Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации






Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра Организации строительства

В.А. Афанасьев, А.В. Афанасьев

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ПОТОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

Учебное пособие

ЧАСТЬ I Методы организации, формируемые из отдельных работ

ЧАСТЬ II Методы организации, формируемые из объектных потоков

Санкт-Петербург

Г.


ЧАСТЬ I МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРУЕМЫХ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

ЛЕКЦИЯ 1

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель изучения дисциплины «Организация и планирование строительного производства (ОПСП)» заключается в приобретении обучаемыми знаний состояния и перспектив развития теории и практики ОПСП, а также навыков эффективного решения этих вопросов в конкретных условиях производства.

 

ОПСП занимает промежуточное место между дисциплиной «Технология строительного производства (ТСП)», которая изучает отдельные виды работ, и дисциплиной «Экономика строительства», которая изучает вопросы ОПСП в масштабе отрасли.

 

В дисциплине ОПСП под организацией понимается решение вопросов, связанных с созданием или выбором (из существующих) коллектива, способного решить поставленную задачу по строительству, ремонту или реконструкции (ниже для краткости под строительством будут пониматься также ремонт и реконструкция) объектов в требуемые сроки, должного качества и в пределах договорной стоимости; вопросов подготовки строительного производства и обеспечения его необходимыми ресурсами.

 

Под планированием строительства в дисциплине ОПСП понимается увязка работ во времени и пространстве, то есть производственное (календарное, динамическое) планирование. Этот вид планирования существенно отличается от экономического (балансового, статического), направленного на обеспечение потребности в ресурсах их поставками (на строительство объектов или выполнение комплексов работ) на определенный период времени (месяц, квартал, год). Данные виды планирования дополняют друг друга и являются основой управления. При этом, под управлением строительством понимается поддержание системы (режима функционирования системы) в заданном планом состоянии или перевод ее (в связи с изменением условий функционирования) в новое состояние, определяемое новым (скорректированным) планом.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПУС

 

1. Специализация, кооперирование и комбинирование производства и, соответственно, осуществляющих его организаций, то есть выполнение видов работ специализированными подразделениями, обладающими соответствующей техникой; объединение различных видов работ и осуществляющих их организаций на договорных (кооперативных, паритетных) началах или, при необходимости, слияние отдельных организаций в комбинаты и осуществлении производственно-хозяйственной деятельности на едином балансе.

2. Централизация организации, планирования и управления производственной деятельностью коллектива (организации, предприятия, системы) с предоставлением возможной самостоятельности его подразделениям.

3. Сочетание административно-командных, экономических и социально-психологических методов управления с определенным усилением того или иного метода в зависимости от конкретных условий строительства.

4. Использование всех возможностей для повышения производительности труда и эффективности использования ресурсов при обеспечении требуемого качества продукции, договорной стоимости и установленного срока ввода объектов в эксплуатацию.

5. Комплексная механизация и автоматизация строительных процессов.

6. Широкая индустриализация строительства, предполагающая превращение строительной площадки в монтажную, при сохранении и развитии монолитного домостроения, а также при их совмещении, если оно экономически эффективно.

7. Осуществление строительно-монтажных работ поточным методом.

8. Возможно более полный переход от сезонного строительства к круглогодичному за счет расширения перечня круглогодично выполняемых (не связанных с большим удорожанием) работ.

9. Рациональная организация материально-технического снабжения, с обеспечением своевременности и комплектности поставок.

10. Развитие технического прогресса, постоянное обновление средств производства и совершенствование производственных отношений.

11. Строгое соблюдение законов и подзаконных актов, за нарушение которых следует административная, материальная или уголовная ответственность.

12. Строгое соблюдение охраны труда и техники безопасности, а также требований экологии.

 

В заключение лекции рассматривается программа и структура изучения дисциплины ОПУС, вопросы прохождения второй производственной (управленческой) практики, курсового и дипломного проектирования, доводится до сведения обучаемых система текущего и итогового контроля усвоения (знания) дисциплины, в частности, дается характеристика текущего фронтального опроса знаний, проводимого на каждой лекции.

 

Текущий фронтальный опрос предусматривает постановку лектором или (по его просьбе) студентами пяти вопросов по материалу предшествующей лекции или предшествующих лекций (вопросы не записываются, а после каждого дается 1-2 минуты на ответ), листы с ответами собираются (дежурными по потоку) и проверяются самими студентами (дежурными по потоку), предварительно проинструктированными лектором.

 

При необходимости после сбора листов с ответами лектор сообщает правильные ответы или методику их получения (по вопросам, предусматривающим индивидуальное решение). За правильный ответ на каждый вопрос ставится один балл, за неправильный ответ баллов не начисляется, за отказ от ответа начисляется три десятых балла. Баллы суммируются и заносятся нарастающим итогом на экран, который вывешивается в аудитории на каждом занятии. Периодически (при аттестовании студентов) накопленные баллы переводятся в обычные, а в заключении студентам-отличникам (у которых число баллов превышает 4n, где n – число контрольных опросов) предоставляется право сдачи экзамена (зачета) по доработанному и переписанному конспекту. При этом сам экзамен (зачет) заключается в беседе лектора (предварительно прочитавшего конспект) по отдельным, обратившим на себя внимание деталям. Однако иногда (относительно редко) беседы приводят к снижению оценки. В этом случае студенту предоставляется право сдавать экзамен вместе с группой по обычной системе.

 

ЛЕКЦИЯ 2.

Модели, их форма и содержание

 

В основе ОПУС лежат модели и моделирование.

 

Модель – копия, образ, очертание оригинала (предмета, явления и т. п.).

Моделирование – процесс создания и анализа моделей.

 

Процесс мышления есть ни что иное, как процесс моделирования, то есть процесс создания и анализа моделей. Классификация видов моделей ОПУС представлена на рисунке 1.

 

 
 

 

 


Рис. 1. Классификация моделей.

 

 

Моделирование, то есть разработка моделей осуществляется с учетом следующих принципов:

 

1) целенаправленности, т. е. соответствия модели объекту внимания по основным для него признакам (создать модель со всеми возможными для объекта свойствами невозможно и не нужно);

2) простоты модели, которая, в частности, избавляет от грубых ошибок при ее построении и анализе;

3) экономичности;

4) адаптивности модели к изменяющимся при ее использовании условиям.

 

Модели имеют форму и содержание. В области организации и управления производством существуют следующие категории моделей:

- отражающие структуру строительной организации;

- фиксирующие календарные планы, которые, как правило, представляются в виде календарных графиков, матриц и т. д.

- фиксирующие потребности и наличие ресурсов.

 

Календарный план – зафиксированная система увязки работ во времени и пространстве, представляемая, как правило в виде календарного графика или матрицы со сроками производства работ.

 

Календарные графики стали использоваться с конца прошлого века в виде линейного графика, предложенного Ф.Л.Гантом. В середине 30-ых годов А.И.Неровецкий и С.М.Будников предложили новую форму календарного графика – циклограмму, а в конце 50-ых годов Дж.Е.Келли и М.Р.Уолкер ввели в практику организации работ ориентированные графы – сетевые графики. Рассмотрение всей совокупности календарных графиков позволяют составить следующую их классификацию, представленную на рис. 2.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.