Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст №1






(1)Страшно. (20)Мерзко. (3)Чудовищно.

(4)В поезде Москва – Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти. (5)Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но ещё живого человека под колёса остановившегося поезда.

(6)Но, как известно, дьявол в деталях. (7)А «детали» такие: их было двадцать три – он один. (8)Они кричали: «Россия – для русских!» - несчастный был киргизом. (9)Мигрант и студенты столичных вузов, одетые в дорогие куртки, аккуратно стриженные, трезвые. (10)Скинхеды. (11)Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, узбекский рабочий, евреи в синагоге – сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке? (12)Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте… (13)Да что же это у нас происходит?

(14)Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. (15)«Имя этой болезни – ксенофобия», - таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. (16)Скажете, преувеличение? (17)Дескать, «отморозки» особого рода – фашиствующие. (18)А суды долгое время не замечали расовой ненависти – судили за обыкновенное хулиганство. (19)Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают!

(20)Мерзко. (21)Страшно. (22)Чудовищно.

(23)Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. (24)А таких немало. (25)Но сомневаюсь, что в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» всё ещё ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. (26)Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающей до внеморальной животности – человекофобия – есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может. (27)«Мы живём в эпоху прощания с гуманизмом», - горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. (28)Не хочется верить, что это так. (29)Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. (30)Многие считают, что это дело правоохранительных органов. (31)Ну а мы-то сами? (32)Пешки, что ли? (33)Щепки истории? (34)Рабы времени и обстоятельств? (35)Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. (36)«Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлёстывают нас?» - спросили режиссёра Адабашьяна. (37)Он ответил: (38)«Это эпидемия. (39)А что можно противостоять эпидемии? (40)Личную гигиену».

(41)… - Ироды! – закричала женщина на платформе Усово. (42)А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцати трёх этих иродов. (43)Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы?

(44)Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости.

(По И.Руденко)

Текст №2

(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских
героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста,
причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей. (2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное.

(3) Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.

(4) Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, социал-демократами, ни будущими большевиками. (5) Важно, типичный чеховский герой — неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог вынести, ни сбросить. (6) Все чеховские рассказы — это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7) Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8) Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у не больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9) Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10) Они разбивали свои и чужие сердца, были глупы, слабы, суетливы, истеричны. (11) Но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (12) Они не спали ночам, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, — это обещание лучшего будущего для всего мира.

(По В.В. Набокову)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.