Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафизические принципы как начала построения физики в учении Аристотеля.






Греческий философ Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.), ученик Платона, разработал множество физических теорий и гипотез, основываясь на знаниях того времени. Собственно и сам термин «физика» был введён Аристотелем.

Письменные труды Аристотеля относились к двум видам: «экзотерические» — сочинения для широкой публики, состоящие в основном из диалогов на различные темы; и «эзотерические» — лекционные курсы и научные трактаты.[1] Собственно к физике относятся сочинения, названные «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика».[1] Философские труды Аристотеля, собранные и отредактированные Андроником Родосским в книге под названием «Метафизика», обычно не относят к физике, тем не менее в них содержатся рассуждения о пространстве, движении и материи и пр.[1][2]

Его произведения трактуются неоднозначно: с одной стороны в его школе развиваются эмпирические идеи и специализация; однако с другой стороны произведения трактуются в сильно платоновском духе.[3]

Физика Аристотеля основана на учении о четырёх элементах (четырёх стихиях). В трудах Аристотеля ведётся речь об отношении между этими стихиями, их развитии, как они воплощаются в явлениях природы и т.п.

 

В системе Аристотеля была иная, нежели у Платона, иерархия дисциплин. На первом месте, как и у Платона, была философия, но на второе место он ставил физику, причем «Метафизика» [1] писалась Аристотелем параллельно с его «Физикой» для обоснования последней. Математика же у него занимала подчиненное, производное от физики, третье место, поэтому математические объекты не получили самостоятельного статуса в мире высших идей, как у Платона, а являются лишь отражениями соответствующих свойств физических тел. «Геометр, — писал40 Глава 1. Метафизика с древнейших времен до XVIII века Аристотель, — помещает отдельно то, что в отдельности не дано». У него

числа характеризовали не непосредственно объекты материального мира, как у Пифагора и Платона, а лишь отношения между ними. В соответствии с этим в качестве единицы могли выступать разные объекты,

в зависимости от того, с чем производилось сравнение. У Аристотеля уже материальный мир не являлся тенью мира идей, как это было у Платона.

Можно утверждать, что учение Аристотеля также опирается на ду-

алистическую философско-религиозную парадигму, однако у него име-

ются существенные отличия от системы Платона в парадигмах обеих

составных частей: идеального и материального начал.

2. В методологической части учения Аристотеля первой и важнейшей

является отсутствовавшая у Платона «категория сущности», которая

фактически представляет собой третью сторону бытия (первоосновы ми-

ра), превращая его философию из двуединой (диалектической), каковой

была философия Платона, в триединую.

Аристотель утверждал, что действительное бытие предмета не мо-

жет быть выражено одновременной реализацией двух противоположно-

стей, т. е. платоновские противоположности нужно опосредовать чем-то

третьим. Для решения этого вопроса он ввел два вида бытия — действи-

тельное и возможное. Противоположные стороны (как в учении Пла-

тона) присущи предмету только как потенциальные возможности, тогда

как действительность стоит выше возможности и не имеет ее двух сто-

рон. Это напоминает введение третьего, промежуточного, звена между

инь и ян в китайской «Книге перемен».

Аристотель отказался от платоновского метода доказательств «по

кругу», когда противоположные начала определяются друг через дру-

га. Он настаивал на том, что не все в науке может быть доказуемым.

Должны быть первые, исходные, начала, которые не доказываются, а

принимаются непосредственно. Аксиоматический метод рассуждений,

соответствующий взглядам Аристотеля, а не Платона, был применен

Евклидом для построения геометрии и является общепринятым до на-

ших дней.

Триединая философия Аристотеля была нацелена на определение

движения тел в физическом мире. В соответствии со своей методоло-

гической парадигмой, Аристотель определяет движение как «средний

термин», т. е. как «переход» от возможности к действительности. У него

движение нормировано двумя противоположностями в возможности —

началом и концом — и всегда идет «от» — «к», представляя собой нечто

третье — действительность, связывающую две стороны противополож-

ности. Так Аристотель преодолел неразрешимую для Платона проблему

определения движения лишь на основе двух противоположных сторон.

Отметим, что аристотелевские два рода бытия — в возможности и

в действительности — оказались востребованными в теоретической фи-

зике ХХ века при формулировке квантовой механики, на что обращал

внимание один из ее создателей — В. Гейзенберг.

3. В наиболее концентрированном виде космология Аристотеля вы-

глядит следующим образом. Мир вечен, т. е. не имеет ни начала, ни

конца во времени. (Удивительно, что этот тезис, противоречащий пред-

ставлениям христианства, позволил сосуществовать системе Аристотеля

с доктриной Церкви на протяжении многих веков.) В пространственном

смысле космос конечен. В центре мира расположена Земля, вокруг кото-

рой вращается Небо со всеми его светилами. Все тяжелые тела стремятся

к покоящемуся центру Земли; к Небу же, напротив, устремляются более

легкие по своей природе стихии.

Небесные тела совершают (естественное) вечное круговое движение,

определяемое тем центром, вокруг которого, стремясь уподобиться его

неподвижности, они совершают равномерное вращение. Из-за конечно-

сти космоса только круговое движение может быть непрерывным и про-

должаться бесконечно: бесконечная прямая линия в конечном космосе

невозможна. «Именно круговое движение, — пишет Аристотель, — явля-

ется единым и непрерывным, а не движение по прямой, так как по пря-

мой определены и начало, и конец, и середина, (...) так что есть место,

откуда может начаться движение и где окончиться. (...) В круговом же

движении ничто не определено: почему та или иная точка будет грани-

цей на круговой линии? Ведь каждая точка одинаково и начало, и се-

редина, и конец. (...) Поэтому шар движется и в известном отношении

покоится, так как он всегда занимает то же место. Причиной служит

то, что все это вытекает из свойств центра: он является и началом, и

серединой, и концом всей величины, так что вследствие его расположе-

ния вне окружности негде движущемуся телу успокоиться, как вполне

прошедшему; оно все время движется вокруг середины, а не к опреде-

ленному концу. А вследствие этого целое всегда пребывает в известного

рода покое и в то же время непрерывно движется» [1, Физика, VIII,

265a–265b].

1.4.2. Характерные черты физики Аристотеля

Аристотель не смог описать физику только на основе трех сторон единой

сущности, и ему понадобилось ввести ряд дополнительных категорий,

оказавшихся впоследствии уязвимыми. Остановимся лишь на некото-

рых характерных чертах его физики, сопоставив их с тремя ключевыми

физическими категориями ХХ века.42 Глава 1. Метафизика с древнейших времен до XVIII века

1. Аристотель отрицал существование пустоты, не допускал пони-

мания места как пустого промежутка между телами, как это делали

атомисты. Он считал, что место всегда заполнено какой-то средой, на-

пример, воздухом. Всякое перемещение Аристотель понимал как обмен

местами, занимаемыми телом и средой, аналогично тому, как это про-

исходит в воде при движении рыбы. В этом вопросе его взгляды близки

платоновским. С позиции сегодняшнего дня это не что иное, как суб-

станциальный подход к природе пространства.

2. Для определения движения необходимо понятие времени. Аристо-

тель, подчеркивая трудности в определении этого понятия, резко возра-

жал против его определения через вращения мира или небесных сфер,

как это пытались делать до него, но тем не менее тесно связывал поня-

тие времени с движением.

3. Аристотель считал, что все материальные сущности в подлунном

мире состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Над-

лунный мир построен из пятого элемента — эфира, который значительно

тоньше всех подлунных стихий и потому служит материей небесных тел.

4. Аристотель не признавал самодвижения, полагая, что для всякого

(неестественного) движения должен быть двигатель. Для брошенного

тела таким двигателем, как он считал, является среда. Согласно Ари-

стотелю, человек, бросающий предмет, приводит в движение не только

его, но и среду, в которой предмет находится. Оторвавшись от руки,

предмет продолжает движение под действием непосредственно сопри-

касающейся с ним среды.

5. Понятие естественности мест означает наделение тел и мест неки-

ми динамическими свойствами. У Платона материя лишена динамиче-

ских свойств; у Аристотеля она динамична и обладает способностью

к изменению, место также динамично и обладает некой силой, застав-

ляя перемещаться объекты в «естественные» для них места, например,

огонь — вверх, а весомые тела — вниз.

Впоследствии мысль о динамических свойствах места (пространства-

времени) окажется воплощенной в общей теории относительности.

6. Аристотель различал четыре вида движения: в отношении сущно-

сти— возникновение и уничтожение; в отношении количества — рост и

уменьшение; в отношении качества — качественные изменения; в от-

ношении места— перемещение. Полагалось, что ни один из этих видов

движения не может быть сведен к другому.

В ХХ веке различные аристотелевские виды движения проявились

при построении квантовой теории. Так, свободные перемещения микро-

частиц в пространстве (в отношении места) описываются первично кван-

тованной теорией, тогда как другие виды движения (сущности, качества

и количества) описываются вторично квантованной теорией поля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.