Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Александрийская школа






Александрийская школа была основана святой Пантен, о котормо сохранилось мало исторических сведений. Он родился в Сицилии, в христианство обратился из стоицизма и преподавал в Александрии примерно до конца 2 века. А затем отправился в Индию с миссионерскими целями. Приемником Пантена стал его ученик Климент Александрийский (150 – 215). Он был пресвитером и широко образованным ученым. Климент воспринял от Филона Александрийского аллегорический метод толкования священного Писания. Он считал, что высокие истины по самой своей природе могут быть выражены только через символы. «Всё Писание изречено как бы в притче». Климент признавал три смысла священного Писания – буквальный, нравственный и пророческий или аллегорический. Наиболее известные произведения Климента Александрийского «Увещание к язычникам», «Строматы», «Педагог».

Святой Дионисий (190 – 265). Он был епископом Александрийским (247 – 265), и он изложил свои экзегетические принципы в трактате «Об обетованиях». Он написан в ответ на отрицание аллегоризма неким епископом Непотом (он еще утверждал хилиазм). Этот трактат содержит толкование об апокалипсисе. Так же сохранились отрывки толкования святого Дионисия на Экклезиаста, на Иова, на моление Спасителя в саду Гефсиманском, на Деяния, на Иакова, на послание к Римлянам. Святой Дионисий пользовался аллегорическим методом, но избегал его крайностей, стремился уяснить нравственный смысл Писания.

Евсевий, епископ Кесарийский (260 – 339). Он, как историк, стремился выяснить буквальный смысл Писания. Его учителем был Памфил, который был учеником Оригена. В своих комментариях на Исайю, Псалтирь, и на Луку Евсевий был свободен от аллегорических крайностей.

Святитель Афанасий Великий (293 – 373). Он вошел в церковную историю как «отец православия». Он был больше борцом за православие и пастырем, чем профессиональным экзегетом. Из его толкований до нас дошли только отрывки толкований на Псалтирь, на Песнь Песней, на Матфея, на Луку, на 1 Коринфянам. Кроме того, известно его произведение «толкование Псалмов», где содержатся общие сведения о Псалтири и советы как читать Псалтирь.

Дидим Слепой (313 – 398). Несмотря на свою слепоту, он был видным богословом своего времени. Был учеником и приемником по училищу у святого Афанасия. И он более 50-и лет стоял во главе Александрийской школы. Он также боролся против ариан. Был усердным последователем Оригена. По словам современников Дидим составил комментарии на всё или по крайней мере почти на всё священное Писание и по отзывам эти комментарии отличались необычайным глубокомыслием и красноречием. О них очень высоко отзывался блаженный Иероним, который специально посещал Александрию, чтобы послушать Дидима. К сожалению, почтит всё, что написал Дидим утрачено. По тем крупицам его творений, которые сохранились, можно сказать следующее о его подходе к толкованию: Писание имеет два смысла – буквальный и духовный. ВЗ следует толковать аллегорически и где возможно в мессианском духе. НЗ толкуется буквально.

Под влиянием александрийского богословия были каппадокийские отцы: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский. Святитель Василий Великий (329 – 379) пользовался священным Писанием главным образом для наставления верующих. Его известная книга «Шестоднев» – это цикл бесед о днях творения. Известны так же его беседы на псалмы. Цель бесед – поднять нравственную жизнь народа.

Святитель Григорий Назианзин (Богослов) (330 – 390) – это друг и соученик святителя Василия Великого ставил те же цели. Кроме того он умело пользовался Писанием для борьбы с арианами и аполинарианами. Специальных экзегетических работ у него нет.

Наиболее замечательным экзегетом из Кападдокийцев был святитель Григорий Нисский (335 – 394), младший брат святителя Василия Великого. Ему принадлежат следующие экзегитические творения – «О шестодневе», «Об устроении человека», «О жизни Моисея законодателя», «О надписании псалмов», «Толкование на псалом шестой», «Точное истолкование Экклезиаста», «Точное изъяснение Песни Песней», «О молитве», «О блаженствах». Будучи приверженцем аллегорического метода он, тем не менее, умел, где нужно, пользоваться методом буквального толкования. В своём творении «О надписании псалмов» святитель Григорий замечает, что Писание передает исторические факты не ради их самих, но чтобы научить нас добродетельной жизни. Его работы содержат ересь апокостасиса (восстановления). Это мнение было осуждено Церковью.

Святитель Кирилл Александрийский (??? - 444). О нем известно, что он в 403 году был дьяконом, а в 412 году он стал епископом Александрийским. Он был бескомпромиссным сторонником аллегорического метода. Согласно историческим сведениям он истолковал всё Писание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.