Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние печати






После резкого скачка в сфере образования и науке в России растет острая потребность в образовательных и научных материалах, необходимость в книгах, журналах и газетах приводит к тому, что к концу пореформенного времени Российская империя занимает третье место в мире по количеству издаваемой литературы. Число типографий на конец века составляет около полутора тысяч, это, несмотря на то, что в 1855 году их число составляло чуть более девяноста.

Ко второй половине 19 века начинают активно появляться различные издательские фирмы Ф.Ф. Павленкова, А.С. Суворина, И.Д. Сытина и многие другие, издающие множество различных печатных изданий для народа. Книги этих издателей были малого формата, и поэтому зачастую стоили совершенно не дорого, и доступны были для каждого.

Общей популярностью пользовались либеральный журнал «Русская мысль» и консервативный, «Русский вестник». К концу 19 столетия наблюдалось резкий рост издаваемых газет, только ежедневных изданий насчитывалось около 105.

Действительно важное событие в просветительской деятельности произошло в 1862 году. Состоялось открытие Публичного Румянцевского Музея, в котором находилась большая библиотека с собраниями как русской, так и европейской литературы. Благодаря пожертвованиям предпринимателей и различных деятелей культуры среди московского населения, шло активное пополнение коллекции.

На плечах демократической интеллигенции того времени, которая была воодушевлена идеей служения народу, и которую едва ли можно было назвать многочисленной, лежал основной груз в распространении педагогических идей и различной литературе. И это даже несмотря на то, что достаток интеллигенции трудно назвать большим или хотя бы средним. На тот период заработная плата учительского состава школ и училищ оплачивалось невероятно низко, но даже несмотря на это демократическая интеллигенция продолжала усилено заниматься развитием культуры в стране.

Итак, можно подвести итог, в Российской Империи развитие печати стало нормальной реакцией на активную деятельность просветительского состава, нововведения Царского правительства, новые опыты и учения научных деятелей, а также на потребность времени и прогресса. Люди, связаны с культурными аспектами, видели острую необходимость в развитии в России печатного дела, чему всячески способствовали, так как понимали, что без этого дальнейший прогресс в стране просто не невозможен.

 

Литература

Литература, по праву, считается ведущей областью духовной жизни России в конце 19 века. Именно в это время создаются величайшие произведения русской классики, известные и признанные не только в пределах нашей страны, но и по всему миру. Господствующий реализм уже с середины 19 века начинает отображать жизнь русского народа, всех его сословий, со всеми теми невзгодами и радостями, которые были присущи тому времени, обличая всю печальную действительность русских людей. Острым вопросом для писателей в начале 60-х годов становится крестьянский вопрос и последствия его решения, в произведениях зачастую происходит сталкивание крестьянства с помещиками, в котором крестьяне изображаются как люди добрые, умные, а герои-помещики имеют противоположные характеры. Также в литературе пореформенного периода набирает обороты тема поиска смысла жизни, социальной нравственности, морального совершенствования и раскрытия внутреннего «Я».

И.С. Тургенев
Одним из величайших русских классиков того времени был И.С. Тургенев, написавший знаковое для своего времени произведение «Отцы и дети», главный образ которого был воспринят молодыми людьми как пример, Базаров стал мировоззренческим отображением прогрессивно мыслящих людей, которые активно занимались модернизацией нашей страны. В «Записках охотника» писатель изображает крестьянские образы как глубокие и лиричные. Также во многих последующих произведениях Тургенева находят отображения новые образы, символизирующие эту эпоху, такие как демократы и разночинцы.

Ф.М. Достоевский
Еще один литератор того времени, на мой личный взгляд, самый выдающийся, Фёдор Михайлович Достоевский. Он один из лучших романистов мирового значения, его произведения пользуются большим успехом и поныне во всем мире. В Лондоне на международном литературном конгрессе писателя признали одним «из самых прославленных представителей современной литературы», его произведения уже к началу 20 века вошли в школьные программы разных стран, также они оказали существенное влияние на политические и философские настроения во всем мире.

В 60-70-х годах Достоевский создает свои наиболее знаменитые романы: " Игрок" (1866), " Преступление и наказание" (1866), " Идиот" (1868), " Братья Карамазовы" (1880). Каждое из его произведений обращено к человеческой морали, поискам жизненного пути, герои его творений скитальцы, праведники, мыслители, бунтующие натуры, писатель стремится наиболее четко раскрыть все глубины человеческой души. Главная идея Достоевского заключалась в том, что все людские слабости и пороки есть основа всех общественных проблем.

Идейным вождем разночинской молодежи становится поэзия Н.А. Некрасова, все его произведения пронизаны надеждами и исканиями русского народа, его переживаниями, все это находит свое отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение отражает реальную картину крестьян и их быта. Всем своим творчеством Некрасов как бы поддерживает крестьянство, помогает понять, что народ может снять с себя ношу крепостнического рабства, тем самым дает надежду на лучшее будущее.

Л.Н. Толстой
Также, по праву, можно назвать еще одного великого русского писателя всех времен и народов, Л. Н. Толстого. Его творчество является вершиной русского литературного мастерства. Во всех его произведениях поднимаются острые, вечные вопросы, писателя волнует судьба своей Родины и ее народа. Одним из таких остросоциальных романов становится «Анна Каренина», в нем писатель жестко критикует помещичий строе, а также его нравственные устои. В своей исторической эпопеи «Война и мир» Толстой изображает все общественные классы, всевозможные темпераменты, тем самым как бы создает психологию всего русского народа, отображает его быт и его судьбу. Роман-эпопея был признан критиками всех европейских стран и возведен в ранг мировой классической литературы.

Льва Николаевича называли и философом, и писателем, и ученным, и религиозным деятелем, что совершенно не характерно для мировой культуры. Его творчество имело большое воздействие на мировую литературу, как и творчество Ф.М. Достоевского. Эти два величайших писателя подытоживают «золотой век» русской литературы, в начале которого стоял А.С. Пушкин.

Итак, литература пореформенного периода по праву входит в ту часть литературной эпохи, которая именуется «золотым веком». Именно в этот период русская литература достигает невероятных высот, заслуживает мировое признание, имена русских писателей становятся известными во всем мире, их произведения переводятся на десятки языков и глубоко укореняются в школьных и институтских программах по всему миру.

Достоевского и Толстого именуют не просто как писателей, но и как мыслителей, философов, остро отстаивающих гуманизм, нравственность. Все это говорит о том, что темы, поднятые этими писателями, в действительности являлись, являются и будут являться злободневными и не утеряют своей актуальности никогда. Они близки каждому, не зависимо от того, в какой стране живет читающий, какие трудности испытывает, каким характером и темпераментом обладает, каждый сможет найти персонажа по душе.

Русская литература этого периода учит сопереживать, сострадать, быть более гуманным, находить верный путь, она пробуждает нравственные стороны человека, заставляет остановиться и подумать «что такое хорошо, а что такое плохо». В этом и есть ее главная уникальная черта, пробудить в человеке те стороны, о которых в современном обществе все забывают, забота о ближнем, доброта, бескомпромиссная честность. Авторы произведений дают колоссальную пищу для мысли, заставляю тебя переосмыслить всю твою жизнь, твои поступки, стремятся сделать тебя лучше, показывая тебе твои же возможные лучшие стороны. А также они дают понять, что за преступлением следует наказание.

Кроме всего прочего, следует отметить, что литература этого периода отличается не только темами произведений и их смысловой нагрузки, но и красотой самого слога. Произведения Тургенева сравнивают с картинами, критики убеждают, что нет подобных мощных, четких и в тоже время живописных описаний больше не в каких произведениях мировой классики. «Война и мир» поражает своей техничностью написания, словно гигантская многоплановая картина, написанная автором так живо, где каждое лицо прорисовано так четко и так не похоже не на одно другое в этой картине. Язык же Достоевского был менее четок и слажен, не отличался такими сильными языковыми средствами, но он имел свою неповторимую особенность, благодаря разрозненности, неритмичности, прерывистости диалогов и пузам в них в «Преступлении и наказании» чувствуется своя напряженная атмосфера, ощущается дисгармония в речах Раскольникова, и тем самым отображая душевное устройство героя. Все это было направленно на то, чтобы показать достоверность действительности, жизнь героев как обычных людей, живущих среди нас, и ту среду, которая царила вокруг них, и которая в свою очередь окружала и самого писателя.

Кроме всего прочего литература данного периода отражала не только нравственные напутствия, но и повествовала о простой жизни русского народа, временами подбадривала простых, крестьянских людей, временами порицала их бездействие и побуждала на решительные шаги.

В этот период русский народ активно стал интересоваться культурной деятельностью, в частности, и литературой, возможно именно благодаря идеям, передаваемым литераторами в своих произведениях народу, все сферы жизни России в это время претерпевали кардинальные перемены, и к концу пореформенного периода и началу 20 века жизнь людей резко перевернулась.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.