Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и значение занятости и трудоустройства.






Трудоустройство — комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению трудовой занятости населения.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РК и приносящая, как правило, им заработок.

В соответствии со статьей 2 Закона “О занятости населения” занятыми считаются:

1) работающие по индивидуальному трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;

2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

3) занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6) проходящие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, органах национальной безопасности, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Республиканской гвардии, частях Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и иных воинских формированиях;

7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, в аспирантуре, докторантуре и в других учреждениях, входящих в систему образования, за исключением лиц, проходящих профессиональное обучение по направлению уполномоченного органа по вопросам занятости, а также направленные на переподготовку, повышение квалификации с отрывом от производства;

8) временно не работающие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, приостановкой производства или иными причинами в пределах сроков, предусмотренных законом.

Трудоустройство – процесс подыскания и получения гражданином работы. Этот процесс может быть в четырех самостоятельных формах:

– гражданин самостоятельно нашел и устроился на работу;

– гражданин нашел работу с помощью уполномоченного органа по вопросам занятости и трудоустройства или частного агентства занятости;

– гражданин нашел работу с помощью своего работодателя на том же производстве, где ранее работал и подлежал увольнению без его вины;

– иные способы устройства на работу. Например, по квоте, которая представляет собой специальную форму трудоустройства – квотирование (бронирование) рабочих мест – для особо нуждающихся в помощи и направление на эти рабочие места инвалидов, подростков и т.д.

 

43) Порядок и условия признания граждан безработ­ными

Закон “О занятости населения” дает такое определение безработных: “Безработные – граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, заработка (дохода), ищущие подходящую работу и готовые приступить к ней”. Для получения статуса безработного необходимо зарегистрироваться в уполномоченном органе по вопросам занятости. Регистрация безработных производится по месту жительства по предъявлении удостоверения личности, свидетельство о присвоении социального индивидуального кода (СИК), трудовой книжки (или документа удостоверяющего трудовую деятельность), документов о специальном образовании, квалификации, регистрационный номер налогоплательщика (РНН), впервые ищущие работу предъявляют справку с места жительства. Иностранцы и лица без гражданства предъявляют кроме того вид на жительство иностранца и удостоверение лица без гражданства с отметкой о регистрации по месту жительства. Хотя следует признать, что указанная регистрация не дает полного представления о многомиллионной армии безработных. Ведь за бортом такой регистрации остаются вынужденные переселенцы, бомжи, беженцы, самостоятельно ищущие работу и хронические безработные (более года ищущие работу).

Граждане признаются безработными не позднее 10 дней со дня предъявления всех документов. После регистрации в качестве безработных необходимо не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельской местности, должны не реже одного раза в месяц отмечаться у Акима поселка, аула, села, аульного (сельского) округа.

Не признаются безработными граждане:

– до 16 летнего возраста и пенсионеры по возрасту и за выслугу лет;

Инвалиды признаются безработными при наличии рекомендаций по трудоустройству, выданных медико-социальной комиссией;

– отказавшиеся без уважительных причин от двух вариантов подходящей работы, предложенной уполномоченным органом по вопросам занятости, а впервые ищущие работу – от двух предложений получить профессиональную подготовку или оплачиваемую работу, включая временную. Но нельзя предлагать дважды одну и ту же работу или место учебы;

– пропустившие без уважительных причин срок перерегистрации, а также не явившиеся в течение 2-х рабочих дней в уполномоченный орган по вопросам занятости для предложения им подходящей работы;

В отдельных случаях непризнанные безработными могут через месяц со дня отказа в регистрации повторно обратиться в уполномоченный орган по вопросам занятости для признания их в качестве безработных.

Не регистрируются в качестве безработных лица, представившие документы с заведомо ложными сведениями, а также лица, осужденные к лишению свободы, к исправительным работам без лишения свободы.

 

44) Государственная социальная защита от безработицы

Государством оказывается следующая социальная защита от безработицы:

1) содействие в трудоустройстве;

2) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации;

3) оплата организация общественных работ и труда безработных, занятых на общественных работах;

3-1) организация общественных работ и оплата труда работников, занятых в режиме неполного рабочего времени, принимающих участие в общественных работах;

4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

 

 

45) Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных являются мерами социальной защиты безработных и направлены на повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных включают в себя:

1) подготовку (начальное профессиональное образование) безработных, не имеющих профессии, желающих приобрести профессию и работать по этой профессии;

2) повышение квалификации безработных (дополнительное образование) в целях совершенствования профессионального мастерства, получения более высоких разрядов (классов, категорий), изучения и освоения прогрессивной техники и технологии с учетом производственной потребности;

3) переподготовку (переобучение) безработных в целях получения новых профессий (специальностей), если им не может быть предложена подходящая работа по профессии (специальности) либо ими утрачена способность к выполнению работы по определенным профессиям (специальностям).

Цели, задачи и особенности организации обучения различных видов и форм определяются в рамках законов Республики Казахстан " О занятости населения", " Об образовании" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года N 836 " О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года " О занятости населения".

 

2. Организация и проведение профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных

3. Уполномоченный орган по вопросам занятости (далее - уполномоченный орган) оказывает бесплатные услуги безработным в профессиональной ориентации и осуществляет направление на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в соответствии с региональной программой занятости населения.

4. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных производятся по направлению уполномоченного органа в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - организации).

5. Отбор организаций для проведения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных производится уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

При отборе организаций для осуществления профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных уполномоченным органом учитываются:

1) осуществление организациями образовательной деятельности в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов;

2) соответствие требованиям, предъявляемым работодателем к качеству рабочей силы, а также к профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных;

3) участие в организации производственной практики;

4) наличие лицензии на образовательную деятельность.

6. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляются на основе договора, за исключением случаев подготовки безработных, направляемых уполномоченным органом, в государственных учреждениях образования. Форма типового договора на оказание услуг по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных утверждается центральным исполнительным органом по вопросам занятости.

7. Направление безработных на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку осуществляется в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации. Форма типового договора уполномоченного органа с безработным, направляемым на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, утверждается центральным исполнительным органом по вопросам занятости.

8. Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные, входящие в целевые группы в соответствии с Законом Республики Казахстан " О занятости населения".

9. Продолжительность профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных, права и обязанности сторон договора устанавливаются в зависимости от учебной программы в соответствии с договором и не должны превышать:

1) при проведении первоначальной подготовки и переподготовки безработных - шести месяцев;

2) при повышении квалификации безработных - трех месяцев.

10. Организация имеет право отчислять безработных в случаях:

- прогулов без уважительных причин;

- неуспеваемости;

- нарушения внутреннего порядка учебного заведения;

- других нарушений, предусмотренных законодательством.

11. В случае отчисления безработных, проходящих профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, организация предварительно уведомляет уполномоченный орган. При отчислении безработного организация производит перерасчет по оплате, при этом к оплате подлежит только фактически выполненный объем предоставленных услуг.

12. При прекращении профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки без уважительных причин, а также отчислении из организации безработный повторно направляется на обучение только по истечении года со дня повторной регистрации в уполномоченном органе.

13. Работодатель в целях комплектования рабочих мест (вакансий) квалифицированными кадрами и повышения уровня квалификации работников осуществляет меры по развитию системы профессиональной подготовки и внутрипроизводственного обучения персонала за счет собственных средств.

14. Иностранные инвесторы в целях замещения иностранных специалистов безработными осуществляют их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку на основе утвержденной программы подготовки кадров, представляемой ежегодно в уполномоченный орган в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

 

46) Организация и финансирование общественных работ

Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами в организациях и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов и средств работодателей по их заявкам.

7. В соответствии с региональными программами занятости населения местные исполнительные органы принимают решения об организации и объемах общественных работ за счет средств местного бюджета.

8. В решениях местных исполнительных органов:

определяются спрос и предложение на общественные работы;

утверждаются перечень организаций, в которых будут проводиться общественные работы, виды, объемы и конкретные условия общественных работ, размеры оплаты труда участников и источники их финансирования.

9. По решению местных исполнительных органов уполномоченные органы по вопросам занятости заключают с работодателем типовой договор на выполнение общественных работ.

Форма типового договора на выполнение общественных работ между уполномоченным органом по вопросам занятости и работодателем утверждается центральным исполнительным органом.

10. Общественные работы организуются путем создания временных рабочих мест и имеют следующие особенности:

1) предназначены специально для безработных;

2) количество рабочих мест практически не ограничено, работы носят временный характер, и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;

3) возможность организовать работы на условиях неполного рабочего дня и по гибкому графику;

4) экономическая, социальная и экологическая полезность для региона;

5) предоставляется возможность временного трудоустройства лицам, не имеющим специального образования.

11. Центральными исполнительными органами, являющимися администраторами республиканских бюджетных программ, организуются общественные работы, финансируемые за счет средств республиканского бюджета, в порядке, установленном законодательством при осуществлении государственных закупок работ и услуг.

При финансировании общественных работ за счет средств местных бюджетов порядок и условия финансирования определяются местными исполнительными органами.

При проведении государственных закупок работ и услуг, не связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ведением научных разработок и экспериментов, в конкурсную документацию включаются требования о привлечении безработных к общественным работам, не требующим предварительной профессиональной подготовки работника и перечень таких работ.

Участник конкурса в своей конкурсной заявке в обязательном порядке указывает объем (количество) работ, не требующих предварительной профессиональной подготовки и количество безработных, привлекаемых в общественным работам.

Стоимость общественных работ при заключении договора с победителем конкурса организатор конкурса указывает в договоре отдельной строкой.

Организатор конкурса в течение пяти рабочих дней со дня регистрации договора информирует уполномоченный орган по вопросам занятости области (города), на территории которого будут выполняться работы, о заключенных договорах, с указанием стоимости общественных работ, наименования подрядчика (-ов), перечня работ, отнесенных к общественным, количества безработных, привлекаемых подрядчиком.

Победитель конкурса - подрядчик - обязан довести до уполномоченных органов по вопросам занятости сведения о перечне общественных работ, не требующих предварительной профессиональной подготовки, сумме средств, выделяемых на их организацию, потребности в безработных и заключить типовой договор на выполнение общественных работ.

Уполномоченный орган по вопросам занятости направляет безработных подрядчику в соответствии с потребностью, указанной в информации организатора конкурса и подрядчика.

12. Работодатели, желающие организовать у себя общественные работы за счет собственных средств, подают заявки в местные исполнительные органы.

3. Направление безработных на общественные работы

13. Направление безработных на общественные работы осуществляется уполномоченным органом по вопросам занятости в организации по решению местных исполнительных органов.

14. Направление безработных на общественные работы осуществляется уполномоченным органом по вопросам занятости в порядке очередности согласно дате регистрации.

15. Приоритетное право участия в общественных работах имеют безработные, входящие в целевые группы.

16. Между работодателем и безработным, участвующим в общественных работах, заключается индивидуальный трудовой договор в соответствии с законодательством о труде.

17. Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в общественных работах, повторно могут направляться только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации в уполномоченном органе по вопросам занятости.

4. Оплата труда безработных, занятых на общественных работах

18. Оплата труда безработных, участвующих в общественных работах, регулируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан на основании индивидуального трудового договора и зависит от количества, качества и сложности выполняемой работы.

19. Заработная плата, начисленная безработным за участие в общественных работах, облагается налогами в установленном законодательством порядке.

20. Выплата социального пособия по временной нетрудоспособности, возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, безработным, участвующим в общественных работах, производятся работодателем в соответствии с действующим законодательством.

5. Контроль за порядком организации и финансирования общественных работ

21. Контроль за порядком организации и финансирования общественных работ осуществляется государственными органами в установленном законодательством порядке.

 

47) Роль и значение локальных актов в регулировании трудовых отношений

Работодатель издает акты в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, трудовым договором, соглашениями, коллективным договором.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, работодатель издает акты по согласованию или с учетом мнения представителей работников.

3. Акты работодателя, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан, коллективным договором, соглашениями либо изданные без соблюдения процедур, указанных в пункте 2 настоящей статьи, являются недействительными и не подлежат применению.

 

Статья 12. Порядок учета мнения или согласования с представителями работников при издании актов работодателя

1. Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, соглашениями, коллективным договором, издает акты с учетом мнения или по согласованию с представителями работников.

2. Перед изданием акта работодатель представляет его проект и обоснование по нему представителям работников.

3. Проект акта работодателя обсуждается представителями работников не более трех рабочих дней со дня его представления.

4. Решения представителей работников оформляются протоколом, в котором указывается согласие (несогласие) с проектом акта работодателя представителей работников, при наличии излагаются их предложения.

5. В случае, если мнение представителей работников не содержит согласия с проектом акта работодателя либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель:

1) при согласии издает акт, измененный с учетом предложений представителей работников;

2) при несогласии вправе провести дополнительные консультации с представителями работников.

6. При недостижении согласия по проектам актов работодателя, для издания которых в соответствии с настоящим Кодексом необходимо согласование с представителями работников, возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять акт.

7. При издании работодателем акта без учета предложений полностью либо в части представители работников вправе начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

8. В случае если изданный акт работодателя содержит положения, нарушающие либо ухудшающие права и гарантии работников, предусмотренные настоящим Кодексом, трудовым, коллективным договорами, соглашениями, он может быть обжалован в местный орган по инспекции труда либо в суд.

 

48) Организационно-правовые формы обеспечения занятости населения

Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года О занятости населения.

Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.

2. Государственная политика в сфере занятости направлена на:

1) обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;

2) обеспечение продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих мест;

3) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики;

4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5) стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп;

6) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости;

8) защиту внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;

9) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;

10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;

11) формирование единой информационной базы рынка труда;

12) координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;

13) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;

14) обеспечение участия представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости;

15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование работодателей по созданию дополнительных рабочих мест и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения.

В целевые группы входят:

малообеспеченные;

молодежь в возрасте до двадцати девяти лет;

воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати девяти лет;

одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;

граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;

лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту);

инвалиды;

лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;

лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;

оралманы;

выпускники организаций высшего и послевузовского образования;

лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя - юридического лица либо прекращением деятельности работодателя - физического лица, сокращением численности или штата работников;

лица, состоящие на учете службы пробации уголовно-исполнительной инспекции;

лица, потерпевшие от акта терроризма, и лица, участвовавшие в его пресечении.

Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите.

Правительство Республики Казахстан: разрабатывает основные направления государственной политики в области занятости населения и организует их осуществление.

В соответствии с Конвенцией Международной Организации Труда о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.) термин «дискриминация» включает:

a) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

b) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей в области труда и занятий, определяемое соответствующим Членом по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

Любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанной на специфических требованиях таковой, не считается дискриминацией.

 

 

49. Принципы обеспечения права граждан на охрану труда.

Принципы трудового права - это выраженные в праве руководящие положения, определяющие направленность и содержание политики в области занятости, организации и применения труда. Принципы трудового права необходимы, поскольку:

- помогают уяснить его сущность и социальное назначение;

- служат базой целенаправленной нормотворческой деятельности;

- обеспечивают единство правового регулирования труда;

- играют важную роль в правильном применении законодательства о труде.

В условиях рыночной экономики принципы трудового права призваны обеспечить:

· Юридические гарантии для работников;

· Свободу предпринимательства.

Принципы Трудового права заключаются в следующем:

1. Запрет принудительного труда. Свобода труда.

2. Содействие занятости и защита граждан от безработицы.

3. Охрана жизни и здоровья работников.

4. Равенство работников в сфере труда и занятости. Запрет дискриминаций в сфере труда.

5. Особая забота о социально незащищенных (женщины, инвалиды, подростки) слоях населения.

6. Защита работников от произвола работодателей.

7. Материальное обеспечение работников при утрате трудоспособности, по возрасту, в случае безработицы и иных установленных законом случаях.

8. Право на судебную защиту трудовых прав и забастовку.

9. Добросовестное выполнение трудовых обязанностей.

10. Свобода объединений и деятельности профессиональных союзов.

11. Государственный надзор и контроль за условиями труда работников.

12. Участие работников в организации, управлении коллективным трудом

Охрану труда следует различать в широком и узком понимании. В широком понимании охрана труда - это система мер. которые на­правлены на сохранение жизни и здоровья работника в процессе его трудовой деятельности. Охрана труда в широком понимании включа­ет в себя правовой, медицинский, технический, экономический ком­поненты. При этом следует помнить, что если нарушается хоть какой-нибудь компонент охраны труда - нарушается и вся охрана труда.

В узком понимании охрана труда - это система мероприятий и средств, которые должны обеспечить безопасные для жизни и здоро­вья работников условия труда.

Национальная политика в области охраны труда предусматривает единство дей­ствий органов государственной власти и управления всех уровней при участии профсоюзов и работодателей и основывается на сле­дующих принципах:

- приоритета жизни и здоровья работника по отношению к резуль­татам производственной деятельности предприятия;

- полной ответственной собственника либо уполномоченного им представителя (в дальнейшем - работодатель);

- комплексного решения задач охраны труда на базе государствен­ных программ по этим вопросам и координацию деятельности в обла­сти охраны труда с другими направлениями экономической и соци­альной политики;

- установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий, независимо от форм собственности и хозяйство­вания;

осуществления государственного надзора и контроля за повсе­местным выполнением требований охраны труда и техники безопас­ности на предприятиях; широкого использования достижений науки, техники и передо­вого национального и зарубежного опыта по охране труда:

- стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, тех­нологии и средств защиты работающих, научно-исследовательской ра­боты по охране труда;

- участия государства в финансировании охраны труда;

- проведения налоговой политики, способствующей созданию здо­ровых и безопасных условий труда на предприятиях;

- экономической заинтересованности предприятий в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм охраны труда и техники безопасности;

-лицензирования деятельности предприятий с позиции охраны труда;

- проведения сертификации на соответствие требованиям безопас­ности применяемой продукции производственного значения;

- оценки опасности и вредности производства органами государ­ственной экспертизы условий труда непосредственно на рабочих мес­тах, а также в проектах строительства новых и реконструируемых пред­приятий;

- обеспечения работников специальной одеждой и обувью, сред­ствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питани­ем за счет средств собственника;

- обязательности рассмотрения и учета каждого несчастного слу­чая на производстве и каждого профессионального заболевания, обес­печения информированности работников об уровнях производствен­ного травматизма, профессиональной заболеваемости и о принимае­мых мерах по улучшению охраны труда;

-социальной защиты интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве или получивших профессиональ­ное заболевание;

- подготовки специалистов по охране труда и технике безопаснос­ти в высших и средних специальных учебных заведениях;

- всемерной поддержки деятельности представительных орга­низаций трудящихся, работодателей, общественных объединений, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охра­ны труда;

международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

 

50. Правовые аспекты реформирования трудового законодательства в условиях рыночной экономики.

В условиях рынка конституционное право на свободу труда должно выступить одним из мощных средств обеспечения свободы личности, осуществления идеала «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех», реально закрепить приоритет прав и свобод личности, их юридическую гарантированность и защищенность.

Конституционное право на свободу труда – это не реальное правообладание, а лишь признаваемая государством за лицом способность обладать этим правом. Таковое подтверждается особенностями рынка труда в настоящее время, когда меняется само содержание этого права. Так, в новых условиях свободный выбор собственником работников может и не соответствовать потребностям гражданина, остаться для него лишь абстрактной, формальной возможностью. Свободный выбор работником конкретного собственника учитывает также потребности собственника. Следовательно, свобода действий трудоспособного гражданина в выборе работы ограничивается интересами собственника, исходящими, в свою очередь, из интересов производства. Функции подбора и расстановки кадров также осуществляет сам собственник имущества. Он определяет порядок найма (назначения, избрания) руководителя предприятия, реализуя это право непосредственно или через уполномоченные им органы, либо через советы предприятия, управления или другие органы, которым делегированы права по управлению предприятием.

Рыночная экономика нацелена на превалирование производственного интереса над социальным, в связи с чем нельзя сводить задачи трудового права исключительно к обеспечению интересов работника. Повышенная юридическая и социальная защищенность гарантируется в сфере государственной собственности, а в сфере частной собственности, где выше возможности потенциального заработка, уровень таких гарантий ниже, поскольку здесь все решают интересы производства. Задачи законодательства о труде должны заключаться в том, чтобы оптимально сбалансировать его производственные и защитные функции. Социальный элемент – защита интересов человека труда – проводится при рыночной экономике через государственное вмешательство, т.е. через правовое регулирование. Право на свободу труда наряду с правом на минимум оплаты труда, ограничение максимальной продолжительности рабочего времени, право на отпуск минимальной продолжительности и др. относятся к общественным гарантиям, и работники должны пользоваться ими независимо от достижений производства. К числу юридических гарантий трудовых прав должна быть отнесена невозможность одностороннего изменения договорных условий найма. Подлинная свобода труда заключается в том, что выбор сферы работы принадлежит работнику. И, избирая работу, работник должен знать уровень обеспечиваемых ему социальных гарантий..

Вопрос о децентрализации правового регулирования трудовых отношений неразрывно связан с уяснением соотношения централизованного и децентрализованного начал в организации рыночных отношений, с ответом на вопрос, на какой сектор рынка следует опираться в процессе создания условий для нормальной состязательности и конкуренции хозяйствующих субъектов. Происходящий ныне процесс децентрализации нельзя понять как полный отказ от государственного регулирования. Нет сомнений, что централизованное регулирование сковывает, даже тормозит естественные процессы развития свободного рынка, но оставлять эти процессы неуправляемыми также нельзя. Поэтому представляется, что государство должно «вмешиваться» в жизнь рынка в той степени, в которой это требуется для борьбы с монополизмом, для поддержания конкуренции и контроля за теми сферами, где принципы свободной конкуренции неосуществимы. Под контролем государства должна находиться и вся социальная сфера, связанная с обеспечением нормальной жизнедеятельности граждан, включая здравоохранение, образование, социальное обеспечение, развитие науки и культуры. Словом, надо использовать возможности государственных институтов, не замещая ими свободную предпринимательскую деятельность.

Механизм расформирования госсектора заключается в необходимости последовательного разграничения функций между собственником, управляющим работником, где государство — собственник заинтересован в максимальной отдаче находящихся у него средств, управляющий предприятием — в максимализации прибыли, а работник — в наилучших условиях продажи своей рабочей силы. В этой связи складывающаяся система управления трудом приспосабливается ко вновь возникшим формам развития производства и социальных отношений.

Важной юридической основой заключения индивидуальных договоров о труде между работником и работодателем становятся коллективные договоры. Согласно подпункту 78 п.1 ст.1 ТК РК, коллективный договор - правовой акт в форме письменного соглашения между коллективом работников и работодателем, регулирующий социально-трудовые отношения в организации. Эти договоры также заключаются между юридически равноправными сторонами. Согласуя интересы различных социальных групп работников и расширяя уровень их трудовых прав за счет организации, коллективные договоры становятся основным источником регулирования социально-трудовых отношений на современном этапе.

Расширение договорного регулирования в сфере трудовой деятельности работника означает переход к такому нормативному регулированию, в котором закрепляются естественные, неотъемлемые права и свободы граждан. Теория естественного права содействует демократизации общества, ибо, провозглашая принципы свободы, справедливости, формирует демократические представления об общественном и государственном устройстве. Прежде всего, теория естественного права служит перестройке экономики, направленной главным образом на обеспечение и охрану прав человека труда.

Таким образом, децентрализация правового peгулирования труда означает, что нормы ТК РК закрепляют лишь минимальный уровень трудовых прав работников, которые могут быть расширены за счет собственных средств организации с помощью локальных правовых норм и индивидуальных договоров о труде.

Одним из направлений развития трудового законодательства является расширение сферы его действия.

По вопросу о сфере действия трудового законодательства, как известно, в науке трудового права ранее существовали две позиции. Сторонники первой позиции исходили из узкой сферы действия трудового права и считали, что предмет отрасли права составляют лишь трудовые отношения, возникающие при применении наемного труда.

Сторонники второй — отстаивали широкую сферу действия трудового права и высказывались за расширение сферы действия трудового законодательства путем распространения его на все виды трудовых отношений, в том числе, и на трудовые отношения работающих членов всех корпоративных предприятий. Существует также позиция о единой системе трудового законодательства, включающей в себя все сферы организации труда с учетом особенностей, диктуемых формами собственности, характером связи между участниками совместного труда, приоритетности отраслей, субъективных признаков участников трудового процесса. Данная позиция распространяет трудовое законодательство как на трудовые отношения на корпоративных предприятиях, так и на лица, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Из этой позиции исходит и ТК РК.

Так, ст. 9 ТК РК (п.2) гласит: «Действие настоящего кодекса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, распространяются на:

1) работников, в том числе на работников организаций, расположенных на территории Республики Казахстан, собственниками имущества, участниками или акционерами которых являются иностранные физические или юридические лица;

2) работодателей, в том числе организации, расположенные на территории Республики Казахстан, собственниками имущества, участниками или акционерами которых являются иностранные физические или юридические лица.

Итак, сфера действия казахстанского трудового права включает помимо отношений по найму труда и трудовые отношения, возникающие на основе членства в корпоративных объединениях, но с одним уточнением: если устав объединения предусматривает личное участие граждан в труде. Только при этом условии внутри объединения могут возникать отношения по применению труда, нуждающиеся в организации и правовой регламентации. Устав организации, производственного кооператива — это не что иное, как визитная карточка, определяющая их трудовую правосубъектность и компетенцию органов управления, в том числе и в сфере трудовых отношений. Именно уставом определяется орган, которому предоставлено право заключать трудовые договоры, соглашения. В отличие от коллектива организации иного структурного вида коллектив учредителей корпорации самостоятельно определяет в своем уставе цели и задачи деятельности организации, права и обязанности членов, а также порядок приема и исключения из членов корпорации, структуру и компетенцию своих органов управления.

Признание широкой сферы трудового законодательства не означает, что исключительно все нормы трудового законодательства будут распространяться на трудовые отношения, основанные на коллективной или общей собственности. Известно, что правовое регулирование работающих собственников в условиях рыночной экономики не может осуществляться на основе государственно-правовых предписаний, рассчитанных, главным образом, на регулирование именно наемного труда как наиболее распространенной формы трудовых отношений в государственных организациях. В корпоративных же объединениях нормы и условия труда устанавливаются на основе самоуправления и саморегулирования — общими собраниями членов (в производственных кооперативах) и по соглашению между собственниками (в товариществах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и других объединениях граждан, основанных на общей (совместной или долевой) собственности).

Возникновение трудовых отношений в названных объединениях нельзя связывать с выполнением определенной трудовой функции (работы по определенной должности, профессии, специальности) за вознаграждение в форме оплаты труда в своей организации. Достаточно того, что такой работник является членом объединения и принимает личное участие в трудовой деятельности, а в какой роли - принципиального значения не имеет. В таких объединениях собственников трудовые отношения являются составным элементом членских отношений, включающих наряду с ними имущественные и управленческие отношения.

В условиях рыночной экономики эти исходные позиции служат необходимой предпосылкой для свободной конкуренции в сфере применения рабочей силы. Но они ни в коей мере не означают уравниловки: фактический уровень условий труда и его оплаты будет определяться эффективностью хозяйственной (и иной) деятельности организации и результативностью индивидуального труда. Однако, вопреки мнению некоторых авторов, при всей важности форм собственности они не могут быть положены в основу построения системы отрасли трудового законодательства. Таким основанием может быть только предмет регулирования — трудовые отношения, их виды и структурные элементы.

Поскольку господствующим видом трудовых отношений в условиях рынка являются отношения по найму труда, их модель, и должна служить стержнем всей системы трудового законодательства. Она охватывает трудовые отношения, возникающие на базе государственной и частной собственности, носит сквозной характер и поэтому служит основой для единства правового регулирования труда. Общим признаком всех этих отношений является то, что работник отделен от средств производства и не участвует в распределении прибыли. По этим соображениям именно эти отношения нуждаются в наиболее детальной регламентации и особой государственно-правовой защите, что и составляет основной массив трудового законодательства. При таком подходе к предмету не потребуется специального регулирования трудовых отношений с наемными работниками в организациях с частной собственностью.

 

51. Проблемы и состояние развития рынка труда в Республике Казахстан.

?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.