Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КАПИТАЛИЗМ(от лат. capitale— деньги, приносящие процент) — тип общества, основанный на частной собственности и рыночной экономике. 4 страница






Те государства и правительства, которые верят в риторику «свободного рынка», всерьез отказываются от протекционистских мер и начинают играть по правилам свободной торговли там, где все играют без правил. В итоге такая страна теряет внутренние рынки, уничтожает собственных производителей, набирает кредиты, теряет политическую независимость, за что получает похвалы как «самая свободная и демократичная». На самом деле, чтобы быть конкурентоспособным, надо использовать все возможности, которые имеются в распоряжении. У кого-то дешевая рабочая сила, а у кого-то дармовая энергия, у кого-то возможность силового и политического давления.

Если сегодня кто-то требует, чтобы Россия перестала помогать своим предприятиям, повысив на внутреннем рынке «несправедливо низкие» тарифы на энергию, то это выпад в конкурентной борьбе. Ведь с тем же успехом можно, борясь за права человека, требовать от Китая, чтобы рабочие на заводах получали по 5 тыс. долларов в месяц, как в США, и тогда вся китайская экономика будет неконкурентоспособной.

Но самое главное, есть еще один аспект. Конкуренция — это только одна из стадий рынка. Как правило, рынок начинается и заканчивается монополией. Если появляется новый товар или услуга, то никто еще не соревнуется, не конкурирует и не успевает принять никаких протекционистских мер, новатор пользуется этим и получает монопольную прибыль. Потом, на стадии конкуренции, кто-то оказывается эффективнее и в итоге завладевает всем рынком (как правило, все традиционные рынки монополизированы 2–3 субъектами), так как остальные разоряются. Они опять получают почти монопольную прибыль.

Таким образом, можно говорить о трех видах конкурентоспособности. Первый состоит в умении предлагать инновации и получать прибыль до того, как началась собственно конкурентная борьба. Второй тип конкурентоспособности состоит в умении перехватывать инициативы, находить уже существующие инновации и за счет качества, низких издержек производства, развитого маркетинга и проч. захватывать большую долю рынка. И, наконец, третий тип конкурентоспособности состоит в умении удерживать победу, в возможности диктовать свои правила игры на данном рынке неэкономическими либо псевдоэкономическими методами. Например, через установление стандартов, законов, барьеров, правил, принуждение к определенным параметрам производства, потребления, распределения и проч. Идеальная конкурентоспособность — это конкурентоспособность во всех трех смыслах.

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservare — сохранять) — идеологический феномен, наряду с либерализмом и социализмом представляет собой одну из идеологий эпохи Просвещения и буржуазных революций.

В XVII–XVIII вв. идейная борьба разворачивалась между теми, кто отстаивал феодальные порядки — церковь, государство, деревенскую простую жизнь, семью и проч. (консерваторы), и теми, кто выступал за науку и технику, промышленность, город, свободу слова, институты гражданского общества, равные избирательные права всем видам меньшинств, предпринимательство без границ (либералы).

Именно в XVIII в. складывается новая концепция истории как освобождения человека. Либерализм, определяющий сущность человека как свободу, требует освобождения от прошлого, традиций, которые интерпретируются как оковы и рабство. Консерватизм, наоборот, предполагает проведение некой охранительной политики.

«Контрреволюционер», «реакционер», «консерватор» — так либералы клеймили тех, кто не разделял их ценностей. Эти характеристики должны были показать, что консерватизм — идеология торможения прогресса и не несет в себе никакой позитивной программы. Например, в слове «реакционер» присутствует семантика «вторичности», т. к. реакционер — это тот, кто реагирует на действия другого.

Кто такой консерватор? Это тот, кто всего лишь консервирует, сохраняет, однако никакого движения вперед он не предполагает. Тогда как каждое следующее поколение считало себя более свободным и прогрессивным, чем предыдущее, то, соответственно, все прошлое объявлялось реакционным и консервативным. Однако наступил момент, когда либеральные идеи в результате безудержной гонки за миражом прогресса оказались запятнаны кровью миллионов людей. Тогда симпатии усталого от революций и бесконечных изменений общества вернулись к тем, кто был назван консерваторами.

Консервативные идеи развивали Э. Берк (1729–1797), Ж. де Местр (1753–1821) и Л. де Бональд (1754–1840). В их трудах концепция истории представляет собой перевернутую теорию прогресса, удачно по

Консерватизм

К

догнанную под некоторые интерпретации христианской истории: мир движется к апокалипсису, любое изменение есть изменение к худшему, следовательно, нужно избегать изменений, ибо противостояние изменениям (консервация) — благо. Те же изменения, которые можно признать полезными, необходимыми, должны вводиться плавно, эволюционно, но никак не революционно.

Основные положения консерватизма таковы:

1. Основа общества — религия. Человек — существо по своей природе религиозное, следовательно, для него естественно религиозное смирение и самовоспитание, нежели политическая и общественная деятельность.

2. Общество — продукт истории, а не конструирования. Нет никаких «общественных договоров». Политические институты накапливают знания многих поколений столетиями, что определяет уважительное отношение к ним. Все изменения нужно осуществлять предельно осторожно.

3. В общественной жизни имеет значение не только разум людей, но и их привычки. Поэтому общественная и государственная жизнь во многом опирается на предубеждения и опыт, т. е. на то, что появляется раньше убеждений и имеет инстинктивный, а не рациональный характер. Именно в привычках концентрируется правда, проверенная временем и опытом поколений.

4. Общество значит больше индивида, а потому права личности связаны с ее обязанностями. Поскольку человеческая природа, а не общественное устройство, является носителем зла, то все планы и попытки построить идеальное общество безосновательны и бесполезны. Гораздо полезнее воспитывать человека.

5. Общество — это в первую очередь иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Равенства не существует, неравенство естественно и необходимо, т. к. благодаря неравенству общество становится управляемым и упорядоченным. Каждому даруются разные таланты, и именно

это обусловливает творческий процесс, создание всех достижений мирового искусства и культуры. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе.

6. Проверенные жизнью, сложившиеся формы общественного устройства и государственного управления предпочтительнее новых, рискованных проектов. Невозможно уничтожить все недостатки. Стремления же победить всякую несправедливость, как правило, заканчиваются еще большими бедами и злом. Общество можно улучшать лишь в рамках уже существующего.

Консерваторами — сторонниками этих идей в России были, например, Николай I, Александр III, граф С. Уваров, К. Победоносцев, К. Леонтьев. Однако эта аристократическая трактовка консерватизма оставляет нерешенным вопрос, почему консерватизм существует до сих пор, когда социальные слои, поддерживавшие эту идеологию, давно ушли в прошлое?

На самом деле правильнее рассматривать консерватизм не как «идеологию феодального дворянства и клерикальных кругов», а как современный феномен, поскольку он имеет общее для эпохи Просвещения убеждение, что сущность человека есть свобода.

Либерал говорит, что свободный свободен от прошлого, а консерватор возражает: нельзя бездумно уничтожать прошлое, т. к. оно было порождением человеческой свободы.

Либерал говорит, что свободный человек не будет поклоняться никакому высшему существу, а консерватор возражает: Бог мыслится нами как абсолютно свободная сущность, значит, истинный либерал должен верить в Бога.

Либерал говорит, что свободный человек превыше государства, а консерватор возражает: только в государстве и гарантируется свобода отдельных людей, оно возникло для защиты свободы одного, развивалось далее для защиты свободы некоторых и сегодня служит защите прав и свободы всех. Значит, истинный либерал должен быть государственником.

Также проявлением свободы является и собственность — она проявление воли и власти человека как свободного существа над вещью природы. Значит, истинный либерал должен быть за собственность, против всяких социализмов и коммунизмов.

Вся предшествующая история тоже порождение свободы, а значит воевать с историей — это воевать со свободой. В ходе истории человек показал, на что он способен: были беспримерные подвиги, были низость, предательство и рабство, был великий террор, было великое благоденствие, был хаос, но был и порядок. Ничего нового человек уже не создаст, а значит просто надо обобщить и упорядочить все проявления свободы, а затем сознательно их использовать во всех сферах общественной и государственной жизни.

На основании этих положений были попытки представить консерватизм как некий вневременной феномен, утверждающий вечные ценности типа порядка, равновесия, постоянства. Дескать, консервативные убеждения высказывали такие исторические личности как Лао-цзы, Конфуций, Платон, Аристотель, Гуго Гроций и др. Этой консервативной линии в истории философской мысли соответственно противопоставляется «революционное генеалогическое древо». Тем не менее, очевидно, что консерватизм все равно остается в подчиненном положении у либерализма. Ведь именно новаторы творят историю: они создают то, что потом, уже позже, сохраняют консерваторы.

В общественном сознании стало обычным представление, что в молодости человеку свойственно быть либералом, а в старости консерватором. Консерватор отличается трезвым, взвешенным отношением к жизни. Действительность для консерватора более значима, чем гипотетическая возможность, близкое — более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего.

Конституция

Выбор между традициями и нововведениями консерватор сделает в пользу традиций. И даже если консерватор согласен с тем, что свобода является «самой существенной сущностью человека», а историю делают разные революционеры, то он будет утверждать, что якорь не менее важен не корабле, чем парус, а тормоз в машине — чем газ… Этого либерального течения в консерватизме придерживались М. Сперанский и О. фон Бисмарк, Г. В. Ф. Гегель и П. Столыпин, а XX в. — М. Ататюрк и У. Черчилль, Ш. де Голль и К. Аденауэр.

После Первой мировой войны консерватизм, долгое время уступавший в европейской интеллектуальной моде социализму и коммунизму, вновь стал популярен. Он проявился в наиболее радикальных формах традиционализма и неоязычества (Ф. Ницше, Л. Клагес, О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, Э. Юнгер, М. Хайдеггер), антисемитизма и фашизма (А. Гит лер, Б. Муссолини, А. Розенберг, А. Боймлер, Э. Крик, К Шмитт, Дж. Джентиле). Вдумчивое и осторожное отношение к новому усугубилось до его полного отрицания и углубления в традицию вплоть до язычества. Соответственно, прежним политическим категориям стали противопоставлять понятия, свойственные общинно-родовому мышлению. Так в фашизме вся история представляется через призму борьбы арийских и семитских рас за выживание.

Консерватизм очень быстро вытеснил либерализм как главного противника социализма и коммунизма, которые рассматривались как порождения евреев, которые якобы захватили идеологическую, финансовую и медийную власть над миром. Это столкновение левой и правой идеологий кончилось Второй мировой войной, которая характеризуется самыми масштабными жертвами в истории и невиданным раннее геноцидом.

Однако после Второй мировой войны консерватизм опять оказыва ется забыт. Он возрождается в новых формах, в частности, в неоконсерватизме, в трудах и деятельности Г.-К. Кальтенбрунера, Лео Страуса, С. Хантингтона, в политической практике Р. Рейгана, М. Тэтчер, Г. Коля, Дж. Буша-ст. и Дж. Буша мл., П. Бьюкенена и др.

Неоконсерватизм сочетает в себе приверженность свободному рынку и революционные методы насаждения своего порядка, государственный, религиозный мессианский патриотизм и геополитический подход. Сегодня к консервативным политическим силам относят республиканскую партию США, консервативную партию в Великобритании, французских голистов и партию Лепена, партию «Вперед, Италия» в Италии, ХДС/ХСС в Германии, ЛДПр в Японии, ЛДПР и в значительной мере «Единую Россию» в России.

КОНСТИТУЦИЯ — основной закон государства, первичный по отношению к другим законодательным актам и служащий источником правовых норм.

В конституции определены основы государственного строя, обозначены полномочия органов власти различных уровней, сформулированы права и обязанности граждан государства. Большинство из ныне действующих в мире конституций соответствует международным правовым нормам, зафиксированным в документах ООН, других наднациональных организаций.

Устав ООН, подписанный странами-участниками на учредительной конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., является своеобразной конституцией мирового сообщества и одним из основных источников международного права.

Есть страны, где отсутствуют конституции. Это абсолютные монархии, например, на Аравийском п-ове или Великобритания, где до сих пор источником права является историческая традиция и юридический прецедент.

Одной из первых конституций в мире в современном понимании этого слова является Конституция США. 4 июля 1776 г. II Континентальный конгресс бывших британских колоний в Северной Америке, вступивших в войну с метрополией, утвердил Декларацию независимости, написанную Т. Джефферсоном. В ней обосновывались основанные на «естественном праве» принципы демократического правления, главным из которых провозглашалась воля народа, избирающего власть, призванную защищать интересы каждого гражданина. Эти принципы легли в основу Конституции Соединенных Штатов, выработанную конвентом в Филадельфии, который открылся 25 мая 1787 г. По инициативе Дж. Вашингтона были приняты первые 10 поправок к Конституции, названные «Биллем о правах», законодательно закрепившим демократические свободы.

С точки зрения современного права это достаточно архаичный документ, в ст. 1 закрепляющий право на свободу слова и свободу совести, а в ст. 2 — «право народа хранить и носить оружие», т. е. право молиться каким угодно богам и в кого угодно стрелять. С другой стороны, впервые в юридической практике были законодательно закреплены и обязательства гражданина в отношении государства.

Эта норма нашла выражение и в законотворчестве других стран. Особенно ярко это проявилось во время Великой Французской революции. Один из ее вождей, журналист Ж.-П. Марат, в период парламент ских дискуссий о будущем устройстве Франции в Национальном учредительном собрании написал брошюру «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина», которая повлияла на принятие законодателями «Декларации прав человека и гражданина», ставшей, по сути дела, Конституцией Франции на ближайшие годы.

Конституции США, Франции и ряда других государств, которые легли в основу международного права, возникли не на пустом месте. С глубокой древности во всех государствах существовали зафиксированные в письменной форме законы и неписаные, существующие в устной традиции, нормы. Среди них, например, «Законы Хам

Конституция

К

мурапи» в Междуречье, «Законы Ману» в Индии, «Законы 12 таблиц» в Древнем Риме, «Салическая правда» у франков и «Русская правда» в Древней Руси времен Ярослава Мудрого. Для религиозных евреев Талмуд до сих пор является основным законом жизни, который определяет не только особенности отправления культа, но и правила экономической и юриди ческой деятельности иудеев (см. Иудаизм). Нормы шариата для последо вателей ислама также не ограничиваются только богословскими и ритуальными аспектами, влияя на принятие государственных решений и являясь источниками права, а в ряде стран шариат заменяет собой конституцию и прочие правовые акты.

Однако, ни фетвы мусульманских улемов, ни вердикты раввинов, ни «варварские правды», ни кодексы древних восточных деспотий так и не стали базой для формирования международного права и прообразами будущих конституций. Поэтому, когда речь идет об основном законе любой страны, подразумевается продукт права, рожденный исключительно западной цивилизацией.

На самом деле принцип личной свободы, прав человека — не более чем юридическое обоснование частной собственности, которая в большинстве конституций мира провозглашается одной из основ общества. Именно поэтому в странах, не входящих в западное сообщество — монархиях Востока, бывшем Советском Союзе и странах социалистического лагеря — конституции либо вовсе отсутствовали, либо носили принципиально иной характер, нежели конституции буржуазных государств — Америки, Франции, Германии и т. д.

Даже в Российской империи, в ко торой никогда не ставился под сомнение сам принцип частной собственности, конституционно это так и не получило достаточного оформления. Конституция так и не была принята ни при Александре II, хотя проект ее был подготовлен, ни при последнем русском императоре Николае II. После опубликования манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего переход к конституционной монархии, 23 апреля 1906 г. царь утвердил Свод основных государственных законов. Но и это не стало Конституцией в классическом смысле. Принятые после победы в октябре 1917 г. большевиками Конституции РСФСР (1919), СССР (1924, 1936, 1977), гарантируя права и свободы, провозглашали приоритет общественной (социалистической, коллективной) собственности.

После событий августа 1991 — октября 1993 гг. в России была принята ныне действующая Конституция, при написании которой были взяты за образец основные законы Франции и США. Одобренный Конституционным совещанием проект Основного закона Российской Федерации был вынесен на всенародное голосование. За проект проголосовали 58, 4% от числа принявших участие в референдуме — более трети от общего количества имеющих право голосовать. В этот день, 12 декабря 1993 г., прекратила свое действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г. Согласно действующему Основному Закону, Российская Федерация — «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а носителем и источником суверенитета является его народ.

Россия по Конституции является социальным и светским государством. В Конституции РФ зафиксирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшими органами государственной власти в стране являются Президент, Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство, судеб ные органы. В регионах (субъектах Федерации — республиках, краях, областях, автономных округах) — образуемые на местах органы власти, включая и органы местного самоуправления.

Россия — президентская республика. Согласно Основному закону глава государства обладает самыми широкими полномочиями, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства и является гарантом Конституции. Правительство РФ осуществляет функции исполнительной власти. Нижняя палата Федерального собрания РФ — Государственная Дума — разрабатывает федеральные законы, которые затем, после утверждения их верхней палатой — Советом Федерации (сенатом), состоящим из представителей регионов, поступают на подпись президенту.

В структуру судебной власти в стране входят Конституционный суд РФ, рассматривающий дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов представительной и исполнительной власти любых уровней, а также международных договоров, участниками которых является Российская Федерация. Высшей судебной инстанцией для рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел является Верховный суд РФ. Экономические споры разрешает Высший арбитражный суд РФ.

В действующей Конституции впервые в истории российского законодательства закреплено право граждан страны на ведение предпринимательской деятельности на основе признания частной собственности. Социальные гарантии, включая и право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, декларируются, но обеспечение их возложено на государственные и муниципальные учреждения.

Пятая по счету в российской истории Конституция уже сыграла свою роль в консолидации общества. Главным показателем ее результативности является не юридическая чистота понятий, заложенных в ней, и соответствие реалиям российской действительности и общественным ожиданиям, а стабильность.

Несмотря на определенное несовершенство, свойственное, впрочем, всем конституциям разных стран мира, Конституция РФ является важнейшим стабилизирующим фактором современной России.

Космос

К

КОСМОС (от греч. kosmos — украшение, порядок, мир) — синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, и дальний космос — мир звезд и галактик.

Всего лишь 100 лет назад, в эпоху торжества материального интереса, безграничное, никому не принадлежащее околоземное пространство интересовало с точки зрения реального приложения усилий человечества лишь редких мечтателей.

Русский мыслитель Н. Федоров, первым в мире разрабатывая «философию общего дела», надеялся, что уже в обозримым будущем наука изменится принципиально — от кабинетных опытов к «экспериментам в масштабах космоса». Его идеи были развиты К. Циолковским, первым сделавшим расчеты по выходу в околоземное пространство.

Первые инженерные шаги к покорению космоса начали делаться еще в 1920–30-е гг., когда в СССР, США и Германии начались работы по созданию стратостатов и ракетных двигателей. Так, именно в созданном в 1933 г. Реактивном научно-исследовательском институте («Центр Келдыша») в 1938–40 гг. была разработана первая реактивная система залпового огня БМ-13, вошедшая в историю под названием гвардейского миномета «Катюша». А на германской базе Пенемюнде под руководством В. фон Брауна в начале 1940-х гг. была создана первая баллистическая ракета ФАУ-2, впоследствии ставшая прототипом «изделия № 1», разрабатывавшегося в НИИ-88 под руководством С. Королева.

1950-е гг. стали для советской космической и оборонной промышленности поистине триумфальными. В 1955 г. СССР объявил о своем решении запустить спутник в течение двух лет. В США всерьез намерение советских ракетчиков не восприняли: американцы считали, что успехи в области высоких технологий возможны лишь в условиях демократии, которую характеризует свобод ная конкуренция идей. Однако уже в течение двух следующих лет было доказано обратное: 4 октября 1957 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. А 3 ноября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире спутник с живым существом (собакой) на борту.

Американская газета «Дейли ньюс» в те дни писала: «Сейчас мы выглядим довольно глупо со всем нашим пропагандистским визгом, когда мы утверждали на весь мир, что русские плетутся где-то в хвосте в области научных достижений».

Однако президент США Д. Эйзенхауэр поначалу не осознал значения этого события, а его помощник по особым поручениям К. Рэнделл попросту назвал спутник «дурацкой безделушкой в космосе». Он с пренебрежением сравнивал его с основными достижениями Америки, в первую очередь — с американскими супермаркетами в югославском городе Загребе. Заволноваться администрацию Эйзенхауэра заставило лишь заявление Н. Хрущева, что спутник был запущен межкон тинентальной ракетой, которая может быть «с точностью направлена в любую точку земного шара».

Американцы в срочном порядке форсировали работы над собственным спутником, успешный запуск которого состоялся в 1958 г. Разработчиком спутника был В. фон Браун. В 1958 г. вышла директива Совета национальной безопасности «Предварительный вариант политики США в отношении космического пространства», которая гласила, что космическая техника должна содействовать достижению военно-стратегических целей страны.

В США начала внедряться аналогичная советской система подготовки кадров, поскольку запуск спутника американцы посчитали прямым следствием всеобщей технической грамотности русских. В 1958 г. было создано НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) для централизации космических исследований («побочного продукта» институтов — разработчиков новых видов ядерного оружия).

Но 12 апреля 1961 г. СССР нанес новый удар по репутации американцев. На околоземную орбиту был выведен первый в мире пилотируемый космический корабль. На следующий день, поздравляя Ю. Гагарина, Хрущев, рассмеявшись, сказал: «Пусть теперь капиталистические страны попробуют угнаться за нашей страной!».

А в это время США поразил скандал. На вопрос журналиста, что администрация думает о полете Гагарина, сотрудник Белого дома заявил, что «сейчас 3 часа ночи, все спят, придурок!». На следующий день первые полосы газет вышли с заголовками: «Пока Америка спала, русский первым оказался в космосе!».

СССР в одночасье стал самой модной страной мира. Сотни миллионов мальчишек повесили на стены своих комнат портреты Гагарина. Целые государства меняли ориентацию с капиталистической на социалистическую. В мировой элите тех лет быть «интеллектуалом» и быть «левым» значило одно и то же.

Президент США Дж. Кеннеди в бешенстве потребовал от своих советников подготовить «любую программу, независимо от расходов», которая бы предоставила США реальный шанс побить Советы в космосе. Конгресс США одобрил предложение В. фон Брауна отправить на Луну («при условии обеспечения возврата») американских граждан: само это событие — человек на Луне — представлялось таким простым для понимания, что должно было стать гвоздем программы на мировой сцене.

Однако СССР было уже не догнать. В 1965 г. в СССР был запущен первый спутник связи «Молния-1», в этом же году Е. Леонов впервые вышел в открытый космос. В 1966 г. совершена первая мягкая посадка на Луну (станция «Луна-9»), в 1970 г. — на Венеру (спускаемый аппарат «Венера-7»), а в 1971 г. — на Марс (АМС «Марс-3»). В условиях секретности СССР готовил и проект пило

Космос

К

тируемой экспедиции на Луну, однако впервые на ее поверхность высадились американцы.

20 июля 1969 г. первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал Н. Армстронг. До 1972 г. НАСА успела отправить на Луну еще 5 пилотируемых экспедиций. Необходимо заметить, что в последние годы все чаще звучат сомнения в реальности лунной экспедиции американцев. Аргументы в пользу «голливудского» происхождения киноархива «Аполлона-11» приводят как специалисты по кинематографическим спецэффектам, так и физики, химики, астрономы. Американцам нужна была гарантированная победа, а любая неудача в таком проекте была бы несмываемым позором. Гарантии могли возникнуть, только если реальная высадка будет кинематографически фальсифицирована. Самое интересное, что НАСА буквально в 2006 г. заявило, что из хранилищ «пропали» все вещественные доказательства экспедиции и съемки, а есть только «копии».

Соперничающие в космосе СССР и США вели свои разработки практически параллельно, но разными путями. В 1971 г. в СССР была запущена первая пилотируемая орбитальная станция «Салют», а в 1973 г. на орбиту была выведена перваяя американская орбитальная станция «Скайлэб». В 1972 г. НАСА приступила к разработке кораблей многоразового использования, или «челноков» («шаттлов»), которые бы позволили возвращать спутники с орбиты, осуществлять ремонт спутников в космосе, выводить в космос ядерное оружие.

Это стало основным направлением американской астронавтики, направлением тупиковым. «Челноки» после перелетов все равно приходилось каждый раз капитально ремонтировать, так что это мало чем отличалось от строительства новых кораблей. Зато русские могли находиться на орбитальных станциях многие месяцы и годы, проводить длительные эксперименты, получая уникальный опыт, недоступный американским экипажам, летающим на несколько суток.

Все рекорды по длительности пребывания в космосе принадлежат советским космонавтам, и они не побиты до сих пор. Первой женщиной в космосе также была гражданка СССР — В. Терешкова.

За годы космической эры наука и техника развивались с небывалой динамичностью. Объем знаний, полученных по результатам космической деятельности, сравним с накопленным человечеством за предшествующие столетия. Поведение клеток организмов в условиях невесомости, химические реакции в «идеальных» чистых условиях космоса протекают иначе, чем на Земле, и это позволяет иначе глядеть на природу многих процессов. Но нужно отметить, что практически изначально советская космонавтика и американская астронавтика развивались как военные отрасли, и программ по «мирному космосу» было немного. Именно наличие собственных программ в освоении космоса, возможность выводить на орбиту военные спутники и пилотируемые корабли и обеспечивали США и СССР титул сверхдержав.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.