Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология 20 века. Основные направления.






В XX веке выделились несколько основных направлений социологического учения.

Первое из них – символический интеракционизм. Это направление было создано американским ученым Мидом. Мид утверждал, что социальная жизнь зависит от нашей способности представлять себя в других социальных ролях, а эта подмена ролей возможна благодаря нашему абстрактному мышлению, внутреннему диалогу самим с собой. Все социальные взаимодействия предполагают обмен символами. Например, такое социальное взаимодействие, как свидание мужчины и женщины, последователи символического интеракционизма рассматривают как сложный процесс улавливания и интерпретации символов, символического поведения, то есть поведения, «значащего что-то еще».

Второе направление современной социологии – функционализм. Функционализм направлен на объяснение одного вида социальной деятельности посредством анализа ее последствий в отношении какого-либо другого вида социальной деятельности, института или общества в целом. Это направление в XX веке широко разрабатывалось в работах Парсонса и Мертона. Так, Мертон выделяет явные (подразумеваемые) и латентные (скрытые, побочные) функции социальной деятельности, а также функции и дисфункции (угрожают общественному единству).

Третье направление – структурализм. В основе этой социальной концепции лежит понятие социальной структуры и идея примата целого (общества) над частным (индивидом). Наиболее известным структуралистом является Леви-Стросс. Структурализм связывает социологический анализ и изучение языка. При изучении как языка, так и общества, нам предстоит раскрыть некие законы, которые мы знаем неявно, то есть лишь на основании практического использования.

Наконец, четвертое направление современной социологии – марксизм. Современные представители марксизма (Альтюссер), естественно, так или иначе аппелируют к работам К. Маркса, но предлагают множество интерпретаций его идей, адаптированных к современным отношениям. Для современной школы марксистской социологии характерен устойчивый интерес.

 

8.Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей и поэтов: А. Букейханова, М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова, С.Торайгырова, Шакарима.

Вхождение культурной просветительской элиты в политическую борьбу выражало их стремление улучшить жизнь своего угнетенного народа, добиться участия коренного населения в политической жизни, ее демократизации. Эти намерения привели их к политическому сплочению и в 1905 г. сделали сторонниками и членами конституционно-демократической партии - российской партии, предлагавшей либеральные реформы в стране. Их привлекала программа конституционных демократов (кадетов), содержавшая тезис о том, что после установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами, для всего Российского государства должен быть " открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти..." (Программа конституционно-демократической партии // Программа политических партий России. Конец ХIХ - начало ХХ вв. М. 1995). [1]Представителями национальной элиты являлись общественно-политические деятели, писатели, поэты: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, М. Дулатов, С. Муканов, С.Торайгыров, Шакарим и другие.

Магжан Жумабаев - замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее из него обращение к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Столь распространенные в наши дни экзистенциальные мотивы довольно явственно просматриваются в его творчестве. После долгих лет замалчивания Магжан Жумабаев открылся нам заново. Магжан Бекенулы Жумабаев родился 25 июня 1893 года в урочище Сасыккуль Сарыайгырской волости Петропавловского уезда. Умер 19 марта 1938 года в Алма-Ате. Магжан происходил из зажиточной семьи, его отец Бекен был бием, волостным управителем. С четырех лет он начинает изучать восточные языки и литературу. Ранние стихи Магжана не сохранились. Арабский, персидский и турецкий языки он продолжает осваивать в медресе Бегишева в Кзыл-Орде, получив там среднее мусульманское образование. В 1910 году он поступает в медресе Галия, высшее мусульманское заведение в городе Уфе. Но по совету преподавателя Галымжана Ибрагимова, ставшего классиком татарской литературы, Магжан ищет другие пути пополнения образования. При содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани впервые выходят в печати произведения юного Магжана. В этот же период при наставничестве со стороны Миржакипа Дулатова и Ахмета Байтурсынова он изучает русский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой " Казах".

Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в. Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком описании детства писал: " Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет - отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился". Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, еще два года - в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты " Серке" (вышло всего два номера) в Петербурге. Первое собрание стихов " Оян, казак" вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей которого Миржакып Дулатов считается по праву. Жизнь и творчество Миржакыпа Дулатова тесно связаны с партией " Алаш" и правительством Алаш Орды. Мыслящие люди, и их в числе прежде всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1, 5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в.

Поэт, прозаик, драматург, литературовед, академик Академии наук Казахской ССР Сабит Муканов родился в 1900 году в Пресно-горьковском районе Кустанайской области. Только после Октябрьской революции Сабит Муканов смог получить образование. В 1920 году Сабит Муканов вступил в ряды Коммунистической партии и всецело отдался советской и партийной робате. Он служил в отряде ЧОН (части особого назначения), принимал участие в подавлении кулацкого восстания в Акмолинской губернии в 1921 году, работал инструктором губкома партии. В 1930

году Сабит Муканов поступает на литературное отделение института Красной профессуры в Москве, после окончания которого активно участвует в литературной жизни республики. Он пишет стихи, поэмы, повести, рассказы и пьесы, главным образом, на темы современности. Свою литературную деятельность Сабит Муканов начал с агитационных стихов. В стихотворениях «Думы», «Плач батрака», «Смерть Жумаша», написанных еще в 1918—1920 годах, поэт выступает от лица казахской бедноты, выражая ее чаяния. Первый сборник стихов Сабита Муканова вышел в 1926 году. В последующие годы он выпустил в свет отдельными изданиями позмы «Батрак», «Сиротка», «Броды», «Уголь — коммунизл», «Ущелья Алатау», «Белый медведь» и роман в стихах «Сулушаш».

 

9. Социология М. Вебера и «веберовский реннесанс» в развитии современной социологии.

Классический период в развитии социологии. М. Вебер, и его теории «социального действия», «идеальных типов», «понимающей социологии».Классический тип научности социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Главным инструментом познания у Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, которые являются наиболее типичными. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.