Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КАПИТАЛИЗМ(от лат. capitale— деньги, приносящие процент) — тип общества, основанный на частной собственности и рыночной экономике. 9 страница






Экономический либерализм выступает за свободу предпринимательской деятельности и торговли, за частную собственность, свободную конкуренцию и против государственного регулирования экономической деятельности.

Культурный либерализм выступает за личную свободу и против ограничений на нее из соображений патриотизма или религии.

Социальный либерализм выступает за равенство возможностей в обществе.

Политический либерализм предполагает превалирование гражданского общества над государством, наличие демократических полити ческих институтов, провозглашает такие права и свободы личности как свободу совести, слова, печати, право выбора места жительства, право на участие в государственной жизни, право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. организации, партии.

В большинстве развитых стран современный либерализм представляет собой смесь всех этих форм.

Возникновение либерализма было обусловлено крушением традиционных общественных укладов и формированием буржуазного общества. Феодальное общество не знало понятия свободной личности — в его иерархии каждый человек занимал строго отведенное ему место. В Новое время одновременно с секуляризацией общества появляется феномен эмансипации личности от социальных институтов. Вовлекаясь в экономические отношения, человек приучался осознавать свой частный, обособленный интерес, а себя самого как самостоятельную личность, а не частицу клана, общины, конфессии.

Буржуазные революции в Англии и Франции XVII–XVIII вв. привели к падению феодализма и абсолютизма, ограничению привилегий аристократии, появлению буржуазии. Движущей силой этих революций были экономические мотивы: желание положить конец феодальным привилегиям, гильдиям и королевским монополиям, ограничениям на собственность и на свободу заключения контрактов. Система ценностей буржуазии, видевшей в государстве потенциальную угрозу свободе экономической деятельности, воплотилась в либерализме, первоначально исходившем из идеи свободы как свободы экономической деятельности. Немаловажную роль в развитии либеральных идей сыграло и протестантско-реформаторское движение, выступившее с требованием свободы вероисповедания.

Фундаментальный либеральный принцип — принцип экономической свободы как права на личное владение собственностью при защите этого права государством — сформулировал Дж. Локк (1632–1704). Основой его политической теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность. Однако, в силу постоянного посяга

Либерализм

тельства на его жизнь и имущество со стороны других людей, человек расстается со своей «свободой» в пользу верховной власти, чтобы она защищала его естественные права. Эта власть становится на службу народу, разделяет свои полномочия и проводит в жизнь законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица» («Два трактата о правлении», 1690).

Именно сохранение своей собственности является, по Локку, основным мотивом людей «искать убежища под сенью установленных правительством законов»: «великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности» (там же). Дж. Локк выступил и автором теории разделения властей, согласно которой для обеспечения эффективного самоуправления и защиты прав экономических меньшинств необходима система противовесов и сдержек.

Обогащенная позднее идеями Ш. Монтескьё (1689–1755), она также стала составной частью идеологии политического либерализма. Тезис о невмешательстве государства в экономику (laissez-faire — фр. «позволить делать») развивался в классических теориях английских политэкономов. Так, А. Смит (1723–1790) утверждал, что рынок регулируется самостоятельно, за счет «свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов», обеспечивающей экономический рост и социальный порядок. Д. Рикардо (1772–1823) настаивал, что источником экономического роста является накопление капитала, и вся экономическая политика государства должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению.

Принцип «laissez-faire», разделяемый всеми либералами, исходит из представления об экономике как саморегулирующейся системе, в которой государству отводится роль «ночного сторожа» — установление правил взаимодействия экономических субъектов на рынке и наблюдение за их исполнением, но не более того.

Идеи либерализма развивались и такими мыслителями как Вольтер (1694–1778), Д. Юм (1711–1776), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), И. Кант (1724–1804), Б. Франклин (1706–1790), Т. Джефферсон (1743–1826), Кондорсе (1743–1794) и др.

Французский просветитель Вольтер, в частности, резко критиковал католический клерикализм, выступая против насаждаемых Церковью суеверий, призванных лишить человека способности к критическому мышлению. «Раздавите гадину!» — призывал он в 1762 г. в письме к составителю «Энциклопедии» Ж. д’Аламберу в годы Великой французской революции (1789–99) эти слова станут лозунгом, под которым будет вестись борьба с церковью. Вольтеру же принадлежат слова, ставшие девизом толерантности и плюрализма: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью».

Существенно укрепили позиции либерализма буржуазные революции, прошедшие несколькими волнами в 1774–1848 гг. в Европе и Америке, когда либералы от рассуждений о должном перешли к борьбе за создание парламентских республик, установление экономических свобод, лишение привилегий феодальной верхушки, королевских монополий и церкви, за защиту демократических прав граждан и самоуправление.

В колониальной Америке Т. Пэйн, Т. Джефферсон и Дж. Адамс убедили соотечественников восстать во имя установления независимой от британской короны республики, основанной на личной свободе и правлении с согласия управляемых. 4 июля 1776 г. Декларацией независимости было провозглашено образование суверенного государства США. В Декларации обосновывались базировавшиеся на «естественном праве» принципы демократического правления, главным из которых провозглашалась воля народа, избирающего власть, призванную защищать интересы каждого гражданина. В Конституции США (1787) нашла отражение теория разделения властей, которая сделала практически невозможной концентрацию власти в руках одного человека. По инициативе первого президента Дж. Вашингтона были приняты первые 10 поправок к Конституции — «Билль о правах», законодательно закрепивший основные гражданские свободы.

Великая французская революция началась по причине банкротства государства, вызванного архаичной системой феодальных привилегий. Ее движущей силой на первых порах выступила та часть дворянства и буржуазии, которая имела финансовые претензии к королевской власти. 9 июня 1789 г. депутаты созванных Людовиком XVI Генеральных штатов провозгласили себя Учредительным собранием и приступили к разработке конституционных основ нового гражданского общества. Угроза разгона Учредительного собрания привела к восстанию в Париже, в ходе которого 14 июля 1789 г. была штурмом взята тюрьма Бастилия. 4 августа Учредительное собрание объявило о «полном уничтожении феодального порядка» и отмене ряда сеньориальных прав. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина» (1789), аналогичная американскому «Биллю о правах». В 1793 г. была принята конституция, декларировавшая всеобщее избирательное право (для мужчин). В ходе революции были полностью и без всякого выкупа уничтожены феодальные права и привилегии, принят декрет об отделении церкви от государства.

Вместе с тем, якобинская диктатура (1793–94) развернула масштабный террор в стране и отошла от либеральных принципов, установив строгую регламентацию всех сфер жизни — от промышленного производства и торговли до частной жизни граждан. После термидорианского переворота 27–28 июля 1794 г. и казни лидера якобинцев Робеспьера страну захлестнула масштабная гражданская война. Военные кампании Наполеона в Италии, Египте и т. д., призванные защитить Францию от угрозы реставрации роялиз

Либерализм

Л

ма, одновременно послужили распространению либерализма по всей Европе. Революция завершилась 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. установлением диктатуры Наполеона, который впоследствии отменил республику и объявил себя императором.

Опыт либеральных преобразований в Европе и Америке показал коренное различие идеологий либерализма и демократии. Либерализм предполагает, что основой гражданского общества являются те, кто обладает собственностью и стремится ее защищать. Неудивительно, что в изначальной редакции Конституции США избирательное право напрямую увязывалось с имущественным цензом. Демократия же предполагает, что власть формируется на основе волеизъявления народного большинства, в т. ч. бедняков, что, по мнению либералов, представляет угрозу для частной собственности.

Модель, до известной степени снимающую противоречия между либерализмом и демократией, предложил французский историк А. де Токвиль (1805–1859) в книге «Демократия в Америке» (1835), продемонстрировав возможность общества, где личная свобода и частная собственность сосуществуют со всеобщим избирательным правом и широким народным представительством. Эта модель, получившая название «либеральная демократия», приобрела особую актуальность после революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III в 1851 г. В то же время многие сторонники демократии продолжали отрицать возможность справедливого общества, построенного на либеральных принципах частной собственности и рыночных свобод, что привело к возникновению социалдемократических движений, чье влияние с тех пор неуклонно росло.

Заслуги либерализма перед человечеством связаны с его борьбой с сословными привилегиями, полукастовыми системами, затрудняющими горизонтальную и вертикальную социальную мобильность, с рабством и крепостным правом. За рамки учений просветителей вышло представление о народном суверенитете, широким слоям населения стали доступны демократические процедуры. Хотя в ряде стран эти процессы растянулись на долгие десятилетия. Так, в США отмена рабовладения произошла лишь в 1865 г. — через 72 года после принятия либеральной Конституции и на 4 года позже упразднения крепостного права в России. Американские женщины получили избирательные права только в 1920 г., а имущественный ценз в США был фактически отменен XXIV поправкой к Конституции, принятой в 1964 г.

Уже к началу XX в. в цивилизованных странах основные программные требования либерализма были реализованы. В связи с этим либерализм стал терять лидирующие позиции в духовной области и уступать их социализму, коммунизму, консерватизму, национал-социализму и проч. Во многом этому способствовали ус пехи СССР, наглядно демонстрирующего преимущества социализма перед либерализмом. Западные интеллектуалы критиковали либерализм за его аристократизм (т. к. он открывает простор для победы лишь наиболее приспособленных, преуспевающих), за его ставку на «рационализм», уверенность, что «право все же победит», склонность к компромиссам даже там, где никакой компромисс невозможен: по словам К. Ясперса (1883–1969), либералы «предают сами себя, так как не понимают смысла республиканской свободы, не готовы на жертвы и не имеют смелости пойти на все ради свободы. Поэтому побеждают те, которые хотят все или ничего, хотят фанатически и готовы умереть за это».

Потерпела крах и теория саморегуляции рынка. Во время Великой депрессии в США (1930-е гг.) многие ученые и политики пришли к выводу, что нерегулируемые рынки не могут обеспечить процветание и предотвратить нищету. Дж. М. Кейнс (1883–1946) доказывал, что капитализму имманентно присуща нестабильность и тенденция к стагнации, сопровождающаяся хронической безработицей. Чтобы капиталистическая экономика функционировала эффективно, необходимо государственное вмешательство в сферу экономики. Вместе с Дж. Дьюи (1859– 1952) и президентом Ф. Рузвельтом (1882–1945) Кейнс выступал за создание более сложного государственного аппарата, который бы по-прежнему оставался оплотом личной свободы, но при этом защищал население от издержек капитализма.

Несмотря на то, что попытки реанимировать либерализм предпринимались еще в середине XX в. (неолиберализм Л. Мизеса (1881–1973), Ф. Хайека (1899–1992) и др.), в большинстве стран Запада до 1960–70-х гг. реализовалась концепция государства всеобщего благоденствия (welfare state), подразумевавшая при значительном участии государства в экономической жизни прогрессивное налогообложение крупных доходов, бесплатное здравоохранение и образование, широкие права профсоюзов, антимонопольное законодательство, защиту потребителя и т. п. Капитализм с «человеческим лицом» должен был демонстрировать всему миру его преимущества перед социализмом.

Тем временем либерализм как политическое течение продолжал активно деградировать. К 1970-м гг. в мировоззрение либерализма были интегрированы идеи анархизма о верховенстве прав личности и непризнании прав государства и социальных институтов. Социальный и политический либерализм, в значительной мере сросшийся с левыми идеологиями, перестал быть прогрессивным явлением. Вместо защиты прав и свобод человека он стал настоящим «адвокатом дьявола». Либерализм перешел к защите прав заключенных, сексуальных меньшинств, умалишенных и т. п., т. е. категорий граждан, чьи т. н. права именно потому и поставлены под вопрос социальными институтами, что входят в конфликт с правами других людей. Либералы активно выступали за отмену смертной казни, в т. ч. для серийных убийц. Кроме того, либералы перешли от тактики защиты

Лидер

Л

меньшинств к тактике агрессивного нападения, пропаганды анархизма, сексуальных извращений, поддержке свободной продажи оружия или наркотиков, агрессивному антиклерикализму, оскорбляющему чувства верующих, и проч.

Определенный ренессанс либерализма наблюдался в 1980–90 гг., особенно в странах Восточной Европы и СССР. Результатом прихода либералов к власти стала перестройка, а затем и крушение СССР как сверхдержавы, установление «нового мирового порядка», что обернулось ог ромной трагедией для сотен миллионов человек.

Сегодня либерализм дискредитировал себя не только в России, но не является серьезным течением и на Западе. Определенным влиянием, однако, продолжает пользоваться наследник либерализма — неолиберализм.

ЛИДЕР (англ. leader — ведущий, руководитель) — лицо, за которым определенное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.

Дифференциация на лидеров и ведомых характерна для всех уровней общественной организации, от неформальных организаций до политической элиты. Политическое лидерство сопряжено с постоянным приоритетным влиянием со стороны определенного лица на все общество, его способностью сплачивать людей, изменять ход событий и направленность политических процессов. Напротив, невыполнение политическими лидерами своей социальной роли приводит к их оторванности от народа, потере доверия к власти, деформации политики.

Долгое время лидерство рассматривалось под углом зрения индивидуальной роли выдающейся личности. Действительно, еще в самых древних обществах сложился такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание и авторитет среди соплеменников. Аристотель считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В последующем право властвовать получает тот, кто превосходит других размером. По мнению сторонников возводящейся к Аристотелю «теории черт», лидером может стать не всякий — это природный дар. Лидером становятся благодаря таким чертам характера как ум, энергия, воля, храбрость и т. д.

Широко распространена точка зрения, что лидер — это всегда продукт определенного времени, места и обстоятельств, и что лидерское поведение личности определяется потребностями сложившейся ситуации и спецификой встающих перед обществом задач. Американский политолог Ю. Дженнингс писал: «Нет сомнения в том, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события — всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, когда он может ее использовать. Величайшие лидеры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив».

С ситуационной теорией перекликается «теория последователей», согласно которой лидеры — это, прежде всего, выразители настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Группа сама выбирает себе лидера по своим нуждам, таким образом, лидер — это только инструмент социальной группы.

Следует различать такие понятия как лидер и формальный руководитель. Последний назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Лидер же — не формальная должность, а общественный статус, его власть основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете, т. е. на добровольном подчинении последователей. Но часто бывает, что формальный руководитель обладает качествами лидера и вследствие этого обретает социальный статус лидера, заслуживая авторитет и доверие со стороны большинства членов общества.

Классическая типология лидеров принадлежит немецкому ученому М. Веберу, утверждавшему, что подчинение воле лидера может происходить из целерациональных соображений, из веры в святость издавна существующих порядков или чисто аффективно, из личной симпатии подданных. В соответствии с такими мотивами Вебер выделяет 3 чистых типа господства: легальный, традиционный и харизматический.

Рационально-легальный тип основывается на законе, правовом порядке. Этот тип характерен для стран с демократическим укладом и воплощается в правовом государстве.

При легальном типе господства люди повинуются установленному правопорядку. Обществом руководят избираемые или назначаемые сверху органы управления, состоящие из профессиональных чиновников, обученных и компетентных специалистов. Они действуют только в пределах своей компетенции на формально-правовых основах.

К легальному типу господства относятся не только парламентарноконституционные государства, но и частнокапиталистические предприятия, политические организации и партии. По утверждению Вебера, наиболее чистым типом легального господства является бюрократия, значение которой неумолимо возрастает.

«Традиционное» господство основано на «вере в святость издавна существующих порядков». Его наиболее полным воплощением является патриархальное господство. Лидер непосредственно управляет органом власти из преданных лично ему «слуг», остальное население является «подданными». Управление такого типа ведется по издавна сложившейся и укоренившейся традиции.

Третьим типом является «харизматическое» господство. Оно основывается на аффективной вере в личность, наделенную харизмой (божественным даром), которая отделяет ее от прочих людей и возвышает над ними. Харизмой обладали пророки, великие полководцы и политики, яв

Лимонов

Л

лявшие собой тип «вождя», которому повинуются не по разумному убеждению, а иррационально.

Харизматический авторитет не связан с нормативным порядком назначения на управляющую должность и зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от преклонения перед ним.

По Веберу, такой лидер способен предложить обществу новые ответы на волнующие вопросы и выступить с инициативами, которые выходят за рамки принятого и в обычных условиях были бы эффективно блокированы. Следовательно, харизматический лидер чаще всего играет новаторскую или революционную роль.

Существуют и иные принципы типологизации политических лидеров. Так, по отношению к цели, которую ставит лидер, и воздействию, оказываемому им на общество, выделяют 3 типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Если XX в. был временем революционеров, то в современных условиях глобальной модернизации чаще востребован лидер-реформатор, умеющий сохранять традиции, обычаи и духовную культуру. Актуальным становится исследование стилей политических лидеров. Политический стиль отражает не только индивидуальность, но и методы поддержания курса, характер взаимодействия с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы.

Для высшего руководства России конца 1980-х — начала 1990-х гг. был характерен харизматический тип лидерства: перестройка породила в общественном сознании надежду на некое чудо, способное разом решить все проблемы. В подобных условиях знания и рациональнообоснованные ориентации заменяются верой. Однако когда в результате деятельности пришедших к власти либералов-«реформаторов» страна оказалась на грани коллапса, жители России испытали серьезное разочарование в своих «кумирах».

В начале XXI в. с приходом к власти В. Путина ситуация постепенно стала меняться. Деятельность молодого, энергичного лидера вернула народу доверие к власти. И это доверие подкреплено уже не слепой верой в «вождя-чудотворца», а реальными успехами страны в экономике, социальной и международной политике.

ЛИМОНОВ (под псевдонимом «Эдуард Лимонов» пишет и выступает писатель и публицист Эдуард Савенко).

Лимонов родился в 1943 г. в семье конвоира. После окончания 8 классов харьковской школы хулиганил и воровал. Его приятель и подельник был арестован и приговорен к расстрелу. Однако Лимонова спасают отцовские связи — сын офицера внутренних войск оказывается на свободе без всяких судимостей. Он прекращает преступную деятельность, круто меняет стиль жизни: знакомится с харьковской поэтической богемой, затем покидает провинцию и едет в Москву. В столице Лимонов оказывается в кругу оппозиционно настроенной интеллигенции. Есть предположения, что именно тогда Лимонов становится сотрудником КГБ, где подвизается в качестве провокатора. Официально работает портным.

В 1973 г. Лимонов эмигрирует. Аналитики считают, что писатель был отправлен за рубеж как шпион КГБ для работы в эмигрантской среде под маской диссидента. Есть также мнение, что Лимонова выслали из страны за то, что отказался доносить органам на своего друга. За границей писатель живет то в Париже, то в Нью-Йорке. Его послужной список весьма разнообразен: он был официантом, сутенером, торговцем наркотиками, жиголо. Одновременно Лимонов пишет статьи и книги. Как ни странно, творения перебежчика печатают на страницах советской прессы и жалеют «потерянного молодого человека» («Литературная газета»).

Но даже негативный отзыв стал залогом будущего успеха неизвестного эмигранта. Такой человек оказывался в центре публичного внимания, он получал пособие, рекламу, возможность печататься.

Успех пришел к скандальному писателю только 1980 г., когда известное французское издательство опубликовало его автобиографический роман под названием «Русский поэт предпочитает больших негров». Герой произведения — Эдичка — занимается любовью с негром. Эти откровения были переведены на 15 языков. За низкопробным «Это я, Эдичка» последовало еще несколько произведений такого же качества и уровня — «Молодой негодяй», «Палач» и т. д.

В 1985–90 гг. Лимонов оседает во Франции. Он принадлежит к местному правому андеграунду (журнал «Шок дю муа»). Писатель чувствует себя настолько уверенным и популярным, что в 1988 г. на писательской конференции в Вене разбивает бутылкой голову англичанину, публично превозносит М. Каддафи и Я. Арафата. В качестве антуража эти публичные акции сопровождает колоритное неподчинение уже французской тайной полиции — DST.

После августа 1991 г. Лимонова срочно вызывают в Москву, где он должен занять место в руководстве ЛДПР. Скандально известный писатель приезжает в Россию 22 июня 1992 г. Однако после того, как лидер ЛДПР Жириновский стал самостоятельной фигурой, он уже не нуждается в услугах бывшего эмигранта.

Тогда вкусивший большой политики Лимонов основывает собственную национал-большевистскую партию (НБП). Члены партии зовутся «нацболами». Партия издает газету «Лимонка».

В России Лимонов выбирает себе амплуа деятеля националистического андеграунда. Его цель — связать в глазах обывателя любые проявления политического национализма с гомосексуализмом, наркоманией, уголовщиной и терроризмом. Фактически он занимается тем же, чем западные спецслужбы.

Лужков

Благодаря провокационным усилиям Лимонова население РФ уверено, что «русский националист» — это молодой гомосексуалист, наркоман и психопат. Лимоновцы устраивали экстремистские, хотя и безобидные, акции: они швыряли банки майонеза в неугодных политиков, приковывали себя наручниками, захватывали чиновничьи кабинеты и проч. К акциям привлекают молодых, политически и социально неискушенных людей, некоторые из них, к сожалению, оказываются за решеткой.

Несколько раз и сам Лимонов забывался и переходил дозволенную черту. Первый раз это произошло осенью 1996 г., когда он не понял расклад при очередной кремлевской интриге и стал публично поносить генерала А. Лебедя. В тот критический момент церемониться с провокатором было некогда: его избили прямо у штаб-квартиры НБП. Лимонов сделал «правильные выводы» и надолго присмирел.

Второй раз «промашка» произошла в 2001 г. Скандальный поэт должен был скомпрометировать идею присоединения к России русских областей Казахстана, где русских живет больше, чем казахов, а северные области почти сплошь русские. Провокатор Лимонов закупил оружие, наладил связи с уральским и семипалатинским казачеством. Фактически предполагалось устроить «вооруженное восстание» и провозгласить «Русскую автономную республику». Однако казахские и российские органы решили довести провокацию до логического конца, и тем самым заработать себе повышение и награды. А потому Лимонов оказался крайним и сел в тюрьму. Его заключение было недолгим и комфортным. Будучи заключенным, он написал и издал несколько книг, сменил образ провокатора и гомосексуалиста на образ «истинного борца», отрастил бородку «а ля Троцкий» и снова взялся за «карнавализацию действительности».

Финансирование Лимонова накануне президентских выборов было бесперебойным, ведь подобные типы оказываются очень удобным инструментом для перелопачивания политической грязи. Политические взгляды «Эдички» выглядят такой же лубочной карикатурой, как и вся его предыдущая жизнь: «У нас будет континентальная империя от Владивостока до Гибралтара. Тотальное государство… Россия не будет включена в мировую экономическую систему… Будет создан русский социализм. В нем будут частные предприятия (5 чел.), коллективные (55), находящиеся в региональной собственности (555), в государственной (5555). Земля будет принадлежать только государству. Вообще оно будет владеть всем. У него можно будет брать кое-что в аренду. Культура будет расти, как дикое дерево. Науки — финансироваться из бюджета страны… Русские капиталы вернутся из-за границы, а преступности просто не будет совсем. Кто был ничем, тот станет Дзержинским, Геббельсом, Молотовым, Ворошиловым, Чиано, Герингом, Жуковым. Россия вся будет принадлежать нам. В своих и во всех прочих рядах будут производиться чистки, чтобы не допустить вырождения правящей верхушки» (из интервью «Независимой газете» 23 мая 1996 г.).

ЛУЖКОВ Юрий Михайлович — мэр Москвы.

Родился 21 сентября 1936 г. в Москве. Отец — Михаил Андреевич Лужков, столяр по профессии, работал на нефтебазе. Мать — Анна Петровна Лужкова. В 1953–58 гг. учился в Московском институте нефтегазовой и химической промышленности им. Губкина. Во время учебы подрабатывал дворником, разгружал вагоны. Занимался спортом, получил 2-й разряд по гимнастике. За работу после 3-го курса в студенческом отряде на целине получил знак «За освоение целинных земель».

В 1958–63 гг. работал по распределению в НИИ пластических масс научным сотрудником, руководителем группы, зам. заведующего лабораторией автоматизации технологических процессов. В 1964 г. перешел на работу в Министерство химической промышленности СССР (МХП).

В 1968 г. Лужков вступил в КПСС, оставался ее членом до 1991 г. В 1974–80 гг. — директор опытноконструкторского бюро по автоматике при МХП. В 1980 г. назначен ген. директором научно-производственного объединения «Нефтехимавтоматика». В 1975 г. избран народным депутатом Бабушкинского районного совета Москвы, а в 1977–90 гг. был депутатом Моссовета. В 1986 г. вернулся в МХП, до 1987 г. был начальником управления по науке и технике и членом министерской коллегии.

В 1987–90 гг. — депутат Верховного совета РСФСР 11 созыва. В 1987 г. Лужков перешел из министерства в городские органы исполнительной власти. По протекции первого секретаря городского комитета КПСС Б. Ельцина занял пост первого заместителя председателя Мосгорисполкома, одновременно был назначен председателем Московского городского агропромышленного комитета. Выступал против привлечения горожан на базы и сельхозработы. С 1987 г. руководил городской комиссией по кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.