Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библейские основы наставничества






Наставничество должно находиться в центре церковной жизни, поскольку заповеданным " продуктом" церкви является плодоносный верующий, названный учеником. Христово повеление воспитывать учеников и есть тот библейский наказ, о котором мы говорим в этой книге. Речь идет о хорошо знакомых словах Иисуса из Евангелия от Матфея (28: 18–20).

Этот фрагмент Священного Писания поясняет четыре других отрывка, имеющих отношение к Великому поручению. Ни один евангельский верующий не станет оспаривать важность Великого поручения. Это поручение не снимается с повестки дня церкви. В отношении существа миссии Церкви не должно быть никаких недоразумений. Долг ее - возвестить Благую весть, евангелизировать мир, заселить небо. Последние и наиболее важные слова Христа об основной задаче церкви находятся в центре ее служения.

Заявления Христа, сделанные после Воскресения, находим в Ин. 20: 21: "...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас"; Мк. 16: 15–16: "...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет"; Лк. 24: 47–48: "...И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему"; Деян. 1: 8: "...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".

Из всех четырех напутствий можно вывести одно: " Идите повсюду и благовествуйте каждому. Служите в силе Духа, утверждая дело Божье знамениями и чудесами силы Божьей. Каждому возвещайте лично. Начните со своего дома и благовествуйте всюду по всему свету".

Скажем, вы заявили армии начинающих строителей-подрядчиков: " Начинайте строить дома; эти дома должны быть необычными, достойными награды; финансировать их строительство я намерен так-то и так-то; стройте их по всему миру". Не забудьте, однако, что этим строителям-подрядчикам в деталях о вашем поручении известно мало. Им нужно более полное описание, если угодно, техническое задание на продукцию. Им также не обойтись без технологии домостроительства, иначе говоря, методологии. Вот почему текст Евангелия от Матфея (28: 18–20) столь важен для понимания сути Великого поручения. Это место Священного Писания дает наметки, подходы и методологию исполнения заповеди Христовой:

"...дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века".

Текст приглашает совершить три важных дела - идти, крестить и научить. Идите (в английском тексте going) - это согласованное причастие в обстоятельственном значении, которое можно понять как " идя". Повеление в этом контексте не надо воспринимать как " вам надо идти"; Христос предполагает, что ученики и так осознают, что евангелизация мира сего не для домоседов.

Стало быть, это служение - для всех нас, идущих дорогой жизни, при этом неважно, путешествуем мы или ведем оседлый образ жизни. Заметьте, однако, что Бог намечает использовать нас в Иудее, Самарии и до края земли, значит, отправиться в путешествие кому-то из нас все же придется.

Если слово идите (going) - это согласованное причастие в обстоятельственном значении, то слова крестя (baptizing) и уча (teaching) значительно более весомы в аспекте экзегетики. Они выражают здесь главное содержание. Квалифицированная и дополнительная работа вкупе с заповеданной и есть то, что названо словами крестя и уча. Во время крещения новообращенные исповедуют веру, причем обязательно принародно. Публичное и наглядное, по заповеди, подтверждение новой жизни - вот назначение водного крещения.

Учить других послушанию всегда было важно в христианстве. В этой связи следует подчеркнуть, что обучение послушанию - это наиболее значительная составная часть осмысленного существования христиан. Крестить и учить народ послушанию - вот расширенное описание Великого поручения. Подробнее об этом - чуть позже.

Императивное повеление текста - научить (букв. делать учеников). Таков догмат о всемирной евангелизации и методология, необходимая всемирному служению для репродукции и преумножения. Великое поручение без преумножения означает полный паралич евангелизации. Конкретная заповедь Иисуса - воспитывать учеников - определила собой " продукцию" церкви.

Иисус не говорит: " Мне нужны новообращенные" или " Мне нужны христиане". Новообращенные или христиане не обязательно отождествляются с репродукцией. Многие христиане бывают духовно бесплодны; многие не несут дальше Благую весть. Подготовленные ученики - это прежде всего духовно здоровые и богобоязненные ученики; далее они репродуцируются, а некоторые из них становятся наставниками, что в конечном итоге приводит к преумножению. Стало быть, ученики разрешают глубокий кризис церкви. Наставничество производит качественный " продукт" и плодоносную рабочую силу. Таков замысел Божий в отношении церкви.

Ученик - это " продукт"; крещение и обучение послушанию - это как бы параметры этого продукта. Вначале посредством крещения ученик публично свидетельствует о Христе, затем, в процессе обучения, повинуется ближним. Он дает наставлять себя; он понимает достоинство ответственности. Он посвящает себя познанию. Не бывает наставничества без подотчетности. В гл. 4 имеется два раздела, которые целиком посвящены воспроизводству и подотчетности, так что здесь я не буду стучаться в открытую дверь, доказывая очевидное.

Если мы хотим исполнять Великое поручение, нельзя не принимать во внимание поступательности процесса воспитания учеников. Чтобы иметь наставление, надо иметь подотчетность, иначе человеку не научиться послушанию. Воспроизводиться станет только тот, кто ответственно учится. Из среды ответственных учеников затем выходят будущие руководители, наделенные особыми дарами; эти люди - становой хребет всякой церкви. Они, в свою очередь, создают ту среду, без которой не бывает наставничества и преумножения. В итоге церковь начинает расти по всем показателям. Воспитание учеников - это средоточие церкви, так как оно является сутью Великого поручения.

Послушная церковь

Слова Христа: "...уча их соблюдать все, что Я повелел вам..." относятся к Великому поручению. Учить церковь быть послушной Великому поручению абсолютно необходимо, но этим делом пренебрегают. Если же церковь не исполняет Великого поручения, послушна ли такая церковь Богу? Никак. Решительная преданность Великому поручению - главное в этом повелении Христовом. Но что это тогда значит - исполнять Великое поручение?

Первый элемент послушания - это планомерные усилия с тем, чтобы понять, что такое ученик, затем " производство" учеников с помощью разных средств, имеющихся в церкви. В этой книге как раз и говорится о широком спектре средств доведения начатого дела до конца. Нельзя поступиться одним - планомерными усилиями. Другим элементом послушания Великому поручению выступает преданность делу репродукции. Свидетельством такой преданности является подготовка людей к благовестию: необходимо показывать им, как это делается, делать это вместе с ними, а затем доверять им делать это самим. Формирование общественных ожиданий и организация учебы для удовлетворения сформированных ожиданий, при условии, что организаторы подходят к этому ответственно, - это и есть проявления подлинной преданности делу репродукции.

Третий элемент послушания - это преданность делу преумножения. Свидетельство подобной преданности можно наблюдать в избрании талантливых руководителей для воспитания из них наставников. Речь идет о специальной подготовке с целью обучения руководителей формированию благоприятной обстановки, в которой они подготавливали бы учеников группами. Избранных учат заниматься с группами роста и готовить наставников из числа других одаренных учеников. Отсюда, из этого резерва, отбираются пасторы, миссионеры, основатели новых общин и другие ключевые фигуры.

Послушание Великому поручению зависит от трех параметров: 1) наличия плана определения и подготовки учеников; 2) преданности делу репродукции путем обучения евангелизации при ответственном подходе к делу; и 3) преданность делу преумножения с помощью специальной подготовки руководителей-наставников. Вот три основных элемента послушания Великому поручению; все, что меньше, - заблуждение.

Ученики больше новообращенных?

Иисус заповедал воспитывать учеников. Ученики - это народ Божий, который, во-первых, угождает Господу, и, во-вторых, благовествует. Стало быть, четкое отождествление себя с учениками является императивным. Церковь должна прежде всего понять, что такое ученик и каков его долг. Парадокс церкви состоит в том, что мы сорим словом ученик направо и налево, но очень часто и в разных ситуациях не даем этому понятию никакого определения. Это можно сравнить с обувной фабрикой, которая, предположим, выпускает продукцию без каких бы то ни было требований. Интересно, что за продукт сойдет со сборочного конвейера?

Очевидно, что определение понятия ученик только кажется простым. И в самом деле, является ли ученик младенцем во Христе, только верующим, исповедующим Христа своим единственным Спасителем? А может быть, ученик - это не просто христианин, а плодоносный, приобретающий новых учеников верующий, о котором говорит Иисус в других местах Священного Писания? Или же учеником можно назвать только того, кто всецело предан служению, каким его изображает Иисус в Евангелии от Луки (14: 25–35), когда ценою следования за Ним является отрешение от всего - от имущества, самого себя и семьи?

Учениками рождаются или становятся?

Если учениками рождаются, а не становятся, то соответствовать последнему определению и удовлетворять требованиям, предъявленным Иисусом, следует с момента духовного возрождения. Эти свойства не могут вызревать, а должны присутствовать в ученике уже в зародыше. Итак, пребывать в Иисусе, слушать Его, приносить достойный плод, прославляя Бога, радуясь и любя друг друга, следует от начала возрожденной жизни (Ин. 15: 7–17). Иерархия ценностей учеников должна соответствовать описанной Иисусом в Евангелии от Луки (14: 25–35). Они должны преданно следовать за Христом, отрешившись ради Евангелия от всего (Лк. 9: 23–25).

Если учениками рождаются, а не становятся, тогда эти качества со временем разовьются в 100 процентах истинно возрожденных людей. Стало быть, всякий христианин должен быть духовно здравым последователем Христа, приобретающим новых учеников. Если же человек не соответствует портрету ученика, то его нельзя считать христианином.

Если учениками рождаются, а не становятся, тогда выходит, что в евангельских церквах преобладают нехристиане. По самым оптимистическим подсчетам в собрании евангельских христиан найдется не больше 25 процентов верующих, удовлетворяющих ученическим стандартам. Как было сказано выше, среди евангельских верующих, регулярно посещающих церковь, только 7 процентов прошли тот или иной курс евангельской подготовки и лишь 2 процента привели ко Иисусу Христу хотя бы одну душу. Согласно определению, ученики репродуцируются, когда благовествуют. Если принять богословское учение о том, что " учениками рождаются, а не становятся" и связать его с определением ученика, данным Иисусом, а затем рассмотреть объективные факты относительно современной евангельской церкви, то получатся тревожные результаты. По крайней мере 75 процентов евангельских верующих не являются подлинными христианами, поскольку они не соответствуют тому определению, которое дал ученику Христос.

Богословский догмат " Учениками рождаются, а не становятся" имеет множество вредных последствий. В некоторых местах это учение принимают, поскольку не ставят этот догмат в ряд с теми определениями, которые давал ученичеству Иисус. В этом ряду обнаружится, что это богословское учение есть, по сути дела, учение о спасении делами. Оно прибавляется к списку того, что требуется для спасения. Оказывается, в деле спасения нужна не только вера во Христа, но и полное соответствие портрету ученика. Пока ты не захочешь посвятить себя всемирной евангелизации, пока ты не станешь делателем на нивах, побелевших и поспевших к жатве, почитая все за сор в своей жизни, ты, согласно словам Иисуса, не можешь быть Его учеником (Лк. 14: 25–35); следовательно, тебе отказано в спасении.

Несмотря на то, что Священное Писание учит безусловному, решительному преобразованию, трансформации личности верующего после обретения спасения, оно не учит тому, что все верующие станут учениками, способными репродуцироваться. Как учит Священное Писание, зрелость во Христе является целью всякого христианина, однако ее нельзя считать признаком возрождения. Все тринадцать посланий апостола Павла достаточно ясно свидетельствуют о том, что церковь состоит из духовно несовершенных христиан, которые должны стать лучше. Наличие таких текстов, как 1 Послание к Коринфянам (3: 1–3) и Послание к Евреям (5: 11–13), говорит о том, что упрямые/плотские христиане все же считались христианами.

Конфронтация ученика новообращенного и ученика духовно зрелого, репродуцирующегося походит на ссору двух лысых из-за расчески. Конфронтация здесь не нужна, она - порождение плохой герменевтики. Проблема выросла из сопоставления определений на лексической основе, в попытке определить понятие ученик через этимологию без рассуждений о вещах более важных.

Другая ошибка - принятие по умолчанию того, что Иисус никогда не делал различия между понятиями ученик, верующий и новообращенный. Отсюда ошибочно полагают, что всякий раз, когда используется понятие ученик, оно употребляется в одном и том же смысле. Это слово является значительно более многозначным, чем допускает подобная герменевтика.

Лексическое определение слова mathetes (ученики) " всегда подразумевает существование личной преданности, которая формирует образ жизни человека, изображенного учеником, и которая, в сущности, не оставляет никаких сомнений в отношении того, кто является источником силы, определяющей развитие" (1). Заключение по статье Киттеля таково: ученик - это последователь, питомец, подопечный того или иного учителя; Платон, Иоанн Креститель, Иисус имели учеников. В каждом случае речь шла о союзе в высшей степени личном.

Далее Киттель подчеркивает, что mathetes - всегда последователи. Ученики не просто веруют; многие веруют во Христа, однако немногие следуют за Ним. Лишь единицы оставляют устроенный быт и становятся учениками. Заметьте, что до пяти сотен учеников следовало за Христом на взлете Его популярности. Ученики сознательно отдают свою жизнь Богу, чтобы приспособить свой образ жизни для послушания Христу; такие люди были особым племенем. Ученик был и есть человек конкретного дела и безграничной преданности.

Иисус характеризовал учеников как людей преданных и послушных. Они также добровольно страдали и трудились. Понятие mathetes в Евангелиях использовано главным образом для описания отношений между учениками Иисуса во время Его земного служения: двенадцать, семьдесят и пятьсот. Различные стороны контекста плюс лексические определения заставляют нас полагать, что ученик - это верный последователь Иисуса Христа. Ученик - это больше, чем просто верующий, ведь свою веру он подтверждает на деле.

В другом смысле употреблено слово mathetes в книге Деяний святых Апостолов. Киттель снова замечает: " Прежде всего следует отметить, что словом mathetes называют христиан только в некоторых местах книги, в частности, в Деян. 6: 1 – 21: 6. Христиан называют " верующими" или " братьями" вплоть до шестой главы (2). Употребление слова mathetes не является систематическим, например, оно не встречается в разделах книги, написанных от первого лица, за исключением 4 и 16 стиха главы 21". В частях книги, написанных от первого лица, непосредственно выступает ее автор, Лука (3).

В книге Деяний понятие mathetes указывает на христиан вообще, а не только на лично преданных последователей Христа. Сюда включаются все, кто не знал Иисуса лично; например, Тимофей был назван учеником. О печати ученика в книге Деяний говорится в 7 стихе главы 6, и печать эта - их покорность вере. Как сказано в книге Деяний (9: 26), Павел знал учеников. По ходу первого миссионерского путешествия Павел и Варнава проходили обратно города, в которых они благовествовали, укрепляя учеников, и рукополагали пресвитеров по церквам (Деян. 14: 21–24).

Иисусово определение понятия ученик

Важнейшим фактором в определении сущности ученика выступает учение Иисуса. Он наставлял учеников; Он говорил с ними, когда давал Великое поручение. Иисусово определение ученичества выше любого другого. Иисус определил понятие ученик, и следующие несколько страниц будут посвящены рассмотрению портрета ученика таким, каким его изобразил Иисус.

Кратко обобщить учение Иисуса относительно ученичества можно следующим образом. Ученик:

 

желает отринуть себя, берет крест свой и следует за Ним (Лк. 9: 23–25);

ради Христа отрешается от самого себя, своей семьи и владений (Лк. 14: 25–35);

пребывает в слове Его (Ин. 8: 31);

благовествует миру (Мф. 9: 36–38); любит ближних, как Христос возлюбил нас (Ин. 13: 34, 35);

пребывает во Христе, послушен Ему, приносит добрый плод, прославляет Бога, имеет радость и любит братьев (Ин. 15: 7–17).

Особое внимание Христос уделяет человеку, не желающему принять этих обязательств, трижды объявляя: "...тот не может быть Моим учеником" (см. Лк. 14: 26, 27, 33).

Полагать, что Иисус не видит разницы между верующим в Него и преданным учеником Его, значит игнорировать факты. Многим Иисус говорил о значении вечной жизни. Никодиму, женщине у колодезя, разбойнику на кресте Он не говорил о суровых требованиях, предъявляемых к ученичеству. Он делал тогда упор на вере и доверии; "...дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3: 16). Евангелие от Иоанна (6: 25–29 и 11: 25) также содержит учение Иисуса о спасении, в отличие от Его требований к пожелавшему стать Его учеником. Иисус действительно делает различие между необходимостью веры, ведущей в жизнь вечную, и необходимостью служения, ведущего за Ним и делающего Его учеником. Итак, относительно определения понятия ученик я прихожу к следующим четырем выводам.

1. Истинно возрожденные формально являются учениками с момента духовного возрождения. Искренне верующие - последователи Иисуса; это не значит, что они обязательно превратятся в духовно зрелых последователей Иисуса или сделают свою жизнь значимой для Христа. Не исключено, что такие люди могут находиться в духовной спячке, могут тратить Божьи дары и таланты впустую. По этой причине Великое поручение и включает благовестие. Приводя души ко Христу, они делают первый шаг в исполнении Великого поручения.

2. Иисус хотел не только " обращать". Хотя всякий искренне верующий - ученик, Иисус хотел не только " благовествовать". Верующие должны креститься, открыто исповедовать Христа и учиться исполнять все Его повеления - наставляться и расти духовно, повторяясь в учениках. Иисус говорил: " Научите народы", и Его ученики понимали, что это значит больше, чем заставить людей уверовать в Иисуса. Они видели сотни приходящих и отходящих; они свидетельствовали множеству неимущих и берущих и были очевидцами поверхностного взлета после эффектного зрелища; и они знали, что заставить человека сказать " Да, верую" бывает мало. Они понимали это так: им следовало делать из ближних то, что Христос сделал из них самих. Христос требовал от них вычислить издержки, отказаться от чего-то и последовать за Ним, и становилось ясно, что Его учеником можно стать только в ходе длительного и планомерного процесса. Их задание начиналось с благовестия, но это было только начало. Далее им следовало готовить тех, кто отдали себя служению в мире людей, при посредстве которых Благая весть могла бы распространяться. Наставить - значит привлечь учеников ко Христу, но привлечь их ко Христу - это только первый шаг.

3. Научить все народы - заявленная цель. По ходу этого следовало привлечь ко Христу как можно больше сердец, воспитать как можно больше учеников и умножить их число как можно больше. Понятие " научить народы" охватывает весь процесс наставничества от обращения в веру Христову до воспитания подготовленного наставника. Стало быть, наставничество - процесс, заданный Христом. И не только это, оно является сутью того, что ожидает Христос от Церкви. Наставничество знакомит людей со Спасителем, приводит к их духовному совершенству и учит их репродуцироваться и приносить пользу Христу. Таково служение церкви и заповеданное служение ее пастора. Если учениками рождаются, а не становятся, то наставничество - это благовестие. В таком случае служение церкви - это благовестие ценой духовного здоровья церкви. Церковь должна благовествовать, а потом думать о духовном возрастании святых, если будет время. Но учениками сначала рождаются, а становятся потом. Они рождаются от Духа Божия и получают с возрождением необходимое для ученичества снаряжение. Потом их надо наставлять, учить и вести к посвященности Иисусу Христу. Вот почему повеление Иисуса больше благовестия; Он наказал привести всех христиан в соответствие с Его определением духовно совершенного ученика.

4. Поручив церкви " воспитывать учеников", Иисус обязал ее создавать репродуцирующихся учеников. Иисус говорит о качестве этой " продукции". Качественный " продукт" - ключевой фактор всемирной евангелизации. Наставничество приводит в действие преумножение. Как стратегия и процесс, преумножение - это ключевой фактор всемирной евангелизации. Наставничество - это не только " продукт", но и методология благовестия. Преданность церкви Христу измеряется тем, сколько времени она уделяет наставничеству. Миссионерское служение сейчас находится в кризисе, поскольку церковь завязла в начале процесса наставничества. Очень часто церковь привлекает души ко Христу и крестит, но не учит и не наставляет. Безотрадное следствие - отсутствие новых учеников и преумножения. Бог желает, чтобы каждый христианин стал Его учеником. Он хочет, чтобы каждый христианин духовно воспроизводился.

Христос поручил Своей церкви заниматься воспитанием учеников, чтобы, во-первых, церковь производила качественную " продукцию" (репродуцирующихся учеников) и, во-вторых, чтобы стала реальностью всемирная евангелизация. Но репродуцироваться и преумножаться могут только ученики; иначе нельзя. По этой причине воспитание учеников должно быть центральным служением поместной церкви. В иерархии ценностей пастор должен поставить наставничество на первое место.

Портрет ученика (Ин. 15: 7–17)

Иисус учит, что Его отношения с учениками аналогичны отношениям виноградной лозы с ее ветвями. Содержание этого учения Христа - четвертая фаза Его отношений с учениками. Фаза " Пойдите и увидите" была предварительной и длилась четыре месяца. Фаза " Идите за Мною" длительностью в десять месяцев была отдана обучению двенадцати учеников основам. Во время фазы " Будьте со Мной" двенадцать в течение двадцати месяцев проходили специальную подготовку перед взятием на себя ответственности служения. Четвертую фазу, названную " Пребудьте во Мне", Христос объясняет с помощью аналогии с виноградной лозой и ее ветвями.

Иисус известил двенадцать о перемене в отношениях. Он оставляет их, но явится Святой Дух. Он пребудет с ними иначе, исполняя их совершенством. О непременном условии плодотворного служения говорится в Евангелии от Иоанна (15: 5): " Я есмь лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".

Плодоносный христианин должен пребывать во Христе. Но здесь Христос делает упор не на приношении плода, а на пребывании в Нем. Пребывая во Христе, как ветвь пребывает в лозе, верующий будет приносить плод. И в самом деле, как ему тогда не приносить плода? Этот тезис является важнейшим в наставничестве, поскольку Иисус продолжает описывать плодоносного верующего, угодного Богу. Он называет эту личность учеником. Он говорит ученикам об учениках, описывая идеального ученика. Иначе говоря, Иисус изображает " продукт" Великого поручения. Портрет ученика можно представить в шести проекциях.

Ученик пребывает во Христе (15: 7)

" Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Курсив мой. - Б. Х.).

Слово " пребудете", по-гречески mena, означает " обитать или поддерживать связи в течение определенного периода". Христос ведет речь о том, что Он и Его ученики обязаны поддерживать живое общение. Это представляется необходимым в деле плодотворного служения. Но прежде чем определить, что значит пребывать во Христе, нужно разобраться с первым словом этого предложения.

Первое слово здесь - если. Речь идет о некоторой степени сомнения. Это слово в греческом языке можно выразить четырьмя формами. Использованная в этом контексте форма явно выражает определенную степень сомнения. Чтобы предпринять какое-либо действие, следует сделать выбор. Всякий христианин каждодневно делает такой выбор: " Последую ли я сегодня за Христом? " " Будет ли направлять меня Дух Христов? " " Будет ли Его учение наставлять меня? " Всякий человек обязан ответить на приглашение Христа: " …идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков" (Мк. 1: 17).

Очень многие полагают, что, став христианами, они как бы передают управление своим поведением духовному автопилоту. Процесс христианского роста - явление сверхъестественное, а не автоматическое. Важнейшее различие состоит в каждодневном решении верующего человека следовать за Христом. Начиная с условного союза если, Иисус совершенно явно возлагает обязанность поддерживать отношения на самих учеников.

Как печально, что многие христиане отвергают ученичество на основе неверного толкования. Они ошибочно полагают, что вступить в серьезный союз с Христом - значит как бы вступить в Зеленые Береты или команду Альфа. Дескать, не хочешь быть на вражеской территории, участвовать в рукопашных схватках и нести патрульную службу, значит, ты не ученик. Обратимся к фактам. Соглашаясь с Христом, любой верующий должен приготовиться соответствовать двум параметрам, чтобы пребывать в Нем.

Правильное отношение к словам Христа. Ученик неотступно держится Писания. Иисус заявил ранее: " …если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики..." (Ин. 8: 31).

Ясно, что Иисус имеет в виду Свои словесные поучения. Но очевидно и то, что в Своем учении Он во многом опирается на Ветхий Завет; возьмите к примеру Нагорную проповедь. " Дистиллированное" прочтение XX века говорит о том, что ученик должен быть предан учениям Христа, записанным в Новом Завете. Словом Божьим тем не менее почитается полный канон Писания; стало быть, ученик убежден в непреложности всей Библии - и Ветхого, и Нового Завета. Правильно относиться к Слову Христа ученик может только одним способом - доказывая свою верность Ему. Эта преданность Слову выражается в том, как ученик действует на основании познаний Писания. В практическом отношении это проявляется в нескольких плоскостях.

Исследование. " Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2: 15).

" Стараться" в этом контексте значит быть прилежным, проявлять усердие, тщательность в исследовании Писания в такой мере, какая необходима, чтобы стать настоящим мастером и не прятать глаз, когда потребуется применить свои знания Священного Писания в жизни. Это значит, что ученик читает Библию, изучает эту Книгу, заучивает наизусть отрывки из нее и способен исповедовать ее не только на словах, но и всей жизнью.

Борьба. " Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу..." (2 Кор. 10: 3–5).

Ученик обязан изучать и знать Библию достаточно хорошо, чтобы противостать искушениям и защитить себя от идей и философий этого мира. Каждый день ученику приходится тысячу раз сталкиваться с чуждыми учениями. Библейская система обороны должна разобраться в этих идеях, привести их в порядок, отобрав покорное Христу и отринув остальное. Защитные системы рядового христианина действенны не больше, чем фонари, висевшие в Старой Северной церкви в Бостоне, для оповещения о ядерной атаке противника (вспомните здесь знаменитую скачку Пола Ревира (4)). Многие христиане - я бы даже сказал, большинство - тонут в потоке сообщений современных средств массовой информации.

Когда подросток спрашивает: " А почему читать порнографию плохо? ", многие родители-христиане не находят ответа в Библии. Они просто не знают, где его искать. Так проявляется библейское невежество евангельских христиан. Как, согласно Библии, относиться к абортам и к смертной казни, как помогать неимущим, давать в долг друзьям, воспитывать детей, как справляться с тревогой и страхами, как тратить деньги, как строить семейно-брачные отношения и так далее? Не исследовать этих вопросов - значит не знать их; стало быть, человек, не знающий Библии, должен воевать с врагом без оружия. Всякий христианин обязан бороться с миром, плотью и дьяволом. Вопрос в следующем - приготовился ли ты к этой борьбе? Ученик приготовился, чего не скажешь о большинстве христиан.

Готовность к обороне. "...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3: 15).

Ученик исследует Священное Писание, чтобы обновиться умом и жить по-новому, чтобы поверять свою жизнь Библией, чтобы переносить искушения и пленять всякое помышление в послушание Христу, а также отстоять веру среди стремящихся понять Благую весть.

Всякий ученик должен достаточно хорошо понимать, во что он верует, чтобы опознать лжеучение. Он должен быть готов ответить на основные вопросы, которые задают люди: " Откуда ты знаешь, что Библия достоверна? " " Почему Бог допускает страдания и зло? " " Почему ты уверен, что Иисус - единственный путь к Богу? " Ученик должен обладать необходимым познанием Писания и уметь отвечать на подобные вопросы.

Исследование, борьба и готовность к обороне - в этих трех практических навыках проявляется преданность Писанию. Ученик преображен обновлением своего ума. Слово Божье обновило его ум и привело к новому образу жизни. Бог обращается к ученику через Слово. Это и есть первейшее и самое важное следствие пребывания во Христе.

Ученику надо начинать с Библии. Многие христиане пребывают в духовной депрессии, спускают паруса и отдаются воле волн. Они попали в отчаянное положение - им следует поднять паруса, предавшись исследованию Писания. Пытаясь уклониться от этого, они отрываются от Лозы. Прежде всего и напрямую полнокровная жизнь зависит от того, как относится христианин к Слову Божьему. Он находит здесь ответы на все вопросы о пребывании во Христе и жизни в этом мире.

Христианин без серьезного знания Слова немощен. Не этот род немощи превозносит Павел во 2 Послании к Коринфянам (12: 10): "...когда я немощен, тогда силен". Этот род немощи возникает в результате сознательного пренебрежения заповедью Христа. Не приносящий плода продукт нынешней церкви - результат неправильного отношения христиан к Слову Божьему. Да, многие евангельские христиане посещают церковь и слышат Слово. Но на этом все и кончается. Им нужна нянька, чтобы кормить их с ложки. Ученики же кормятся сами; они знают, где брать пищу и что с нею делать. Никого, похоже, не пугает тот факт, что большинство христиан не кормятся сами. От одного только слышания Слова и чтения Библии не станешь учеником, питающимся самостоятельно, поскольку слышание Слова и чтение Библии, взятые сами по себе, не помогут изучать, атаковать и защищаться. Никак нельзя избежать этого первого шага: " Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут".

Преданность молитве. Слова Христа "...чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Ин. 15: 7) относятся к действенной молитве. Ученик, пребывающий во Христе и понимающий Его Слово, знает, о чем и как надлежит возносить молитву Господу. Он знает, о чем просить и как получать просимое. Он также знает, о чем просить не надо. Этот стих не дает ученикам полной свободы действий. Его необходимо принимать, уравновесив многими другими суждениями о молитве. Среди других условий ответа на молитву говорится о повелении соблюдать заповеди (1 Ин. 3: 22) и просить по воле Божьей (1 Ин. 5: 14–15). Ученик осведомлен о том, как и о чем следует молиться Господу. Молитва его сильна, ведь она связана с его служением.

Общение с Богом становится основанием для пребывания в Нем. Общение с Богом - это корень жизни ученика. Бог обращается ко мне посредством Священного Писания. Я отвечаю Ему при посредстве молитвы. Познание Бога в определенном смысле походит на познание ближнего. Это разговор с Богом, одна с Ним жизнь, обмен мыслями и взглядами. Обращаться к Богу так же важно, как и слушать Его. Ученик приучается говорить с Богом, прежде выслушав Его. Молитва следует за тем, что открыл Бог. Пребывать во Христе - значит пребывать в Слове Божьем и молитве.

Большинство проблем людей, с которыми приходится разбираться пастору, уходят корнями в их не отвечающие требованиям, несоразмерные отношения с Богом. Глубинная проблема здесь - недостаточное общение таких людей с Богом. Они не находят времени вслушаться в Его голос, открыть свои сердца и понять Его слово. Самая тревожная сторона распространенного среди христиан недуга - недостаточного общения с Богом - состоит в том, что сами пасторы страдают не меньше прихожан.

Очень и очень многие пасторы изучают Священное Писание лишь потому, что это их работа - исследовать Библию, проповедовать и молиться, неся пастырское служение. К исследованию Священного Писания и молитве у таких пасторов профессиональный подход. Утилитарное отношение оскверняет общение с Богом. Богом пользуются, как я пользуюсь машинкой для заточки карандашей. Если мне понадобилось писать потоньше, я вставляю карандаш в отверстие машинки. Если мне надо прочитать зажигательную проповедь или собрать денег на какие-то мероприятия, я прошу Бога помочь мне.

Нет ничего безнравственного в том, чтобы искать поддержки у Бога. Более того, Он Сам призывает к этому. Безнравственность проявляется тогда, когда мы обращаем внимание на Бога, только чтобы просить Его о чем-то. Мы не даем Ему времени воспитать нашу душу, вознести наш дух или дать нам насладиться Его присутствием. Сколько могут длиться наши земные отношения, если мы будем брать, брать и брать?

Другая проблема, с которой сталкиваются многие христианские руководители, - это необходимость общаться с Богом на протяжении всей жизни. Христианам никогда не познать всех основ. Нередко наставники неплохо начинают. Они соблюдают строгую дисциплину в исследовании Библии, молитве, заучивании текстов Священного Писания и личном свидетельстве. Со временем, однако, они начинают пренебрегать этими основными занятиями в угоду эзотеризму, снобизму христианского профессионализма. Пасторы и христианские наставники часто в разных ситуациях " перегорают", так как оставляют первую любовь. Духовный огонь постепенно гаснет, поскольку этот огонь без постоянного общения с Богом не горит.

Майкл Джордан (Michael Jordan), великий баскетболист из команды " Chicago Bulls", творит чудеса на спортивной площадке. Проявляя феноменальную ловкость, он заставляет людей охать и ахать. И все же если бы Джордан не тренировался, оттачивая мастерство, у него не было бы фундамента, на котором он построил свои достижения. Если бы он не умел вести мяч без ударов, поворачиваться не передвигаясь, уклоняться, не подводя других, пасовать, не теряя мяч, тогда ничего не значило бы его умение выпрыгнуть из гимнастического зала, бегать как олень и проявлять кошачью ловкость.

Прежде всего христианин должен отточить мастерство в основах, составляющих духовный фундамент преданности Христу на всю жизнь. Если он твердо стоит на этом основании, он лучше всего сможет использовать свои дарования, таланты и жизненные обстоятельства. Первой особенностью ученика является то, что он пребывает во Христе, общаясь с Богом при посредстве Слова и молитвы.

Ученики послушны (Ин. 15: 9; Мф. 28: 20; Ин. 14: 21)

" Наставляет", по словам Иисуса из Евангелия от Матфея, тот, кто учит соблюдать все, что Он повелел. Людей следует учить послушанию, так как это качество не приходит естественным образом. " Естественные пристрастия губят всех", - писал Эдмунд Берк (5). Сила обратилась в слабость. Без подотчетности не бывает плодотворного наставничества, поскольку подотчетность учит послушанию Христу. Ученик, согласно Иисусу, повинуется, стало быть, не бывает наставничества без подотчетности.

У себя дома и на работе мы отчитываемся в своих действиях каждый день. Воистину, без подотчетности духовный рост христианина также невозможен, а если и возможен, то в лучшем случае нестабильный. Когда я думаю о своем христианском служении, мне вспоминаются несколько людей, которые помогали мне, но должен сказать, что больше всех мне помогли те, кто требовал от меня отчитываться за свои поступки.

Иисус связывает послушание с любовью. " Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин. 15: 9–10). За некоторое время до этого Иисус сказал: " Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14: 15), а также: " Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14: 21).

Иисус требует от Своих учеников послушания с любовью. Он учит, что любовь не выше послушания, но само послушание - это и есть любовь. Неподготовленный христианин не действует, пока не почувствует побуждений от Духа. Пребывающий в Слове, исполненный Словом ученик делает свое дело на основании Божьих заповедей, независимо от того, что он сам думает об этом. Он молится из послушания; он свидетельствует, потому что так повелел ему Бог. Он помогает нуждающимся, поскольку такова ясно выраженная воля Божья. Нередко послушному христианину хочется совершать все эти чудесные дела, но чаще такого не бывает. Разница между учеником и христианином, сошедшим с дистанции, в том, что первый бывает послушен Богу независимо от внешних обстоятельств, чувств или всякого рода тягот.

Наград за послушание с любовью много. Из вышеприведенных фрагментов Писания можно вывести следующее: Бог прежде возлюбил нас. И послал прежде Сына Своего в качестве выкупа за многих: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного..." (Ин. 3: 16). Бог возлюбил нас - вот почему Он совершил это. " Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Ин. 4: 19).

Следующий шаг состоит в том, что мы отвечаем послушанием с любовью в ответ на то, что Бог совершил для нас. " Если любите Меня, - говорит Иисус, - соблюдите Мои заповеди". Мы смело идем путем послушания с любовью, и плоды - прекрасны. "...кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14: 21).

Бог любит нас в ответ, открываясь нам все больше и больше. Иисус учит нас тайнам Духа, раскрывая подробности замысла Божьего в отношении наших душ. Подробности и тайны Божьи проясняются на пути послушания. А вы хотя бы раз задавались вопросом, отчего одни знают о Боге и Его делах больше, чем другие? Ответ прост: они шли путем послушания долгие годы, и Бог научил их многому.

Большинство христиан, однако, сошли с пути послушания и ждут дополнительных откровений. " Господи, если Ты откроешь мне мое будущее, я поверю; и тогда буду готов следовать за Тобой". Бог отвечает на эту молитву просто: " Ты не узнаешь ничего, пока не встанешь на путь послушания". Следующий ход - ваш, так что вернитесь. Если вы требуете больших откровений прежде, чем вступите на путь веры, вам никуда не подняться. Бог хочет, чтобы вас вдохновляла вера, а не видение будущего. Слово Божье - светильник ноге вашей и свет стезе вашей. Оно дает довольно света, чтобы ходить и видеть, куда ступить. Если бы вы могли видеть будущее, то есть знали бы все, вы бы так никогда и не сдвинулись с места. Если бы вы увидели все трудности, скорби, страдания, если бы вы обладали всей полнотой знаний, вы решили бы остаться на месте, чтобы избежать боли. Но есть только один способ идти христианским путем послушания: жить верой, а не видением будущего, идя дорогой послушания в любви, презрев страх, тревогу и проч. Если вы поступите так, Бог обещает любить вас чудесным образом, и иначе испытать это невозможно.

Подотчетность заставляет повиноваться Богу с любовью. Наставничество без этого просто немыслимо. Ученики пребывают в Боге, проявляя послушание с любовью. Наставники оказывают поддержку в этом процессе, помогая людям пребывать в Боге, исполняя Его волю. Все это содействует наставничеству. Жизнь ученика - это жизнь в близком общении с Богом, в послушании с любовью, и этому способствует подотчетность.

Ученики приносят плод (Ин. 15: 8, 16)

Далее указывается на то, что " производит" ученик. " Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками" (Ин. 15: 8). И еще: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал..." (Ин. 15: 16).

Иисус ожидал репродукции учеников. Вот что значит " приносить плод" - по своему естеству ученики не могут не приносить плода. Если ветвь не оторвана от лозы, она, естественно, начинает плодоносить.

Если ученик пребывает во Христе в течение определенного времени, то по естеству своему начинает плодоносить. Плодоношение имеет по крайней мере три аспекта. Оно прославляет Бога (Ин. 15: 8), оно отвечает ожиданиям Христа, которые Он открыл, призывая учеников (ст. 16), и этих плодов будет много (ст. 8, 16).

Относительно сущности плода еще дискутируют. Является ли он плодом личного благовестия или же это плод вообще? Этот вопрос не лежит в плоскости " или - или". Подобно тому, как неповрежденная ветвь, связанная с лозой, естественным образом приносит плод, также совершенно естественно плодоносит и духовно здравый христианин. Такой христианин приносит плод Духа: "...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5: 22–23). Этот плод характерным образом активен, а не пассивен. Любовь - это не болезненная, слабая улыбка; любовь действует, она творит. Из любви можно просто поднять упавший столовый прибор, а можно привести душу ко Христу. Плод Духа много больше, чем личное благовестие, и в то же время плодоношение без личного благовестия немыслимо.

Стало быть, мы не хотим ограничивать плодоношение только благовестием, но все признаки плода Духа имеют к нему отношение. Любое доброе дело, совершаемое верующим человеком, на самом деле свидетельствует кому-то о подлинности Иисуса Христа. Нельзя упускать из виду того очевидного факта, что все христиане обязаны свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа.

Церковь должна защищаться от лжеучения, которое говорит, что можно приносить плод, угождать Богу, но свидетельствовать при этом о своей вере во Христа не обязательно. Совершенно очевидно, что такое невозможно. Не бывает репродуцирующегося христианина, который не свидетельствовал бы о своей вере. Не бывает такого ученика, который не рассказывал бы о своей вере. Есть христиане, не свидетельствующие о своей вере, но учеников, прославляющих Бога и не возвещающих о Христе миру, просто не существует по определению.

Существует иерархия приношения плода и евангелизма. Цель всякого евангелизационного мероприятия - привести души к Спасителю. Немыслимо, чтобы плодоносный ученик не приводил бы ближних ко Христу. Высшая ступень в иерархии плодоношения - личное благовестие. Когда Иисус говорит: " Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод...", Он, несомненно, имеет в виду распространение Слова Божьего повсюду во всем мире. Всякий ученик знает, как благовествовать. И он не только знает, но и умеет делать это и приводить ближних ко Христу. Христос ожидает репродукции от всякого ученика.

Благовестие абсолютно необходимо для наставничества. Предостаточно людей, называющих себя учениками и не говорящих о своей вере во Христа. Предостаточно церквей, объявляющих о своей вере и наставничестве и не уделяющих при этом никакого внимания подготовке или подотчетности в деле личного благовестия. Бесплодных учеников не бывает. Ученики репродуцируются, приобретают для Христа новых учеников. Вот почему они - заповеданный " продукт" церкви.

В протестантской церкви предостаточно людей, получивших однобокое образование. Их научили исследовать Библию, молиться, поддерживать доброе общение, но не научили благовествовать. Для таких людей исследование Библии становится бесполезным обсуждением уже решенного дела, молитвенная жизнь - скучной, общение - поверхностным, и все потому, что они пренебрегают катализатором первых трех дел, а именно личным благовестием.

Божий замысел в отношении Церкви состоит в том, чтобы все ее подготовленные члены участвовали в евангелизационных мероприятиях. Их жизнь и их способность благовествовать миру о Христе является испытанием их преданности Христу. Как они ведут себя на спортивной площадке, у станка, в кресле преподавателя, в административном органе или помещении суда? Дело в том, что качественный продукт воспроизводится естественным образом. Обученное воинство служителей, используемое Богом в поместной общине, естественным образом приносит много плода, так, чтобы плод этот пребывал в вечности.

Ученики прославляют Бога (Ин. 15: 8)

Ученик прославляет Бога больше как результат работы наставника, а не благодаря своим индивидуальным свойствам и навыкам. Я упоминаю это здесь потому, что это исключительно важно в широком аспекте. " Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками" (Ин. 15: 8). Вот что вначале поражало меня, когда я пытался определить, как мне лично лучше прославить Бога. Ни один христианин не станет возражать против того, что целью народа Божьего во все времена была слава Божья. Нет сомнений, что это верно и в отношении церкви в целом.

В завершение чудесной молитвы в Послании к Ефесянам Павел прекрасно выражает это: " А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь" (Еф. 3: 20–21).

Церковь лучше всего славит Бога, когда готовит учеников, просто потому, что плодоносные ученики славят Бога. Истинные ученики Христовы - ученики плодоносные (Ин. 15: 8). Христос заповедал воспитывать учеников потому, что они естественным образом репродуцируются и преумножаются, что приводит в конечном счете ко всемирной евангелизации.

Если в Евангелии от Матфея (гл. 28) Христос повелевает идти и научить все народы, то в Евангелии от Иоанна (гл. 15) Он говорит, что учениками надо считать людей, которые пребывают в Нем, послушны Ему и приносят добрый плод. И этим они лучше всего прославляют Бога. Стоит посвятить себя делу воспитания таких людей. Да повинуется церковь и да исполнит свое святое предназначение!

Ученик радуется (Ин. 15: 11)

Я не знаю никого, кто бы не хотел быть радостным. Иисус тоже радовался: " Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15: 11). Только ученики - наследники радости. Надо отличать радость от хорошего настроения. Я не против хорошего настроения, однако оно, в отличие от радости, скоротечно, мимолетно. Настроение приходит и уходит соответственно жизненным обстоятельствам. Всякий в благоприятных жизненных условиях может находиться в хорошем настроении, причем для этого не нужно вмешательства Бога.

Радость же можно назвать сверхъестественным ощущением благополучия. Это ощущение приходит от сознания того, что мы угождаем Богу. Люди могут сделать меня несчастным, но никому из них не по силам лишить меня радости. Иисус испытывал радость, когда Он шел на крест. Павел, находясь в темнице, пел от радости. Многие мученики и другие люди, пострадавшие за веру, оставили нам свидетельство о безмерной, неукротимой радости во времена великих гонений. Иисус обращается ко всякому, желающему иметь такую радость: " У тебя есть возможность радоваться, став Моим учеником: Я хочу, чтобы ты преисполнился радости. Такую радость можно обрести, исполняя то, что Я повелел тебе, а именно - быть Моим учеником. Если пребудешь во Мне путем Слова и молитвы, если будешь повиноваться в послушании с любовью, если отдашь себя делу наставничества, ты прославишь Бога и обретешь утешение, принимая великую радость".

Пастор-наставник любит людей так, что будет призывать всех стать учениками, потому что жизнь учеников ценна и исполнена радости. Действительно, помогать людям вести жизнь, исполненную радости, - потрясающее призвание.

Ученики любят так, как возлюбил Христос (Ин. 15: 12–14, 17)

" Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.... Сие заповедаю вам, да любите друг друга" (Ин. 15: 12–13, 17).

По-моему, человеку, который живет в постоянном общении с Богом при посредстве Слова и молитвы, ведет праведную жизнь в послушании, любви и приобретает множество учеников, осознавая, что этим он прославляет Бога, дающего ему несравненное чувство радости, будет тяжело не любить ближних. Однако стандарт, который выдвигает Иисус, высок: "...как Я возлюбил вас". Он ожидает от нас не полного совершенства, но подражания.

Все, что надо было делать ученикам, - это не забывать. Помнить, как Он нежно опекал их, как пострадал за них; помнить, как Он удовлетворял их нужды, ведь не было ничего, в чем бы Он не пошел им навстречу, - Он мыл им ноги, воскрешал из мертвых друзей семьи и отдал собственную жизнь, чтобы они приобрели жизнь вечную. И если Он определил им любить ближних, как Он возлюбил их, то сколько бы им ни жить, у них будут целые сокровищницы воспоминаний, которые помогут им понять, что такое любовь. Эти воспоминания проведут их через предстоящие трудности. Ранее, когда Иисус объявил, что весь мир узнает в них Его учеников, если они будут иметь любовь между собою (Ин. 13: 34–35), Он придал этой заповеди евангельское звучание.

Конечно, у нынешних учеников есть еще памятник письменности, свидетельствующий о Христе, любящем учеников и ближних. Кроме того, Бог проложил в нашей жизни удивительную дорожку воспоминаний. Мы испытали Его любовь неоднократно. Знак ученика - это любовь. Любовь в своей способности привлекать души для нашего Спасителя выше всего остального. Именно любовь и подвигала, поддерживала служение Христа человечеству, придавая ему особый смысл.

Роль пастора, воспитывающего учеников






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.