Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция I. Введение к жизни и деятельности Лютера






Католический богослов Иоганн Кохлеус, оппонент Лютера, написавший множество брошюр и книг против него, однажды назвал Мартина Лютера семиголовым чудовищем. Друзья считали его человеком многоликим, имеющим множество талантов и способностей, множество даров; не чудовище, а скорее ангел Апокалипсиса, ангел, являющийся в книге Откровения 14 гл., вновь приносящий Евангелие Иисуса Христа на землю в Последний день. Мы не можем понять по-настоящему богословие Лютера, ничего не зная о его жизни и, особенно, о его литературной работе.

Мартин Лютер родился в семье крестьянского сословия, хотя его отец не был крестьянином. Отец покинул крестьянскую деревню, поскольку в те дни земли не хватало на всех, и часто старшему сыну, а не младшему, приходилось уходить, чтобы младший сын мог провести больше времени дома. Поэтому родители старели прежде, чем младший сын женился и брал на себя ответственность за семью. Ганс Лютер, отец Мартина Лютера, перешел из крестьянского сословия в честолюбивый средний класс. Он переехал в район горной промышленности - центральную Германию, и стал плавильщиком. Семья Лютера жила в границах территорий, которыми управляли князья, не в вольном городе, а деревне, управляемой местным графом. Ганс Лютер выбился в средний класс, и, наконец, достиг некоторого политического и социального положения, служа лидером своей деревни. Мать Лютера происходила из среднего класса, из семьи мелкого торговца в городе Эйзенах, и Лютер рос в строгой и благочестивой атмосфере позднего Средневековья. Иногда он жаловался на строгость учителей и родителей, но, возможно, они не были чересчур строги. Это был просто дух того времени.

Его отец был амбициозным человеком. Отец взобрался на один ранг выше на социальной лестнице средневековой Германии и хотел, чтобы его сын сделал то же самое.

Образование Лютера началось в деревне Мансфельд, куда его семья переехала из родного Эйслебена через долину, когда он только начинал ходить. Он начал свое обучение в Мансфельде, и позже продолжил его в небольшом городе Эйзенах. К этому времени относится известная история о том, как он пел на улицах и просил подаяние. Иногда это истолковывали как указание на то, что Лютер был беден. Но все молодые студенты делали то же самое. Он переехал в Магдебург, чтобы закончить то, что можно грубо сравнить с современным средним образованием. Там Лютер посещал школу, находившуюся под влиянием Братьев общинной жизни, монашеского движения мирян, оживившего образование в большой части Северной Европы во второй половине XV века. Затем Лютер поступил в Эрфуртский Университет, возможно, ближайший университет к его дому, в городе, заполненном религиозными орденами и религиозным рвением. Он начал изучение религии в Эрфуртском университете, получив степень, эквивалентную сегодня степени бакалавра и пошел по пути, который запланировал его отец, - изучение права. Но Мартин Лютер был очень сознательным молодым человеком. На него повлияло благочестие и он пропитался духом своей эпохи. Его совесть была отягощена и он очень беспокоился о своих отношениях с Богом. Таким образом, когда (по крайней мере, согласно рассказу) молния ударила рядом с ним, когда он возвращался из дома в Эрфуртский университет, он дал обет святой Анне, покровительнице бедняков и плавильщиков, стать монахом, если она спасет ему жизнь. Он вернулся в Эрфурт, продал свои юридические книги и нашел августинский монастырь. Некоторые говорили, что он вступил в августинский монастырь, потому что это был самый строгий монастырь в городе, потому что он наложил бы на него самое суровое бремя, так что он мог бы быстрее прийти по монашеской тропе к Божьему расположению, а значит, на небеса. Возможно, также, что он вступил в августинский монастырь, потому что это был монастырь, ближайший к общежитию, в котором он жил, будучи студентом юридического факультета.

В то время августинский орден имел две ветви, и Лютер присоединился к более строгой из двух. Он искал в монашестве более священного пути, чтобы найти благодать Божию. Он полностью подчинился строгостям монашеской жизни, и очень быстро проявил свои способности. Он хотел оставаться простым монахом, но его руководство видело, насколько способным человеком он был, поэтому они продвигали его. Сначала они продвинули его в священники. Он выучился на священника и был ординирован. На своей первой мессе он благоговейно почувствовал пугающее присутствие Божие и остановился посередине; он не мог продолжать, потому что чувствовал себя совершенно недостойным быть священником Божьим. Его руководители привыкли иметь дело с такой чувствительной совестью и способствовали его продвижению в ордене. Они также поручили ему начать официально изучать богословие, и, медленно, но верно, в конце 1500-х - начале 1510-х годов он прокладывал путь через упорные занятия, которые вели к высшему титулу, который мог дать научный мир позднего Средневековья, - доктор Библии. Он подружился с руководством ордена во всей Германии, дворянином из его родной Саксонии, Иоганном фон Штаупицем, и фон Штаупиц признал в Лютере человека с большими способностями. Они много беседовали, и Штаупиц, конечно же повлиял на богословие Лютера. Как саксонский дворянин, фон Штаупиц имел близкие связи с правящим семейством, семьей Веттин, которая в это время дала Саксонии двух правителей. Западная Саксония называлась Курфюршеством Саксонии. Курфюрст Саксонии был одним из семи князей Германской Империи, выбиравших императора, и имевших другие большие обязанности во всей Империи. В Восточной Саксонии правил его кузен. Там герцог Саксонский, во времена Лютера, герцог Георг, имел небольшое владение, не столь важное, как западная часть страны, которой управлял курфюрст - Фридрих Мудрый.

Фон Штаупиц помог курфюрсту Фридриху Мудрому организовать университет в Виттенберге как свой университет в 1502 году, и августинский орден направил туда Лютера как преподавателя-ассистента, читавшего лекции студентам, и преподавал на первых курсах для желающих получить богословскую степень. В 1512 г. Лютер получил степень доктора Библии и начал серию библейских лекций, которую продолжал всю свою жизнь. Между 1513 и 1515 годами его начальные лекции были посвящены Псалтири. Он проработал всю Псалтирь и уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.

Новейшим движением в интеллектуальном мире позднего Средневековья, особенно в богословии, было движение, которое называется Библейский гуманизм. Гуманизм библейского гуманизма относится не к тому, что мы называем гуманизмом в наши дни, а к гуманитарным наукам, изучению античных греческих и латинских писателей, а также, древнееврейской литературы. Библейские гуманисты интересовались широким спектром тем. Все сосредоточивалось вокруг античных, классических авторов, как церковных, так и языческих Греции и Рима. Но их также очень интересовало овладение самими языками. Так что они провели много первых изысканий в изучении грамматики, синтаксиса и словаря древнегреческого и латинского, а также древнееврейского языка. Лютер пользовался их работами, когда читал лекции по Псалтири. Он пользовался трудами некоторых лучших специалистов по Библии того времени, в особенности французского гуманиста Жака Лефевр Д'Этапля и немецкого специалиста по древнееврейскому языку, первопроходца в изучении иврита в Северной Европе, Иоганна Рейхлина. Поэтому, его студенты извлекали пользу не только из его познаний в средневековом схоластическом богословии, но также из его растущего знакомства с новейшими открытиями в изучении Библии.

Закончив лекции по Псалтири, он затем обратился к Посланию к Римлянам. Свыше года, с 1515 по 1516 гг. он прорабатывал текст Послания к Римлянам. Когда мы читаем эти заметки по Посланию к Римлянам, мы узнаем, что в богословии Лютера появлялась новизна, когда тот работал с текстом Павла.

В следующем году, с 1516 по 1517, он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал эти лекции в 1519 году. Затем он обратился к Посланию к Евреям, с 1517 по 1518 год. К концу 1517 года он был вовлечен в разногласия в церкви из-за своих Девяносто пяти тезисов; и так он начал второй цикл лекций по Псалтири в 1518 и 1519 годах, но на этот раз не рассмотрел всю Псалтирь, поскольку события развивающейся Реформации разразились вокруг него в вихре дел.

Одновременно с чтением лекций в Виттенбергском Университете по различным темам Библии, он также продвигался в своем ордене как молодой администратор, как руководитель-пастор, руководитель, способный проявить пасторскую заботу о других монахах, хотя он был еще очень поглощен борьбой за собственную душу и борьбой за обретение мира с Богом. Эта борьба отразилась в серии диспутов, к которым он написал тезисы в 1515 и 1516 гг. Диспут был в Средние века формой проведения экзаменов для студентов университета. Профессор, или возможно студент под руководством профессора, должен был написать ряд этих кратких тезисных положений, а затем студент должен был устно защищать их перед преподавателями факультета, в случае богословия - перед преподавателями богословского факультета, часто в присутствии товарищей-студентов.

В 1516 и 1517 гг. Лютер создал три важных серии диспутов. Его студент Бартоломеус Бернарди подготовил в сентябре 1516 года Тезисы, взяв идеи из недавних лекций Лютера по Посланию к Римлянам. В центре этих тезисов было отрицание Лютером естественной способности грешника соблюдать Божьи заповеди, делать что-то доброе в очах Божьих, делать что-то угодное Богу, заслужить благодать и Божье расположение. Лютер направлял Бернарди в его развитии новых идей о Божьей благодати. Эти идеи не были совершенно новыми, но они уже были обоснованы отцом древней церкви, Августином. Тем не менее, эти идеи шокировали некоторых коллег и студентов Лютера. Лютер также составил тезисы, критикующие Аристотеля и господство философии Аристотеля, в особенности, аристотелевой метафизики, в богословии. Лютер не возражал против использования логики Аристотеля, если ей отводилась роль слуги. Но если она становилась господином, Лютер отвергал господство разума. Он обнаружил, что многое из средневекового богословия было вырвано из библейского контекста и помещено в контекст Аристотеля. Это искажало библейскую весть, иногда до неузнаваемости.

Cамой важной из этих серий тезисов, подготовленных Лютером для диспутов в 1516 и 1517 гг. была серия, которая не была в сущности предназначена для защиты одним из студентов. В дни Лютера диспут использовался и по-другому: представить тезисы для дебатов среди профессоров. В конце октября 1517 года Лютер представил серию тезисов по вопросу индульгенций. Индульгенция была средством удовлетворения Божьего требования наказания за грех. Теоретически и теологически, средневековое понимание пути на небеса включало в себя две проблемы для грешника. Была проблема вечной вины. Вечная вина могла быть снята только когда заслуги Христа применялись к грешнику через отпущение грехов, которое провозглашали священники в таинстве покаяния. Но оставалось еще временное наказание. Временное наказание нужно было удовлетворить, грешник должен был его отработать, либо в этой жизни через добрые дела или через использование индульгенций, либо в чистилище. В период Высокого Средневековья индульгенция была прежде всего своего рода добрым делом, деянием любви, которое должно было удовлетворить Божье требование временного наказания и заслужить Божью благодать. К началу XVI века индульгенции можно было купить; и из-за нужды архиепископа Майнцского, Альбрехта Гогенцоллерна в средствах для покрытия расходов по приобретению третьего епископства, архиепископства Майнца, и из-за того, что Папа Лев Х нуждался в деньгах для строительства Базилики Св. Петра в Риме, индульгенции продавались в Германии в 1517 году. Это привело к тому, что Лютер встречал своих прихожан из Виттенберга, размахивавших листком бумаги и говоривших, что им не нужно выполнять добрые дела, которые он все еще предписывал им как священник, потому что они уже выкупили годы из чистилища для себя и даже для своих умерших родственников. Лютер считал, что это неправильно. Как пастор он был глубоко оскорблен; он был глубоко опечален, потому что так нежно, по-пасторски, заботился о своих людях и об их духовном благополучии. Он составил 95 тезисов об индульгенциях. Он вывесил их в конце октября 1517 года, чтобы можно было обсудить ряд вопросов о пасторском душепопечении людей Божьих. Есть некоторые споры о том, действительно ли он прибил их к церковной двери. Действительно, к двери церкви в Виттенберге прибивали объявления, но сомнительно, что к этой двери прибили бы ученые тезисы на латыни. Некоторые считают, что он, вероятно, просто отправил их по почте, чтобы поделиться со своими коллегами - профессорами в Виттенберге. Мы также знаем, что он послал их некоторым друзьям - богословам в других местах.

Содержание 95 тезисов не особенно важно, если мы просто собираемся рассмотреть богословие Лютера. Прежде всего, в таких тезисах, профессор не обязательно должен был выражать свои взгляды полностью или хотя бы откровенно. Он мог искать брод или выступить в роли адвоката дьявола. Он мог выдвинуть идеи, в которых не был уверен, или в которые не верил вовсе; просто чтобы привлечь внимание и вызвать спор для общего поиска истины. К тому же, в 1517 г. мнение Лютера определенно претерпевало изменения. Он уже открыл многое из того, что мы можем называть его евангелическим прорывом. Но он еще, конечно же, не пришел к полностью сформировавшемуся богословию. В 95 тезисах есть некоторые важные идеи, но его богословие на этой стадии не полностью развито.

Первый тезис выражает позицию, которую Лютер будет защищать всю свою жизнь. Этот первый тезис говорит нам, что вся жизнь христианина - это жизнь ежедневного покаяния, ежедневного умирания для греха и ежедневного воскрешения Святым Духом к новой жизни в Иисусе Христе. Далее Лютер выдвинул много положений, в особенности о власти Папы отменять временное наказание, управлять чистилищем. Он сделал недоброе замечание о том, что если Папа действительно имеет власть освобождать души из чистилища, то он должен сделать это во всем христианском милосердии (тезис 82). И он настаивал на том, что Евангелие, заслуги Христа, Слово Божие более важны, чем какие бы то ни было индульгенции. В центре его пасторской заботы было прощение греха. Это станет сердцем его вести в течение всей остальной жизни. Но богословие Лютера в 95 тезисах полностью не сформировалось.

С другой стороны, вывешивание 95 тезисов справедливо известно в западной культуре, потому что можно сказать это было первое событие из области современных средств массовой информации. 95 тезисов изменили западную историю, не только в плане теологии, хотя они вызвали противоречие, приведшее к тому, что мы называем Реформацией. Но они были также важны, поскольку через 95 тезисов в историю впервые вошел печатный пресс, как средство возбуждения народных чувств и народных мыслей. Было бы интересно узнать, как виттенбергские печатники обнаружили, что эти маленькие латинские тезисы представляют собой произведение, которое можно продавать. Они перевели их на немецкий язык, отпечатали и продавали. Идеи одного человека распространялись способом, которого никогда не видел западный христианский мир. Они распространялись быстро. Известно, что лишь через месяц все в Германии говорили о протесте Лютера против Папы. Известно, что лишь через несколько недель богословы по всей Европе читали его латинские тезисы, выражая свою озабоченность дерзким вызовом, который бросал этот монах средневековой cистеме спасения. Таким образом, немногим более 50 лет спустя изобретения печатного пресса, по случайности, без всякого намерения или вины, Лютер поистине оказал огромное влияние на западную историю, показав, как можно использовать печатный пресс для того, чтобы повлиять на идеи. Правда, немногие люди были грамотны в те дни. У нас есть различные оценки грамотности в Германии в начале ХVI века. Все они довольно низки. Однако, в большинстве деревень были люди, умевшие читать. В каждом маленьком городке были люди, умевшие читать, и такие вещи, как 95 тезисов Лютера, горячие новости, поскольку они влияли на самое сердце и душу народной жизни, религиозную веру, читали вслух в тавернах, на углах улиц, на рынках. Те, кто не умел читать, слышали их содержание от других.

Фактически Лютер атаковал один из самых важных элементов благочестия позднего Средневековья. Его протест не мог оставаться без ответа. Церковь должна была защищаться. Почти тотчас, в Риме, но также и на богословских факультетах Германии, начались нападки на Лютера. Была проблема, которую нужно было решить. Совершенно верно, что Папа Лев Х не воспринял слишком серьезно то, что он называл сворой среди монахов в Германии. Но в Августинском ордене и особенно в Доминиканском ордене, которому со времени его основания в ХIII веке была поручена защита церкви от ереси, поднялись многие и атаковали Лютера.

Э. Гордон Ралл, английский ученый ХХ века, специалист по Реформации, отметил, что никто не воздал Лютеру должного за те брошюры и книги, которых он не написал; ибо он не отвечал на все эти нападки, нападки на него, как на низкую, грязную собаку, нападки с наихудшими намеками. Лютер, как человек от земли, крестьянского происхождения, мог часто ответить только тем же, и не всегда заслуживает одобрения за те нападки, которые он все же написал. Но замечание Ралла справедливо; Лютер подвергался жестоким нападкам. Неудивительно, что по мере формирования движения Реформации, в церкви появилось это крайне враждебное соперничество между реформаторами и официальной церковью из- за решимости, с которой реформаторы призывали к реформе, и из-за злобы, с которой отвечали официальные круги.

Необходимо было решение. Лютер затронул проблемы, которые нельзя было игнорировать; и поскольку он был августинским монахом, считалось, что августинский орден отвечает за заботу об одном из своих членов. Это был обычный канал для решения подобной проблемы. Поэтому, в апреле 1518 года Лютера вызвали в Гейдельберг, на ежегодное собрание августинcкого ордена отшельников, ветви августинцев, к которой он принадлежал. Там он представил свои идеи в так называемых Гейдельбергских тезисах. Там он представил свою теологию как" теологию креста".Это было первое публичное выражение его богословских взглядов и содержало предпосылки, на основе которых он собирался изучать Слово Божие.

Августинцы в Гейдельберге не пришли к какому-либо заключению. Они любили брата Мартина и не собирались осуждать его. Они конечно же не собирались посылать его в Рим и тем самым на верную смерть. Церкви в Риме пришлось самой начать дело против Лютера. Позже, в 1518 году она послала одного из своих лучших дипломатов и специалистов по Библии, итальянского кардинала по имени Томас де Вио или Каэтан, который приехал на Имперский Рейхстаг, законодательное собрание империи, которое в тот год проходило в городе Аугсбурге. Лютер приехал туда, желая обсудить богословие с Каэтаном. Каэтан сказал: " Нет, мы не будем обсуждать богословие. Здесь нет богословия, о котором можно говорить. Мы будем обсуждать твое подчинение Святому Отцу в Риме". Лютер не мог отречься, Каэтан не хотел обсуждать богословские вопросы. Помня о том, что Ян Гус был сожжен в подобной ситуации сто три года назад, Лютер ночью бежал, потому что он понимал, что с папской курией не может быть переговоров. Оставалось только подчиниться или быть отлученным от церкви.

Оппозиция исходила не только из Рима. Она исходила от некоторых из самых блестящих и лучших немецких богословов, оставшихся верными Святому Отцу в Риме. В 1519 году были организованы дебаты между коллегами Лютера, возглавляемыми старшим теологом в Виттенберге Андреасом Боденштейном Карлштадтом, Лютером и другими богословами в Виттенберге. Они поехали в Лейпциг в 1519 году, чтобы защищать свои идеи, прежде всего против римско-католического богослова из Ингольштадта, возможно самого блестящего и лучшего из католиков того времени в Германии, человека по имени Иоганн Экк. Разразились ожесточенные дебаты. Карлштадт не смог защищать позицию Виттенберга эффективно, будучи лидером делегации из Виттенберга, и тогда сам Лютер поднялся на кафедру. Экк очень остроумно заметил Лютеру, что тот шел по дороге учения, по которой сто лет назад шел Ян Гус, когда богемцы заявляли, что церковь - это не священство во главе с Папой, но церковь - это люди Божьи. Лютер пришел к этому заключению, сам не желая этого: " Мы все гуситы". Он все больше и больше двигался к положению открытой оппозиции, не только против администрации папства, но против самой идеи, что церковью должен управлять Епископ Римский. Конечно же, Епископ Римский должен был защищаться, и в 1520 году он издал предупреждение о том, что Лютер и некоторые другие будут отлучены от церкви, если они быстро не признают повиновение Папе. В начале 1521 года Лютер был отлучен от церкви.

В мае 1521 года император Карл V, который был одновременно королем Испании и императором Германии, вызвал Лютера на другое законодательное собрание, имперский рейхстаг в городе Вормсе. Туда Лютера вызвали, чтобы он предстал перед императором, всеми собравшимися князьями и всеми представителями вольных муниципалитетов Германии. Именно здесь, согласно легенде, он сказал: " На том стою. Я не могу иначе". Сегодня специалисты по Реформации спорят о том, сказал ли он это в действительности, потому что впервые это встречается в намного более поздних повествованиях. Но мы точно знаем, что Лютер стоял перед императором, что он отказался отречься от идей, которые выразил на основе своего убеждения и Слова Божия и отстаивал свое исповедание веры.

Лютер покинул Вормс и возвращался в Виттенберг, но его князь, курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый, хотел защитить его и освободить Германию от папства. Он организовал похищение Лютера и спрятал его в замке, принадлежащем курфюрсту, в Вартбурге. Там Лютер провел почти год, в течение которого он мог заниматься, размышлять и работать. Он уже начал свою кампанию в печати за реформу церкви. Годом раньше, в 1520 году, он опубликовал четыре очень важные работы, в которых изложил свою программу реформы церкви. Во-первых, в своем " Трактате о добрых делах" он ответил на обвинения в том, что его понимание оправдания грешника в очах Божьих лишь по благодати, лишь через веру, устранит добрые дела из христианской жизни. В этом " Трактате о добрых делах" он утверждал, что вера во Христа неизбежно и естественно производит добрые дела. В этом трактате он наставлял верующих в том, как выполнять Божьи повеления в повседневной жизни.

Вторым из этих великих программных трактатов 1520 года было его открытое письмо " К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства". В этом трактате он резко критиковал притязания папства на контроль над всей духовной и временной властью на земле. Он воспользовался меморандумом о том, что германские государства на своих рейхстагах раньше объединились, протестуя против того, что было неправильно в церкви, и он соткал это все в программу для практической реформы. Его целью было практическое приспособление жизни церкви к библейским повелениям.

В-третьих, летом 1520 года он написал, может быть, самую важную из этих четырех работ с богословской точки зрения, его далеко идущее " Вавилонское пленение церкви". Оно подвергло нападкам роль священника в контроле над церковью и подавление мирян в их критике системы Таинств позднего Средневековья. В " Вавилонском пленении церкви" Лютер отверг четыре из семи средневековых таинств: миропомазание на смертном одре, ординацию священников, брак как Таинство (но не как Божье установление) и конфирмацию. Он предполагал, что Таинство покаяния может быть таинством, если его понимать как исповедание грехов и отпущение грехов ближним-христианином, но, конечно же, оно было также просто продолжением милостивого действия Божия в Крещении, убивающего грешников, и вновь воскресающего их как людей Божьих. Другим Таинством, которое Лютер сохранил, была, конечно же, Вечеря Господня. В " Вавилонском пленении" он подробно рассмотрел множество вопросов, связанных с доктриной и практикой Вечери Господней.

Последним из этих четырех больших произведений вышел трактат, адресованный Папе Льву Х " Свобода христианина", попытка примирения в Папой (хотя Лютер был, вероятно, движим политическими соображениями, и, возможно, совсем не верил, что Папа поймет его провозглашение Евангелия или ответит на это). Эта попытка примирения не имела успеха.

Тема " Свобода христианина" - это, конечно же, христианская свобода, но этот трактат представляет все учение Лютера об оправдании. В этом трактате он призывал грешников бежать на руки Иисуса Христа, к прощению грехов в Иисусе Христе, так, чтобы Христос мог освободить их от всего, что им угрожает: от всякого врага, Сатаны, греха и осуждения закона, смерти и ада, чтобы они могли жить жизнью, служа всем, то есть служить каждому ближнему в каждой нужде.

Наряду с образованием своей программы в печати, Лютер начал расширять свою кампанию за сердца и умы всех христиан. Он перевел Новый Завет. За поразительно короткое время он создал первый немецкий перевод Писания, как иногда утверждают. Но он впервые взял текст греческого Нового Завета Эразма и представил Слово Божие людям на живом языке. Лютер был литературным гением. Своим переводом Библии он создал современный немецкий язык. В этом переводе Нового Завета, завершенным в 1521 и 1522 годах, он удивительным образом уловил ритм Павла, Иоанна и других новозаветных писателей. Своим переводом Библии он вымостил путь для своей реформации и для восстановления благочестия своего народа.

Он также подготовил первые из нескольких " сборников церковных проповедей" - (postilla) - это собрание проповедей, которым пользовались священники в Средние века, когда они могли читать проповеди, если не хотели писать собственные. Лютер сознавал, что ему необходимо привести то, что мы назвали бы сегодня непрерывной программой образования для священников, которые хотели присоединиться к его движению и проповедовать Евангелие, так как он понимал его. Итак, через свои " сборники церковных проповедей" он дал образцовые проповеди в их руки, в их уста, на их кафедры.

Лютер продолжал разными способами пользоваться печатным прессом. Одним из важнейших способов было изменение западной католической литургии. В 1523 году он написал новый чин богослужения на латыни, который был также позже переведен на немецкий язык. Она стала стандартной литургической службой для лютеранских церквей. В 1526 году он написал план мессы на основе традиционного средневекового чина, но на немецком языке, с гимнами, а не речитативом. Эта немецкая месса 1526 года дала христианам Средневековья народную литургию.

Он также пользовался печатным прессом, чтобы публиковать полемическую литературу, направленную против врагов с каждой стороны, и учебную литературу различного рода, прежде всего его катехизисы.

Лютер вернулся в Виттенберг в 1522 году, чтобы возглавить свою Реформацию. В последующие годы он вскармливал Реформацию учением, написанием книг и проповедями. 1525 год был особенно важен, потому что для Лютера это был год ряда творческих кризисов. Крестьянское восстание дало ему повод целиком обсудить отношения между церковью, Евангелием и обществом. Во-вторых, он женился; он глубоко наслаждался своим браком с Катериной фон Бора. Она дала ему духовную проницательность и духовную поддержку, что было очень важно для него. В 1525 году он также порвал со старшим поколением библейских гуманистов, особенно с Эразмом, по вопросу о свободе воли.

В 1525 году умер Фридрих Мудрый и ему наследовал его брат курфюрст Иоганн. Иоганн не боялся показать полную поддержку своему доброму другу, Мартину Лютеру. С приходом к власти Иоганна, князья Германии начали вводить Реформацию на своих территориях.

В 20-е и 30-е годы жизнь Лютера была наполнена конфликтами с другими протестантами, особенно по проблемам Таинств, что мы обсудим позже.

Лютер провел последние годы своей жизни в аудитории, хотя он также занимался и другой разнообразной деятельностью. В начале 1530-х годов nm читал лекции по Посланию к Галатам; его комментарий к Посланию к Галатам - это классическое, возможно лучшее выражение его богословия.

В 1535 году он начал цикл лекций по Книге Бытия. Этот цикл лекций занял у него десять лет. Он перемежал его с некоторым краткими лекциями по другим книгам Ветхого Завета, но с 1535 года до конца 1545, незадолго до своей смерти, он читал лекции по Книге Бытия. За последние пятнадцать лет жизни он написал несколько других важных брошюр и трактатов, важнейшим из которых является произведение, которое мы называем " Шмалькальденские артикулы", собрание артикулов веры, своего рода итог, последняя воля и завещание его богословия. Они были подготовлены для единомышленников-лютеран, чтобы взять с собой на папский собор, который должен был собраться, что и произошло в Тренте десять лет спустя. Эти артикулы 1536-37 года - прекрасная краткая сумма богословия Лютера. Мы вернемся к его Шмалькальденским артикулам и его многим другим работам, когда будем рассматривать путь провозглашения богословия Христа, которое глубоко влияло на церковь в течение более четырехсот лет, и глубоко влияет на наше провозглашение Евангелия и сегодня.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.