Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение как социокультурная деятельность






Учение означает основное внутреннее содержание образования.

Пока учение не будет рассматриваться как непосредственная

предметная область социологии образования, пока данная наука не сможет проникнуть в суть процесса учения (выразить его как основную форму жизнедеятельности субъектов в сфере образования), до тех пор суждения социологов, их инструментальный аппарат будут оставаться поверхностными и непродуктивными. Конечно, изучение процесса учения — нечто новое для отечественной социологии образования. Средства социологического исследования — опросы, анкетирование, пилотаж, мониторинг и т.д. — универсальны и применимы в принципе к любому социальному явлению, попадающему в поле научного или практического внимания. Но учение как процесс обладает некоторой спецификой, вынуждающей отнестись к нему с осторожностью в данном случае.

Взять хотя бы индивидуальный характер этого процесса, о чем много говорилось в последнее время. Словом, стоит задуматься прежде чем идти дальше.

Требуется обратить внимание на культурные ценности, по поводу освоения которых «складывается процесс учения как вид социокультурной деятельности», и рассмотреть социологию образования как подотрасль социологии культуры. Соответственно принципы, условия и теоретические выводы последней становятся для социологии образования обязательными. Вместе с тем социология образования становится частью социологии воспитания. Таким образом, социология образования в качестве отраслевой социологии получает привязку еще к двум отраслевым социологиям.

Но все же как быть с процессом учения? На первый взгляд, изучение законов, принципов, механизмов и технологий учения более приличествует педагогике и психологии, а, может быть, философии. Эти области знания не закрыты для социолога, желающего серьезно отнестись к своему исследованию. Такая задача должна прослеживаться при рассмотрении структуры социологии образования с точки зрения анализа учения. Однако, заглянув в соответствующий раздел, обнаруживаешь, что структура социологии образования трактуется столь широко, что фактически растворяется бесследно. Предлагаются рассуждения по поводу научной формы закона, комплексности, системности применения методов, разнообразия культурно-исторических подходов и т.п.

Для обозначения этого процесса используется ряд терминов: учение, обучение, научение, образование и др. ведущей категории «ценность», которую он определяет как основную категорию и социологии культуры, и социологии образования.

 

45.Анкета. Композиция анкета и правила её составления.

Анкета - самое распространенное орудие исследования при сборе данных. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования, т. к. в небрежно подготовленной анкете всегда можно найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.

Основные виды анкет

Различают следующие виды анкетирования:

1. по способу общения между исследователем и опрашиваемым:

- прессовый (вопросник печатают в газете, журнале);

- почтовый (рассылают анкеты по почте)

- раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов).

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

2. по месту проведения:

- по месту жительства

- по месту работы или учебы.

В последнем случае оно может быть групповым (или аудиторным);

3. по уровню стандартизации:

- полностью стандартизированным

- частично стандартизированным.

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Правила составления анкет

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.