Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






темперированной настройки перед натуральным строем.

Fis-dur, es-moll, Cis-dur, Des-dur, b-moll, H-dur, gis-moll

· Хотел показать несомненное преимущество

темперированной настройки перед натуральным строем.

Понятие «Тема» (Tema) и «Сюжет» (Soggetto) были для Баха едины

т. е. полностью совпадали по своему значению

 

СВЯЗЬ ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ В МАЛОМ ЦИКЛЕ МЕЖДУ СОБОЙ

· Сходство настроений

· Контраст настроений

· Тематическое единство

 

Название сборника Х орошо. Т емперированный К лавир

 

Слово КЛАВИР – подразумевает, что этот сборник был написан для всех видов клавишных, но приоритет был за фортепиано.

 

Слово ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ – связано с особым видом настройки инструмента. Раньше существовал акустически более точный вид настройки клавишных инструментов - натуральный. Во II половине XVII века стали использовать темперированный вид настройки, при которой акустически чисто настраивались октавы, а в её пределах были 12 равных отрезков по ½ тона.

Темперированный строй открыл дорогу такому явлению, как ЭНГАРМОНИЗМ.

 

Слово ХОРОШО – подразумевает равенство всех тональностей, а это значит, что. отныне нет тональностей:

- хороших и плохих

- привычных и непривычных

- удобных и неудобных

Порядок расположения тональностей в Х.Т.К.

Тональности расположены вверх по хроматической гамме, чередуя мажор с одноименным минором.

В этой последовательности чередуются тональности:

· Простые и сложные

· С небольшим количеством знаков и – 5-6 значные тональности

· Привычные и совершенно неиспользованные раннее

 

Для каждой тональности предназначался инструментальный цикл

из 2-х пьес – диптих, или малый цикл,

состав которого был всегда один и тот же –

ПРЕЛЮДИЯ и ФУГА

 

ПРЕЛЮДИЯ – пьеса, свободная от каких-либо установок и правил. Прелюдии различны по масштабам, по техническим сложностям, по форме, по фактуре и по кругу образов.

ФУГА – это полифонический жанр (и форма), связанная со строжайшей системой, с определёнными правилами. Хотя в пределах этих правил допускаются варианты.

Copyright © Андреева Е. Г.

Композиционные особенности Прелюдий Баха:

они имеют 3 основных раздела:

 

I - самый короткий - показ тональности (T – S – В – T)

II - самый большой - уход из тональности, модуляции и отклонения в родстенные тональности

III – возвращение в основную тональность. Чаще всего Бах использует здесь органный пункт на D. А иногда, после этого о/п, следует органный пункт на T. При этом, в фактуре могут появиться дополнительные голоса и многоголосные аккорды.

Прелюдии в Х. Т. К. – это зеркало эпохи, в каждой сосредоточены черты, присущие жанрам эпохи Барокко:

· Инвенция 2-х или 3-х голосная (форма, как правило, старинная 2-х частная, которая явилась предшественницей будущей сонатной формы)

· Пастораль

· Ария в духе Сарабанды

· Вокальный Дуэт

· Пьеса для арфы (или лютни)

· Виртуозная скрипичная пьеса с basso continuo

· Токката (иногда с элементами Фантазии)

· Диптих – (прелюдия и фугетта)

· Пьеса для органа

· Трио-соната

Разновидности фуг в Х.Т. К

 

В I томе есть только одна фуга на 2 голоса - № 8 e-moll

и две фуги на 5 голосов - № 4 cis-moll и № 22 b-moll

11 фуг 3-х голосных

10 фуг 4-х голосных

 

Во II томе фуги 3-х или 4-х голосные

 

Двойная фуга - II том № 18 gis-moll

Тройная фуга - I том № 4 cis-moll и II том – № 14 fis-moll

 

Фуги I-го тома, с песенно-танцевальной темой - c-moll, Cis-dur, F-dur, B-dur

 

Стретты использованы в фугах:

 

C-dur, cis-moll, в-moll, es-moll (?), F-dur, G-dur, g-moll, a-moll, b-moll

 

Разновидности ответов:

 

Тональный ОТВЕТ использован в 15 фугах

Реальный ОТВЕТ использован в 9 фугах (+ 2 фуги в Прелюдиях)

 

Между основными проведениями темы в разных голосах,

между разделами и между изложениями темы внутри разделов

могут быть

ИНТЕРМЕДИИ (intermedius - лат. – находящийся посреди)

ИНТЕРЛЮДИИ (inter - между, ludus – игра)

 

Copyright © Андреева Е. Г.

Структура ФУГИ

I Экспозиция -exposito лат. изложение - (показ, презентация) –

начальное изложение темы последовательно во всех голосах, т. е. во всех голосовых ракурсах – сколько голосов в фуге – столько и изложений

простой тональный план, контрастные тональности - T - D

 

II Средняя часть - (разработка) новое изложение темы в различных родственных тональностях, здесь может быть ладовый контраст

Отличительная особенность этого раздела – тональная неустойчивость

 

III Реприза (reprise – фр.) (reprendere – ит.) – возобновляться, повторяться

Это итог предшествующего развития, могут быть СТРЕТТЫ, сжатие масштаба темы, неполное проведение темы.

Тональное единство, 1 или несколько изложений темы в основной тональности.

 

После Репризы может быть КОДА - на О/П тоники

(Koda – ит.) (Caude – лат.) - хвост

Но этой структуры Бах придерживался очень редко и предпочитал

и предпочитал использовать следующую:

I Экспозиция

II Свободная часть

 

Протяжённость Баховских тем в фугах I тома Х. Т. К.:

Короткие Мелодии
2 ноты - № 7 E-dur 4 ноты - № 4 cis-moll 5 нот - № 22 b-moll 6 нот - № 19 A-dur 7 нот - № 17 As-dur 11 нот - № 9 E-dur № 16 g-moll 12 нот - № 6 d-moll № 8 dis-moll 13 нот - № 5 D-dur № 12 f-moll № 23 H-dur 15 нот - № 1 C-dur 16 нот - № 13 Fis-dur № 18 gis-moll

 

Длинные Темы из 2-х контрастных мотивов Модулирующие темы
№ 14 - fis-moll № 15 - G-dur № 20 - a-moll № 21 - B-dur № 24 - h-moll   № 5 D-dur № 7 Es-dur № 9 E-dur № 11 F-dur № 20 a-moll № 21 B-dur № 18 - gis-moll № 24 - h-moll    

Количество голосов в Фугах I тома

a 2 одна a 3 одиннадцать + 1 Прелюдия a 4 десять + одна Прелюдия a 5 две
  № 10 e-moll   № 2 - c-moll № 3 - Cis-dur № 6 - d-moll № 7 - E-dur № 8 - dis-moll № 9 - E-dur № 11 - F-dur № 13 - Fis-dur № 15 - G-dur № 19 - A-dur № 21 - B-dur + Прелюдия № 19 A-dur № 1 - C-dur № 5 - D-dur № 12 - f-moll № 14 - fis-moll № 16 - g-moll № 17 - A-dur № 18 - gis-moll № 20 - a-moll № 23 - H-dur № 24 - h-moll   + Прелюдия № 7 Es-dur   № 4 - cis-moll № 22 - b-moll  

 

Copyright © Андреева Е. Г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На комплексный государственный экзамен по специальности | Предмет и метод социологии. Место социологии системе общественных наук.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.