Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовий режим зони надзвичайнои екологичнои ситуации






Правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации - это особый правовой режим, который может временно вводиться в отдельных местностях в случае возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и направляется для предупреждения человеческих и материальных затрат, предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, а также устранения негативных последствий чрезвычайной экологической ситуации.

Введение соответствующего правового режима предусматривает выделение государством (или органами местного самоуправления) дополнительных финансовых и других материальных ресурсов, достаточных для нормализации экологического состояния и возмещения нанесенного ущерба, введение специального режима поставок продукции для государственных нужд, реализации комплексных и целевых программ общественных работ.

Законодательство о зоне чрезвычайной экологической ситуации составляют: - Закон Украины от 25 июня 1991 года " Об охране окружающей природной среды"; - От 14 декабря 1999 года " Об аварийно-спасательных службах"; - От 16 марта 2000 года " О правовом режиме чрезвычайного положения"; - От 13 июля 2000 года " О зоне чрезвычайной экологической ситуации"; - А также принимаемые в соответствии с ними нормативно-правовые акты.

 

Основаниями для объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть: - Значительное превышение предельно допустимых норм показателей качества окружающей природной среды, определенных законодательством; - Возникновение реальной угрозы жизни и здоровью большого количества людей или причинения значительного материального ущерба юридическим, физическим лицам или окружающей среде вследствие чрезмерного загрязнения окружающей природной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы или других факторов;

 

- Негативные изменения, которые произошли в окружающей среде на значительной территории и которые невозможно устранить без применения чрезвычайных мер со стороны государства, или которые существенно ограничивают или исключают возможность проживания населения и хозяйственной деятельности на соответствующей территории; - Значительное увеличение уровня заболеваемости населения вследствие отрицательных изменений в окружающей природной среде. Отдельная местность Украины объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации Указом Президента Украины, утвержденным Верховной Радой Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины или по представлению Кабинета Министров Украины.

 

В таком Указе Президента Украины должны быть указаны: - Обстоятельства, которые стали причиной и обоснованием необходимости объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации; - Границы территории, на которой она объявляется; - Меры по организационному, финансовому и материально-технического обеспечения жизнедеятельности населения в такой зоне; - Основные мероприятия, которые вводятся для преодоления последствий чрезвычайной экологической ситуации; - Ограничения на определенные виды деятельности в этой зоне; - Время, с которого отдельная местность объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации; - Срок, на который эта территория объявляется зоной.

 

При наличии достаточных оснований в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации может быть введен правовой режим чрезвычайного положения в порядке, установленном соответствующим законом с введением дополнительных мер.

 

Юридические и физические лица, виновные в нарушении правового режима в зоне чрезвычайной экологической ситуации, несут ответственность в соответствии с законами Украины.

 

 

94.Поняття та основни вимоги законодавства щодо забезпечення екологичнои безпеки
ЗУ «О ОНПС» (ст. 50) определяет экологическую безопасность как состояние окружающей среды, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей, гарантируется осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных экологических, политических, экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий. Требования экологической безопасности в законе сформулированы по трем направлениям: по хозяйственными субъектами, стадиями хозяйственного процесса, видами хозяйственной дияльности.Закон «Об охране окружающей природной среды» отдельно закрепляет требования экологической безопасности по видам хозяйственной деятельности в: сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, при размещении и развитии населенных пунктов.Согласно ст. 58 Закона требования экологической безопасности распространяются в полной мере на военные и оборонные объекты, а также на объекты органов внутренних дел и государственной безопасности. ЗУ «О пестицидах и агрохимикаты» от 2 марта 1995 регулирует правовые отношения, связанные с государственной регистрацией, производством, закупкой, транспортировкой, хранением, реализацией и безопасным для здоровья человека и окружающей природной среды применением пестицидов и агрохимикатов (статьи 3, 6-9, 13, 18-20 и др.).. ЗУ «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 8 февраля 1995 года (статьи 3, 8, 13, 17 и др.). Направлен на предупреждение наступления опасности в процессе обращения с радиоактивными материалами и отходами, в процессе использования ядерной энергии, радиационная защита населения. ЗУ «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 16 марта 2000 года (статьи 1, 3, 4), регламентирует обеспечение требований экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях. ЗУ «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» от 27 февраля 1991 года с изменениями устанавливает требования по экологической безопасности в пределах территорий и зон, на которых введен режим чрезвычайных экологических ситуаций и т.п..

95.Правове забезпечення екологічної безпеки населення при застосуванні хімічних речовин і токсичних препаратів.

Для ослабления влияния вредных веществ на организм человека, для определения степени загрязненности окружающей среды и влияния на растительные и животные организмы, проведения экологических экспертиз состояния окружающей среды или отдельных объектов или районов во всем мире пользуются такими понятиями, как «предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ (поллютантов), «предельно допустимые выбросы (ПДВ), «предельно допустимые экологические нагрузки (гденить), «максимально допустимый уровень (МДУ), «временно согласованные выбросы (ТБО) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в разных середовищах.ГДК устанавливаются главными санитарными инспекциями в законодательном порядке или рекомендуются учреждениями, комиссиями на основе результатов комплексных научных исследований, лабораторных экспериментов, а также сведений, полученных во время и после различных аварий на производствах, военных действий, природных катастроф с использованием длительных медицинских обследований людей на вредных производствах (химические производства, АЭС, шахты, карьеры, литейные цеха).

***По законодательству эксплуатация объекта, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются одна или несколько опасных веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы, разрешается только при получении на это письменного разрешения от областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации, исполнительных органов поселковой или городской советов. Для получения разрешения субъект хозяйственной деятельности подает заявление, к которому прилагаются: декларация безопасности; договор обязательного страхования ответственности за вред, который может быть причинен авариями на объектах, где применяются опасные вещества; план локализации и ликвидации аварий на соответствующих объектах; выводы предусмотренных законом государственных и в случае наличия общественных экспертиз и другие документы, предусмотренные статьей 13 Закона Украины " Об объектах повышенной опасности".

Законодательство также устанавливает определенные требования по перевозке опасных веществ. Так, Закон Украины " О перевозке опасных веществ" (от 06.04.2000 г..) Признает опасными веществами -вещества, отнесенные к таким классам: класс 1 - взрывчатые вещества и изделия; класс 2 - газы; класс 3 - легковоспламеняющиеся растворы; класс 4.1 - легковоспламеняющиеся твердые вещества; класс 4.2 - вещества, склонны к самовозгоранию; класс 4.3 - вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой; класс 5.1 - вещества, которые окисляют; класс 5.2 - органические пероксиды; класс 6.1 - токсичные вещества; класс 6.2 - инфекционные вещества; класс 7 - радиоактивные материалы; класс 8 - коррозийные вещества; класс 9 - другие опасные вещества и изделия. Под перевозкой опасных грузов понимается деятельность, связанная с перемещением опасных грузов от места их изготовления или хранения к месту назначения с подготовкой груза, тары, транспортных средств и экипажа, приемом груза, осуществлением грузовых операций и краткосрочным хранением грузов на всех этапах перемещения.

Согласно Закону Украины " О перевозке опасных веществ" транспортные средства, которыми перевозятся опасные грузы, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, безопасности, охраны труда и экологии, а также в установленных законодательством случаях иметь соответствующую маркировку и свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов. В случае перевозки опасных грузов соответствующие свидетельства, согласно законодательству, выдаются Госавтоинспекцией Министерства внутренних дел Украины (статья 19). Перевозка опасных грузов допускается при наличии соответственно оформленных перевозочных документов, перечень и порядок представления которых определяется нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (статья 20). Должен быть обеспечен физической защите и сопровождение опасных грузов в порядке, установленном нормативно-правовыми актами по вопросам перевозки опасных грузов в зависимости от их классификации и вида транспорта, которым они перевозятся (статья 21). Ответственность субъектов перевозки опасных грузов подлежит обязательному страхованию в установленном порядке. Здоровье и жизнь работников, участвующих в перевозке опасных грузов, подлежат обязательному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в установленном порядке (статья 22).

96... Правові заходи забезпечення екологічної безпеки від шкідливого біологічного впливу на життя і здоров’я населення.

. ЗУ «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов» от 31 мая 2007 регулирует отношения между органами исполнительной власти, производителями, продавцами (поставщиками), разработчиками, исследователями, учеными и потребителями генетически модифицированных организмов и продукции, произведенной по технологиям, предусматривающим их разработку, создание, испытание, исследование, транспортировку, импорт, экспорт, размещение на рынке, высвобождение в окружающую среду и использования в Украине с обеспечением биологической и генетической безопасности. Закон должен выполнять следующие задачи: охрана здоровья человека и окружающей природной среды при осуществлении генетически-инженерной деятельности и обращении с ГМО; обеспечение права граждан на безопасное использование ГМО; создание условий для безопасного практического использования ГМО в хозяйственных целях; определение прав и обязанностей субъектов регулирования при обращении с ГМО и установление их ответственности за нарушение законодательства; защита граждан в случае причинения вреда их здоровью в результате потребления ГМО; установление правовых основ международного сотрудничества в области генетически-инженерной деятельности и обращения с ГМО. Положения Закона применяются на территории Украины к юридическим и физическим лицам, которые осуществляют деятельность, связанную с обращением с ГМО.

 

 

****Законодательное закрепление получили меры по обеспечению экологической безопасности при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности, которые могут негативно влиять на окружающую среду, жизнь и здоровье человека. В связи с этим в литературе иногда справедливо отмечается, что эколого-правовые нормы неоднородны и регулируют различные виды правоотношений. Одни направлены на охрану окружающей среды, закрепляют требования экологической безопасности и являются обязательными для выполнения, а другие - устанавливают обязанности по соблюдению экологических требований и осуществления различных видов хозяйственной деятельности.

 

97.Правове забезпечення екологічної безпеки населення від радіактивного забруднення середовища існування.

В ЗУ «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» радиационная безопасность определяется как соблюдение пределов радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду, установленных нормативами, правилами и стандартами по безопасности (ст. 1).

ЗУ направлен на обеспечение радиационной безопасности с привлечением совокупности всех мероприятий, в том числе правовых.

Радиационная безопасность призвана решить две основные задачи:

1) снижение уровня облучения персонала и населения в регламентированных границ, а также охрана окружающей среды на основе комплекса медико-санитарных, гигиенических и правовых мер;

2) создание эффективной системы радиационного контроля, которая позволит оперативнорееструваты изменения различных параметров радиационной обстановки, на основе которых можно делать вывод об уровне облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и на этом основании принимать меры по нормализации радиационной обстановки в случае превышения допустимых уровней. обеспечения ядерной безопасности вышло за пределы интересов отдельного государства и приобрело международное значение. В связи с этим в 1989 г. под эгидой МАГАТЭ была разработана Международная шкалатяжкости событий на атомных станциях

принятия Международной конвенции по ядерной безопасности (1994), якуУкраина ратифицировала 17 декабря 1997

Стаття 4. Основні принципи радіаційного захисту

Радіаційний захист під час використання ядерної енергії
базується на таких основних принципах: не може бути дозволена жодна діяльність, пов'язана з
іонізуючим випромінюванням, якщо кінцева вигода від такої
діяльності не перевищує заподіяної нею шкоди; величина індивідуальних доз, кількість осіб, які
опромінюються, та ймовірність опромінення від будь-якого з видів
іонізуючого випромінювання повинні бути найнижчими з тих, що їх
можна практично досягти, враховуючи економічні і соціальні
фактори; опромінення окремих осіб від усіх джерел та видів діяльності
у підсумку не повинно перевищувати встановлених дозових меж.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.