Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройство ангельского мира






 

Все ангелы разделяются на три лика, а в каждом лике находятся по три чина. Так, в первом лике первый чин – Серафимы, второй – Херувимы, третий – Престолы. Во втором лике первый – Господства, второй – Силы, третий – Власти. И, наконец, третий лик, в котором первый чин – Начала, второй чин – Архангелы, третий – Ангелы. Из всех чинов небесных Серафимы – самые ближние к Богу. Более всего поражает, изумляет их в Боге – это любовь Его бесконечная, вечная, безмерная. Они со всей силой, со всей глубиной воспринимают, ощущают Бога именно как Любовь, ибо Сам Бог – Любовь.

Серафим означает «пламенный», «огненный». Горя любовью к Богу, сами Серафимы воспламеняют огонь этой любви и в сердцах других, огнем божественным очищая душу, наполняя ее силой и крепостью. Если для Серафимов Бог является как пламенно горящая Любовь, то для Херувимов Бог – их жизнь. Херувимы непрестанно восхваляют божественный разум, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны божественные, с трепетом проникают в них. Вот почему в Ветхом Завете Херувимы изображались над Ковчегом Завета проникающими.

«И сделай, – говорил Господь Моисею, – из золота двух Херувимов… Сделай их на обоих концах крышки Ковчега. Сделай одного Херувима с одного края, а другого Херувима с другого края… И будут Херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу, к крышке будут лица Херувимов».

Какая глубина богатства, премудрости и разума Божьего пред очами Херувимов! Недаром и называются они «многоочитые». Это значит, что от непрестанного созерцания Божественной Премудрости они сами полны видения, а потому они видят и знают все в совершенстве, и людям сообщают это.

Престол является олицетворением царского величия, царского достоинства. На небе тоже есть свои Престолы, не наши вещественные, бездушные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божьего, славы Божьей. Престолы ощущают, созерцают Бога как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих, как Бога Великого, Крепкого и Страшного. Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают как бы в сердца людские, преисполняющие их самих, волны величия и славы Божественной.

Бывают минуты, когда человек как-то особенно ясно сознает умом и с какой-то особенной силой чувствует сердцем величие Божие, раскаты грома, блеск молнии, дивные виды природы, высокие горы, дикие скалы, богослужение в каком-либо великолепном большом храме. Все это часто настолько захватывает душу, так ударяет по струнам сердца, что человек готов бывает слагать и петь хвалебные псалмы и песни, ощущает величие Божье. Знайте, что такие святые минуты ясного ощущения величия Божьего бывают не без влияния Престолов. Это они как бы присоединяют нас к своему настроению.

«Господь»… Вот, бесспорно, откуда заимствовано и «Господствия». Значит, чтобы понять, что такое господствия, надо уяснить, в каком смысле употребляется наименование Господь.

Мы говорим «господин дома» или «господин какого-то имения». Человек, которого мы называем господином дома или имения, держит свой дом или имение в своих руках, управляет им, заботится о его благосостоянии. «Хороший хозяин», – как еще говорим мы.

Так и Бог называется Господом, потому что заботится о созданном Им мире, думает о нем, есть Верховный Хозяин его. «Он, – говорит блаженный Феодорит, – Сам и кораблестроитель и садовник, возрастивший вещество. Он и вещество сотворил, и корабль построил, и постоянно управляет его кормилом». «От пастыря, – поучает св. Ефрем Сирин, – зависит стадо, а от Бога – все, что возрастает на земле. В воле земледелателя – отделение пшеницы от терний, в воле Божией – определенный устав для всего». И ни на земле, ни на небе ничто не остается без внимания Творца, без его попечения и управления.

Вот в это-то управление Божие, в это попечение Божие о всем невидимом и видимом, малом и великом и вникают Господствия.

Для Серафимов Бог – пламенногорящая Любовь; для Херувимов – Премудрость; для Престолов Бог – Царь Славы; для Господств – Бог есть Господь-Промыслитель.

Созерцая Бога как промыслителя – Строителя мира, Господствия учат людей контролировать самих себя, свою душу; учат нас заботиться о душе, учат господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками.

Господствия нужно молитвенно призывать в помощь тому, кто хочет освободиться от какой-либо страсти, хочет возобладать над нею, отстать от какой-либо дурной привычки, но не может сделать этого по причине слабости воли: «Господствия святые, укрепите мою слабую волю в борьбе с грехом, дайте возгосподствовать мне над страстями моими!» И такое молитвенное призывание не останется без внимания Господа и вам будет послана помощь.

Силы. Этот ангельский чин созерцает Бога как творящего многие силы или чудеса. Для Сил Бог – Чудотворец. И если мы, облеченные плотью и кровью, когда бываем свидетелями какого-либо явного чуда Божьего, например, прозрение слепого, восстановление безнадежного больного, приходим в неописуемый восторг и трепет, поражаемся, умиляемся, то что же сказать о Силах, когда им даны такие чудеса, которых наш ум и представить не может. Да притом они могут вникать в самую глубину этих чудес.

Власти. Принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога как Всемогущего, «имеющего власть как на небесах, так и на земле».

Ангелы этого чина – самые ближайшие, постоянные свидетели Божьего Всемогущества. От постоянного созерцания Божественной власти, от постоянного соприкосновения с нею эти ангелы проникаются этой властью и сами становятся носителями этой власти, поэтому и именуются они – Власти. Власть, которой они облечены и преисполнены, невыносима для дьявола и всех его полчищ, она обращает дьявольские полчища в бегство.

Вот почему все мучимые дьяволом должны молитвенно призывать в помощь Власти; о всех бесноватых, разных припадочных, кликушах, порченых надо ежедневно молиться Властям: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) или рабы Божией (имя) беса, его мучащего (или ее мучащую)

Когда нападает на душу бес уныния, также надо молиться Властям, чтобы они властью своею отогнали этого беса. С верою призываемые Власти не замедлят прийти на помощь, прогонят беса и вы почувствуете себя свободным от него, почувствуете простор и легкость в своей душе.

Начала. Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальствовать над стихиями природы: над водой, огнем, ветром, над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами. Гром, молния, буря… всем этим управляют Начала и направляют, как угодно то воле Божьей. Известно, например, что молния нередко поражает кощунников; град одно поле побивает, другое оставляет невредимым. Кто же неразумной стихии дает такое разумное направление? Начала делают это.

Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими.

Архангелы – это учители небесные. Они учат людей, как им свою жизнь устраивать no-Божьи, т. е. согласно с волею Божиею.

Разные жизненные пути предстоят человеку. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы. Им открывает Господь Волю Свою о человеке. Архангелы знают, что ожидает каждого человека на том или на другом пути жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны. Поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, учат его избирать верный путь, пригодный для него.

Кто не знает, каким путем идти, тот должен призывать на помощь Архангелов, чтобы они научили его, как жить ему дальше. «Архангелы. Божьи, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумите, научите меня, какой мне выбрать путь, в огонь пойду, но угожу Богу моему!»

К святым людям относятся пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессеребренники, блаженные и праведные.

Пророки – это Божьи святые, которые по внушению Святого духа предсказывали будущее. Они жили до пришествия Спасителя на Землю.

Апостолы – ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проведении Христовой веры. Четверо из апостолов: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами.

Святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как, например, Мария Магдалина, первомученица Фекла, Благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии, и др.

Мученики – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они скончались мирно, то их мы называем исповедниками. Первыми пострадавшими за веру Христову были архидьякон Стефан и св. Фекла, и потому они называются первомучениками. Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками, как, например, св. великомученик Георгий, святые великомученики Варвара и Екатерина и др.

Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как, например, святой Николай Чудотворец, св. Алексий, митрополит Московский и др. Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками. Святители Василий Великий, Георгий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.

Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и др. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Бессеребренники служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как, например, Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и др.

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миру, будучи семейными людьми, как, например, св. праведные Иоаким и Анна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.