Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cистема эколог.права и його спиввидношення з иншими галузями права.






Экологическое право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного вида общественных отношений – экологических отношений. Оно имеет свою систему.

Под системой экологического права понимается размещение в определенной логической последовательности его структурных подразделений, обусловленное содержанием экологических отношений, которые выступают предметом экологического права.

Система экологического права может рассматриваться в трех качествах: как отрасль права, учебная дисциплина, наука.

Как отрасль права экологическое право состоит из Общей и Особенной части и складывается из подотраслей права; сложных и простых институтов; субинститутов и норм права.

Общая часть экологического права содержит правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли в целом. Она включает в себя такие положения:

· общую характеристику экологических отношений и экологического права;

· источники (формы) экологического права;

· право собственности на природные объекты;

· управление в области использования, воспроизводства и охраны окружающей природной среды;

· общие положения природопользования;

· общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан;

· правовое обеспечение экологической безопасности;

· правовое обеспечение экономического механизма в сфере экологии;

· общие вопросы охраны природной среды;

· юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.

В Особенную часть экологического права входят правовые нормы, регулирующие отдельные виды экологических отношений с учетом их специфики: право пользования землей, водами, недрами, растительным миром, животным миром, а также охрана атмосферного воздуха; общая характеристика сохранения, рационального использования экосистемы. В Особенную часть входят нормы, посвященные регулированию: обращения с отходами; отношениям, возникающих при чрезвычайных экологических ситуациях, нормы, касающиеся международных форм сотрудничества в области экологии.

При характеристике системы экологического права необходимо указать на наличие в ней соответствующих подотраслей. Они представляют собой совокупность правовых норм, которые регулируют однородную группу экологических отношений, с присущими для них специфическими чертами, которые являются неотъемлемой частью общих экологических отношений. Такими подотраслями следует назвать земельное, горное, фаунистическое, водное, флористическое, атмосферовоздушное, природно-заповедное право и др.

Подотраслевая структура экологического права обеспечивает дифференцированный подход к правовому регулированию соответствующих видов экологических отношений. Экологическое право, его подотрасли объединяют сложные, простые правовые институты и субинституты. Они могут входить в состав подотрасли или же занимать самостоятельное место в системе экологического права. Так, водное право, как подотрасль экологического права, содержит ряд сложных правовых институтов: право пользования водами, которые в свою очередь подразделяются на простые институты – право пользования для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения; право пользования для нужд рыбного и охотничьего хозяйства и др.; правовая охрана вод, которая также включает ряд простых институтов. Правовые институты экологической безопасности, чрезвычайных экологических ситуаций занимают самостоятельное место в системе экологического права. По такому же принципу систематизируются и иные подотрасли экологического права.

Рассматривая систему экологического права как учебную дисциплину, в ней следует выделить две части: Общую и Особенную. Общая часть содержит вопросы:

· о предмете, методе, принципах и системе экологического права;

· о понятии, содержании, функциях управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, системе и компетенции органов управления в этой сфере;

· об экологических правах и обязанностях граждан;

· права собственности на природные ресурсы;

· права природопользования;

· правового обеспечения экологической безопасности;

· экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды;

· юридической ответственности за экологические правонарушения.

Особенная часть включает характеристики: права пользования землями, водами, недрами, растительным миром, животным миром, природно-заповедным фондом, правовой охраны атмосферного воздуха, правового режима чрезвычайных экологических ситуаций и др.

Исходя из правовых реалий и учитывая перспективы развития экологического права, можно предположить необходимость создания новых учебных спецкурсов в пределах экологического права, что будет способствовать усовершенствованию учебного процесса и более углубленного изучения конкретных вопросов.

Система экологического права как эколого-правовая наука исходит из системы этой отрасли права. Она представляет собой систему научных взглядов, правовых идей, концепций, понятий, а также знаний закономерностей правового регулирования экологических отношений, которые образовывают предмет экологического права. Эколого-правовая наука оказывает содействие усовершенствованию системы экологического права как учебной дисциплины, системы экологического законодательства.

**** Экологическое право в части вопросов компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов, общих основ правового статуса человека и гражданина в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности опирается на нормы конституционного права. По вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления в сфере экологии, экологическое право соприкасается с муниципальным правом. Вопросы осуществления управленческих функций в рассматриваемой области органами общей и специальной компетенции, а также административной ответственности за совершение экологических правонарушений являются общими и для экологического, и для административного права.

Институт дисциплинарной и материальной ответственности за совершение экологических правонарушений опирается на нормы трудового права, а основания наступления уголовной ответственности за экологические преступления раскрываются в уголовном нраве.

Общие основания возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав на природные ресурсы и объекты, а также вопросы, связанные с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда окружающей среде и здоровью человека, закреплены в гражданском праве. В свою очередь в рамках экологического права рассматриваются вопросы охраны и рационального использования земель, отнесенные к ведению самостоятельной отрасли земельное право.

Наконец, вопросы международно-правового сотрудничества РФ с другими государствами по актуальным экологическим проблемам относятся к ведению такой отрасли, как международное публичное право, но рассматриваются они и в специальной части экологического права.

8. Виникнення й основні етапи становлення природоохоронного законодавства і права на території сучасної України.

В развитии экологического законодательства следует выделить три этапа: первый - со времен " Русской правды" и до 1917 года; второй - с 1917 по 1991 г.; третий - с 1991 г. и до сегодняшнего дня.

Для первого этапа характерно было развитие законодательства, которое обеспечивало охрану природных ресурсов, прежде всего как объектов собственности. Экологический аспект в правовом регулировании использования природных ресурсов хоть и начал приобретать определенное значение в конце этого этапа (в частности, в 1888 году было принято Положение о сохранении лесов), все же оставался второстепенным, а потому в природопользовании превалировали потребительские тенденции. В период с 1917 до 1991 года исполнилось постепенное формирование экологического законодательства. За этот период был пройден путь от принятия разрозненных актов, регламентирующих отдельные аспекты природопользования, охраны окружающей среды от техногенных воздействий, к внедрению комплексного подхода в регулировании вопросов охраны природы, рационального использования природных ресурсов. Особенно здесь следует отметить принятие Закона " Об охране природы" Украинской ССР (1960), впервые в отечественной практике установил единые правовые основы охраны и рационального использования отдельных природных ресурсов, которым были посвящены самостоятельные разделы. Существенный вклад в усиление экологизации законодательства сделали принятые в последующие годы земельный, водный, лесной кодексы, кодекс о недрах, законы об охране атмосферного воздуха, о животном, которые связывали охрану отдельного природного ресурса во взаимосвязи с другими природными ресурсами, окружающей природной средой в целом. С 1991 года начался современный этап развития экологического законодательства. Начало ему было положено Законом Украины " Об охране окружающей природной среды" (1991), который с учета положительного зарубежного опыта, предшествующей отечественной законодательной практики в решении вопросов охраны окружающей среды сформулировал основные базовые положения по охране окружающей среды, в частности, предсказал введение экономических механизмов в управлении природопользованием, уделил особое внимание обеспечению экологической безопасности, установил базовые положения по экологическому мониторингу, экологической экспертизы, экологического страхования, экологической стандартизации и экологического нормирования, возмещению экологического вреда и т.п.. Характерной чертой современного этапа развития экологического законодательства является обеспечение экологизации практически всех сфер хозяйственной деятельности, влияет на состояние окружающей среды, связанная с потреблением природных ресурсов. Современный период характеризуется и усилением внимания к международно-правовой охраны окружающей среды.


10.Поняття i особливостi джерел эколог.права: класиф. И загальна хар-ка

Под источниками экологического права понимают нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы, регулирующие экологические общественные отношения. В зависимости от юридической силы и органа, принимающего тот или иной нормативный акт, источники располагаются в строгой иерархической соподчиненности.

Конституция Украины обладает высшей юридической силой и служит фундаментом создания экологической доктрины Украинского государства, развития системы норм экологического права. Все конституционные нормы, регулирующие отношения по использованию и охране окружающей природной среды, можно разделить на три группы: собственно экологические нормы; нормы, содержащие правовые положения в области использования природных ресурсов, видов и правового статуса субъектов природопользования; нормы, закрепляющие компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в сфере экологии.

Наряду с Конституцией Украины важнейшим доктринальным документом и концептуальным актом в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности являются «Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности», утвержденные постановлением Верховной Рады Украины 5 марта 1998 года. Они были разработаны в соответствии со ст. 16 Конституции, которой определено, что обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является обязанностью государства.

Центральное место среди источников экологического права занимает закон «Об охране окружающей природной среды», природоресурсовые кодексы, законы «О животном мире», «О растительном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «О природно-заповедном фонде», «О пестицидах и ядохимикатах» и некоторые другие законы. При этом следует иметь в виду, что регулирование экономических отношений на уровне законов в нашей стране имеет тенденцию к дальнейшему расширению.

Эколого-правовые акты Президента Украины в системе источников экологического права сравнительно малочисленны и касаются в основном отдельных ситуаций или объектов. Например, на его уровне принято распоряжение «О мерах по организации работы по улучшению экологического состояния реки Днепр и качества питьевой воды».

Основная роль в конкретизации экологических законов и основной объем эколого-правовых норм содержится в актах Кабинета Министров, к которым относятся постановления: «Об утверждении Порядка определения платы и взыскания платежей за загрязнение окружающей природной среды», «О таксах для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением законодательства о природно-заповедном фонде Украины» и многие другие нормативные акты.

Источниками экологического права являются также отраслевые нормативно-правовые акты в области экологии (инструкции, методики, правила), а также акты местных органов государственной власти и местного самоуправления. К ним можно отнести решения местных референдумов, содержащие эколого-правовые нормы и локальные нормативные акты отдельных хозяйствующих субъектов и их объединений.

Особый вид источников экологического права составляют международные договоры. Украина исходит из признания примата международного права над внутренним правом в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Это находит свое выражение в том, что если международным договором в области охраны окружающей природной среды установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины, то применяются правила международного договора.

11. Конституційні основи екологічного права та їх основоположне значення для розвитку природоохоронного законодавства.

Среди законов, регулирующих экологические отношения, особое место принадлежит Конституции Украины, которая была принята 28 июня 1996 года. Будучи Основным законом страны, она является нормативно-правовым актом, имеющим высшую юридическую силу и, соответственно, является основным источником всех отраслей права Украины, в том числе и екологичного.У Конституции урегулированы важнейшие общественные экологические отношения. В частности, в ст. 13 определено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа являются согласно ст. 16 Конституции обязанностью государства. Кроме этого, в Основном законе государства определены принципиальные основы взаимоотношений «гражданин-природа». Статья 50 гласит: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда». Наконец, ст. 92 Конституции предусматривает, что основы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, освоения космического пространства, организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи. Ряд норм Конституции определяют основы деятельности и компетенцию различных государственных органов и должностных ос и б в области организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Вместе с тем природоохранное законодательство не обеспечивает в полной мере потребностей общества, а механизмы его реализации не развиты. Принятые меры по совершенствованию природоохранного законодательства, обеспечение государственного контроля за его соблюдением недостаточны. Экологическая ситуация остается крайне сложной, нагрузка на окружающую среду возрастает. Загрязнения и истощения природных ресурсов продолжает угрожать здоровью населения, экологической безопасности и экономической стабильности государства. Одновременно имеет место тенденция к увеличению нарушений требований природоохранного законодательства как предприятиями, учреждениями и организациями, так и органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также гражданами.

 

12. Спеціальні закони як джерела екол. права: зміст і структура Закону “Про ОНПС”

Фундамент экологического законодательства составляют законы. Они выступают основным источником экологического права. Анализ правового регулирования экологических отношений в Украине свидетельствует, что законам и кодексам принадлежит ведущее место. При этом речь идет не только о законах специального экологического назначения («Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе», «О зоне чрезвычайной экологической ситуации», «Об экологическом аудите» и др.), но и о законах общего характера, которые также относятся к источникам экологического права. К числу нормативно - правовых актов, регулирующих общественные экологические отношения, интегрированным объектом которых является природа, относится Закон Украины «Об охране окружающей природной среды». Будучи одним из важнейших источников экологического права Украины, этот Закон определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды как единого, интегрированного объекта экологических правоотношений. Кроме этого, он по сути составляет правовую основу для развития отраслевого экологического законодательства и для совершенствования поресурсових отраслевых нормативно - правовых актов, принятых до появления Закона Украины «Об охране окружающей природной среды».

Важным источником экологического права Украины является Закон Украины «О природно - заповедном фонде», который определяет правовые основы организации, охраны, эффективного использования природно - заповедного фонда Украины, воспроизводства его природных комплексов и объектов. В Законе определен режим территорий и объектов природно - заповедного фонда (природных и биосферных заповедников, региональных ландшафтных парков, заказников, памятников природы, заповедных урочищ, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков - памятников садово - паркового искусства), а также их охранных зон. В нем нашли отражение вопросы экономического обеспечения организации и функционирования природно - заповедного фонда, закреплен порядок создания и воспроизведения территорий и объектов природно - заповедного фонда, предусмотрено охрану территорий и объектов природно - заповедного фонда, контроль за соблюдением их режима, решено, другие питання.Закон Украины Об охране атмосферного воздуха от 17 ноября 1992 года, определяет что атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды. Настоящий Закон направлен на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановление и улучшение для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращения вредного воздействия на окружающую природную среду. Он определяет правовые и организационные основы и экологические требования в области охраны и использования атмосферного воздуха.

В связи с многочисленными законодательными актами, которые регулируют экологические отношения, а также в зависимости от видов отношений, урегулированных нормамиекологичного права, законодательные акты можно разделить на несколько групп:

1. Законодательные акты, преимущественно регулируют природоресурсные отношения: Земельный кодекс Украины от 25.10.01; Кодекс Украины «О недрах» от 27.07.94; Лесной кодекс Украины от 21.01.94; Водный кодекс Украины от 06.06.95, Закон Украины «О животном мире»от 13.12.01, Закон Украины«О природно-заповедном фонде»от 16.06.92; Горный Закон Украины от 06.10.99, Закон Украины«Об исключительной (морской) экономической зоне»от 16.05.95, Закон Украины«О растительном мире»от 09.04.99, Закон Украины«О пчеловодстве»от 22.02.00, Закон Украины«О добыче и переработке урановых руд»от 19.11.97, Закон Украины«О мелиорации»от 14.01.00, Закон Украины«Об охотничьем хозяйстве и охоты»от 22.02.00 года, Закон Украины«О концессиях»16.07.99 и др..

2. Законодательные акты, преимущественно регулирующих природоохранные отношения: Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 21.06.01, Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91, Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 08.02. 95, Закон Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30.06.95, Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98, Закон Украины «О перевозке опасных грузов» от 06.04.00 и др..

3. Законодательные акты, преимущественно регулирующих экологические отношения, связанные с осуществлением природоохранных функций уполномоченных государственных органов: Закон Украины «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13.07.00, Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 16.03.00, Закон Украины «Об экологической экспертизе» от 09.02.95, Закон Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» от 08.06.00, Закон Украины «Об аварийно-спасательных службах» от 14.12.99, Закон Украины «О защите человека от влияния ионизирующего излучения»от 14.01.98 и др..

Закон Украины " Об охране окружающей природной среды" занял центральное место в системе экологического законодательства и, по сути, стал базовым для развития как отрасли природоохранного, так и природноресурсового законодательства, которые в совокупности составляют интегрированную комплексную отрасль экологического законодательства Украины. Именно такая его роль выходит ст.2 этого Закона, в которой указано, что " отношения в области охраны окружающей природной среды в Украине регулируются этим Законом, а также разрабатываемыми в соответствии с ним земель ним, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира и другим специальным законодательством " (выделено нами - Т.И.). Более того, с закреплением этого положения и определения в ст. 5 объектов правовой охраны (ст.5), Закон заложил основы интегрированного и дифференцированного подхода к урегулированию экологических отношений, повлияло на дальнейшее развитие системы экологического законодательства как интегрированной области. Так, с определением впервые среди объектов правовой охраны окружающей природной среды как совокупности природных и природносоциальних условий и процессов, законодатель по крепил интегрированный направление в правовом регулировании экологических отношений. А с закреплением таких объектов правовой охраны как природные ресурсы, которые вовлечены в хозяйственный оборот, так и не используемые в народном хозяйстве, Закон заложил дальнейшее развитие природноресурсового подхода в системе экологического законодательства Украины

 

13.. Нормативно-правові акти органів центральної виконавчої влади і спеціальних відомчих органів управління як джерела екологічного права.

Среди источников экологического права важную роль играют подзаконные нормативные акты, которые образуют сложную иерархическую систему занимают соответствующее место во всей системе нормативного регулирования. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся указы Президента Украины, нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Группу подзаконных нормативных актов разделяют на виды по следующим критериям: по внешней форме выражения (например, постановления, приказы, решения, правила и др..) по субъекту (например, нормативные акты правительства, центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т.п.); по времени действия (постоянные и временные).

Особое место среди источников экологического права занимают нормативные правовые акты Президента Украины. Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Нормотворческая компетенция Президента Украины предусмотрена Конституцией Украины, согласно которой Президент Украины издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для их соблюдения на территории Украины.

Сфера отношений, регулирующих ее нормативные правовые акты Президента Украины, очень велика - от регулирования общим вопросам охраны окружающей среды до утверждения положений о специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти в сфере экологии. Среди них можно выделить Указ Президента от 15 сентября 2003 года «О мерах по повышению эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов»; Указ Президента Украины от 10 февраля 2004 года «Об утверждении положения о Государственном комитете природных ресурсов Украины» 1; Указ Президента Украины от 10 февраля 2004 года «Об утверждении положения о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины».

Значительный удельный вес среди источников экологического права принадлежит постановлениям Кабинета Министров Украины.Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины принимаются на основании и во исполнение Конституции Украины, законов Украины, указов Президента и являются обязательными к исполнению.

Среди предусмотренных в Конституции полномочий Кабинету Министров необходимо выделить принадлежащие к регулированию и реализации экологических отношений: обеспечение политики в сфере охраны природы, экологической безопасности и природопользования; обеспечение равных условий развития всех форм собственности; принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина и некоторые другие.

Среди нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, следует выделить: постановление от 3 марта 2004 года «Об утверждении Типового договора аренды земли» 3; постановление от 4 марта 2004 года «Об утверждении Типового договора о разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка» 4; постановление от 4 марта 2004 года «Об утверждении Программы обращения с твердыми бытовыми отходами» 5; постановление от 22 февраля 2004 года «Вопросы Министерства охраны окружающей природной среды» 6.

Разновидностью источников экологического права являются нормативные правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти. К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила и т.п., принимаемые центральными органами исполнительной власти.

К системе центральных органов исполнительной власти Украины входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.

Министерство является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти в обеспечении реализации государственной политики в определенной сфере деятельности. Так, например, Министерство охраны окружающей природной среды Украины (Минприроды Украины) является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, а также гидрометеорологической деятельности. Одной из основных задач Минприроды Украины является обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, проведения мониторинга окружающей природной среды, обращения с отходами и прочее.

Минприроды Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение. Так, в частности, приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 18 декабря 2003 Об утверждении Положения о порядке предоставления экологической информации.

В случаях, предусмотренных законодательством, решение Минприроды Украины являются обязательными для выполнения центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности и гражданами. В случае необходимости Министерство выдает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти совместные нормативно-правовые акты.

Государственный комитет (государственная служба) является центральным органом исполнительной власти, вносит предложения по формированию государственной политики соответствующим членам Кабинета Министров Украины и обеспечивает ее реализацию в определенной в этой сфере деятельности, осуществляет в ней управления, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенных к его ведению.

Так, Государственный комитет Украины по водному хозяйству вносит в установленном порядке предложения по формированию государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, обеспечения потребностей населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах и обеспечивает ее реализацию, осуществляет управление в этой сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению. Приказами министерств и других центральных органов исполнительной власти утверждаются инструкции. Так, например, Инструкция о порядке осуществления проверок субъектов, использующих водные ресурсы или выполняющих хозяйственную деятельность в пределах водоохранных зон, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по водному хозяйству от 29 января 2001 года.

14.Нормативні акти органів місцевого самоврядування у сфері екології та співвідношення їх змісту з правовими актами центральних органів влади й управління.

Нормативные акты местных органов самоуправления в области экологии и соотношения их содержания с законодательными и нормативно-правовыми актами центральных органов власти и управления. Органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти, в соответствии с Законом Украины от 21 мая 1997 года «О местном самоуправлении в Украине» 4, принимают нормативно-правовые решения и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Украины (ст. 144) и действующему экологическому законодательству и являются обязательными для выполнения всеми субъектами на подчиненной этим органам территории. Правовая природа этих актов обусловлена ​ ​ их правовым статусом, определенным Конституцией Украины и специальными законами. Согласно Закону Украины «О местных государственных администрациях» (1999) государственные администрации областей, районов, городов Киева и Севастополя, а также районов в этих городах принимают в пределах своей компетенции соответствующие решения. Такие же по названию акты в соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Украине» (1997) принимают сельские, поселковые, городские, районные и областные советы, а также исполнительные комитеты сельских, городских и районных в городах советов. актами местных государственных администраций и органов местного самоуправления решаются вопросы местной жизни, в том числе экологического характера. Ими, в частности, утверждаются местные программы охраны окружающей среды, предусматриваются мероприятия экологического характера в процессе застройки и благоустройства, обеспечения санитарного благополучия, утилизации и переработки отходов и т.д.. Нормативные решения являются обязательными для выполнения в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

15 Екологічні правовідносини: поняття, види, структура, змiст та особливостi..підстави виникнення, змінення та припинення екологічних правовідносин

Любое правоотношение представляет собой норму права в действии, динамику ее реализации в повседневной жизни, на практике.
В теории права под правоотношением понимают общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
Соответственно, экологическое правоотношение можно определить как урегулированное нормами экологического и других отраслей права общественное отношение, складывающееся в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Для любого правоотношения, в том числе и экологического, характерны следующие признаки:
1) это общественное отношение, которое обозначает собой юридическую связь между социальными субъектами;
2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);
3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);
5) это отношение, охраняемое государством и составляющее основу государственного принуждения. Любое правоотношение имеет внутреннюю структуру и состоит из следующих элементов:
- субъект;
- объект;
- содержание правоотношения (совокупность прав и обязанностей участников этого правоотношения).
Экологические правоотношения, как и другие виды правоотношений, можно разделить по следующим классификационным основаниям:
а) по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли) - на общерегулятивные, регулятивные и охранительные;
б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - на абсолютные и относительные;
в) по характеру регулирования отношений - на материальные и процессуальные и т.д.
В.В. Петров выделяет две группы экологических правоотношений в зависимости от их объекта: отраслевые и комплексные.
Отраслевые экологические отношения - это отношения по охране и использованию отдельных природных ресурсов (земель, вод, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха).
Комплексные экологические отношения - отношения по охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.
С определенной степенью условности можно говорить о делении экологических отношений на природоохранные (природоохранительные) и природоресурсные.
Природоохранные отношения складываются в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, природоресурсные отношения, напротив, возникают, прежде всего, в сфере эксплуатации (хозяйственного использования) природных ресурсов. Хотя необходимо отметить, что использование того или иного природного ресурса предусматривает осуществление мер и по его охране, т.е. эти отношения будут регулироваться также природоохранными нормами.

 

**** Общественные отношения, урегулированные эколого-правовыми нормами, то есть отношения, субъекты которых делятся взаимными правами и обязанностями согласно предписаниям норм экологического права, носят название экологических правоотношений.

Основанием возникновения экологических отношений являются юридические факты, выступающие как события (происходят помимо воли человека), или действия (результат волевого поведения человека). Действия проявляют себя как правомерные или как правонарушение. Примерами событий являются: аварии, катастрофы, стихийного бедствия (наводнение, землетрясение и т.п.).Действиями, например, является получение разрешений на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, организация проведения обязательной экологической экспертизы и т.д., а также правонарушения: несоблюдение условий специального природопользования, определенные в разрешениях на его осуществление; игнорирование (невыполнение) выводов обязательной экологической экспертизы; несоблюдение условий предоставления органами государственной власти другим лицам информации об осуществлении природоохранных мероприятий, состояние окружающей среды (утаивание такой информации, ее искажения, искажения и т.п.) и др..

К основаниям прекращения экологических правоотношений относятся соответствующие административные акты, прекращения существования или деятельности юридического лица, отказ от природопользования, окончание срока договора, лицензии, судебное решение и т.д.

Правовая экология формируется в составе социальной экологии как совокупность норм различных отраслей права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Она не относится к числу целостных правовых структур.Наше право делится на отдельные отрасли права и институты по предмету правового регулирования, а не по функциям, которые выполняются правом. Соответственно, в системе права не место «экологическому праву». Экологическую нагрузку несут все отрасли права, его институты и нормы права, так или иначе связанные с регулированием взаимодействия общества и природы.

 

16.Поняття, признаки функції об’єктів природи

Согласно экологическим законодательством Украины к природным объектам относятся земля, недра, растительный мир, леса, воды, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедные объекты и др.. Право непосредственно не влияет на природные объекты, его влияние проявляется через поведение субъектов экологических видносин.Пид природными ресурсами понимают природные тела, явления и процессы, которые человек использует в своей деятельности. Природные ресурсы очень разнообразны, как и возможности их применения в хозяйстве и быту, они являются составной частью материально-технической базы общественного виробництва.Законодавство предусматривает внутреннюю классификацию каждого природного объекта. Она устанавливается с целью определения правового режима каждого вида природного объекта способствует под-поддержанию экологической стабильности.У правовой литературе определено соотношение между природными явлениями. Так, природные объекты составляют неотъемлемые компоненты окружающей природной среды, а природные ресурсы образуют часть природных объектов, которые используются в качестве ис-ника удовлетворения различных интересов человека. Природные комплексы - это совокупность взаимосвязанных между собой частей природных объектов, выделенных с целью создания заповедной территории.Ландшафтом считается территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных компонентов. Кроме того, в экологическом законодательстве выделены также конкретные природные объекты, которым присущи специфические признаки и имеющих юридическое значення.Земля относится к основным природных объектов и входит в состав единой экологической системы как неотъемлемая ее часть. Однако землю следует рассматривать в двух аспектах: как совокупность всех природных богатств (планета) и как поверхностный почвенный слой земли, который выполняет экологические, экономические (средства производства, пространственный базис), культурно-оздоровительные функции. Земельное законодательство рассчитано на правовое регулирование использования поверхностного слоя земли и одновременно взаимодействует с водным, лесным, горным, фаунистическим, атмосфероповитряним, природно-заповедным, охранным законодательством.

 

*** Cуществует такая точка зрения, что под природными объектами понимается:

Природный объект – это компонент природы (природной среды), имеющий естественное происхождение, находящийся в системе экологической взаимосвязи и выполняющий экологические, экономические, культурно-оздоровительные функции.

Специфические признаки (их три):

1) Естественность, независимость происхождения от человека.

2) Системность, софункционирующих друг с другом.

3) Приоритетная функция биопродуктивности – каждый компонент выполняет свою функцию. Всё между собой гармонирует, всё циклично и замкнуто.

Человек со своими потребностями ставит себя во главу угла. И мы говорим, что мы создаём благоприятную окружающую среду для самого человека, для того, чтобы продолжать удовлетворять свои потребности.

Акцент, поставленный на человеке, ведёт к тому, что всю природу он подстраивает под себя.

Признаки, которыми обладают природные объекты.

1) Естественность происхождения. Лес, посаженный руками человека не будет иметь естественности происхождения, поэтому этот признак уже не определяющий (ведь человек возвращает то, что забирает у природы, сажая лет).

Когда теряется связь между элементами – то вырванный из природный, естественной среды объект перестаёт быть природным объектом (питьевая вода, которая течёт из-под крана; домашние животные и животные в зоопарке; атмосферный воздух в помещениях – свою функцию для человека он выполняет, но признак взаимосвязи с другими природными компонентами он теряет).

Извлекаемый природный объект становится товаром, у него появляются экономические и социальные функции.

Законодатель определяет как природные, антропогенные и природно-антропогенные объекты. Но сейчас сложно назвать хоть какие-то территории нетронутыми человеком – ведь даже если на этих территориях не ведётся хозяйственной деятельности, но кислотные дожди и радиацию никто не отменял.

В чистом виде уже нет природы – в основном это природно-антропогенные объекты.

Антропогенные объекты – памятники, здания… Источники негативного воздействия на них те же, что и на природные объекты – но это совершенно другое. Это не объект природоохранной деятельности.

Из всего сказанного вывод таков: природный объект остаётся и носить экологическую окраску в случае его взаимосвязи с другими природными объектами.

Наше водохранилище – на базе реки Воронеж. Поэтому оно частично искусственное, но вообще – природно-антропогенный объект.

Что касается нашего законодательства.

В статье 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» даётся перечень – там статья называется «Объекты охраны окружающей среды». Там три части в этой статье. В неё делятся все природные объекты на три части в зависимости от функциональности и значимости.

В первую группу объектов входят так называемые «дифференцированные объекты». Их законодатель разбивает на четыре подгруппы:

1) Всё, что связано с землёй – земли, недрами, почвы.

17. Природне і соціальне середовище як інтегровани об’єкт екологічного права: матерілізовані та нематеріалізовані об’єкти екологічного права.

Объектом экологического права выступает совокупность природных, природно-социальных условий и процессов, природных ресурсов, ландшафтов, природных и природно-антропогенных комплексов, экосистем и жизни и здоровья граждан, подлежащих охране с помощью норм экологического законодавства.Згидно с экологическим законодательством Украина к природным объектам относятся земля, недра, растительный мир, леса, воды, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедные объекты и др..Право непосредственно не влияет на природные объекты, его влияние проявляется через поведение субъектов экологических отношений. Экологическое право выступает регулятором отношений, потому что субъектами этих отношений являются индивиды, коллективы людей, органы управления, государство. В праве определяется мера возможного и должного поведения субъектов экологических отношений, обеспечивает оптимальное использование природных ресурсов, их воспроизводства и охране окружающей природной среды (экологической системы).

Окружающую среду определяется «как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов». 3 этого следует, что не среда является сложной экосистемой, которой свойственны не только чисто природные, но и природно-антропогенные закономерности.

К природным ресурсам в широком смысле относятся все природные блага, которые служат удовлетворению потребностей человека, а в узком - природные источники для удовлетворения потребностей материального производства. При этом по закону государственной охране и регулированию использования подлежат природные ресурсы, как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неиспользуемые в народном хозяйстве в данный период (ст. 5). В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» в природных территорий и объектов, подлежащих особой охране, относятся территории и объекты природно-заповедного фонда, курортные и лечебно-оздоровительные, рекреационные, водозащитные, полезащитные и другие (ст. 60). Закон гласит, что в случае незначительных вмешательств в естественную среду его экосистемы способны саморегулирующиеся и восстанавливаться, а когда эти вмешательства превышают определенные границы и уже не могут угаснуть в цепи иерархии экосистем, приводят к значительным нарушениям энерго-и Биобаланс на значительных территориях и во всей биосфере.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.