Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология подбора и первичного обучения торгового персонала






Подбор персонала – один из самых сложных моментов в работе руководителя магазина. Возникает очень много вопросов: где искать новый персонал, как именно отбирать кандидатов и как не взять по ошибке на работу сотрудника, который не только не будет хорошо продавать, но и внесет сумятицу в сложившийся коллектив уже работающих продавцов-консультантов.

Дополнительно в этом разделе речь пойдет об испытательном сроке и адаптации новичка. Ведь бывает и так, что только что принятого на работу хорошего продавца оставляют наедине с собой. Он не выдерживает трудностей первых месяцев на новом месте и увольняется. Приходится начинать все сначала.

Правила подбора кадров

Подбор персонала состоит из следующих этапов.

1. Определение вакансии: какой сотрудник нужен компании?

2. Поиск кандидатов.

3. Отбор подходящих кандидатов.

Какой сотрудник нужен компании? Ответ на этот вопрос является ключевым для успешного поиска «нужного» сотрудника: чем точнее и детальнее будет определен портрет подходящего кандидата, тем быстрее и легче его искать. Часто руководители прибегают к методу «затыкания кадровых дыр»: срочно нужен человек, давай возьмем, а там разберемся. Иногда такие решения связаны с цейтнотом, иногда – с отсутствием проработанной процедуры подбора. В результате ВСЕГДА складывается целый клубок трудноразрешимых противоречий и проблем:

1) человек сказал, что знает, как вести учет, а на самом деле не умеет;

2) предполагалось, что ему не придется заниматься заказом товара, но пришлось, потому что больше некому;

3) объясняли-объясняли ему, что «нужно наладить работу магазина», а он ничего так и не понял;

4) вообще не понятно, что он делает и есть ли от него толк;

5) вывод: наверное, нужен другой, более толковый сотрудник.

В этом примере налицо сразу несколько ошибок руководителя:

1) не были четко определены задачи должности;

2) не были проверены знания и навыки кандидата;

3) требования к сотруднику не были детально разъяснены;

4) не определены критерии вхождения в должность и оценки работы нового сотрудника.

Все это нужно определить до начала подбора: временных и финансовых затрат на замену не подошедшего работника может оказаться гораздо больше, чем издержки, связанные с задержкой подбора. Когда вы приняли «не того человека», вы уже потратили время и деньги на его поиск, платите ему зарплату, обучаете его, но он пока не приносит вам пользу. Так проходит несколько месяцев, пока вы окончательно не убедитесь в своей ошибке и не начнете искать замену. И все то же самое еще раз: затраты на поиск, обучение, зарплата – вот уже полгода пролетело, а полноценного работника у вас как не было, так и нет, а денег, усилий и времени потрачено много.

...

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВКИ НА ПОДБОР СПЕЦИАЛИСТА

Заявка подается генеральному директору руководителем отдела/службы, одним из руководителей Компании либо другим сотрудником, уполномоченным на это.

Ни одна должность в Компании не может быть замещена путем, отличным от настоящей методики.

Утвержденная генеральным директором заявка передается в отдел по работе с персоналом для начала поиска кандидатов. Заявка должна быть заполнена на данном бланке установленного образца электронным или рукописным способом.

Заявки с незаполненными графами к работе не принимаются.

Таблица 4.10. Образец заявки на подбор специалиста

...

ОБРАЗЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ВАКАНСИИ

...

КАК ИСКАТЬ ПРОДАВЦОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ?

Можно написать текст объявления и разместить его:

• в газете «Работа и вакансии» или другом издании;

• в Интернете (чем более квалифицированного и высокооплачиваемого сотрудника вы ищете, тем это делать целесообразней, и наоборот – менее квалифицированных лучше искать по печатным изданиям);

•у входа в магазин;

•на ближайших остановках транспорта или подъездов близстоящих домов (замечено, что часто для продавцов одним из важных критериев при выборе работы является близость к дому);

•на информационном стенде институтов и техникумов;

•на радио или телевидении (во многих городах хорошо работает бегущая строка или специальные рекламные блоки).

Если вам нужен быстро большой штат сотрудников, то можно изготовить листовки и раздавать их людям, подходящим под описание нужного продавца-консультанта.

Крупные сети используют для привлечения сотрудников рекламные места на городском транспорте, в метро, участвуют в ярмарках вакансий, издают рекламные буклеты, связываются напрямую с образовательными учреждениями.

К услугам рекрутинговых компаний обычно прибегают для поиска высококвалифицированного или специализированного персонала.

Источник Казаринова Е Оперативное управление торговым персоналом СПб: Питер 2006

До начала процедуры подбора обратитесь еще раз к должностной инструкции и профилю должности. Четко определите требования и отразите их в объявлении о приеме на работу:

♦ Должностные обязанности.

♦ Требования по профессиональным и личностным качествам.

♦ Требования по внешнему виду и возрасту.

♦ Уровень заработной платы и условия работы.

♦ Критерии категорического несоответствия кандидата (однозначный отказ).

♦ Критерии, предоставленные службой безопасности компании.

Оптимально описание вакансии оформить в виде внутреннего документа – заявки на подбор, – который утверждается генеральным директором, в котором указываются также сроки закрытия вакансии.

Поиск кандидатов. Стандартные методы поиска новых сотрудников – через объявления в газете вакансий и в Интернете. Необходимо внимательно отнестись к составлению текста объявления. Важно указать название и товарное направление магазина, название должности, базовые требования к кандидатам, условия работы с указанием размера заработной платы (желательно) и способ связи – телефон, адрес, e-mail. Готовое объявление дайте прочесть имеющимся продавцам или своим знакомым и спросите, захотели бы они позвонить по такому объявлению, если бы им нужна была работа? Узнайте, что им не понравилось или что их смутило.

Не злоупотребляйте терминами, которые используются в объявлениях компаний сетевого маркетинга.

Иной метод поиска сотрудников – по друзьям и знакомым продавцов, которые у вас работают. Но помните, к ним должны предъявляться те же требования, что и к остальным кандидатам. Нельзя брать человека на работу только по родственному критерию.

Отбор кандидатов. На этапе первичного отбора кандидатам предлагают заполнить анкету и приложить к ней фотографию. Образец такой анкеты вы можете посмотреть ниже. Во время анкетирования кандидаты должны предоставить документы, удостоверяющие личность и подтверждающие анкетные данные и трудовой стаж. На этом этапе нужно оценить соответствие профессиональных навыков и опыта кандидата требованиям к должности и не приглашать на собеседование тех, кто изначально вам не подходит.

Далее наступает этап вторичного отбора, во время которого с кандидатами проводится собеседование. Если собеседование индивидуальное – важно грамотно его провести и не задавать вопросов общего характера, которые не укажут вам, соответствует ли кандидат требованиям или нет. Обычно вопросы составляются на основе профиля должности (см. выше).

Конечно, если вы набираете большое количество сотрудников, в функции которых будет входить элементарное обслуживание покупателей – разложить товар по полкам и указать, где что находится, – вам не нужно проводить подробное собеседование. Достаточно будет пяти-семи вопросов о характере их предыдущего места работы и уровне знания товара, с которым им предстоит иметь дело в вашем магазине.

...

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ КОМПАНИИ В ХОДЕ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА

Менеджер отдела персонала:

• Оценка уровня квалификации кандидата и его соответствия требованиям компании.

• Оценка способности к планируемой работе (с помощью интервью или психологического тестирования, а также задач по специфике работы).

• Оценка соответствия корпоративной культуре компании.

• Исключение кандидатов, не соответствующих требованиям компании по заранее определенным критериям (с помощью интервью или психологического тестирования).

• Исключение кандидатов с неполным комплектом документов или не имеющих права работы в РФ.

Представитель службы безопасности:

• Проверка соответствия предоставленных документов.

• Проверка по имеющейся базе нежелательных сотрудников (база МВД по возможности).

• Проверка рекомендаций по предыдущему опыту работы.

• Оценка на склонность к хищениям и иному нежелательному поведению.

Непосредственный начальник:

• Оценка квалификации кандидата (интервью и задачи по специфике работы).

• Определение необходимости дополнительного обучения.

• Соответствие кандидата морально-психологическому климату в коллективе магазина.

• Соответствие кандидата стилю руководителя («Он мне подходит»).

• Оценка личных особенностей кандидата к выполнению обязанностей.

• Склонность к неподчинению и конфликтности.

• Получение дополнительной информации о компании и конкурентах.

Если собеседование групповое и предполагает некие методы тестирования профессиональных знаний, надо быть уверенным, что каждый кандидат имеет возможность проявить себя. Например, в одной розничной сети магазинов одежды применяется метод группового собеседования. Группа кандидатов, прошедших первый этап отбора (отбор по формальным признакам – опыт, возраст, внешность, место проживания), участвуют в ролевой игре с выполнением различных тестовых заданий. У каждого есть возможность проявить навыки общения, умение продавать и особенности своего характера. Одно из заданий звучит так: «Вы продаете зимние сапоги. Быстро скажите три причины, почему их должны у вас купить».

...

КАК ОТОБРАТЬ ПЕРСОНАЛ БЫСТРО: ОПЫТ МАГАЗИНА ОДЕЖДЫ

Часто ставится задача набрать в короткий срок сразу много продавцов и кассиров, особенно при открытии нового магазина. В этом случае стандартная процедура набора с индивидуальными собеседованиями не очень подходит, т. к. она требует слишком много времени. Одна известная сеть магазинов одежды для таких случаев использовала «ускоренную» программу набора. Весь процесс подбора состоял из трех этапов. На первом этапе менеджер по персоналу принимал анкету от кандидатов в индивидуальном порядке, проверял паспорт, уточнял имя, возраст и задавал всего три вопроса: 1 – Почему вы считаете, что из вас получится хороший продавец-консультант?; 2 – В чем основная задача продавца-консультанта?; 3 – Какую оценку вы поставили бы себе за это собеседование? Все это занимало не более 5 минут на одного кандидата. Прошедшим «испытание» сразу же назначалось время следующего, второго, этапа собеседования. Прошедшими «испытание» считались те, кто при встрече поздоровался, установил контакт глазами, представился и правильно ответил на три вопроса.

Правильные ответы:

1. Я умею и люблю общаться с людьми, мне нравится одеваться и следить за модой.

2. Продавать и консультировать.

3. «4» или «5».

Второй этап собеседования проводился в групповом режиме (10–12 чел.) примерно в течение одного часа. Сначала участники группы знакомились друг с другом, потом все выполняли различные задания, индивидуальные и групповые.

Например, нужно продать своему соседу снег, и не просто так, а придумав некое уникальное свойство, из-за которого сосед должен этот снег купить. Если сосед согласился купить снег, то вы победитель, нет – проигравший. Или, например, нужно сказать о себе: с каким растением, животным, цветом сам себя ассоциируешь и почему.

В ходе всех игр менеджер по персоналу наблюдает за каждым участником и выделяет тех, кто наиболее соответствует требованиям компании на данную должность. Выбранных кандидатов приглашают на третий этап, который также проходит в групповом режиме. Сначала менеджер по персоналу рассказывает о компании, о требованиях и задачах продавца-консультанта, графике работы, условиях работы, основных правилах трудового распорядка. Потом разъясняет миссию компании, описывает образ «идеального» продавца. После этого отвечает на вопросы кандидатов. На работу принимаются те кандидаты, которые прошли первые два этапа и которых полностью устроили требования компании и условия работы.

По результатам собеседования также необходимо:

• составить список не подошедших сейчас, но пригодных в будущем кандидатов (внешний кадровый резерв);

• получить дополнительную информацию о конкурентах: руководители, особенности организации рабочего процесса, система заработной платы и т. п.

Хотим сделать отдельный комментарий относительно психологического тестирования. Психологическое тестирование направлено на выявление особенностей характера и личности кандидата. Проводить такое тестирование должны только специалисты с психологическим образованием, поскольку для расшифровки результатов нужны специальные знания. К тому же большинство тестов имеют множество ограничений по применению и при использовании в других условиях или для других целей дают неточные оценки. Психологические тесты могут служить только дополнением к собеседованию и проверке профессиональных навыков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.