Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы возникновения науки и периодизации ее истории. Преднаука и наука.






 

Можно заметить, что в настоящее время в сообществе науковедов и философов науки отсутствует единое понимание

происхождения науки. Нет и единых принципов и критериев ее периодизации.

 

Широко признано положение, что наука, как и философия, зарож­дается внутри древнего мифологического

сознания. Но вот по вопро­су о том, как наука стала самостоятельной областью общественной деятельности (при

всех ее взаимосвязях с другими областями обще­ственной жизни и культуры), существуют различные точки

зрения'.

 

Одни авторы полагают, что наука возникла в доисторические времена вместе с появлением у древних людей самых

первых, про­стейших знаний о мире и формированием более или менее проду­манных навыков приспособления к

окружающей природе^2. Так что наука оказывается одним из самых древних занятий человека.

 

Другие авторы временем рождения науки считают античность, а критерием становления науки как таковой —

переход к «теоретиза-ции» знаний, в отличие от «рецептурности» знаний предшествующих цивилизаций. При этом

разные авторы суть «теоретизации» и факт рождения науки связывают с интеллектуальными достижениями в той или

иной области знания; у одних (например, у Гуссерля) — это формулирование Платоном учения об «идеях», у

других (например, у Кассирера) — построение физической теории Аристотелем, у треть­их (например, у Поппера)

— завоевания космологии и логики и т. д.

 

Согласно третьей точке зрения, возникновение науки относится к позднему европейскому Средневековью (XII-XIV

вв.). Решающий аргумент в этом случае — распространение эксперимента в естество­знании.

 

Вторая и третья из перечисленных точек зрения на происхождение науки отражают важные вехи в формировании

науки.

 

Согласно четвертой точке зрения, наука в собственном смысле этого слова зародилась в Европе в XVI-XVII вв. в

период, называе­мый «великой научной революцией». В этот период такие «ученые

на все времена», как Коперник, Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, стали систематически применять действительно

научный подход, для которого характерно специфическое соотношение между теори­ей и опытом.

 

Нетрудно видеть, что первая и четвертая точки зрения — своего рода крайности, и истина должна лежать где-то

посередине. Пред­ставляется вполне разумным рассматривать формирование науки как долгий исторический

процесс, который начался в глубокой древности и завершился к XVI-XVII вв.; в течение всего этого промежутка

времени науки в ее современном понимании, представленном в при­веденном выше определении, еще не было. И

только с XVI-XVII вв. началось существование науки — такой, как мы ее понимаем сейчас^1. Разумеется, наука

развивается, но происходящие в ней изменения пока еще не являются такими, чтобы названное определение

переста­ло «работать». Изменения эти; как известно, фиксируются посред­ством различения «классической» и

«неклассической», или «пост­классической», науки.

 

В истории науки можно выделить четыре основных периода.

 

1. С I тыс. до н. э. до XVI в. Этот период можно назвать перио­дом преднауки. На его протяжении наряду с

передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденными прак­тическими знаниями,

приобретенными посредством житейско­го опыта и осмысления трудовой деятельности, стали появ­ляться

первые философские представления о природе, назы­ваемые «натурфилософскими учениями». Это были довольно

бедные представления, но внутри натурфилософии формиро­вались зачатки научных знаний. С накоплением

сведений, на­выков, приемов и методов, используемых для решения астро­номических, математических,

медицинских, географических и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые

затем постепенно обособляются в отдельные науки: астрономию, математику, медицину, географию и т. д. Это

своего рода «эмбриональный» период развития науки, ко­торый предшествует ее рождению в качестве особого

социаль­ного института и особой области и стороны культуры.

 

2. XVI-XVII вв. Это период великой научной революции. Она на­чинается с исследований Коперника и Галилея и

венчается

фундаментальными физическими и математическими трудами Ньютона и Лейбница. В этот период были заложены

основы современного естествознания. Появляются стандарты и идеалы построения научного знания. Они

связываются с формули­рованием законов природы в строгой математической форме и с проверкой теорий

посредством опыта. Начинает культи­вироваться критическое отношение к религиозным и натур­философским

догмам, недоступным обоснованию и проверке посредством опыта. Развивается методология науки. Наука

оформляется как особая самостоятельная область общест­венной деятельности. Появляются ученые-профессионалы,

развивается система университетского образования для их подготовки. В XVII в. создаются первые научные

академии. Возникает научное сообщество с присущими ему специфиче­скими формами и правилами деятельности,

общения, обмена информацией.

 

3. XVIII-XIX вв. Этот период соответствует классической пауке. В это время образуется множество различных

самостоятель­ных научных дисциплин, в которых накапливается и система­тизируется огромный фактический

материал. Строятся фун­даментальные теории в математике, в различных областях естествознания, связанных

с исследованиями в области неживой и живой природы; в областях гуманитарных наук (психология,

языкознание) начинает распространяться экспериментальный метод; возникают технические науки и начинают

играть все более заметную роль в материальном производстве. Возраста­ет социальная роль науки, и ее

развитие становится важным фактором общественного прогресса. Существенно возрастает число людей, занятых

научной деятельностью, которая опла­чивается. Социальный институт науки обретает отчетливые черты

(профессиональное образование, лаборатории, научные периодические издания). Существенно возрастает роль

науки в культуре.

 

4. XX век и начало нынешнего столетия называют постклассиче­ской наукой. Этот период, как известно, начался

научной рево­люцией, и наука стала существенно отличаться от классиче­ской науки. В различных областях

научного знания были совершены величайшие открытия. В математике в результате критического анализа

теории множеств и оснований мате­матики возникает ряд новых дисциплин, а также появляется

 

метаматематика, представляющая собой глубокую рефлексию математической мысли над самой собой. Гедель дает

строгое доказательство того, что непротиворечивость достаточно силь­ной теории не может быть доказана внутри

нее самой^1. В физи­ке создаются теория относительности и квантовая механика — теории, заставившие

пересмотреть сами основания физиче­ской науки. В биологии развивается генетика. Появляются но­вые

фундаментальные теории в нейрофизиологии, психоло­гии, медицине, лингвистике и других гуманитарных науках.

Бурно развивается экономическая наука. В технических нау­ках тоже происходят изменения величайшего значения,

созда­ны кибернетика и теория информации. Меняется вся система научного знания.

 

Во 2-й половине XX в. в науке происходят новые революционные преобразования. Их принято называть

научно-технической револю­цией. В отличие от предшествующих революций в науке и технике, она имеет

глобальный характер, захватывает одновременно многие отрасли науки и многие области техники и технологии. В

результате одни изменения влекут за собой другие, а сами темпы этих измене­ний оказываются такими, каких

история человеческой цивилизации еще не видела.

 

Особо следует отметить и тот факт, что в разные периоды разви­тия пауки (и на разных этапах ее развития

внутри этих периодов) одни области науки и отдельные конкретные научные дисциплины благодаря содержанию

полученных в них результатов оказываются более значимыми для философской мысли вообще и философско-иауч-пой

мысли в особенности, нежели другие. Таковыми «в свои време­на» оказываются, например, математика (теоремы о

неполноте фор­мальных систем, теория игр), физика (теория относительности, тео­рия элементарных частиц),

физическая химия (синергетика), химия (периодическая система элементов), биология (теория органиче­ской

эволюции, этология, молекулярная генетика), нейрофизиология (рефлекторная теория высшей нервной

деятельности), экономи­ческая наука (теорема о транзакционных издержках, теория опти­мального распределения

ресурсов), политическая наука (теорема

о невозможности построения безупречной системы принятия кол­лективных решений), технические науки (теория

тепловых двигате­лей, кибернетика, информатика). Соответственно, философско-на­учные концепции опираются на

историко-научный материал своего времени: одно представление о науке («образ») — в размышлениях

Бэкона, -другое — в размышлениях Конта, третье — в размышлениях Гуссерля, Карнапа, Поппера, Куна и т. д.

 

1. В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии: 1) преднаука (характеризует зарождающуюся науку), 2) наука.

 

Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивается в производстве и обыденном опыте. Он стремится построить модели таких изменений, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первая предпосылка для этого - изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразований, ранняя наука строила схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи. Примеры: древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел (реальный объект - животное - замещается идеальным - единицей); геометрия обнаруживает связь с измерением земельных участков (чертеж - модель земельного участка: границы + площадь). Операции с геометрическими фигурами на чертежах осуществлялись с помощью циркуля и линейки. Этот способ выступает в качестве схемы реальных практических операций.

 

Способ построения знаний путем абстрагирования и схематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира.

 

По мере развития познания формируется новый способ построения знаний. Он знаменует переход к собственно научному исследованию предметных связей мира. На этапе преднауки первичные идеальные объекты и их отношения (соответственно, смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними) выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты. Теперь познание начинает строить фундамент новой системы знания сверху по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики.

 

Исходные идеальные объекты не черпаются из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний. Эти объекты погружаются в особую сетку отношений, которая заимствуется из другой области знания, где она предварительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение исходных идеальных объектов с новой сеткой отношений способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное обоснование данной системы практикой превращает ее в достоверное знание.

 

В развитой науке такой способ исследования встречается на каждом шагу. Пример: по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют на практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента начинается собственно математическое исследование, в ходе которого из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные объекты (применение операции извлечения корня к отрицательному числу формирует новую абстракцию - мнимое число; на этот класс идеальных объектов распространяются все операции, которые применялись к натуральным числам).

 

Описанный способ построения знаний утверждается в математике и затем распространяется на сферу естественных наук (метод выдвижения гипотетических моделей с их последующим обоснованием опытом).

 

Благодаря новому методу построения знаний, наука получает возможность не только изучить те предметные связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, но и проанализировать изменение объектов, которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого момента начинается наука в собственном смысле. В ней, наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука), формируется теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов. Знания строятся теперь в категориях возможного и необходимого (могут соотноситься не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего). Знания уже не формируются как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности самой по себе, и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов.

 

Возникает потребность в научном эксперименте как в особой форме практики, которая обслуживает развивающееся естествознание.

 

2. Культуры многих традиционных обществ не создавали предпосылок собственно научного способа исследования. Их знания не выходили за рамки преднауки.

 

Переход к науке связан с двумя переходными (?) состояниями развития культуры и цивилизации:

 

1) с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исседования.

 

2) с изменениями в европейской культуре в эпоху Возрождения и перехода к новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания (становление эксперимента как метода изучения природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания). Речь идет о тех мутациях в культуре, которые обеспечивали становление техногенной цивилизации.

 

Для перехода к собственно научной стадии необходим был особый способ мышления, который допускал бы взгляд на существующие ситуации бытия (социального общения и деятельности),????? одно из возможных проявлений законов мира, которые могут осуществиться в различных формах, в том числе, весьма отличных от уже осуществившихся.

 

Такой способ мышления не мог утвердиться в культуре Востока эпохи первых городских цивилизаций (где начиналась преднаука).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.