Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сотворение мира. Отличие библейской космогонии от языческих.






Библейская картина сотворения мира резко отличается от других древнейших космогоний. Несмотря на разнообразие древних языческих учений о происхождении мира они могут быть сведены к двум следующим типам:

1) Дуалистический. Существует никем не созданная, безначальная и бесконечная субстанция, ни отчего не зависящая. И этой хаотической субстанции противостоит духовное начало, так же вполне самостоятельное и независимое. Оно выступает по отношению к материи в качестве демиурга («оформителя») – начала, вносящего порядок и смысл в материю. Такие учения впоследствии привели к учению о вечной материи, развивающейся самой по себе.

2) Пантеистические. Эти учения связаны с представлениями об эманации. Их суть в том, что происхождение мира это не акт личного творчества, а как бы выплёскивание божественной субстанции в мэоническую среду (внешнюю). В очень продуманной форме учение об эманации нашло выражение в неоплатонизме. Неоплатоники (3-6 века по Р.Х.) следующим образом представляли космогонию. В основе их концепции лежит учение о Едином. От Единого происходит Нус («ум), от Нуса происходит мировая душа. Мировая душа эманативно производит наш мир. Таким образом, мы видим здесь целую лестницу снисхождения божественной субстанции.

Библия отвергает как учение о вечной материи, так и учение об эманации, противопоставляя им откровение о творении мира из ничего. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Святитель Василий Великий указывает, что Моисей сперва упомянул о начале, чтобы иные не почли мир безначальным. В начале означает не просто порядкового начала, а переход от вечности к времени. До этого таинственного начала, по словам блаженного Августина, времени не было, оно было создано вместе с миром. Еще многие святые отца отмечают указание Апокалипсиса на то, что времени уже не будет. Итак, слова «в начале» указывают на то, что мир не вечен, не безначален.

«Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2Макк.7: 28).

Октябрь 1984 «курьер Юнеско», стр. 7: «Вселенная непосредственно в момент большого взрыва представляла собой математическую точку с объёмом равным нулю». «Неспециалист склонен представлять себе Большой взрыв как внезапный взрыв очень плотного сгустка материи (который специалисты называют сингулярностью) покоящейся в бесконечной пустоте. Однако Эйнштейн показал, что как пространство, так и время (которые он назвал вместе пространством-временем) неотделимы от материи. Поэтому в результате Большого взрыва образовалась не только материя, но и само пространство-время. Снаружи не было ничего – даже пустого пространства, куда мог бы расширяться Большой взрыв».

В еврейском языке имеется несколько глаголов со значениями «сотворил», «создал», «сделал» и т.д. Самые близкие из них это «бара» и «аса». В данном случае употреблен глагол «бара». Данный глагол согласно объяснению митрополита Филарета Дроздова, этот глагол означает произведение вещи новой и необычайной и преимущественно относится к творческим действиям Бога. В первых двух главах Библии говорится много раз о действиях Божиих, а глагол «бара» употребляется лишь трижды – в первом стихе, при создании первых живых тварей и о сотворении человека. ««Бара» - это всегда творение из ничего, сущего из несущего» - пишет иудейский богослов.

В еврейском тексте ВЗ встречается несколько имён Божиих – Элогим, Яхве, Эл-Шаддай (Всемогущий) и Адонаи (Господь). Элогим – это существительное множественного числа от слова «элоах» - бог. Т.е. «элогим» буквально означает «боги». Оно происходит от глагола «аллах», что значит «бояться, страшится, трепетать» и означает существо, которое внушает страх и трепет, перед которым должно трепетать. Учитывая этимологию слова «элогим», а так же и его грамматическую форму (а в еврейском языке множественное число может иметь значение превосходной формы, полноты) можно сказать, что «элогим» означает по преимуществу полноту божественных сил, совершенств и свойств вообще и выражает общее понятие о Боге, как о Высшем, Всесовершенном и неограниченном существе. Так толкует епископ Михаил Гузин в книге «Библейская наука» Тула 1899, том 2.

Слово же «Яхве» означает «Сущий», то есть, прежде всего, вполне и совершенно личность того, Кто есть, был и будет, в ком нет времени, кто вечен. «В книге Бытия имя Иегова упоминается только в тех местах, которые стоят в каком-либо отношении с Откровением о будущем завете и искуплении. Тогда как для выражения всеобщих отношений Божества к миру и творению вообще, употребляется исключительно «элогим»».

В еврейском тексте слово Яхве передано четырьмя согласными буквами (священная тетраграмма), условно их можно передать как: Й Х В Х. Примерно с третьего века до Р.Х. закрепился благочестивый обычай не произносить имени Божия вообще. Вместо него стали употреблять слово «адонаи» - «господь». Масореты, которые ввели огласовку в еврейский текст, и поставили гласные из слова «адонаи» между согласными Й Х В Х. Полученное искусственно слово с 16 века стали неправильно произносить как «Иегова». Между тем еще Ориген, хорошо знавший еврейский язык, писал, что имя Божие звучало приблизительно как «Иавэ». Уже в 19 веке библеисты и филологи пришли к выводу, что близким по звучанию к оригинальному является «Яхве» или «Ягве» (г – мягкое, белорусское).

Употребление множественного числа в слове «элогим» означает, по мнению многих христианских толкователей, указанием на Святую Троицу. При этом, слово «элогим» стоит во множественном числе, а глагол «бара» стоит в единственном числе. По отношению к ложным языческим божествам всегда употребляется слово в единственном числе «элоах».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.