны. Другие примеры символической аналогии: видимая теплота (пламя), энергичная незначительность (ядро атома), взвешенная неразбериха (раствор), надежная прерывистость (храповой механизм).[13]. Для менеджмента представляют интерес такие сочетания: бурный покой, устойчивое развитие, постоянное разнообразие, бедовое счастье. О покое и счастье писали поэты: «…Как будто в бурях есть покой» (М. Лермонтов), «Покой нам только снится…»(А. Блок), «На свете счастья нет, но есть покой и воля…»(А. Пушкин). «И ко счастью иногда неожиданно приводит нас суровая беда» (Е. Баратынский). Читатели сами могут Слушателям самим предлагается самим домыслить приложение приведенных парадоксальных понятий к проблемам менеджмента, а также самим продолжить список неожиданных сочетаний. Парадоксальная форма возбуждает правое полушарие и подсознательные структуры – для поиска творческих решений. Эту же функцию выполняет и фантастическая аналогия.

Фантастическая аналогия - это изложение задачи в терминах сказок, мифов, легенд, а также некоторые фантастические средства для выполнения задачи: скатерть - самобранка, ходячая печь, летающий ковер, и др. Вот сказочный русский богатырь бросает вверх камни, которые не падают на землю, – разве это не прообраз будущего спутника Земли, выведенного «богатырской» ракетой.! Рассказывая об инновациях, уместно, например, привести миф о шестом подвиге Геракла, который за один день расчистил Авгиевы конюшни. В чем инновация? Вместо лопаты – направленный речной поток. Здесь же можно говорить об экологии (навоз пошел в речку, из которой пьют воду), и о договоре на услуги (царь Авгий не выполнил договора, не отдал Гераклу 300 коров, и был за это жестоко наказан).

Личная аналогия или эмпатия позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в задаче. Можно, например, представить мысленно себя шестерней, чтобы почувствовать неудобства несовершенного зацепления и перегрузки. И тогда появится мысль о новом типе зацепления, как она появилась у известного изобретателя А. Новикова (в зацеплении Новикова обеспечено не точечное, а поверхностное касание зубцов). Мне приходилось беседовать с конструктором, который мысленно представлял себя головной частью ракеты, чтобы правильно распределить защитный слой (при входе в атмосферу головная часть разогревается до большой температуры, и требуется принимать меры, чтобы она не сгорела). Конструктор утверждал, что при этом у него повышалась температура кожи.

Что может дать эмпатия в менеджменте? Лучшее понимание сотрудников, если руководитель войдет в образ каждого человека, и в особенности тех, кто чем-то перегружен: малыми детьми, дальней дорогой, болезнью близких, и др. Само внимание этим людям, испытывающим нужду, может играть большую роль. Большим чиновникам, «государственным» людям было бы полезно при принятии решений входить в образ беспризорника, пенсионера, матери – одиночки, безработного. Однако, можно пойти и дальше и войти в образ производимого товара и продукта (не только упомянутой выше шестерни) и почувствовать степень своей привлекательности (для покупателя). Можно «очеловечить» образ фирмы в целом, однако в этом случае и саму фирму придется предварительно представить в виде какого-то конкретного объекта: корабля, поезда, станка с программным управлением, живого существа. «Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье», - писал В. Маяковский. Такое же чувство неплохо бы иметь топ - менеджерам, руководителям организации, отрасли, страны.

Морфологический анализ. В современной форме метод создан швейцарским ученым A Цвикки, который в 30-е годы применил его к решению астрофизических проблем и предсказал существование нейтронных звезд [13]Сущностьморфологического анализа состоитв стремлении систематически охватить основные варианты решения задач, исключив влияние случайностей. В дальнейшем на основе морфологического анализа Г.С. Альтшуллером универсальная таблица, которая получила название фантограммы; эта таблица применялась в школах изобретательства для развития воображения[15].

Вертикальной осью таблицы служат следующие универсальные показатели, которые характерны для любых систем: химический состав вещества, физическое состояние вещества, объект, элементы микроструктуры объекта (например, для дерева - клетка, для общества- человек), макро- или надструктура (система, в которую входит объект, например, для дерева –лес), направление развития, воспроизведение, энергопитание, способ передвижения, сфера распространения, управление, цель, назначение, смысл существования. В качестве горизонтальной оси используют перечень приемов изменения: уменьшить, увеличить, объединить, разъединить, раздробить, заменить данное свойство «антисвойством», ускорить, замедлить, сместить во времени назад, сместить во времени вперед, сделать свойства меняющимися во времени (а если они уже меняются - сделать их постоянными), отделить функцию от объекта, изменить связь со средой(включая полную замену среды). При определенном наборе показателей и функций возможны десятки и сотни сочетаний, из которых, как показал опыт, 60-70 % имеют определенный смысл.

Применение фантограмм, очевидно, сулит большие возможности для генерирования альтернатив, чем те таблицы и матрицы, которые традиционно используются в менеджменте, однако требуют значительных затрат времени на составление и выбор смысловых пар. Следует, однако, отметить, что использование вычислительной техники и информационных технологий может серьезно облегчить эту задачу.

Изложенные методы активизации творческого процесса могут помочь в решении ряда задач, освободив мысль от стереотипов и дав ей идти по нехоженым тропам.

Родоначальник теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллер писал: «Люди получают наследство из замороженных слов и способов понимания, придающих окружающей действительности удобную привычную форму, но от этого наследства надо отказываться»[13, с.50].

Методы активизации позволяют разморозить не только слова, но и саму мысль, дать ей неожиданное для мыслителя направление. Это достигается за счет перехода от логики (в которой царствуют «замороженные слова») к случайному поиску объектов, понятий, признаков (взятых из книг, словарей, каталогов) и их «неожиданному» комбинированию.

Однако, чтобы не сломать голову, не заблудиться в лесу и не стать жертвой хищников, надо знать законы, по которым развивается природа. Также и в творчестве – надо опираться на изученные закономерности: в развитии техносферы, экономической, социальной и политической жизни. Тогда можно прогнозировать, намечать реально достижимые цели и определять, как лучше и экономнее их достигать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.