Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воронеж-2015

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Росиийский государственный социальный университет»

Филиал в г. Воронеж

Реферат по финансовому менеджменту

Тема: Финансовый анализ ПАО Лукойл

 

 

Выполнила:

Бреусова Е.Н., студентка

Экономического факультета очной формы обучения

 

 

Воронеж-2015

 

Содержание:

1.История

2.ОСУ

3.Основные направления деятельности

4.Экономические показатели

5.Список литературы

Приложение 1

 

 

1.История

Основание компании

Государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть» («Лукойл») был создан постановлением Совета Министров СССР № 18 от 25 ноября 1991 года. В новом нефтяном концерне были объединены три нефтедобывающих предприятия «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз», а также перерабатывающие предприятия «Пермнефтеоргсинтез», Волгоградский и Новоуфимский нефтеперерабатывающие заводы (последний вскоре перешёл под контроль властей Башкортостана).

На основании Указа Президента РФ № 1403 от 17 ноября 1992 года «Об особенностях приватизации и преобразовании в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» 5 апреля 1993 года на базе государственного концерна было создано акционерное общество открытого типа «Нефтяная компания „Лукойл“».

«ЛУКОЙЛ» является крупнейшей нефтеперерабатывающей компанией России, который использует один из самых ценных энергетических ресурсов мира. Таким образом, на данную компанию возложена огромная ответственность по эффективному использованию, распределению и реализации нефтепродукции. Для достижения этой эффективности, «ЛУКОЙЛ» должен иметь четко сформулированную миссию, обозначить конкретные цели и задачи и стремиться создавать эффективное управление на всех структурных уровнях.

Миссия ОАО «ЛУКОЙЛ»:

· Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека.

· Способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

· Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать «ЛУКОЙЛ» в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления.

Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу от­счета для последующих решений и оценки хода работы.

Кроме того, цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективно­сти организации.

Стратегической целью ОАО «ЛУКОЙЛ» является создание нефтегазовой компании – мирового лидера, обеспечение надежных поставок нефтепродуктов, а также других видов топлива и сырья на мировой и внутренний рынки, долгосрочный рост стоимости компании. Стратегия компании строится на следующих принципах:

· повышение эффективности основной деятельности;

· диверсификация и расширение деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты), в том числе за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;

· соблюдение интересов всех акционеров ОАО «ЛУКОЙЛ»;

· совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;

· увеличение уровня экономической эффективности.

· повышение уровня конкурентоспособности.

Задачи компании:

· Освоение новых рентабельных источников добычи для удовлетворения спроса на нефтепродукты в долгосрочной перспективе. Инвестиции в объекты добычи нефти перспективных месторождений планируется осуществлять в соответствии с очередностью, определяемой экономической эффективностью

· Вовлечение в баланс поставок нефти из стран Центральной Азии

· Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры для удовлетворения растущего спроса на нефтепродукты и повышения гибкости поставок продукции на внутренний и внешний рынки

· Развитие нефтегазопереработки

· повысить уровень инвестиционной привлекательности.

Политика компании:

· Политика по охране окружающей среды;

· Социальная политика;

· Кадровая политика.

 

«ЛУКОЙЛ» - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. «ЛУКОЙЛ» владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной Европе и странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. «ЛУКОЙЛ» занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.

«ЛУКОЙЛ» является одной из крупнейших нефтегазовых компаний в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1, 1%, в общемировой добыче нефти - около 2, 3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится почти 19% общероссийской добычи нефти и 19% общероссийской переработки нефти.

Доказанные запасы углеводородов Компании на 1 января 2010 года составили 17, 504 млрд. барр. н. э., в том числе 13, 696 млрд. барр. нефти и 22, 850 трлн. фут3 газа.

Основная часть доказанных запасов нефти Компании расположена в Западной Сибири, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и Предуралье. Основная часть доказанных запасов газа расположена в Большехетской впадине, Узбекистане и Каспийском регионе.

«ЛУКОЙЛ» также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Иране, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Ираке.

Сбытовая сеть группы «ЛУКОЙЛ» охватывает 26 стран, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина), а также США, и насчитывает 199 объектов нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3, 13 млн. м3 и 6 620 автозаправочных станций (включая АЗС, работающие по договорам франчайзинга).

«ЛУКОЙЛ» владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ - в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 44, 46 млн. т/год нефти.

11 ноября 2010 года «ЛУКОЙЛ» начал производство хлора и каустической соды на «КАРПАТНЕФТЕХИМЕ».Новое химическое производство позволит выпускать продукцию мировых стандартов качества, существенно улучшить эффективность работы предприятия, в 1, 5 раза снизить затраты энергоресурсов, а также повысить уровень технологической и экологической безопасности производства

 

2.Организационная структура управления на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ»

 

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

Как и любая, организационно - управленческая структура, ОАО «ЛУКОЙЛ» имеет три уровня управления: высший, средний и оперативный. На высшем уровне управления принимаются наиболее общие решения по управлению предприятием и осуществляются функции стратегического планирования, общего контроля и связи с внешними структурами. На среднем уровне решения высшего уровня детализируются, преобразуются в конкретные планы, осуществляется выполнение функций текущего планирования, связи между высшим и низшим уровнями управления, контроля, управления производством и потоками ресурсов. Результатом деятельности работников оперативного уровня является выполнение производственной программы, происходит реализация функций управления основным и вспомогательным производством, оперативного управления и местного контроля.

Во главе компании стоит генеральный директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности компании. Также он распоряжается в пределах предоставленного ему права имуществом, заключает договора. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками компании. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность комбината, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества компании.

В подчинении директора находятся заместитель директора по экономике и финансам; заместитель директора по коммерческим вопросам; заместитель директора по персоналу и общим вопросам; главный бухгалтер; главный инженер.

Заместитель директора по экономике и финансам – осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности компании, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства и качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности компании, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.

Заместитель директора по персоналу и общим вопросам возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях компании. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии полученной в учебном заведении профессией и специальностью.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности компании и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует отчет поступающих денежных средств, учет издержек производства и обращения, выполнения работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

Также, в подчинении директора стоит главный инженер. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, работ, высокое их качество. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижения высокого уровня качества продукции в процессе ее разработки и производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что высшее руководство компании ОАО «ЛУКОЙЛ» имеет линейную структуру управления. Это проявляется в непосредственном подчинении по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим.

Необходимо отметить, что линейная структура имеет ряд достоинств:

· четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными;

· быстрота реакции в ответ на прямые указания;

· личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия и др.

Однако существуют и недостатки, такие как высокие требования к руководителю и перегрузка менеджеров.

В компании хорошо поставлена практика делегирования полномочий, входящих в непосредственную компетенцию определённого подразделения. Генеральный директор компании сосредоточил всю основную власть в своих руках, при этом он не старается выполнить все поставленные задачи в одиночку, а делегирует часть своих полномочий прямым заместителям. Таким образом, директор управляет своими прямыми заместителями, имея при этом представления о действиях подчиненных.

Благодаря такому чёткому распределению труда между всеми звеньями, рассматриваемая компания неплохо зарекомендовала себя на внешнем и внутреннем рынках.

2.Основные направления деятельности.

 

Деятельность Компании можно разделить на четыре основных операционных сегмента: Разведка и Добыча; Переработка, Торговля и Сбыт; Нефтехимия; Энергетика          
     

 

Бизнес-сегмент «Разведка и добыча»

ЛУКОЙЛ реализует проекты по разведке и добыче в 12 странах мира.Доказанные запасы углеводородов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2014 года составляют 17, 6 млрд барр. н. э (+1, 1% к 2013 году).    
На Россию приходится 90% доказанных запасов Компании и 87% добычи товарных углеводородов. За рубежом Компания участвует в проектах по добыче нефти и газа в шести странах мира. Основные объемы геолого-разведочных работ Компании сконцентрированы в районах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, Западной Сибири и Поволжья (включая акваторию Каспийского моря. Основная часть деятельности Компании осуществляется на территории четырех федеральных округов Российской Федерации – Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Западная Сибирь является основным регионом добычи нефти Компанией (48, 2% от добычи нефти Группой «ЛУКОЙЛ»), а также ее основной ресурсной базой (53, 7% от доказанных запасов нефти Группы «ЛУКОЙЛ»).  
На международные проекты приходится 10, 0% доказанных запасов Компании и 13, 4% добычи ею товарных углеводородов.  

 

«Переработка торговля и сбыт»

Переработка, торговля и сбыт включает переработку, транспортировку и реализацию нефти, природного газа и продуктов их переработки.

Развитие переработки, нефтехимии, энергетики и сбыта позволяет Компании снизить зависимость от высокой ценовой волатильности на энергетическом рынке и улучшить свои конкурентные позиции в основных регионах деятельности путем выпуска и реализации высококачественной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Заводы Компании располагают современными конверсионными и облагораживающими мощностями и выпускают широкий спектр качественных нефтепродуктов. Российские заводы по качеству мощностей и показателям эффективности превосходят среднероссийский уровень, а европейские заводы Компании не уступают конкурентам.

Газоперерабатывающие заводы Компании обеспечивают переработку добываемого в России попутного нефтяного газа и широкой фракции легких углеводородов и производство товарного газа, сдаваемого в газотранспортную систему ОАО «Газпром», а также жидких углеводородов. Деятельность в области газопереработки позволяет эффективно использовать добываемый нефтяной газ путем выработки товарной продукции и, соответственно, получения прибыли, без существенных затрат на сырье.

ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 5 странах (с учетом доли в НПЗ Zeeland). Суммарная мощность нефтеперерабатывающих заводов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2014 года составляет 77, 7 млн т/год.

В России Компании принадлежат четыре нефтеперерабатывающих завода и два мини-НПЗ, а также четыре газоперерабатывающих завода.

Суммарная мощность российских нефтеперерабатывающих заводов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2014 года составляет: 45, 9 млн т/год.

Нефтехимия

Нефтехимическое производство является наиболее сложным из всех перерабатывающих производств нефтяной компании. ЛУКОЙЛ владеет нефтехимическими мощностями в России (ООО «Саратоворгсинтез», ООО «Ставролен»), Украине (ООО «Карпатнефтехим») и Болгарии (НПЗ с нефтехимическими производствами «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас»).

В 2014 году объем производства продукции на нефтехимических заводах Группы «ЛУКОЙЛ» составил 668 тыс. т

   
   

Бизнес-сектор «Энергетика»

Основные генерирующие активы Группы расположены в Южном Федеральном округе России. В Группе «ЛУКОЙЛ» существует также обеспечивающая (малая) генерация с общей установленной мощностью около 700 МВт. Эти энергообъекты в основном расположены в Западно-Сибирском регионе и Республике Коми.

Основные активы Группы в области возобновляемой энергетики расположены в России (четыре ГЭС суммарной мощностью 297, 8 МВт, выработка 865 млн кВт-ч), в Болгарии и Румынии (ВЭС мощностью 208 МВт, выработка – 536 млн кВт-ч).

 

 

4.Экономические показатели.

 

Среднесуточная добыча углеводородов «Лукойла» в 2008 году составила 2, 194 млн барр. н. э./сут; объём нефтепереработки — 1, 127 млн барр./сут. Выпуск нефтепродуктов за 2008 год (без учета мини-НПЗ и сицилийских НПЗ ISAB) вырос по сравнению с 2007 годом на 7, 4 % и составил 52, 5 млн т. Общий объём реализации нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 134, 7 млн т (рост на 2, 1 % по сравнению с предыдущим годом).В 2007 году число сотрудников «Лукойла» выросло на 1, 9 % до 151, 4 тыс. человек по сравнению с 2006 годом (148, 6 тыс.).Выручка компании за 2013 год по US GAAP составила $141, 5 млрд (за 2012 год — $139, 17 млрд), EBITDA — $19, 3 млрд ($18, 9 млрд), чистая прибыль — $7, 8 млрд ($11 млрд).

 

5.Финансовый анализ.

Общая оценка финансового состояния предприятия

Для получения общей оценки динамики финансового состояния можно сравнить изменения средней величины имущества предприятия (валюта баланса) с изменениями финансовых результатов хозяйственной деятельности. С этой целью рассчитывают коэффициенты прироста имущества, выручки и прибыли от продаж продукции:

1. Коэффициент прироста валюты баланса

К ВБ = = (Бср1-Бср0)*100/Бср0= 35, 4%

где Бср1, Бср0 - средняя величина итога баланса за отчетный и предыдущий периоды.

2. Коэффициент прироста выручки от реализации

К В =(V1-V0)*100/V0= -6, 9%

где V1, V0 - выручка от реализации продукции за отчетный и предыдущие периоды

3. Коэффициент прироста прибыли от продаж

К ПП = -6%

 

Анализ финансовой устойчивости предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия –это такое соотношение финансовыхресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли.

Отмеченные показатели обеспеченности запасов источниками их формирования интегрируются в трехкомпонентный показатель:

S { СОС, СД, ОИ }

характеризующий тип финансовой устойчивости.

1) S {1; 1; 1}–абсолютная устойчивость;

2) S {0; 1; 1}–нормальная устойчивость;

3) S {0; 0; 1}–неустойчивое финансовое положение;

4) S {0; 0; 0}–кризисное финансовое положение.

 

 

Неустойчивое финансовое состояние: оно сопряжено с нарушением платежеспособности, но при этом сохраняется возможность восстановления равновесия путем пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности и ускорения оборачиваемости запасов. Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации имеет вид: S (Ф) = (0, 0, 1).

Нормальная независимость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность организации. Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации имеет вид: S (Ф) = (0, 1, 1).

 

Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

 

Для оценки ликвидности баланса с учетом фактора времени необходимо провести сопоставление каждой группы актива с соответствующей группой пассива.

 

1) Если выполнимо неравенство А1 > П1, то это свидетельствует о платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.

2) Если выполнимо неравенство А2 > П2, то быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.

3) Если выполнимо неравенство А3 > П3, то в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.

Выполнение первых трех условий приводит автоматически к выполнению условия: A4< =П4

Выполнение этого условия свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости организации, наличия у нее собственных оборотных средств.

 

В – выручка

З- запасы

ВА – внеоборотные активы

ДЗ- дебиторская задолженность

ДС – денежные средства

 

Коэффициенты капитализации.

1. Коэффициент показывает, насколько организация независима от кредиторов. Чем меньше значение коэффициента, тем в большей степени организация зависима от заемных источников финансирование, тем менее устойчивое у нее финансовое положение.

2. Доля заемных средств меньше 0, 7, что соответствует норме.

3. Отражает долю заемных средств в источниках финансирования активов предприятия

 

Показатели ликвидности

1. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия.

2. Коэффициент характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов.

3. Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия.

 

Показатели деловой активности

 

 

1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала отражает скорость оборота (количество оборотов за период) всего капитала организации. Его снижение свидетельствует о замедлении кругооборота средств организации.

 

2. Показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных так и денежных).

 

3. показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности.

 

На основе данных таблицы 4 рассчитывается коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности предприятия на конец анализируемого периода:

Ку = (Ктл.к. + 3/Т (Ктл.к – Ктл.н)) / 2, где

Ктл.к. – значение показателя текущей ликвидности;

Ктл.н. – значение показателя на начало отчетного периода;

Т – отчетный период (в месяцах);

3 – период утраты платежеспособности (в месяцах);

2 – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности.

После расчетов можно сделать следующие выводы:

Ку < 1 – серьезная угроза утраты платежеспособности;

Ку > 1 – признак устойчивого финансового положения предприятия.

В нашем случае: Ку=(1, 5+3/12(1, 5-0, 9)/2 = 1, 575

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулов, В.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / В.Б. Акулов. - М.: Флинта, МПСУ, 2010. - 264 c.
2. Архипов, А.П. Финансовый менеджмент в страховании: учебник / А.П. Архипов. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2010. - 320 c.
3. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 c.
4. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 88 c.
5. Бахрамов, Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. - СПб.: Питер, 2011. - 496 c.
6. Боголюбов, В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Боголюбов, С.А. Быстров. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 400 c.
7. Бригхэм, Ю.Ф. Финансовый менеджмент: Экспресс-курс / Ю.Ф. Бригхэм. - СПб.: Питер, 2013. - 592 c.
8. Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Математические основы. Краткосрочная финансовая политика: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. - 304 c.
9. Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.
10. Варламова, Т.П. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.П. Варламова, М.А. Варламова. - М.: Дашков и К, 2012. - 304 c.
11. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. - М.: КноРус, 2013. - 432 c.
12. Герасименко, А. Финансовый менеджмент - это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А. Герасименко. - М.: Альпина Пабл., 2013. - 531 c.
13. Гинзбург, М.Ю. Финансовый менеджмент на предприятиях нефтяной и газовой промышленности: Учебное пособие / М.Ю. Гинзбург, Л.Н. Краснова, Р.Р. Садыкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 287 c.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лабораторная работа №6. Тема: Программный принцип работы компьютера (изучения учебного языка программирования).




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.